Найти тему

Кулак Северной Звезды: Устаревшая классика…

Обложка первого тома манги-первоисточника «Кулак Северной Звезды» (1983 г.)
Обложка первого тома манги-первоисточника «Кулак Северной Звезды» (1983 г.)

Для начала – уточню пару вещей. Во-первых, эта статья является моей же сильно переработанной рецензией со стороннего сайта. А во-вторых, я посмотрел всего восемь серий первого сезона «Кулака Северной Звезды»; но считаю, что их достаточно для составления своего мнения. В конце концов, если из серии в серию ничего не меняется, и тайтл продолжает придерживаться вполне определённой (и нелогичной!) схемы сюжета, есть ли шансы, что дальше будет лучше? Вряд ли. Ведь зачем менять то, что хорошо работает? Вернее – работало (на момент выхода аниме!). Впрочем, обо всём по порядку:

Итак, это – постапокалиптический боевик с упором в драки, причём тут не идёт речи об адекватных боевых искусствах; ведь то, что творится на экране, – ересь похлеще знаменитого «бесконтактного боя». Да, главный герой практикует вымышленное боевое искусство, способное в прямом смысле взрывать врагов одними касаниями. Но плохо ли это? Нет. А зрелищно ли? Да! Проблема же оказалась не в идее; а в её реализации, т. е. в сюжете. Он СЛИШКОМ прост:

Действие происходит в альтернативном конце XX века, когда мир уже стал выжженной пустошью в ходе отгремевшей ядерной войны. Главный герой оказался в числе выживших; и пусть он – мастер своего боевого искусства, всё же потерпел одно поражение, из-за чего его возлюбленная была похищена коварным злодеем. Теперь же главгерой ищет мести и возможности отвоевать любимую. Иными словами, завязка банальна; к тому же подаётся на серьёзных щах. Ну, а что вы хотели? Это были 80-е; тогда мало кто задумывался, что столь примитивные сюжеты желательно сдабривать чёрным юмором. Вот и авторы «Северной Звезды» не задумались… Вследствие чего ЭТОТ сюжет, страдающий от примитивизма и множества нелогичностей, теперь может восприниматься, как кринж, наравне с фильмом «Комната» Томми Вайсо. Ведь старенькая «Северная Звезда» не дружит со здравым смыслом (и даже не может в самоиронию!). Прежде всего, в тамошний постапокалиптический мир не верится от слова совсем. Ну, что это за тóлпы бандитов-бодибилдеров, стращающих простой люд? Из каких качалок они повылазили? Это ж сколько куриных грудок каждый из них должен употреблять для поддержания такой мышечной массы, причём в условиях жёсткой нехватки еды? И почему все эти культуристы пользуются только холодным оружием; где, блин, огнестрельное? Проблему со стволами можно было бы списать на то, что события происходят в отдалённом постапокалипсисе, когда бóльшая часть оружия и патронов пришла в негодность; однако сюжет даёт понять, что ядерная война закончилась недавно! Ведь в числе выживших оказались, например, многие красные береты, т. е. элитные солдаты ушедшей цивилизованной эпохи; причём большинство из них – молодые. Хотя даже они почему-то не сохранили огнестрельного оружия – притом, что транспорт и горючее есть не только у них, но и у каждого второго жителя тех постапокалиптических реалий. А каждым третьим оказывается ряженый и разукрашенный фрик (напоминаю – ещё и качок!), каким-то чудом умудряющийся следить за своими образцово-бунтарскими шмотками и даже крашенным ирокезом на бритой башке; как они ухитряются быть такими модниками в выжженной пустоши, где вода должна использоваться только для питья, а не для стирки и бритья, я не знаю. И подобных фриков даже не десять или двадцать; их ТÓЛПЫ. Они собираются в банды, различающиеся символикой и палитрой сумасшедших нарядов, чтобы колесить по пустыне и пугать других выживших (да, нашли себе занятие…). Притом каждый четвёртый, переживший ядерную войну, оказывается великаном с ростом от двух с лишним до трёх и более метров! Неужто радиация так плодотворно повлияла на некоторых выживших? Впрочем, за все 8 просмотренных эпизодов я не нашёл ни одного упоминания о радиоактивном заражении: городá в руинах, но, очевидно, не фонят. Выжившие не носят защитные костюмы с противогазами или респираторами (а бандиты, напомню, вовсе модники – ирокезы и яркие штаны с красивыми сапогами, плюс жилетки на голое тело, да самодельная броня, будто физические повреждения в том мире представляют бóльшую угрозу, чем радиоактивные осадки либо перепады температуры!); это – точно, мир после ядерной войны?.. Ну, и к выжившим людям там, мягко выражаясь, странное отношение: человеческая жизнь часто не стóит ничего, притом что бóльшая часть человечества вымерла. В таких условиях человек должен восприниматься как ценность или, в крайнем случае, ценный ресурс, необходимый для поддержания и восстановления популяции; однако нет: одни выжившие истребляют других выживших просто по фану (неважно даже, мужчин или женщин!), тем самым ухудшая генофонд и будто бы совсем не беспокоясь о завтрашнем дне. Норм, чё. Ещё и к главгерою есть вопрос: у него что, бездонные карманы с бесконечным запасом красных маек и синих безрукавок, раз уж в каждом эпизоде ГГ рвёт свою одёжку в клочья, а потом та вновь оказывается целой?.. Ну, и прочие придирки по мелочи.

В общем, не стóит искать логику в «Северной Звезде». Логика в этом аниме – не главное. Ну, а то, что должно считаться главным, утратило былой шарм задолго до написания данной статьи. Всё же... чего ждать от аниме, которому 40 лет?

Теперь несколько абзацев о создании «Северной Звезды» и её же культурном влиянии (а ещё о том, какой у неё был ШАРМ, и почему он больше не работает!). В значительной степени эта франшиза была вдохновлена постапокалиптическими боевиками «Безумный Макс» (1979 г.) и «Безумный Макс 2: Воин дороги» (1981 г.), а также прочим западным «маскулинным» кино, вроде «Конана-варвара» (1982 г.), не говоря уже о фильмах с Брюсом Ли. Т. е. получилась такая вот смесь: постапок и панки-бандиты, а также избыток накачанных мужиков в кадре, ну и драки, в которых герой-одиночка голыми руками выносит толпу врагов. Все эти пропорции были намеренно возведены в абсолют «Северной Звездой»; т. е. гиперболизированы в ущерб логичности, зато в угоду зрелищности.

Попав в массовую культуру, «Северная Звезда» стала популярна в Японии и известна в США, где оной, в свою очередь, также вдохновились некоторые деятели кино и игровой индустрии (такой вот случился круговорот!). Из сáмого последнего можно упомянуть фильм «Убить Билла», где банда якудза почему-то напрочь позабыла про огнестрельное оружие, пользуясь мечами (которые ещё и труднее прятать, чем пистолеты либо револьверы!); совпадение? Не думаю! Ведь Тарантино не понаслышке знаком с аниме. А ещё в «Убить Билла» есть Пэй Мэй – таинственный мастер боевых искусств, вытворяющий нереалистичные трюки и знающий, как пятью ударами пальцев разорвать сердце (хм, что-то напоминает!).

Также франшизой «Кулак Северной Звезды» вдохновлялись авторы манги «Невероятные приключения ДжоДжо» и «Берсерк», а ещё – создатели игровых серий «Streets of Rage» и «Mortal Kombat». В «Streets of Rage» хорошие качки избивают плохих качков руками, ногами и подручными средствами, притом что хорошие, что плохие почти позабыли про существование огнестрела, несмотря на реалии конца XX века (к тому же тамошние боссы отличаются огромным ростом!); ну, а в «Mortal Kombat» толпа разодетых и разукрашенных фриков дубасит друг друга в рукопашную (с третьей игры серии – ещё и в постапокалиптических реалиях!), и победители добивают побеждённых эффектными фаталити и серийными бруталити, после которых от противника остаётся мокрое место / куски мяса / груда костей (ну, чем не пафосные приёмы-добивания от протагониста «Северной Звезды», ещё и со схожими подписями на экране в стиле «СТОКРАТНО РАЗРЫВАЮЩИЙ КУЛАК СЕВЕРНОЙ ЗВЕЗДЫ»?). И это лишь те примеры, что мне удалось вспомнить!

Нет, это всё не совпадения! Культурное влияние «Кулака Северной Звезды» оказалось колоссальным; многие из вдохновлённых им творений впоследствии обзавелись своими собственными франшизами! Это – одно из самых популярных аниме своего времени. Увы и ах, но в этом также кроется его слабая сторона: всё то, что есть в «Северной Звезде», современный зритель уже видел – и не раз. Причём мало того, что видел, так ещё и в лучшем исполнении (нередко от тех, кто как раз вдохновлялся «Северной Звездой»!). Это аниме просто НЕ ПРОХОДИТ проверку временем; для своей эпохи оно было прорывом, но сейчас не вызывает вау-эффекта. И всё же у него есть плюс – оно не грузит и легко смотрится. Но даже так рано или поздно начинаешь задаваться вопросом: а зачем продолжать? Разве старое аниме, чьи идеи уже растасканы всеми, кому было не лень, покажет что-то НОВОЕ? Не-а! К тому же современный зритель найдёт там слишком много недостатков, перевешивающих достоинства. Да, рисовка хороша для своего времени, выделяющаяся – одна из самых «не анимешных» рисовок во всей аниме-индустрии… Но анимация дешёвая. Да, музыкальное сопровождение отличное и озвучка персонажей достойная… Но некоторые звуковые эффекты и яростные выкрики ГГ во время боёв сейчас вызывают только кринж. Да, аниме брутальное… Но, кроме показной брутальности, в его сценарии было что-то адекватное? Эх, вряд ли. Сейчас каждый умник любитель вселенной S.T.A.L.K.E.R`а может разнести в пух и прах постапок «Северной Звезды».

На этом пока всё; спасибо за прочтение!