115 лет назад родился волжский фотограф Павел Вышкинд, участник Великой Отечественной войны, фотокорреспондент Минречфлота СССР. Больше полувека он снимал Волгу и влюбленных в нее людей. На его фотографиях — развитие отрасли, суда, бороздившие волжские просторы и, конечно же, волгари— труженики великой реки.
В тему:
➡️От Сталинграда до Горького: путь капитана Александра Стрелкова.
Как детское увлечение стало профессией
Павел Абрамович Вышкинд родился 13 июля 1910 года на Волге, в Астрахани, в семье рабочего-шорника, который занимался изготовлением конной упряжи. Так получилось, что будущую профессию наш герой выбрал в ранние годы. В школе Павлу купили первый фотоаппарат, пластинчатый, со стеклянными кассетами, — эта покупка определила его судьбу. Юноша загорелся фотографией, много снимал, стал председателем фотокружка и членом редколлегии школьной газеты. Первый его снимок во «взрослой» прессе увидел свет на страницах астраханской газеты «Коммунист» (ныне «Волга»), когда Павлу Вышкинду исполнилось 19 лет.
Кстати, старший брат нашего героя Михаил Вышкинд увлекался журналистикой, начинал юнкором «Пионерской правды». Затем его подпись стала появляться в астраханских газетах: «Коммунист», «Ловец и крестьянин», «Рупор комсомола». В 1929 году Михаил переехал в Нижний Новгород и стал репортером отдела транспорта «Нижегородской коммуны». Вскоре его пригласили в «Гудок», в ту пору общую транспортную газету.
В 1931 году Павел Вышкинд последовал примеру старшего брата, перебрался в Нижний. Снял комнатку на улице Рождественской, напротив здания Волжского пароходства.
Вслед за братом молодой фотограф решил попробовать себя в транспортной журналистике — взял фотоаппарат и пошел устраиваться на работу в редакцию «Нижегородского рейда», на тот момент газеты Волжского пароходства.
Примечание: С начала 1960-х издание ВОРП называлось «Большая Волга», а в нулевые было переименовано в «Волго-Невский ПроспектЪ».
Свободной штатной единицы для Павла Вышкинда тогда не было, но работник требовался, поэтому редактор Иван Васильевич Соловьев взял Павла Вышкинда на гонорар, внештатным корреспондентом. В управлении пароходства молодому журналисту выделили под фотолабораторию небольшую комнатушку, где он не только работал, но и некоторое время жил.
Лишь в апреле 1939 года по приказу начальника пароходства А.Н. Вахтурова и по просьбе редакции Павла Вышкинда взяли в штат газеты. К тому времени он уже стал дипломированным профессионалом — окончил заочные центральные курсы фоторепортажа и журналистики.
Когда началась Великая Отечественная война, Павел Абрамович вступил в отряд народного ополчения. В сентябре 1941-го в составе 20-го артиллерийского полка Московского военного округа ушел на фронт, откуда писал и отправлял фото уже в красноармейскую газету «Красный воин». Был награжден медалями «За Победу над Германией» и «За взятие Кенигсберга». Кстати, брат Михаил тоже был на фронте, под Сталинградом, получил тяжелое ранение.
В каждом кадре — вехи истории
После войны фотографа-речника Павла Абрамовича Вышкинда пригласили на работу в Министерство речного флота СССР, параллельно он продолжал сотрудничать со СМИ. Старший брат Михаил Абрамович также вернулся в журналистику, стал ответственным секретарем «Волжской магистрали». Писал он и для газеты Волжского речного пароходства «Большая Волга», где печатали снимки Павла Вышкинда.
Куда только ни заносила его судьба фотожурналиста! Он снимал первые рейсы судов методом толкания на Волге, речников-стахановцев. Вышкинд побывал не только на Волге и ее притоках, но и на Енисее и Амуре, Ангаре и Северной Двине, во многих портах, на судоремонтных заводах и гидротехнических сооружениях. Но Волга и волгари, конечно, занимали в творчестве Павла Абрамовича особое место.
«Он всегда умел оказаться в самой нужной для фотосъемки точке, орудия его производства — «лейка и блокнот» — всегда при нем. Вышкинд являлся свидетелем и непосредственным участником многих ярких событий. Снимал строительство гидросооружений на Волге, Оби, Иртыше, строительство и ввод в эксплуатацию Волго-Донского канала имени В.И. Ленина, Канала имени Москвы, закладку и спуск на воду флагмана Волги — дизель-электрохода «Ленин». Его фотоаппарат сделал памятные кадры портретов сотни прославленных волгарей — капитанов Напитухинаи Торсукова, Галашина и Богатова, Героев Социалистического Труда Пушкареваи Кириллова и многих других», — писала Галина Абаева, историк волжского судоходства, бессменный директор Музея речного флота на протяжении многих лет.
Павел Вышкинд снимал легендарного летчика Валерия Чкалова в 1930-е годы. «Чкаловская коллекция» волжского летописца во время поездки небесного аса на пароходе «Плес» насчитывает не один десяток фотографий. На одном снимке фотограф поймал задумчивый волевой взгляд исподлобья — Чкалов залюбовался родными волжскими просторами. На другом фото — веселый, улыбчивый и такой простой Валерий Павлович о чем-то беседует с товарищем.
Читайте также:
➡️ «Жизни я учился у водников». Как Волга вдохновила Валерия Чкалова на полеты.
Павел Вышкинд запечатлел исторические моменты первой советской антарктической экспедиции, отправившейся на Южный полюс на дизель-электроходах «Обь» и «Лена». Он снимал командира экспедиции «Северный полюс‑1» И.Д. Папанина, первого Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского, летчиков-космонавтов Юрия Гагарина, Валентину Терешкову, Андриана Николаева, писателей, поэтов, актеров и других знаменитостей.
Фотографии с подписью «П. Вышкинд» регулярно появлялись в горьковских и центральных газетах и журналах — «Советский Союз», «Советская женщина», «Огонек», «Смена», «Речной транспорт», «Водный транспорт» и т. д. Книги, путеводители, календари, фотоальбомы с речной тематикой иллюстрированы фотоснимками известного фотографа. Самой любимой газетой Вышкинда осталась, конечно, «Большая Волга».
По словам коллег, хорошо знавших Павла Абрамовича, он был человеком творческим, горел работой и всегда стремился поймать удачный кадр. Свою профессиональную деятельность он сочетал с общественной работой. Неоднократно участвовал в областных, региональных, всесоюзных и международных выставках. Фотограф совершенствовал свой талант и делился опытом с молодыми корреспондентами. Еще в 1945 году министерство попросило Вышкинда основать фотолабораторию в составе ГИИВТ (нынешнего ВГУВТ). Много сил и энергии отдавал работе в фотосекции областной журналистской организации, которую более 10 лет возглавлял.
При участии Павла Вышкинда были открыты экспозиции в Октябрьском затоне, Городецком судостроительном заводе. В музеях Нижегородского речного училища и ВГУВТ представлены фотографии волжского летописца. В каждом снимке — яркий кадр, момент из жизни большой реки, законченный сюжет.
В собрании Музея морского флота хранится обширная фототека Центрального бюро научно-технической информации Министерства речного флота СССР. Над фотолетописью водного транспорта страны трудились более 20 фотографов. Один из них — Павел Абрамович Вышкинд, запечатлевший развитие отечественного судоходства, строительство портов, гидросооружений, различные типы судов.
Интересный факт:
Снимки Павла Вышкинда выставляли как лучшие фотокадры страны в Москве, на Петровке — в огромных окнах здания Министерства речного флота.
Коллекция бесценных кадров
За свою длинную профессиональную жизни Павел Вышкинд получил немало наград — к военным медалям прибавил знак «Отличник речного флота, «За трудовое отличие» и другие. Был членом Союза журналистов СССР.
Павел Абрамович работал, пока сохранялось зрение. У него в квартире была небольшая лаборатория для печати фотографий. В день 85-летия Павел Вышкинд сказал: «Я считаю себя волгарем. И хочу, чтобы обо мне речники сохранили сердечную память». И она сохранилась, как и его фото.
С феноменальной скрупулезностью он собирал и подписывал свои негативы в течение всей жизни. Сын Юрий Павлович Вышкинд, капитан Волжского пароходства, выйдя на пенсию, пять лет посвятил работе над фотоархивом отца, систематизировал его, сумев сохранить в идеальном порядке и собрать настоящий фонд. 40 тысяч негативов — уникальное достояние. Сегодня архив хранится в Волжском пароходстве. Его лучшие кадры сейчас — ценные экспонаты Музея речного флота ВГУВТ, встречаются в коридорах и аудиториях «водного» вуза. Фотографии Павла Вышкинда стали частью истории Нижнего Новгорода. Настоящая фотолетопись жизни речников, Волги и нашей страны.
В тему:
➡️От судоводителя до генсека СССР: карьерный путь Юрия Андропова.