Юрий Андропов был первым лицом страны с 1982 по 1984 годы, развивал КГБ и укреплял трудовую дисциплину, а начинал в Волжском пароходстве, куда в 18 лет пришел мальчишкой.
Об интересном, но малоизвестном факте из биографии известного политического деятеля рассказываем на канале «История Волжского пароходства».
Читайте также:
💡Адмирал Волги: «коротковская эпоха» расцвета флота.
По Волге — со знанием дела
Юрий Владимирович Андропов родился 15 июня 1914 года на Ставрополье (станция Нагутская), в семье железнодорожного служащего и учительницы музыки. После смерти отца мальчик вместе с мамой перебрался в город Моздок, где в 1930 году Юрий закончил среднюю школу. По воспоминаниям друзей и одноклассников, у парня была отличная память, он любил читать и уже тогда проявлял лидерские качества.
В 16 лет, сразу после окончания учебы, Юрий, который на тот момент уже остался сиротой, пошел работать — сначала грузчиком, потом рабочим телеграфа на железнодорожной станции, помощником киномеханика в клубе. Выбирая место для поступления, парень прочитал в газете, что открыт прием в Рыбинский техникум водного транспорта, где студентам предлагали серьезное подспорье: не только бесплатно учили, но и предоставляли стипендию и место в общежитии.
Подробности из жизни юного Юрия Андропова мы узнаем из заявления с просьбой принять его в Рыбинский техникум на отделение судоводительское или судостроительное: как он лишился родителей, как живет у отчима и работает, чтобы были деньги на пропитание. «Прошу также обеспечить меня общежитием и стипендией, так как средств к дальнейшему существованию не имею», — честно признался руководству учебного заведения юноша. Этот документ цитирует в своей книге «Река – мое призвание» бывший министр речного флота Леонид Багров, который был лично знаком с Юрием Владимировичем.
Кстати, весной 2025 года в свою первую навигацию вышел новый теплоход Волжского пароходства, названный в честь выдающегося деятеля водного транспорта, последнего министра речного флота РСФСР Леонида Васильевича Багрова (1931 – 2021). Подробнее о сухогрузе читайте в нашем посте.
Юрия Андропова приняли на I курс судоводительского отделения Рыбинского техникума без испытаний и в конце апреля 1932 года направили на предварительную летнюю плавательную практику, знакомиться с флотской жизнью.
За время учебы в техникуме Андропов работал матросом, штурвальным, помощником капитана на речных судах Волжского пароходства: теплоходе «Заготовщик», пароходах «Яков Свердлов» и «Механик», который ходил на линии Рыбинск – Тверь.
Однажды курсант Юрий Андропов почти на месяц опоздал на учебу из-за работы, о чем сообщается в служебной записке капитана п/х «Яков Свердлов» Тазова, направленной в речной техникум. Парень трудился на судне штурвальным. Пароход перевозил лесоматериал, работы было очень много, а рук не хватало, поэтому командир экипажа не смог отпустить активного и трудолюбивого парня на берег. Пришлось задержаться, пока судно не вернулось в Рыбинск 25 сентября 1933 года.
В архивах сохранилась характеристика курсанта Юрия Андропова за подписью капитана п/х «Механик» Бусинского. Документ относится к навигации 1935 года:
«Дана настоящая товарищу Андропову Юрию Владимировичу в том, что он… оправдал свое назначение и через короткий срок был мною зачислен в штат команды на должность III помощника капитана, где проявил удивительную способность к судовождению, интересуясь каждой мелочью. Дневные вахты вахтенного начальника нес вполне самостоятельно с большим знанием своего дела. Кроме успехов в судовождении, товарищ Андропов Ю.В. имеет большие достижения и по хозяйственной линии, и все возложенные на него задания исполнялись им вполне добросовестно. Особенно надо отметить черту ту, что он в каждом деле пользовался симпатией команды. За все время пребывания товарища Андропова Ю.В. на пароходе «Механик» таковой не имел ни одного выговора или замечания ни по одной линии».
«Высоко ты, Юрка, забрался»
В 1936 году Юрий Андропов успешно окончил Рыбинский техникум, получив квалификацию штурмана I разряда речного и озерного торгового флота. Но по специальности работать ему не пришлось. Юрий с юных лет активно участвовал в общественно-политической жизни. С 16 лет — в комсомоле. Во время учебы в техникуме был избран секретарем комитета комсомола, по окончании стал комсоргом рыбинской судоверфи им. Володарского. А дальше его ждала серьезная политическая карьера, которая шла только вверх.
Уже будучи среди руководителей страны, Юрий Владимирович часто и с особой теплотой вспоминал учебу в Рыбинском техникуме и работу на волжских судах. Более того, знания и опыт профессионального судоводителя Юрий Владимирович использовал при решении вопросов речного транспорта государственной важности и всегда со знанием дела подходил к проблемам флота.
«Речники всегда гордились тем, что путёвку в жизнь и первые трудовые шаги Юрий Андропов получил в их рядах… Уроки работы во флотском экипаже, обязательность добросовестного и безотказного исполнения судовых ролей пришлись ему по душе, и впоследствии он с удовольствием вспоминал: «…А вот боцман у нас в экипаже требовал исполнения расписания по тревогам безоговорочно», — писал в своей книге Леонид Багров (цитата по публикации в газете «Совершенно секретно» №10/387, 7 октября 2016 года).
По воспоминаниям людей, работавших с Андроповым, именно боцман стал для Юрия Владимировича определенным мерилом человеческих ценностей. Андропов часто говорил: «А вот мой боцман сделал бы так-то», «Мой боцман никогда бы себе такого не позволил». Одна из главных философских фраз речника звучит так:
«Жизнь, Юра, это мокрая палуба. И чтобы на ней не поскользнуться, передвигайся не спеша. И обязательно каждый раз выбирай место, куда поставить ногу!» (цитата по книге «Андропов» Роя Медведева, публициста, автора многих историко-политических биографий).
В 1999 году в газете «Московский комсомолец» опубликована большая статья «Рассказы об Андропове», в которой помощники Юрия Владимировича поведали: однажды мудрый боцман даже приезжал к своему ученику в правительство, и его принимали как дорогого гостя. Обнялись, поцеловались, посидели. «Да, Юрка, — сказал боцман, — высоко же ты забрался. А, может, лучше обратно на Волгу?». Столь высокую оценку Юрий Владимирович тоже часто вспоминал. Но ни документального подтверждения этой встречи волжского боцмана с Андроповым, тогдашним главой КГБ, ни точных данных о речнике, ни даже имени и фамилии не сохранилось.
Андропов-джазмен, или легенда о Гленне Миллере
Большое распространение имеет и оригинальная конспирологическая версия, по которой политический деятель Юрий Андропов и легендарный американский джазмен Гленн Миллер — это один человек.
В 1930-е джаз-оркестр Гленна Миллера гремел в США, более того, коллектив обладал уже мировой славой. У музыканта было все, о чем можно было только мечтать. Но в 1944 году, за год до окончания Второй мировой войны, его самолет исчез над Ла-Маншем. Родилась версия, что американского джазиста вывезла из Лондона в СССР советская разведка, где он жил под именем Юрий Андропов. А произошло это потому, что музыкант был якобы советским шпионом, которого рассекретили.
В качестве фактов сторонники этого мифа приводят внешнее сходство музыканта и политика, известную любовь Андропова к джазу, свободное владение английским языком и музыкальными инструментами и тромбон в сейфе председателя КГБ с гравировкой GM.
На борту «Юрия Андропова»
Имя Юрия Андропова увековечено на Волге — до сих пор по реке ходит круизный теплоход, названный в его честь. Четырехпалубник проекта 302 был построен на судоверфи в немецком городе Бойценбург по заказу Министерства речного флота РСФСР для эксплуатации на внутренних водных путях СССР и был спущен на воду 28 февраля 1986 года.
Это была последняя массовая серия речных пассажирских судов, построенных за границей для работы в Советском Союзе. Комфортабельные круизные теплоходы способны вмещать до 300 пассажиров.
4 июня 1986 года теплоход Волжского пароходства «Юрий Андропов», приписанный к Горькому (Нижнему Новгороду), совершил первый рейс по маршруту Москва — Ленинград — Ростов-на-Дону.
В ноябре 1991 года теплоход «Юрий Андропов» с еще четырьмя однотипными судами отправился в необычную командировку: начало пути было на Волге в Нижнем Новгороде, а конечной точкой стал город Севилья на западе Испании. Им предстояло поработать на Всемирной выставке «Экспо-92».
Опытная команда теплохода совершила достаточно сложный переход в течение месяца. Успешно преодолев Азовское, Черное, Мраморное, Эгейское, Ионическое, Тирренское и Средиземное моря, миновав Гибралтарский пролив и пройдя небольшой участок по Атлантическому океану, волжский караван прибыл в порт назначения. На выставке они выполняли функцию плавучих гостиниц и принимали гостей. Полученный опыт экипажи применяли в дальнейшем на реках России при организации туристических круизов.
В 1990-е и нулевые теплоход курсировал между Москвой и Санкт-Петербургом, перевозил иностранных туристов. Затем использовался в качестве плавучего отеля. В июне 2017 года лайнер вернулся в круизную работу и до сих пор выходит в рейсы с российскими туристами на борту.
Читайте также по теме:
➡️ «Очень счастливый корабль»: история первого круизного лайнера на Волге «Максим Горький».
➡️ «Аркадий Гайдар» и его команда: последний колесный пароход на Волге.
➡️ «Аншлаг на Волге»: юмористические рейсы теплохода «Георгий Димитров».