Найти в Дзене

От судоводителя до генсека СССР: карьерный путь Юрия Андропова

Юрий Андропов был первым лицом страны с 1982 по 1984 годы, развивал КГБ и укреплял трудовую дисциплину, а начинал в Волжском пароходстве, куда в 18 лет пришел мальчишкой. Об интересном, но малоизвестном факте из биографии известного политического деятеля рассказываем на канале «История Волжского пароходства». Читайте также: 💡Адмирал Волги: «коротковская эпоха» расцвета флота. Юрий Владимирович Андропов родился 15 июня 1914 года на Ставрополье (станция Нагутская), в семье железнодорожного служащего и учительницы музыки. После смерти отца мальчик вместе с мамой перебрался в город Моздок, где в 1930 году Юрий закончил среднюю школу. По воспоминаниям друзей и одноклассников, у парня была отличная память, он любил читать и уже тогда проявлял лидерские качества. В 16 лет, сразу после окончания учебы, Юрий, который на тот момент уже остался сиротой, пошел работать — сначала грузчиком, потом рабочим телеграфа на железнодорожной станции, помощником киномеханика в клубе. Выбирая место для посту
Оглавление

Юрий Андропов был первым лицом страны с 1982 по 1984 годы, развивал КГБ и укреплял трудовую дисциплину, а начинал в Волжском пароходстве, куда в 18 лет пришел мальчишкой.

Об интересном, но малоизвестном факте из биографии известного политического деятеля рассказываем на канале «История Волжского пароходства».

Читайте также:

💡Адмирал Волги: «коротковская эпоха» расцвета флота.

Студент рыбинского техникума водного транспорта Юрий Андропов в 1936 году. Фото из архивов.
Студент рыбинского техникума водного транспорта Юрий Андропов в 1936 году. Фото из архивов.

По Волге — со знанием дела

Юрий Владимирович Андропов родился 15 июня 1914 года на Ставрополье (станция Нагутская), в семье железнодорожного служащего и учительницы музыки. После смерти отца мальчик вместе с мамой перебрался в город Моздок, где в 1930 году Юрий закончил среднюю школу. По воспоминаниям друзей и одноклассников, у парня была отличная память, он любил читать и уже тогда проявлял лидерские качества.

В 16 лет, сразу после окончания учебы, Юрий, который на тот момент уже остался сиротой, пошел работать — сначала грузчиком, потом рабочим телеграфа на железнодорожной станции, помощником киномеханика в клубе. Выбирая место для поступления, парень прочитал в газете, что открыт прием в Рыбинский техникум водного транспорта, где студентам предлагали серьезное подспорье: не только бесплатно учили, но и предоставляли стипендию и место в общежитии.

Подробности из жизни юного Юрия Андропова мы узнаем из заявления с просьбой принять его в Рыбинский техникум на отделение судоводительское или судостроительное: как он лишился родителей, как живет у отчима и работает, чтобы были деньги на пропитание. «Прошу также обеспечить меня общежитием и стипендией, так как средств к дальнейшему существованию не имею», — честно признался руководству учебного заведения юноша. Этот документ цитирует в своей книге «Река – мое призвание» бывший министр речного флота Леонид Багров, который был лично знаком с Юрием Владимировичем.

Кстати, весной 2025 года в свою первую навигацию вышел новый теплоход Волжского пароходства, названный в честь выдающегося деятеля водного транспорта, последнего министра речного флота РСФСР Леонида Васильевича Багрова (1931 – 2021). Подробнее о сухогрузе читайте в нашем посте.

Юрия Андропова приняли на I курс судоводительского отделения Рыбинского техникума без испытаний и в конце апреля 1932 года направили на предварительную летнюю плавательную практику, знакомиться с флотской жизнью.

За время учебы в техникуме Андропов работал матросом, штурвальным, помощником капитана на речных судах Волжского пароходства: теплоходе «Заготовщик», пароходах «Яков Свердлов» и «Механик», который ходил на линии Рыбинск – Тверь.

Волжский пароход «Механик», где проходил практику речник Юрий Андропов. Фото из архива Рыбинского музея-заповедника.
Волжский пароход «Механик», где проходил практику речник Юрий Андропов. Фото из архива Рыбинского музея-заповедника.

Однажды курсант Юрий Андропов почти на месяц опоздал на учебу из-за работы, о чем сообщается в служебной записке капитана п/х «Яков Свердлов» Тазова, направленной в речной техникум. Парень трудился на судне штурвальным. Пароход перевозил лесоматериал, работы было очень много, а рук не хватало, поэтому командир экипажа не смог отпустить активного и трудолюбивого парня на берег. Пришлось задержаться, пока судно не вернулось в Рыбинск 25 сентября 1933 года.

В архивах сохранилась характеристика курсанта Юрия Андропова за подписью капитана п/х «Механик» Бусинского. Документ относится к навигации 1935 года:

«Дана настоящая товарищу Андропову Юрию Владимировичу в том, что он… оправдал свое назначение и через короткий срок был мною зачислен в штат команды на должность III помощника капитана, где проявил удивительную способность к судовождению, интересуясь каждой мелочью. Дневные вахты вахтенного начальника нес вполне самостоятельно с большим знанием своего дела. Кроме успехов в судовождении, товарищ Андропов Ю.В. имеет большие достижения и по хозяйственной линии, и все возложенные на него задания исполнялись им вполне добросовестно. Особенно надо отметить черту ту, что он в каждом деле пользовался симпатией команды. За все время пребывания товарища Андропова Ю.В. на пароходе «Механик» таковой не имел ни одного выговора или замечания ни по одной линии».

 Матрос Юрий Андропов с однокурсниками (справа). Фото из архивов.
Матрос Юрий Андропов с однокурсниками (справа). Фото из архивов.

«Высоко ты, Юрка, забрался»

В 1936 году Юрий Андропов успешно окончил Рыбинский техникум, получив квалификацию штурмана I разряда речного и озерного торгового флота. Но по специальности работать ему не пришлось. Юрий с юных лет активно участвовал в общественно-политической жизни. С 16 лет — в комсомоле. Во время учебы в техникуме был избран секретарем комитета комсомола, по окончании стал комсоргом рыбинской судоверфи им. Володарского. А дальше его ждала серьезная политическая карьера, которая шла только вверх.

Уже будучи среди руководителей страны, Юрий Владимирович часто и с особой теплотой вспоминал учебу в Рыбинском техникуме и работу на волжских судах. Более того, знания и опыт профессионального судоводителя Юрий Владимирович использовал при решении вопросов речного транспорта государственной важности и всегда со знанием дела подходил к проблемам флота.

«Речники всегда гордились тем, что путёвку в жизнь и первые трудовые шаги Юрий Андропов получил в их рядах… Уроки работы во флотском экипаже, обязательность добросовестного и безотказного исполнения судовых ролей пришлись ему по душе, и впоследствии он с удовольствием вспоминал: «…А вот боцман у нас в экипаже требовал исполнения расписания по тревогам безоговорочно», — писал в своей книге Леонид Багров (цитата по публикации в газете «Совершенно секретно» №10/387, 7 октября 2016 года).

По воспоминаниям людей, работавших с Андроповым, именно боцман стал для Юрия Владимировича определенным мерилом человеческих ценностей. Андропов часто говорил: «А вот мой боцман сделал бы так-то», «Мой боцман никогда бы себе такого не позволил». Одна из главных философских фраз речника звучит так:

«Жизнь, Юра, это мокрая палуба. И чтобы на ней не поскользнуться, передвигайся не спеша. И обязательно каждый раз выбирай место, куда поставить ногу!» (цитата по книге «Андропов» Роя Медведева, публициста, автора многих историко-политических биографий).

В 1999 году в газете «Московский комсомолец» опубликована большая статья «Рассказы об Андропове», в которой помощники Юрия Владимировича поведали: однажды мудрый боцман даже приезжал к своему ученику в правительство, и его принимали как дорогого гостя. Обнялись, поцеловались, посидели. «Да, Юрка, — сказал боцман, — высоко же ты забрался. А, может, лучше обратно на Волгу?». Столь высокую оценку Юрий Владимирович тоже часто вспоминал. Но ни документального подтверждения этой встречи волжского боцмана с Андроповым, тогдашним главой КГБ, ни точных данных о речнике, ни даже имени и фамилии не сохранилось.

Андропов-джазмен, или легенда о Гленне Миллере

Фото https://kulturologia.ru.
Фото https://kulturologia.ru.

Большое распространение имеет и оригинальная конспирологическая версия, по которой политический деятель Юрий Андропов и легендарный американский джазмен Гленн Миллер — это один человек.

В 1930-е джаз-оркестр Гленна Миллера гремел в США, более того, коллектив обладал уже мировой славой. У музыканта было все, о чем можно было только мечтать. Но в 1944 году, за год до окончания Второй мировой войны, его самолет исчез над Ла-Маншем. Родилась версия, что американского джазиста вывезла из Лондона в СССР советская разведка, где он жил под именем Юрий Андропов. А произошло это потому, что музыкант был якобы советским шпионом, которого рассекретили.

В качестве фактов сторонники этого мифа приводят внешнее сходство музыканта и политика, известную любовь Андропова к джазу, свободное владение английским языком и музыкальными инструментами и тромбон в сейфе председателя КГБ с гравировкой GM.

Круизный речной теплоход «Юрий Андропов» на Волго-Балтийском канале. Фото: ARTём/fleetphoto.ru.
Круизный речной теплоход «Юрий Андропов» на Волго-Балтийском канале. Фото: ARTём/fleetphoto.ru.

На борту «Юрия Андропова»

Имя Юрия Андропова увековечено на Волге — до сих пор по реке ходит круизный теплоход, названный в его честь. Четырехпалубник проекта 302 был построен на судоверфи в немецком городе Бойценбург по заказу Министерства речного флота РСФСР для эксплуатации на внутренних водных путях СССР и был спущен на воду 28 февраля 1986 года.

Это была последняя массовая серия речных пассажирских судов, построенных за границей для работы в Советском Союзе. Комфортабельные круизные теплоходы способны вмещать до 300 пассажиров.

4 июня 1986 года теплоход Волжского пароходства «Юрий Андропов», приписанный к Горькому (Нижнему Новгороду), совершил первый рейс по маршруту Москва — Ленинград — Ростов-на-Дону.

В ноябре 1991 года теплоход «Юрий Андропов» с еще четырьмя однотипными судами отправился в необычную командировку: начало пути было на Волге в Нижнем Новгороде, а конечной точкой стал город Севилья на западе Испании. Им предстояло поработать на Всемирной выставке «Экспо-92».

Опытная команда теплохода совершила достаточно сложный переход в течение месяца. Успешно преодолев Азовское, Черное, Мраморное, Эгейское, Ионическое, Тирренское и Средиземное моря, миновав Гибралтарский пролив и пройдя небольшой участок по Атлантическому океану, волжский караван прибыл в порт назначения. На выставке они выполняли функцию плавучих гостиниц и принимали гостей. Полученный опыт экипажи применяли в дальнейшем на реках России при организации туристических круизов.

В 1990-е и нулевые теплоход курсировал между Москвой и Санкт-Петербургом, перевозил иностранных туристов. Затем использовался в качестве плавучего отеля. В июне 2017 года лайнер вернулся в круизную работу и до сих пор выходит в рейсы с российскими туристами на борту.

Читайте также по теме:

➡️ «Очень счастливый корабль»: история первого круизного лайнера на Волге «Максим Горький».

➡️ «Аркадий Гайдар» и его команда: последний колесный пароход на Волге.

➡️ «Аншлаг на Волге»: юмористические рейсы теплохода «Георгий Димитров».