Найти тему

Капитан Леонид Пушкарев, человек и теплоход

Оглавление

Белоснежный трехпалубный теплоход «Капитан Пушкарев» рассекает волжские волны. Судно гордо носит имя потомственного речника Леонида Пушкарева — героя Соцтруда, первого капитана речного исполина «Волго-Дон 1», капитана-наставника Волжского пароходства и автора учебников, по которым учились многие судоводители.

💡Подпишитесь на канал «История Волжского пароходства», и мы отправимся вместе в увлекательное путешествие длиной в 180 лет!

Спасение парохода «Советская республика» из ледяного плена

Леонид Васильевич Пушкарев родился в 1926 года на Волге, в местечке Нижний Услон (Татарстан), в семье речников. Его отец Василий Дмитриевич долгие годы работал на пароходе «Иркутск», который стал для Леонида вторым домом. Вместе с родителями мальчик ходил в рейсы по волжским просторам каждую навигацию. Здесь началась трудовая деятельность будущего капитана, ведь именно на это судно в 14 лет Леонид Пушкарев устроился матросом.

Во время Великой Отечественной войны недалеко от Кинешмы экипажу «Иркутска» пришлось освобождать из ледового плена пассажирский пароход «Советская республика», на котором везли более тысячи эвакуированных детей.

Леонид Васильевич вспоминал: чтобы пробиться к скованному судну, пришлось ломами пробивать борозду во льду, по ней и шел пароход. В итоге все плицы в колесах сломали — вместо них был сплошной лед. Спасенный пароход вывели на воду, он пошел своим ходом, а «Иркутск» остался на ремонт.

Леонид Васильевич Пушкарев
Леонид Васильевич Пушкарев

Метод Пушкарева и речной исполин

В 1951 году Леонид Пушкарев назначен капитаном родного «Иркутска», в 1953 году — нового теплохода «Адмирал Ушаков», самого мощного судна в стране на тот момент, а в 1960 году Леонид Васильевич, уже будучи опытным волжским капитаном, поднялся на мостик головного судна «Волго-Дон-1», который стал настоящим техническим прорывом в советском судостроении.

«Волго-Дон-1»
«Волго-Дон-1»

➡️Подробнее историю «Волго-Донов» читайте в этой статье.

Судно обладало невиданной для 1960-х годов грузоподъемностью — до 5,3 тысячи тонн. А капитан Пушкарев смог увеличить этот рекордный показатель до 7 тысяч. Он придумал эффективный метод толкания судов (взамен вождения барж на буксирном тросе), который впоследствии стали применять во всех речных пароходствах СССР. Повышение грузоподъемности теплохода стало возможным благодаря рациональной балластировке для придания необходимых устойчивости и посадки.

Плюсы метода Пушкарева:

✅ повышение скорости судна на 15 %;

✅экономия рейсового времени;

✅снижение расхода топлива и смазки на тонну перевезенного груза;

✅ обеспечение бо́льшей безопасности управления судном.

Кроме того, при Пушкареве команда машинного отделения научилась править гребные винты и менять насадки, не заходя в док. Все эти меры в совокупности давали лишние 7 дней эксплуатационного времени.

«Я на реке родился, всю жизнь работал на Волге и скажу: наша профессия не из легких. Чтобы с ней ужиться, надо быть крепким человеком».
Капитан Пушкарев

«Пушкарев встал за штурвал, и все ахнули»

В 1963 году Леонид Пушкарев окончил Горьковское речное училище имени И.П. Кулибина с правом занимать должность капитана на судах всех групп. Через год он стал капитаном-наставником Волжского объединенного речного пароходства.

Когда возникла необходимость усовершенствовать сцепные и рулевые устройства, Леонид Васильевич с большой отдачей сотрудничал с представителями институтов водного транспорта, конструкторскими бюро.

В 1966 году за свой вклад в развитие речного транспорта и выдающиеся производственные успехи Леонид Васильевич Пушкарев получил звание Героя Соцтруда, орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот».

В ВОРП Леонид Пушкарев курировал суда типа «Волго-Дон». В мае 1970 года в Самаре случилась авария, один из сухогрузов снес пролет моста. Нужно было навести наплавной мост из барж 942 проекта. В помощь строителям поехал капитан-наставник Пушкарев.

Заслуженный строитель России Андрей Голубков вспоминал: «Я, конечно, знал, что это величина, и, честно говоря, волновался: такой ас, а я им командовать должен. А Леонид Васильевич запросто взял рукавицы и сам включился в работу. И был один момент, который всех поразил. Мост не разводился, просто одна баржа выводилась и ставилась к берегу, и через этот пролет надо было провести теплоход «Максим Горький» с зерном вверх по Волге к элеватору. Никто из самарских судоводителей за это не брался: ширина пролета — метров 60, да еще течение. Пушкарев встал за штурвал и так провел судно, словно по километровому створу, отшвартовался у стенки элеватора. Все ахнули, так ювелирно было сработано! С его легкой руки и другие капитаны освоили эту трассу».

Дело капитана живет!

Несмотря на опыт и мастерство, Леонид Васильевич продолжал учиться и осваивать новые направления. В 1971 году заочно окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта и получил квалификацию инженера-судоводителя.

В 1973 году возглавил судоходную инспекцию Волжского объединенного речного пароходства. Удостоен званий «Заслуженный рационализатор РСФСР» и «Почетный работник флота».

В 1987 году Леонид Пушкарев ушел на заслуженный отдых. Стал соавтором работ «Спецлоция Волжско-Камского и Донского бассейнов», «Проводка судов в ледовых условиях». Жил в Нижнем Новгороде до самой смерти в 1995 году.

Теплоход «Капитан Пушкарев»
Теплоход «Капитан Пушкарев»

Его имя гордо носит трехпалубный теплоход, популярный круизный лайнер «Капитан Пушкарев», который модернизировали в 1990-е. Теплоход ходит по Волге, с которой была связана вся жизнь известного речника.

Статьи по теме:

Легенда о «Метеоре» — как создавались знаменитые суда на подводных крыльях

Полёты над водой — рассказываем историю легендарного речного теплохода «Ракета»

«Великовражка» — памятник народного судостроения на Волге