Найти в Дзене

Лайнер для Большой Волги. История легендарного дизель-электрохода «Советский Союз»

Оглавление
Флагман волжского пассажирского флота. Фото из Музея речного флота ВГУВТ.
Флагман волжского пассажирского флота. Фото из Музея речного флота ВГУВТ.

65 лет назад в первый рейс отправился новый дизель-электроход «Советский Союз» проекта 20, первый трехпалубник на Волге. Огромный речной лайнер, высотой с пятиэтажку, стал гордостью отечественного судостроения. Таких легендарных дизель-электроходов на Волге было всего два.

В тему:

💡За штурвалом Юрий Гагарин: как первый в мире космонавт управлял волжским теплоходом, носившим его имя.

«Волге — новый мощный флот»

Вторая половина 1950-х стала временем масштабного обновления пассажирского флота страны и прихода на Волгу первых трехпалубных судов. Советские корабелы работали над созданием комфортабельных лайнеров для внутренних водных маршрутов еще с 1930-х годов, но проектирование прервала война. И только в конце 1950-х удалось воплотить в жизнь идею нового типа пассажирских судов — «экспресса для Большой Волги».

Зачем вообще понадобились речные гиганты?

В начале 1930-х был разработан план «Большая Волга». Чтобы сделать реку полностью судоходной на всем ее протяжении, предусматривалось строительство плотин и создание крупнейших водохранилищ с особыми волновыми условиями, продолжать движение по которым могли лишь «мореходные» суда. К тому же, любителей речного транспорта и отдыха на воде становилось все больше. Для этих задач нужны были новые большие теплоходы со значительной осадкой. Советским конструкторам предстояло сделать прорыв в пассажирском судостроении.

21 октября 1932 года газета «Известия» разместила объявление о конкурсе на концепции судов разных типов, в том числе на лучший проект пассажирского трехпалубного лайнера, первого для Волги. Эксперты признали интересной идею инженера-судостроителя В.И. Сергеева из Коломны под девизом «Волге — новый мощный флот».

Разработать проект трехпалубника поручили Речсудпроекту (Горький). В группу конструкторов под руководством Н.Ф. Макеева вошел и сам автор концепции. Он играл в этой работе ключевую роль. К 1937 году проектирование было завершено. Инженеры предложили три варианта судна с разной силовой установкой: дизельной, дизель-электрической, турбоэлектрической. Судно типа «Страна Советов» должно было развивать крейсерскую скорость до 30 км/ч. Габариты: длина — 110 м, ширина — 12 м и осадка — 2 м.

Об этом проекте написала газета «Большевистская вахта» (номер от 12 января 1938 г.): опубликован снимок «Модель лайнера» и указано, что в связи с реконструкцией Волги горьковские судостроители разработали проект трехпалубного волжского лайнера на 610 пассажирских мест.

Реализовать его не удалось, началась война.

Первый проект волжского трехпалубника «Страна Советов» — иллюстрация из газеты.
Первый проект волжского трехпалубника «Страна Советов» — иллюстрация из газеты.

Гордость отечественного судостроения

И только в послевоенное время конструкторы вернулись к доработке «волжского экспресса». За основу взяли идею «Страны Советов», но значительно модернизировали. Проект № 20 — это практически новая концепция крупного пассажирского судна. Его завершил большой коллектив инженеров под руководством известного судостроителя, профессора В.М. Керичева. Главным конструктором 20-го проекта 20 был назначен А.Н. Каманин. Новый дизель-электроход должен был принимать на борт свыше 400 человек и перевозить до 60 тонн груза.

Первое судно — «Ленин» — было построено в Горьком и спущено на воду поздней осенью 1958 года. Его команду возглавил знаменитый волгарь, «капитан капитанов» Сергей Напитухин, который на протяжении нескольких лет принимал активное участие в доработке судна. А в 1959 году в Волжское пароходство поступил флагман речного пассажирского флота — «Советский Союз».

Эти лайнеры отличались от всех предыдущих речных пассажирских судов размерами, мощностью и комфортабельностью. И специалисты, и журналисты называли дизель-электроходы гордостью отечественного судостроения.

Историки сравнивают появление новых трехпалубников по значимости со спуском на воду в 1870-х годах первого большого пассажирского двухъярусного парохода Зевеке, построенного в Нижнем Новгороде.

Историю лайнеров Зевеке читайте в нашей статье:

➡️Гиганты на Волге. Какими были легендарные пароходы Альфонса Зевеке?

Модель дизель-электрохода «Советский Союз» в 1958 году была представлена на Международной Брюссельской выставке и удостоена большой Золотой медали.
Фото https://cruiseinform.ru.
Фото https://cruiseinform.ru.

Характеристики дизель-электрохода «Советский Союз»

✅ Назначение: транзитные пассажирские перевозки и туристические рейсы на расстояние до 3500 км.

✅ Вместимость судна: 440 пассажиров и 97 членов экипажа.

✅ Габариты: длина — 121,4 м; ширина — 16,8 м; высота — 15,1 м; надводный борт — 2,5 м; высота борта — 5 м.

✅ Полное водоизмещение судна — 2385 тонн, а водоизмещение порожнем — 2063 тонн.

✅ Осадка: при полном водоизмещении — 2,44 м; при порожнем — 1,92/2,14/2,33 м (нос, средняя, корма).

✅ Грузоподъемность: 60 тонн.

✅ Скорость судна: 26 км/ч.

Круизный лайнер «Советский Союз» удивлял уровнем комфорта и оснащенности. Фото из архивов.
Круизный лайнер «Советский Союз» удивлял уровнем комфорта и оснащенности. Фото из архивов.

Проект был реализован с необычайным по тем временам размахом и множеством инноваций:

· Полностью сварной корпус дизель-электрохода был построен секционным методом из низколегированной стали СХЛ-1. Благодаря этому материалу судно было очень прочным и могло выходить в рейс при любой погоде.

· Лайнеру был присвоен класс «О» Речного регистра РСФСР. Это значит, что оно могло ходить по водохранилищам и в штормовую погоду, когда высота волн достигала 2 м.

· Двигатель дизель-электрохода был очень мощным и представлял необычную по тем временам компоновку: три дизель-генератора отечественного производства мощностью по 900 л.с. Такой вариант добавлял судну маневренности и минимизировал вибрацию.

· Двигательные установки управлялись из рулевой рубки судна дистанционно. Там же располагались передовые на тот момент приборы — радар и эхолот. Чтобы облегчить обслуживание судна, инженеры внедрили автоматику в управлении различными механизмами, устройствами, системами.

· Судно имело беспрецедентный для того времени уровень комфорта. Это был первый пассажирский лайнер на Волге, оснащенный системой климат-контроля, которая обеспечивала во всех помещениях заданную температуру весь навигационный период.

Пассажиры размещались в одно-, двух-, трех- и четырехместных каютах, в которые были проведены холодная и горячая вода, радио. Богатое убранство кают, коридоров, салонов и вестибюлей, мебель из ценных пород дерева, шелковые занавески — все это удивляло пассажиров. К услугам отдыхающих на борту были киноконцертный зал на 100 мест, ресторан, почта, автоматическая телефонная станция, библиотека, солярий.

Интересный факт:

20 мая 1987 г. в СССР вышла в почтовое обращения серия из трех марок «Речной пассажирский флот». На марках номиналов в 5 и 10 копеек представлены теплоходы «Максим Горький» и «Александр Пушкин» проекта Q-40. На марке 30 копеек представлен дизель-электроход «Советский Союз».
Лайнер «Советский Союз» стал героем почтовой марки. Источник: https://zetika.ru.
Лайнер «Советский Союз» стал героем почтовой марки. Источник: https://zetika.ru.

На капитанском мостике флагмана

Первый рейс судно выполнило 25 апреля 1960 года по маршруту Горький (Нижний Новгород) — Астрахань — Горький. На капитанском мостике стоял известный волгарь Андрей Белодворцев, опытный речник, представитель волжской династии Белодворцевых, посвятивших судоходству всю свою жизнь. Андрей Иванович возглавлял экипаж судна с 1959-го до 1977 года.

«Советский Союз» работал на туристическом маршруте Горький — Москва — Астрахань — Горький и Горький — Ростов-на-Дону — Астрахань — Горький от Горьковского совета по туризму. «Советский Союз» перевели в Москву, и с 1984 года он начал курсировать от Московского совета по туризму на линии Москва — Астрахань — Горький — Москва. С 1993 года и по август 1996 года судно работало на скорой транспортной линии Нижний Новгород — Астрахань, а в конце августа и начале сентября 1996 года трудилось на аналогичном маршруте Москва — Астрахань.

Знаменитый волжский капитан Андрей Белодворцев более 20 лет возглавлял команду электрохода «Советский Союз». Фото из Музея речного флота ВГУВТ.
Знаменитый волжский капитан Андрей Белодворцев более 20 лет возглавлял команду электрохода «Советский Союз». Фото из Музея речного флота ВГУВТ.

После нескольких десятилетий работы на электроходе Андрей Белодворцев передал штурвал в руки сыну Борису, который был капитаном электрохода до 1987 года. Третьим командиром экипажа лайнера «Советский Союз» стал Вячеслав Рогожин, который работал на судне до его последней навигации в конце 1990-х.

Подробнее о знаменитом капитане Белодворцеве читайте в нашей статье:

➡️ «Волга, как жизнь, одна». Легендарный капитан Андрей Белодворцев — 60 лет на флоте.