65 лет назад в первый рейс отправился новый дизель-электроход «Советский Союз» проекта 20, первый трехпалубник на Волге. Огромный речной лайнер, высотой с пятиэтажку, стал гордостью отечественного судостроения. Таких легендарных дизель-электроходов на Волге было всего два.
В тему:
«Волге — новый мощный флот»
Вторая половина 1950-х стала временем масштабного обновления пассажирского флота страны и прихода на Волгу первых трехпалубных судов. Советские корабелы работали над созданием комфортабельных лайнеров для внутренних водных маршрутов еще с 1930-х годов, но проектирование прервала война. И только в конце 1950-х удалось воплотить в жизнь идею нового типа пассажирских судов — «экспресса для Большой Волги».
Зачем вообще понадобились речные гиганты?
В начале 1930-х был разработан план «Большая Волга». Чтобы сделать реку полностью судоходной на всем ее протяжении, предусматривалось строительство плотин и создание крупнейших водохранилищ с особыми волновыми условиями, продолжать движение по которым могли лишь «мореходные» суда. К тому же, любителей речного транспорта и отдыха на воде становилось все больше. Для этих задач нужны были новые большие теплоходы со значительной осадкой. Советским конструкторам предстояло сделать прорыв в пассажирском судостроении.
21 октября 1932 года газета «Известия» разместила объявление о конкурсе на концепции судов разных типов, в том числе на лучший проект пассажирского трехпалубного лайнера, первого для Волги. Эксперты признали интересной идею инженера-судостроителя В.И. Сергеева из Коломны под девизом «Волге — новый мощный флот».
Разработать проект трехпалубника поручили Речсудпроекту (Горький). В группу конструкторов под руководством Н.Ф. Макеева вошел и сам автор концепции. Он играл в этой работе ключевую роль. К 1937 году проектирование было завершено. Инженеры предложили три варианта судна с разной силовой установкой: дизельной, дизель-электрической, турбоэлектрической. Судно типа «Страна Советов» должно было развивать крейсерскую скорость до 30 км/ч. Габариты: длина — 110 м, ширина — 12 м и осадка — 2 м.
Об этом проекте написала газета «Большевистская вахта» (номер от 12 января 1938 г.): опубликован снимок «Модель лайнера» и указано, что в связи с реконструкцией Волги горьковские судостроители разработали проект трехпалубного волжского лайнера на 610 пассажирских мест.
Реализовать его не удалось, началась война.
Гордость отечественного судостроения
И только в послевоенное время конструкторы вернулись к доработке «волжского экспресса». За основу взяли идею «Страны Советов», но значительно модернизировали. Проект № 20 — это практически новая концепция крупного пассажирского судна. Его завершил большой коллектив инженеров под руководством известного судостроителя, профессора В.М. Керичева. Главным конструктором 20-го проекта 20 был назначен А.Н. Каманин. Новый дизель-электроход должен был принимать на борт свыше 400 человек и перевозить до 60 тонн груза.
Первое судно — «Ленин» — было построено в Горьком и спущено на воду поздней осенью 1958 года. Его команду возглавил знаменитый волгарь, «капитан капитанов» Сергей Напитухин, который на протяжении нескольких лет принимал активное участие в доработке судна. А в 1959 году в Волжское пароходство поступил флагман речного пассажирского флота — «Советский Союз».
Эти лайнеры отличались от всех предыдущих речных пассажирских судов размерами, мощностью и комфортабельностью. И специалисты, и журналисты называли дизель-электроходы гордостью отечественного судостроения.
Историки сравнивают появление новых трехпалубников по значимости со спуском на воду в 1870-х годах первого большого пассажирского двухъярусного парохода Зевеке, построенного в Нижнем Новгороде.
Историю лайнеров Зевеке читайте в нашей статье:
➡️Гиганты на Волге. Какими были легендарные пароходы Альфонса Зевеке?
Модель дизель-электрохода «Советский Союз» в 1958 году была представлена на Международной Брюссельской выставке и удостоена большой Золотой медали.
Характеристики дизель-электрохода «Советский Союз»
✅ Назначение: транзитные пассажирские перевозки и туристические рейсы на расстояние до 3500 км.
✅ Вместимость судна: 440 пассажиров и 97 членов экипажа.
✅ Габариты: длина — 121,4 м; ширина — 16,8 м; высота — 15,1 м; надводный борт — 2,5 м; высота борта — 5 м.
✅ Полное водоизмещение судна — 2385 тонн, а водоизмещение порожнем — 2063 тонн.
✅ Осадка: при полном водоизмещении — 2,44 м; при порожнем — 1,92/2,14/2,33 м (нос, средняя, корма).
✅ Грузоподъемность: 60 тонн.
✅ Скорость судна: 26 км/ч.
Проект был реализован с необычайным по тем временам размахом и множеством инноваций:
· Полностью сварной корпус дизель-электрохода был построен секционным методом из низколегированной стали СХЛ-1. Благодаря этому материалу судно было очень прочным и могло выходить в рейс при любой погоде.
· Лайнеру был присвоен класс «О» Речного регистра РСФСР. Это значит, что оно могло ходить по водохранилищам и в штормовую погоду, когда высота волн достигала 2 м.
· Двигатель дизель-электрохода был очень мощным и представлял необычную по тем временам компоновку: три дизель-генератора отечественного производства мощностью по 900 л.с. Такой вариант добавлял судну маневренности и минимизировал вибрацию.
· Двигательные установки управлялись из рулевой рубки судна дистанционно. Там же располагались передовые на тот момент приборы — радар и эхолот. Чтобы облегчить обслуживание судна, инженеры внедрили автоматику в управлении различными механизмами, устройствами, системами.
· Судно имело беспрецедентный для того времени уровень комфорта. Это был первый пассажирский лайнер на Волге, оснащенный системой климат-контроля, которая обеспечивала во всех помещениях заданную температуру весь навигационный период.
Пассажиры размещались в одно-, двух-, трех- и четырехместных каютах, в которые были проведены холодная и горячая вода, радио. Богатое убранство кают, коридоров, салонов и вестибюлей, мебель из ценных пород дерева, шелковые занавески — все это удивляло пассажиров. К услугам отдыхающих на борту были киноконцертный зал на 100 мест, ресторан, почта, автоматическая телефонная станция, библиотека, солярий.
Интересный факт:
20 мая 1987 г. в СССР вышла в почтовое обращения серия из трех марок «Речной пассажирский флот». На марках номиналов в 5 и 10 копеек представлены теплоходы «Максим Горький» и «Александр Пушкин» проекта Q-40. На марке 30 копеек представлен дизель-электроход «Советский Союз».
На капитанском мостике флагмана
Первый рейс судно выполнило 25 апреля 1960 года по маршруту Горький (Нижний Новгород) — Астрахань — Горький. На капитанском мостике стоял известный волгарь Андрей Белодворцев, опытный речник, представитель волжской династии Белодворцевых, посвятивших судоходству всю свою жизнь. Андрей Иванович возглавлял экипаж судна с 1959-го до 1977 года.
«Советский Союз» работал на туристическом маршруте Горький — Москва — Астрахань — Горький и Горький — Ростов-на-Дону — Астрахань — Горький от Горьковского совета по туризму. «Советский Союз» перевели в Москву, и с 1984 года он начал курсировать от Московского совета по туризму на линии Москва — Астрахань — Горький — Москва. С 1993 года и по август 1996 года судно работало на скорой транспортной линии Нижний Новгород — Астрахань, а в конце августа и начале сентября 1996 года трудилось на аналогичном маршруте Москва — Астрахань.
После нескольких десятилетий работы на электроходе Андрей Белодворцев передал штурвал в руки сыну Борису, который был капитаном электрохода до 1987 года. Третьим командиром экипажа лайнера «Советский Союз» стал Вячеслав Рогожин, который работал на судне до его последней навигации в конце 1990-х.
Подробнее о знаменитом капитане Белодворцеве читайте в нашей статье:
➡️ «Волга, как жизнь, одна». Легендарный капитан Андрей Белодворцев — 60 лет на флоте.