Командир боевой части краснознаменной канонерки «Чапаев» Александр Стрелков служил в Волжской военной флотилии от первого до последнего дня Сталинградской битвы. А после войны долгие годы работал на волжских судах.
Как он прошел путь от матроса до капитана и Великую Отечественную войну, поднимал суда со дна и водил круизные пароходы по Волге, читайте в нашей новой статье на канале «История Волжского пароходства».
➡️Читайте также:
«Волга спасала огромную страну»: подвиг речников во время Сталинградской битвы.
Флот — это работа
Александр Федорович Стрелков (1906 - 1995) родился в селе Радищево (ныне районный центр Ульяновской области). Не сохранилось данных о его семье, но известно, что работать юноша начал, едва ему исполнилось 18 лет, — устроился матросом на волжский флот. Достаточно быстро смышленого парня повысили до рулевого, и он встал за штурвал парохода «Грозный» недавно созданного Волжского государственного речного пароходства. Затем стал третьим помощником капитана парохода «Чермез». Судно с интересной историей — пароход участвовал в Гражданской войне, был задействован в боевых и транспортных операциях, перевозил штаб.
В 1928 году Александра Стрелкова призвали в армию — молодой речник с флотским «багажом» отправился служить на ВМФ, в Ленинград. Завершив службу, наш герой вернулся на Волгу. В его портфолио конца 1920-х и 1930-х — командные должности на судах Волжского пароходства «Встречный», «Гражданка», «Композитор Бородин», «Володарский», «Ильич», «Академик Тимирязев».
Обладая большим практическим речным опытом, Александр Стрелков принял решение заняться профессиональным образованием и в 1934 году поступил на судоводительское отделение Горьковского политехникума водных путей сообщения им. Зайцева (ныне – НРУ им. И.П. Кулибина, филиал ВГУВТ). Это первое речное училище в России, кузница кадров для Волги. Учебное заведение выпускало судоводителей, командиров флота, шкиперов.
«Отлично работали!»
С начала Великой Отечественной войны наш герой служил на канонерской лодке «Чапаев» Волжской военной флотилии.
Волжский речной колесный буксирный пароход «В. Чапаев», спущенный на воду в 1934 году, мобилизовали в июле 1941-го и переоборудовали для военных задач в канонерскую лодку. На модернизацию и формирование нового экипажа из 28 человек отвели всего 20 суток. На канонерку установили вооружение, усилили стальной корпус, создали артиллерийские погреба, увеличили вместимость жилых помещений. В команду судна вошел Александр Стрелков, волгарь, опытный судоводитель. Александра Федоровича назначили командиром артиллерийской боевой части (БЧ-1).
«Чапаев» был приписан к Владимирской пристани. Пристань Владимировка Нижневолжского речного пароходства — важный пункт для Красной Армии во время Сталинградской битвы. По словам историков, Владимировский затон стал опорной базой речного флота, работавшего на волжских переправах. Здесь же был создан узел связи пароходства и налажена работа участка Сталинградского района службы наблюдения и связи Волжской военной флотилии. Пристань обеспечивала доставку к Сталинграду вооружения, продовольствия и войск, переправу в тыл раненых бойцов и эвакуированных мирных жителей.
Стрелкову, как и всей команде «Чапаева», приходилось работать под обстрелами фашистской артиллерии, под бомбами, ходить по участкам, усеянным минами, участвовать в боевых действиях, терять товарищей. С 24 августа 1942 года по 30 января 1943 года канлодка была включена в северную группу кораблей, занимавшую огневые позиции на реке Ахтуба. В ходе сражения экипаж канонерки помогал сухопутным частям 62-й армии сдерживать немецкие дивизии, вышедшие к Волге в северной части города, и не допустить форсирования реки.
27 августа БЧ-1 под командованием Стрелкова впервые открыла огонь, поддерживая наступление морской пехоты. С 17 по 23 октября помогали 124-ой бригаде, которая отбила 20 атак танков и пехоты противника.
17 ноября в течение дня канлодка «Чапаев» вела огонь по наступающей пехоте противника севернее пос. Рынок. Вражеская атака была отбита. 23 ноября - 30 декабря «Чапаев» артиллерийским огнем поддерживал оборону наших войск в районе Сталинградского тракторного завода. После боя была получена радиограмма: «Воронину (командиру судна). Отлично работали. Благодарю за поддержку. Выношу благодарность всему личному составу. Начальник штаба 138-й стрелковой дивизии. Подполковник С.Я. Тычинский».
В январе 1943 года боевые части «Чапаева», в том числе команда Стрелкова, находясь под огнем артиллерии танков и авиации противника, содействовали сухопутным войскам в ликвидации окруженной группировки вражеских войск под Сталинградом, поддерживая войска 62-й армии.
Помимо огневой поддержки наших войск, «Чапаев» высаживал десанты, переправлял через Волгу в город оружие, боеприпасы и продовольствие, вывозил из Сталинграда раненых, женщин и детей.
Немецкие самолеты охотились за канонеркой. К примеру, во время одного налета корабль получил около 120 пробоин, но команда смело боролась за судно и быстро устраняла все повреждения. Александр Стрелков участвовал в боях за Сталинград до последнего дня разгрома вражеских войск. По данным Музея речного флота ВГУВТ, «канонерская лодка «Чапаев», командир старший лейтенант Воронин Н.И., командир БЧ-1 лейтенант Стрелков А.Ф. с августа 1942-го по 3 февраля 1943-го провели 130 боевых стрельб, уничтожив 39 танков, 200 автомашин, 7 артиллерийских батарей, 20 дотов и сотни фашистов».
27 февраля 1943 г. экипаж канонерской лодки «Чапаев» за доблесть и мужество был награжден орденом Красного Знамени. Канонерка стала одним из двух кораблей, отмеченных столь высокой наградой за боевые успехи в Сталинградской битве. 22 марта 1947 года судно за особые заслуги экипажа во время Великой Отечественной войны получило совместную мемориальную доску Министерства речного флота и военно-морского штаба СССР.
Суда возвращались в строй
После победы под Сталинградом канонерка «Чапаев» вернулась к гражданским перевозкам по Волге. А наш герой в июле 1943 года перешел на новую службу. После Сталинградской битвы и боев на Дону затонуло много судов Наркомречфлота, Наркомморфлота, рыболовецких и лесосплавных организаций, Волжской военной флотилии. Подъемом их и приведением в порядок подводных сооружений городского хозяйства занимались разрозненные и малочисленные водолазные группы разных ведомств.
Поэтому летом 1943-го по решению Госкомитета обороны при Наркомате ВМФ было создано Речное аварийно-судоподъемное управление, в ведение которого передавались все соответствующие отряды и организации, в том числе судоподъемная служба. Александра Федоровича Стрелкова назначили одним из руководителей группы по подъему затонувшего флота.
Речники выполняли важную задачу — поднятые суда ремонтировали и возвращали в строй, передавали пароходству. Баржи, буксиры, пароходы требовались как для нужд фронта, так и для восстановления хозяйства страны. Кроме того, волгари, в том числе группа Стрелкова, поднимали с затонувших судов вооружение, обмундирование, извлекали из трюмов нефтепродукты. Всё это шло на фронт. Этим Александр Федорович занимался вплоть до демобилизации в 1947 году.
Передать опыт новым поколениям
А дальше была мирная жизнь, возрождение судоходства на Волге. В 1947-м Стрелков устроился первым штурманом на пароход «30 лет ВЛКСМ», спущенный на воду в далеком 1907-м на Воткинском заводе, ровесник нашего героя.
В 1952 году сбылась флотская мечта Александра Стрелкова — он стал капитаном и возглавил команду парохода «Клим Ворошилов», который был выпущен в 1897 году и первоначально назывался «Бухара». Как и Александр Федорович, пароход — участник Сталинградской битвы. В мирное время под командованием капитана Стрелкова судно работало на линии Ярославль — Астрахань.
Волжские круизы в оживавшей от войны стране пользовались большой популярностью. Туристы с удовольствием проводили отпуск на воде, любовались речными пейзажами, гуляли по волжским городам во время остановок парохода. Семейные альбомы до сих пор хранят фото счастливых пассажиров «Клима Ворошилова», отдыхавших с детьми.
В 1954 году Александр Стрелков перешел капитаном на пароход «Богатырь» Волжского объединенного речного пароходства. 12 лет Александр Федорович руководил экипажем этого круизного судна. По данным Нижегородской биографической энциклопедии, за трудовые достижения и выслугу лет Александр Стрелков получил высшую награду СССР — орден Ленина.
В 1966 году наш герой вышел на заслуженный отдых и занялся педагогической деятельностью. Александр Федорович преподавал в Горьковском речном училище им. И.П. Кулибина, которое когда-то сам окончил. Он регулярно выступал перед молодежью в учебных заведениях, в Детском речном пароходстве — передавал масштабный багаж знаний и опыта, раскрывал секреты флотского мастерства.
➡️Читайте также о судьбе Геннадия Кулакова, известного капитана, 20 лет руководившего детским пароходством:
Юнга-герой, воспитавший поколения речников.
Большую часть общественной деятельности Александра Стрелкова занимали «фронтовые» встречи: Александр Федорович делился воспоминаниями о Великой Отечественной войне и участвовал в туристических поездках по местам боев канонерской лодки «Чапаев».
➡️Читайте еще по теме:
«Девочка-капитан»: героическая история Валентины Ухановой на «Дороге жизни».