Найти в Дзене

От Сталинграда до Горького: путь капитана Александра Стрелкова

Командир боевой части краснознаменной канонерки «Чапаев» Александр Стрелков служил в Волжской военной флотилии от первого до последнего дня Сталинградской битвы. А после войны долгие годы работал на волжских судах. Как он прошел путь от матроса до капитана и Великую Отечественную войну, поднимал суда со дна и водил круизные пароходы по Волге, читайте в нашей новой статье на канале «История Волжского пароходства». ➡️Читайте также: «Волга спасала огромную страну»: подвиг речников во время Сталинградской битвы. Александр Федорович Стрелков (1906 - 1995) родился в селе Радищево (ныне районный центр Ульяновской области). Не сохранилось данных о его семье, но известно, что работать юноша начал, едва ему исполнилось 18 лет, — устроился матросом на волжский флот. Достаточно быстро смышленого парня повысили до рулевого, и он встал за штурвал парохода «Грозный» недавно созданного Волжского государственного речного пароходства. Затем стал третьим помощником капитана парохода «Чермез». Судно с инт
Оглавление

Командир боевой части краснознаменной канонерки «Чапаев» Александр Стрелков служил в Волжской военной флотилии от первого до последнего дня Сталинградской битвы. А после войны долгие годы работал на волжских судах.

Как он прошел путь от матроса до капитана и Великую Отечественную войну, поднимал суда со дна и водил круизные пароходы по Волге, читайте в нашей новой статье на канале «История Волжского пароходства».

➡️Читайте также:

«Волга спасала огромную страну»: подвиг речников во время Сталинградской битвы.

Фото https://www.names52.ru.
Фото https://www.names52.ru.

Флот — это работа

Александр Федорович Стрелков (1906 - 1995) родился в селе Радищево (ныне районный центр Ульяновской области). Не сохранилось данных о его семье, но известно, что работать юноша начал, едва ему исполнилось 18 лет, — устроился матросом на волжский флот. Достаточно быстро смышленого парня повысили до рулевого, и он встал за штурвал парохода «Грозный» недавно созданного Волжского государственного речного пароходства. Затем стал третьим помощником капитана парохода «Чермез». Судно с интересной историей — пароход участвовал в Гражданской войне, был задействован в боевых и транспортных операциях, перевозил штаб.

В 1928 году Александра Стрелкова призвали в армию — молодой речник с флотским «багажом» отправился служить на ВМФ, в Ленинград. Завершив службу, наш герой вернулся на Волгу. В его портфолио конца 1920-х и 1930-х — командные должности на судах Волжского пароходства «Встречный», «Гражданка», «Композитор Бородин», «Володарский», «Ильич», «Академик Тимирязев».

Обладая большим практическим речным опытом, Александр Стрелков принял решение заняться профессиональным образованием и в 1934 году поступил на судоводительское отделение Горьковского политехникума водных путей сообщения им. Зайцева (ныне – НРУ им. И.П. Кулибина, филиал ВГУВТ). Это первое речное училище в России, кузница кадров для Волги. Учебное заведение выпускало судоводителей, командиров флота, шкиперов.

Канонерская лодка Чапаев, на которой в великую Отечественную войну служил Александр Стрелков. Фото wiki.net.
Канонерская лодка Чапаев, на которой в великую Отечественную войну служил Александр Стрелков. Фото wiki.net.

«Отлично работали!»

С начала Великой Отечественной войны наш герой служил на канонерской лодке «Чапаев» Волжской военной флотилии.

Волжский речной колесный буксирный пароход «В. Чапаев», спущенный на воду в 1934 году, мобилизовали в июле 1941-го и переоборудовали для военных задач в канонерскую лодку. На модернизацию и формирование нового экипажа из 28 человек отвели всего 20 суток. На канонерку установили вооружение, усилили стальной корпус, создали артиллерийские погреба, увеличили вместимость жилых помещений. В команду судна вошел Александр Стрелков, волгарь, опытный судоводитель. Александра Федоровича назначили командиром артиллерийской боевой части (БЧ-1).

«Чапаев» был приписан к Владимирской пристани. Пристань Владимировка Нижневолжского речного пароходства — важный пункт для Красной Армии во время Сталинградской битвы. По словам историков, Владимировский затон стал опорной базой речного флота, работавшего на волжских переправах. Здесь же был создан узел связи пароходства и налажена работа участка Сталинградского района службы наблюдения и связи Волжской военной флотилии. Пристань обеспечивала доставку к Сталинграду вооружения, продовольствия и войск, переправу в тыл раненых бойцов и эвакуированных мирных жителей.

Канонерка «Чапаев» и другие суда Волжской военной флотилии в Сталинградской битве. Источник: Музей речного флота ВГУВТ.
Канонерка «Чапаев» и другие суда Волжской военной флотилии в Сталинградской битве. Источник: Музей речного флота ВГУВТ.

Стрелкову, как и всей команде «Чапаева», приходилось работать под обстрелами фашистской артиллерии, под бомбами, ходить по участкам, усеянным минами, участвовать в боевых действиях, терять товарищей. С 24 августа 1942 года по 30 января 1943 года канлодка была включена в северную группу кораблей, занимавшую огневые позиции на реке Ахтуба. В ходе сражения экипаж канонерки помогал сухопутным частям 62-й армии сдерживать немецкие дивизии, вышедшие к Волге в северной части города, и не допустить форсирования реки.

27 августа БЧ-1 под командованием Стрелкова впервые открыла огонь, поддерживая наступление морской пехоты. С 17 по 23 октября помогали 124-ой бригаде, которая отбила 20 атак танков и пехоты противника.

17 ноября в течение дня канлодка «Чапаев» вела огонь по наступающей пехоте противника севернее пос. Рынок. Вражеская атака была отбита. 23 ноября - 30 декабря «Чапаев» артиллерийским огнем поддерживал оборону наших войск в районе Сталинградского тракторного завода. После боя была получена радиограмма: «Воронину (командиру судна). Отлично работали. Благодарю за поддержку. Выношу благодарность всему личному составу. Начальник штаба 138-й стрелковой дивизии. Подполковник С.Я. Тычинский».

В январе 1943 года боевые части «Чапаева», в том числе команда Стрелкова, находясь под огнем артиллерии танков и авиации противника, содействовали сухопутным войскам в ликвидации окруженной группировки вражеских войск под Сталинградом, поддерживая войска 62-й армии.

Награждение команды канонерки «Чапаев». Фото из архива Музея речного флота ВГУВТ.
Награждение команды канонерки «Чапаев». Фото из архива Музея речного флота ВГУВТ.

Помимо огневой поддержки наших войск, «Чапаев» высаживал десанты, переправлял через Волгу в город оружие, боеприпасы и продовольствие, вывозил из Сталинграда раненых, женщин и детей.

Немецкие самолеты охотились за канонеркой. К примеру, во время одного налета корабль получил около 120 пробоин, но команда смело боролась за судно и быстро устраняла все повреждения. Александр Стрелков участвовал в боях за Сталинград до последнего дня разгрома вражеских войск. По данным Музея речного флота ВГУВТ, «канонерская лодка «Чапаев», командир старший лейтенант Воронин Н.И., командир БЧ-1 лейтенант Стрелков А.Ф. с августа 1942-го по 3 февраля 1943-го провели 130 боевых стрельб, уничтожив 39 танков, 200 автомашин, 7 артиллерийских батарей, 20 дотов и сотни фашистов».

27 февраля 1943 г. экипаж канонерской лодки «Чапаев» за доблесть и мужество был награжден орденом Красного Знамени. Канонерка стала одним из двух кораблей, отмеченных столь высокой наградой за боевые успехи в Сталинградской битве. 22 марта 1947 года судно за особые заслуги экипажа во время Великой Отечественной войны получило совместную мемориальную доску Министерства речного флота и военно-морского штаба СССР.
Памятная фотография, сделанная в 1983 г. на встрече речников — участников Сталинградской битвы. Капитан Стрелков — в верхнем ряду второй справа. Фото из архива Волжского пароходства.
Памятная фотография, сделанная в 1983 г. на встрече речников — участников Сталинградской битвы. Капитан Стрелков — в верхнем ряду второй справа. Фото из архива Волжского пароходства.

Суда возвращались в строй

После победы под Сталинградом канонерка «Чапаев» вернулась к гражданским перевозкам по Волге. А наш герой в июле 1943 года перешел на новую службу. После Сталинградской битвы и боев на Дону затонуло много судов Наркомречфлота, Наркомморфлота, рыболовецких и лесосплавных организаций, Волжской военной флотилии. Подъемом их и приведением в порядок подводных сооружений городского хозяйства занимались разрозненные и малочисленные водолазные группы разных ведомств.

Поэтому летом 1943-го по решению Госкомитета обороны при Наркомате ВМФ было создано Речное аварийно-судоподъемное управление, в ведение которого передавались все соответствующие отряды и организации, в том числе судоподъемная служба. Александра Федоровича Стрелкова назначили одним из руководителей группы по подъему затонувшего флота.

Речники выполняли важную задачу — поднятые суда ремонтировали и возвращали в строй, передавали пароходству. Баржи, буксиры, пароходы требовались как для нужд фронта, так и для восстановления хозяйства страны. Кроме того, волгари, в том числе группа Стрелкова, поднимали с затонувших судов вооружение, обмундирование, извлекали из трюмов нефтепродукты. Всё это шло на фронт. Этим Александр Федорович занимался вплоть до демобилизации в 1947 году.

Мирная жизнь. Пароход «30 лет ВЛКСМ», на котором Александр Стрелков после войны работал первым штурманом. Фото из архивов.
Мирная жизнь. Пароход «30 лет ВЛКСМ», на котором Александр Стрелков после войны работал первым штурманом. Фото из архивов.

Передать опыт новым поколениям

А дальше была мирная жизнь, возрождение судоходства на Волге. В 1947-м Стрелков устроился первым штурманом на пароход «30 лет ВЛКСМ», спущенный на воду в далеком 1907-м на Воткинском заводе, ровесник нашего героя.

В 1952 году сбылась флотская мечта Александра Стрелкова — он стал капитаном и возглавил команду парохода «Клим Ворошилов», который был выпущен в 1897 году и первоначально назывался «Бухара». Как и Александр Федорович, пароход — участник Сталинградской битвы. В мирное время под командованием капитана Стрелкова судно работало на линии Ярославль — Астрахань.

Волжские круизы в оживавшей от войны стране пользовались большой популярностью. Туристы с удовольствием проводили отпуск на воде, любовались речными пейзажами, гуляли по волжским городам во время остановок парохода. Семейные альбомы до сих пор хранят фото счастливых пассажиров «Клима Ворошилова», отдыхавших с детьми.

В 1954 году Александр Стрелков перешел капитаном на пароход «Богатырь» Волжского объединенного речного пароходства. 12 лет Александр Федорович руководил экипажем этого круизного судна. По данным Нижегородской биографической энциклопедии, за трудовые достижения и выслугу лет Александр Стрелков получил высшую награду СССР — орден Ленина.

Пароход «Богатырь», которым командовал капитан Стрелков. На Волге. Источник: fleetphoto.ru.
Пароход «Богатырь», которым командовал капитан Стрелков. На Волге. Источник: fleetphoto.ru.

В 1966 году наш герой вышел на заслуженный отдых и занялся педагогической деятельностью. Александр Федорович преподавал в Горьковском речном училище им. И.П. Кулибина, которое когда-то сам окончил. Он регулярно выступал перед молодежью в учебных заведениях, в Детском речном пароходстве — передавал масштабный багаж знаний и опыта, раскрывал секреты флотского мастерства.

➡️Читайте также о судьбе Геннадия Кулакова, известного капитана, 20 лет руководившего детским пароходством:

Юнга-герой, воспитавший поколения речников.

Участник Волжской военной флотилии А.Ф. Стрелков на встрече с воспитанниками Горьковского детского речного пароходства. Фото 1960-х гг. из архива Волжского пароходства.
Участник Волжской военной флотилии А.Ф. Стрелков на встрече с воспитанниками Горьковского детского речного пароходства. Фото 1960-х гг. из архива Волжского пароходства.

Большую часть общественной деятельности Александра Стрелкова занимали «фронтовые» встречи: Александр Федорович делился воспоминаниями о Великой Отечественной войне и участвовал в туристических поездках по местам боев канонерской лодки «Чапаев».

➡️Читайте еще по теме:

«Девочка-капитан»: героическая история Валентины Ухановой на «Дороге жизни».