Найти тему

Самый молодой капитан на Волге. Полвека на флоте Владимира Кириллова

Оглавление

Продолжаем рассказывать о знаменитых речниках, чьи имена навсегда вписаны в «Историю Волжского пароходства».

Владимир Кириллов отдал любимому делу 50 лет и не раз бил рекорды. Владимир Андреевич вместе с экипажем в 1940-е переправил целую дивизию, отстоявшую Сталинград, а в мирное время возил по Волге Хрущева, Фиделя Кастро и ввел «волжское гостеприимство» на теплоходах.

Теперь по рекам ходит сухогруз, названный в честь Владимира Кириллова. В следующем году отмечается 100-летие легендарного капитана.

Капитан Владимир Кириллов. Фото https://www.names52.ru.
Капитан Владимир Кириллов. Фото https://www.names52.ru.

Храбро выполнил свой долг под Сталинградом

Владимир Кириллов родился в 1925 году в селе Пришиб Астраханской области. Оно протянулось вдоль берега реки Бобёр — притока Волги. Село получило свое название из-за особенностей речного побережья. В русских нижневолжских говорах слово «пришиб» означает обрыв, крутой яр. Детство, проведенное на берегу реки, привело юного Владимира на флот.

«Здесь, на Нижней Волге, он впервые увидел буксирный пароход с караваном барж, идущий против течения. Он не знал тогда, что это был знаменитый «Степан Разин», которым управлял Николай Иванович Чадаев — живая легенда волжского речного флота. Будучи капитаном буксирного парохода «Степан Разин», он выступил зачинателем стахановского движения на водном транспорте, стал одним из первых Героев труда, а в 1937 г. в его честь был назван пароход «Капитан Чадаев». Этот буксир мог тащить вверх по течению сразу семь барж, а в них – 42 тыс. тонн нефти. Вид буксира, его мощь произвели на сельского школьника столь сильное впечатление, что он твердо решил стать капитаном», — писал кандидат исторических наук, сотрудник Волжского пароходства Игорь Рычков.

Володя Кириллов из крестьянской многодетной семьи и мечтать не мог, что повторит судьбу знаменитого волгаря — станет известным капитаном, Героем Соцтруда. В его честь назовут судно.

Кстати, подробнее о Николае Чадаеве и его достижениях на Волге рассказано в нашем материале👇🏻

💡Рекорд «Степана Разина»: как капитан Николай Чадаев караван барж по Волге водил.

Владимир Кириллов поступил в Астраханский речной техникум. Учебное заведение пришлось закончить досрочно в военном 1942-м. Флоту требовались кадры — во время Сталинградских переправ это была жизненная необходимость. Владимира отправили работать на судно «Орджоникидзе» рулевым.

Во время битвы за Сталинград Владимир в свои 17 трудился уже 3-м штурманом. Капитаном на «Орджоникидзе» был Леонид Загрядцев — коренной волгарь, на флоте с 14 лет. Он поднялся на капитанский мостик парохода в 32 года. Владимир Кириллов опередит командира и через десятилетие станет самым молодым капитаном на Волге.

Экипаж «Орджоникидзе» водил караваны судов по заминированным участкам Волги. Под непрерывным огнем вражеской авиации команда храбро переправляла войска, оружие, боеприпасы и другие военные грузы. Пароход вывозил из окруженного города раненых и мирных жителей.

22 сентября 1942 года буксирный пароход «Орджоникидзе» во время рабочего рейса попал под обстрел 44 немецких самолетов. Судно было потоплено. Взрывной волной Владимира Кириллова контузило и выбросило за борт. Очнулся он в воде и чудом выплыл. Погибли первый в его жизни командир и экипаж. Как указано в его личном деле, которое хранится в архиве Волжского пароходства, Владимир Кириллов получил осколочные ранения и «за выполнение боевых заданий» был награжден медалью «За оборону Сталинграда».

Интересный факт:

Как писал доктор исторических наук Леонид Футорянский, экипаж «Орджоникидзе» переправил под Сталинградом всю 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию генерал-майора Александра Родимцева, сыгравшую исключительную роль в защите города.
Фото https://www.names52.ru.
Фото https://www.names52.ru.

«Торсуковец» и самый молодой командир

После гибели первого в его карьере парохода Владимир Кириллов работал на судах Волжского пароходства — «Тургенев» и «25-е Октября». В сентябре 1944 года его призвали на Военно-морской флот. Четыре с половиной года он прослужил на кораблях, приписанных к Полярному, Кронштадту и Ленинграду. Получил 25 поощрений от командования Северным и Балтийским флотами, медаль «За оборону Заполярья».

Завершив военную службу, Владимир Кириллов в 1949 году был назначен 4-м штурманом на пассажирское судно «Володарский», которое курсировало на скорой линии Горький-Астрахань. Пароход и его капитан были известны на всю Волгу, команда считалась передовой на речном флоте. Владимир Кириллов работал у знаменитого Александра Торсукова, легенды речного флота, гордо носил звание «торсуковца».

Александр Иванович передал молодому коллеге огромный багаж опыта, научил всем штурманским хитростям и доверил управление «Володарским», уходя на первый трехпалубный теплоход «Родина». Так в 31 год Владимир Кириллов стал самым молодым капитаном на Волге.

Историю капитана Торсукова читайте в нашей статье👇🏻

💡«Горжусь званием торсуковца» — большой путь легенды Волги, капитана Александра Торсукова.

Капитан Кириллов и команда «Володарского» в середине 1950-гг. Фото из архива Музея Волжского пароходства
Капитан Кириллов и команда «Володарского» в середине 1950-гг. Фото из архива Музея Волжского пароходства

На капитанском мостике флагманов

1960-е — новое яркое время в профессиональной биографии Владимира Андреевича Кириллова. Этот этап связан с обновлением пассажирского флота в стране. 4 года он работал на пассажирском теплоходе «Добрыня Никитич», судне типа «Родина» (проект 588), построенном в ГДР. В представлении капитана указано: «Товарищ Кириллов является одним из передовых волжских капитанов, быстро воспринимающим все новое в работе флота».

Репутацию, сложившуюся годами, он подтвердил, выполнив ответственное задание, — в 1958 и 1959 году перегнал из ГДР два новых судна проекта 588 — «Багратион» и «Урал 25». Поэтому Владимир Кириллов был назначен капитаном «брата» этих судов — теплохода «Добрыня Никитич», одного из передовых в Советском Союзе. Именно на нем первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев ездил на запуск Волжской (Сталинградской) ГЭС, тогда крупнейшей не только в СССР, но и в Европе. За свою работу команда Кириллова получила звание «экипажа коммунистического труда», а сам теплоход занесли в Книгу почета Министерства речного флота РСФСР.

Интересный факт:

7 мая 1963 года капитан Кириллов и экипаж «Добрыни Никитича» принимали на борту теплохода лидера Кубы Фиделя Кастро. Команданте приехал в Волгоград, почтил память защитников города-героя Сталинграда и совершил поездку на Волгоградскому морю на великолепном судне, писали местные газеты.
Теплоход «Добрыня Никитич» под командованием Владимира Кириллова очень понравился Фиделю Кастро.
Теплоход «Добрыня Никитич» под командованием Владимира Кириллова очень понравился Фиделю Кастро.

В 1964 году Владимир Кириллов перешел на дизель-электроход «Ленин», флагман волжского пассажирского флота. В конце 1950-х в Горьком спущено на воду судно совершенно нового типа — комфортабельный речной трехпалубный дизель-электроход, в котором были собраны новейшие достижения отечественного судостроения. В строительстве «Ленина» участвовал знаменитый капитан Сергей Напитухин, который и возглавил судно.

5 лет водил Напитухин новенький электроход по волжским маршрутам и в 1964 году, уходя на заслуженный отдых, передал его в надежные руки Владимира Кириллова. Читайте о «капитане капитанов» Сергее Напитухине в нашей статье на канале «История Волжского пароходства»💡

Сергей Алексеевич не ошибся. Капитан Кириллов показал высший уровень профессионализма, получив 11 раз звание «Лучший капитан Министерства речного флота РСФСР». Чтобы улучшить работу вверенного ему судна, Владимир Андреевич закончил заочно Горьковский институт инженеров водного транспорта (сегодня ВГУВТ). В своей дипломной работе он рассматривал возможности повышения рентабельности пассажирского флота за счет продленной навигации.

Теоретические наработки удалось реализовать на «Ленине». В 1968 году судно показало рекордный результат, самый высокий за 10 лет его эксплуатации. А в 1977-м пассажирская навигация «Ленина» составила 204 суток. Это была очередная профессиональная высота!

Владимир Кириллов на капитанском мостике флагмана пассажирского флота «Ленин». Фото: архив Волжского пароходства.
Владимир Кириллов на капитанском мостике флагмана пассажирского флота «Ленин». Фото: архив Волжского пароходства.

Профессионализм и волжское гостеприимство

20 лет капитан Кириллов водил флагман по Волге. За это время, по данным архива Волжского пароходства, «Ленин» прошел около 1,1 млн км, перевез 200 тыс. пассажиров. За два десятилетия команда капитана Кириллова внесла 245 рацпредложений.

Отдых на флагмане «Ленин» туристы помнили долгие годы. Экипаж и капитан Кириллов стали инициаторами движения «Каждому пассажиру — волжское гостеприимство». В те годы на судах не было массовиков-затейников и аниматоров, команда сама занималась организацией досуга туристов. На борту проводили зарядку, по вечерам пассажиры собирались за самоваром на «русский чай». На судне играла музыка, показывали фильмы, проводили концерты в музыкальном салоне, пассажиров поздравляли с днем рождения.

При Владимире Андреевиче сложилась традиция — 22 апреля, в день рождения Владимира Ленина, электроход открывал речное движение на Волге. Навигация 1977 года началась для капитана Кириллова знаковым событием:

«5 мая, когда «Ленин», идущий из Астрахани в Москву, стоял в Ярославле, на теплоход прибежал рассыльный с речного вокзала: капитана потребовал к телефону министр речного флота РСФСР Сергей Андреевич Кучкин… Министр поздравил капитана со званием Героя Социалистического Труда», — пишет историк Игорь Рычков.

В 2020 году в честь Владимира Андреевича Кириллова назван сухогруз. Фото fleetphoto.ru. Автор: nautic.
В 2020 году в честь Владимира Андреевича Кириллова назван сухогруз. Фото fleetphoto.ru. Автор: nautic.

Своим повседневным трудом Владимир Кириллов создавал новый тип волжского капитана, в котором сочетались высокий профессионализм судоводителя, экономическая грамотность и постоянная забота о пассажирах. Он работал на «Ленине» вплоть до 1984 года, когда электроход был уничтожен пожаром. Затем Владимир Андреевич стал капитаном одного из крупнейших волжских туристических теплоходов — «Семен Буденный», который в 1992 году ушел с Волги на Балтику. Работая в Калининграде, капитан Кириллов не раз говорил:

«Живу одной мечтой: привести теплоход с Балтики на Волгу, пройти по ней пару-тройку рейсов. Пожелать ей быть вечной трудягой, чтобы работали на реке добрые, сильные люди, а потом сказать: «До свидания, Волга-матушка! Был и остаюсь твоим верным сыном».

Сегодня имя знаменитого капитана носит сухогруз речной теплоход Волжского пароходства, переоборудованный из танкера типа «Волга-Флот».

Читайте также:

💡«Самолёт» на Волге: кто придумал речные круизы и создал первый туристический путеводитель?