Найти в Дзене

«Капитан капитанов» — полвека на Волге легенды речного флота Сергея Напитухина

Оглавление

65 лет назад в состав Волжского пароходства вошел дизель-электроход «Ленин», который специалисты называли настоящим прорывом в отечественном судостроении. Новое судно экипаж осваивал во главе с Сергеем Напитухиным, легендарным волжским капитаном, участником Сталинградских переправ. Более 700 предложений Сергея Алексеевича внедрено при проектировании электрохода.

Капитан Сергей Напитухин почти полвека провел на волжском флоте. Фото Музея речного флота ВГУВТ
Капитан Сергей Напитухин почти полвека провел на волжском флоте. Фото Музея речного флота ВГУВТ

Сергей Напитухин прошел путь от простого матроса до знаменитого капитана, провел 48 навигаций на Волге. Коллеги уважительно звали его «капитан капитанов». Подробности из жизни речника рассказываем на канале «История Волжского пароходства».

Теплоход «Академик Тимирязев» под командованием прославленного речника Сергея Напитухина. Фото fleetphoto.ru.
Теплоход «Академик Тимирязев» под командованием прославленного речника Сергея Напитухина. Фото fleetphoto.ru.

Подвиг речников при Сталинградских переправах

Сергей Напитухин — коренной волгарь. Родился в семье потомственных речников в селе Кадницы Нижегородской области, столице волжских капитанов и лоцманов. Работать начал рано — трудился матросом на буксире, штурвальным на судне «Персиянин». В 16 лет участвовал в Гражданской войне, служил в Красной армии. Кстати, по стопам Сергея пошел и его младший брат Владимир. Он тоже работал матросом и штурвальным на флоте. В будущем Владимир Напитухин стал известным контр-адмирал-инженером.

Судьба Сергея Алексеевича тесно связана с Второй мировой войной. В 1939 году, уже будучи прославленным речником, он возглавил теплоход «Академик Тимирязев». В 1942 году команда судна участвовала в обороне Сталинграда — как и другим речным экипажам, приходилось в опасных и сложных условиях вывозить мирных жителей, раненых, доставлять в осажденный город продукты, грузы, технику.

История теплохода «Академик Тимирязев» закончилась 7 августа 1942 года в 10.45. Сохранились воспоминания Сергея Алексеевича о том роковом рейсе:

«Было очень тревожно на сердце, какое-то тяжелое предчувствие не покидало меня…Оно было у всего экипажа. Каждый находился на своем посту, разговаривали вполголоса, опасаясь быть обнаруженными. На борту было много военного груза, который так ждало командование фронта. И предчувствие не обмануло — с берега полоснули лучи прожектора, враг открыл по теплоходу орудийную стрельбу. Одна за другой появились пробоины, сначала в надстройке, а затем и в корпусе судна. Аварийная команда едва успевала выполнять распоряжения, заделывать пробоины. Нужно было как можно скорее вырываться из-под обстрела. Маневрируя, теплоход уходил от залпов. Однако не прошло и часа, как в воздухе появились вражеские стервятники, небо засверкало от сброшенных парашютов с яркими осветительными устройствами, и наш «плавучий остров» стал, виден, как на ладони. А потом появились бомбардировщики и начали методично сбрасывать бомбы и магнитные мины. «Академик Тимирязев» заметался, как пойманный зверь, то влево, то вправо…»

Теплоход упорно двигался вперед, но до Сталинграда дойти не успел, подорвался на мине. Капитан Напитухин был ранен, но смог выплыть на берег. На его глазах судно ушло под воду в считаные минуты, на глубину 18 м. В семейном архиве Напитухиных сохранился рапорт наркому речфлота З.А. Шашкову — Сергей Алексеевич доложил руководству о том, что случилось и какой подвиг совершили речники, пытаясь спасти теплоход, пассажиров и важный груз.

Великая Отечественная война еще не была окончена, и капитан Напитухин продолжил службу — с 1943 года перешел на пароход «Спартак». Судно вывозило раненых из Сталинграда, доставляло стратегические грузы и продовольствие. Сергей Напитухин был награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», орденом Красной звезды. После войны командовал «Спартаком» до 1956 года.

Пароход «Спартак» был построен 110 лет назад, в 1914 году в Нижнем Новгороде по заказу общества «Самолет» и начал работу под названием «Великая Княжна Татьяна Николаевна». Его историю можно прочитать в нашей статье👇🏻

💡История «речных княжон»: необычная судьба двухпалубных пароходов-близнецов.

Интересный факт:

Дочь капитана Напитухина Галина Сергеевна вспоминала: «В 1943 году, во время эвакуации, на п/х «Спартак» оказалась Екатерина Павловна Пешкова, жена А.М. Горького. Впоследствии встреча на Волге переросла в многолетнюю дружбу. В нашей семье и сейчас хранится от Екатерины Павловны чайница с дарственной надписью».
13 лет Сергей Напитухин командовал пароходом «Спартак». Начало 1950-х. Фото Музея речного флота ВГУВТ.
13 лет Сергей Напитухин командовал пароходом «Спартак». Начало 1950-х. Фото Музея речного флота ВГУВТ.

Флагман Волги

Яркая страница речной биографии Сергея Напитухина связана с флагманом волжского флота, дизель-электроходом «Ленин». Корабелы нижегородского завода первыми в стране освоили совершенно новый тип комфортабельных речных трехпалубных судов для Волги.

Послевоенное возрождение флота поражало своими масштабами. Создание дизель-электрохода «Ленин» было одним из важнейших этапов развития отрасли. С конца 1940-х гг. в конструкторском бюро судостроительного завода дорабатывали проект трехпалубного теплохода, который обсуждали еще до войны. В результате проектных работ под руководством конструктора А.Н. Каманина была реализована идея совершенно нового судна с дизель-электрической силовой установкой.

Напитухин был непосредственно причастен к проекту этого судна. Во время строительства почти полтора года изо дня в день он приезжал на завод – следил за процессом постройки и вносил коррективы по улучшению конструкции. Из 900 сделанных им предложений было внедрено около 700!

Флагман волжского флота, дизель-электроход «Ленин». Фото Музея речного флота ВГУВТ.
Флагман волжского флота, дизель-электроход «Ленин». Фото Музея речного флота ВГУВТ.

22 апреля 1959 года дизель-электроход «Ленин» вышел в первый рейс из Горького (сейчас – Нижний Новгород). Судно могло принимать на борт свыше 400 человек и перевозить до 60 тонн груза. Длина электрохода — 121,5 м, три главных двигателя мощностью 900 л.с. каждый позволяли ему достигать скорости 27 км/час. Судно предназначалось для транзитных пассажирских перевозок и туристических рейсов от Москвы до Астрахани, без ограничений по погоде при плавании в водохранилищах Волги.

Ни у кого даже сомнений не было, кого назначить первым капитаном «Ленина» — конечно, Сергея Напитухина, одного из лучших судоводителей на Волге. Экипаж подобрался сильный, состоявший из лучших флотских специалистов. Главными помощниками капитана были 1-й штурман Лев Токарев, главный механик Андрей Спирин, электромеханик Павел Ершов. Именно их усилиями судно стало флагманом речного пассажирского флота страны.

«Мы были счастливы от того, что принимали участие в этом важном историческом событии. Дизель-электроход «Ленин» и по габаритам, и по мощности машин превосходит все пассажирские суда, курсирующие по Волге, — вспоминал Сергей Алексеевич. — Поэтому нашей ближайшей задачей было его освоение. Технический персонал еще недостаточно хорошо знал установленную на судне технику, был мало знаком с маневровыми качествами теплохода. Следовало изучить механизмы, научиться грамотно их обслуживать, найти скрытые резервы для экономии топлива и смазки. Но я был уверен, что команда овладеет искусством управления новым судном».

Впервые на речном круизном судне установили климатическую установку. В 205 кают провели холодную и горячую воду, комнаты с изысканной отделкой были обставлены современной мебелью. На судне был полноценный кинотеатр со сценой, работали сберкасса, парикмахерская, прачечная, ванны, душ, душевые кабины при солярии.
Капитан дизель-электрохода Сергей Напитухин (справа) и 1-й штурман Лев Токарев. Фото из архива Волжского пароходства.
Капитан дизель-электрохода Сергей Напитухин (справа) и 1-й штурман Лев Токарев. Фото из архива Волжского пароходства.

Электроход «Ленин» до 1964 года ходил под руководством капитана Напитухина и ежегодно открывал навигацию на Волге. Сергей Алексеевич передал судно капитану Владимиру Кириллову и отправился на заслуженный отдых.

В общей сложности Сергей Алексеевич Напитухин отслужил на флоте более 48 навигаций, из них 35 лет — на капитанском мостике. Кроме военных наград, был также отмечен за доблестный труд орденом Ленина.

Читайте также:

Верил в себя и свою команду. Большое плавание и подвиг отважного капитана Леонида Гудовича

Во имя жизни: как речники защищали Родину и приближали Победу

По огненной Волге — к спасению. Подвиг экипажа капитана Николая Богатова