Лучший пример советской авиации третьего поколения - это МиГ-23. Этот самолёт — машина с крылом изменяемой стреловидности и целый этап в развитии военной авиации, а так же символ эпохи, когда СССР пытался успешно догнать и перегнать западных конкурентов.
Но каким он был на самом деле? Какие скрывал в себе возможности? И почему его до сих пор обсуждают? Давайте же разберёмся в рамках новой статьи.
История создания: от «сырости» к модернизации
В 1960-х годов у Советского Союза появилась насущная потребность в новом истребителе, способном заменить устаревающий МиГ-21. Требовалась машина с увеличенной дальностью полёта, лучшей РЛС, возможностью наведения ракет на большем удалении и эффективным бомбовым вооружением.
Первые экземпляры МиГ-23, пришедшие в войска в 1969 году, были далеки от идеала. Оборудование было неполным, электроника капризничала, а самолёт в пилотировании оказался сложным. Некоторые модификации без предкрылков имели тенденцию к раскачке на посадке, а фюзеляжный бак-отсек постоянно трескался и протекал.
Но разработчики не сдавались. К 1973 году крыло получило предкрылки, что заметно улучшило поведение самолёта на малых скоростях. В 1974 году появился МиГ-23МЛ — версия с двигателем Р-35, улучшенной аэродинамикой и более продвинутой электроникой. Эта модификация стала самой массовой и поставлялась за рубеж в больших количествах.
Внутри у «Бичевателя» (Flogger)
МиГ-23 стал первым серийным советским истребителем с крылом изменяемой стреловидности. Диапазон изменения — от 16° до 72° — позволял адаптировать самолёт под разные режимы полёта: от взлёта и посадки до сверхзвукового пикирования.
Длина самолёта — 16,7 м, высота — 5 м, размах крыла менялся от 7,78 до 14 метров. Площадь крыла — от 34 до 37 м². Такие параметры обеспечили МиГ-23 отличную тяговооружённость, но в ущерб манёвренности на дозвуковых скоростях.
На базовой версии стоял двигатель Р-27Ф2М-300, форсажная тяга — 10 тонн. На МиГ-23МЛ — уже Р-35 с форсажной тягой в 13 тонн. Благодаря этому максимальная скорость достигала 2500 км/ч, практический потолок — 17 700 метров.
Центральная РЛС «Сапфир-23» могла обнаруживать воздушные цели на удалении до 85 км и захватывать их на дистанции до 55 км. Для противостояния сзади использовался теплопеленгатор ТП-23 с дальностью обнаружения до 35 км. Также устанавливалась система наведения «Лазурь-СМЛ» для автоматического полёта по заданному маршруту.
Основное вооружение — две ракеты Р-24Р/Т с полуактивной радиолокационной или инфракрасной ГСН и четыре Р-60 с ИК-наведением. Также можно было подвесить управляемые ракеты класса воздух–поверхность Х-23М или 2 тонны бомб — от ФАБ-50 до ФАБ-500. Для ближнего боя применялись неуправляемые ракеты УБ-16-57 или блоки С-5.
Боевое применение: от Ливана до Афганистана
Одним из первых театров боевых действий для МиГ-23 стали войны на Ближнем Востоке. Сирийские лётчики активно использовали его в конфликте с Израилем в 1982 году. По некоторым данным, было совершено более 100 боевых вылетов, в том числе для ударов по израильским бронетанковым силам. Однако потери оказались значительными — около 14 машин.
Иракские ВВС активно использовали МиГ-23БН как штурмовик. 24 сентября 1980 года они нанесли удар по иранской базе в Бушире, потопив три катера и повредив фрегат. Во время крупнейшего танкового сражения войны МиГ-23 участвовали в уничтожении батареи 175-мм самоходных орудий M107.
Советские ВВС начали использовать МиГ-23 в качестве бомбардировщика с 1980 года в Афганистане. Они применяли авиабомбы, зажигательные ёмкости и неуправляемые ракеты. Высокая скорость делала их менее точными, чем Су-25, но большая бомбовая нагрузка и дальность компенсировали этот недостаток.
Во время гражданских войн в Ливии и Сирии МиГ-23 всё ещё остаются в строю местных ВВС. По данным на 2014 год, сирийская сторона потеряла как минимум 9 самолётов.
Эксплуатация: сложности наземного обслуживания
Обслуживание МиГ-23 требовало огромных усилий. Замена двигателя занимала до четырёх дней и требовала участия нескольких специалистов. Доступ к внутренним системам был ограничен, а гермоотсеки часто пропускали влагу, вызывая отказы электроники.
Кроме того, система управления воздухозаборниками была сложной и требовала постоянного контроля. Для её работы использовались два независимых контура с баллонами сжатого воздуха под давлением 120–130 кгс/см². Отказ одного из них мог привести к аварийной ситуации.
На основе МиГ-23 был создан ударный вариант — МиГ-27. Он получил упрощённое крыло, усиленное вооружение и улучшенное оборудование для штурмовых задач.
Также проводились программы модернизации существующих МиГ-23, включая установку новых РЛС, систем помех и вооружения, таких как ракеты Р-73 и РВВ-АЕ.
Отзывы и влияние
По воспоминаниям пилотов, МиГ-23 был сложным, но мощным самолётом. Его разгон и скорость на высоте превосходили многие западные аналоги. Однако на малых высотах и в манёвренном бою он проигрывал F-16 и F-15.
Один из американских лётчиков, испытывавших угнанный МиГ-23МЛ в 1989 году, отметил, что у него есть преимущество перед ранними F-16 в энергетической манёвренности при скоростях выше 900 км/ч.
Более 5 тысяч единиц различных модификаций МиГ-23 было выпущено за годы производства. Некоторые из них до сих пор эксплуатируются в частях ВВС Египта, Алжира и Судана.
Обсуждаемый самолёт стал мостом между эпохами — от простых и быстрых МиГ-21 к более сложным и многофункциональным истребителям четвёртого поколения. И пусть он не всегда побеждал в воздухе, но именно он дал начало новому направлению в авиационной мысли.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.