Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Измордовал человека, сбежал и годами скрывался под чужим именем

Имеет ли срок давности совесть? Искупают ли годы честной жизни преступление? Можно ли спастись от самого себя? Все эти вопросы задал себе герой драмы «Срок давности» (1983), снятой по сценарию Александра Шпеера, экс-сотрудника прокуратуры и мастера интригующих драматических сюжетов с оттенком криминала. Александр Шпеер часто использовал в литературном творчестве случаи из реальной практики, разбавляя их вымыслом, но всякий раз у него получались истории жизненные, где действуют живые люди, и именно поэтому фильмы по его сценариям почти всегда вызывали отклик у зрителей и дискуссии в обществе. Соавтором сценария «Срока давности» был режиссёр Леонид Агранович, давний коллега и напарник Александра Шпеера. Впервые они встретились ещё в конце шестидесятых, когда режиссёр снимал ленту по дебютному сценарию Шпеера «Случай из следственной практики» (1968). Позже они вместе работали над картиной «Свой» (1970), а «Срок давности» стал их третьей совместной работой. Главные роли в картине с самог

Имеет ли срок давности совесть? Искупают ли годы честной жизни преступление? Можно ли спастись от самого себя? Все эти вопросы задал себе герой драмы «Срок давности» (1983), снятой по сценарию Александра Шпеера, экс-сотрудника прокуратуры и мастера интригующих драматических сюжетов с оттенком криминала.

Александр Шпеер часто использовал в литературном творчестве случаи из реальной практики, разбавляя их вымыслом, но всякий раз у него получались истории жизненные, где действуют живые люди, и именно поэтому фильмы по его сценариям почти всегда вызывали отклик у зрителей и дискуссии в обществе.
Кадр из фильма «Срок давности»
Кадр из фильма «Срок давности»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Соавтором сценария «Срока давности» был режиссёр Леонид Агранович, давний коллега и напарник Александра Шпеера. Впервые они встретились ещё в конце шестидесятых, когда режиссёр снимал ленту по дебютному сценарию Шпеера «Случай из следственной практики» (1968). Позже они вместе работали над картиной «Свой» (1970), а «Срок давности» стал их третьей совместной работой.

Главные роли в картине с самого начала предназначались двум известным артистам — Наталье Гундаревой и Сергею Шакурову. Именно под этих актёров сценаристы прописали образы, хотя Сергей Шакуров после прочтения сценария подумыавл отказаться, посчитав роль слишком сложной и глубокой.

Но, к счастью, в итоге согласился и сыграл замечательно и, главное, очень правдиво.

Итак, Григорий Базовкин в один летний день в отличном настроении возвращается домой, где его ждут молодая жена и маленькая дочь. Но дома он видит неприятную картину: супруга, не ожидавшая его возвращения, любезничает с мужчиной. Григорий тут же бросается на мужчину и избивает его так. что тот становится инвалидом. После КПЗ впереди у Григория только один путь — в тюрьму (ситуация осложнена тем, что у него это уже вторая судимость, впервые он попал под следствие за хулиганство в юном возрасте).

Но Григорий умудряется сбежать из КПЗ, просит жену отдать все деньги и сбегает из Москвы. Теперь его удел — мотаться по стране, зарабатывать по мелочи, промышлять мелкими аферами.
Кадр из фильма. Сергей Шакуров в роли Григория Базовкина
Кадр из фильма. Сергей Шакуров в роли Григория Базовкина

Но как-то ему вроде бы улыбается удача: в больнице он крадёт паспорт умершего пациента и вновь сбегает. Отныне он не Григорий Базовкин, а Валерий Пеньков. Под этим именем мужчина живёт, трудится (и очень успешно), находит любовь и создаёт новую семью с понимающей, самоотверженной Натальей, которая готова ради него на всё. «Валерий» даже признаёт свалившегося как снег на голову сына от первого брака, который разыскал его. Сын, конечно, не понимает, что это не его отец, ведь настоящий Валерий ушёл из семьи, а потом его близким пришла весть, что он умер.

Кадр из фильма. Наталья Гундарева в роли Натальи
Кадр из фильма. Наталья Гундарева в роли Натальи
Главная жизненная цель Григория-Валерия — дождаться, когда истечёт срок давности за его преступление. И после этого он сможет наконец жить полноценно.

Но однажды правда всё-таки раскрывается, и теперь уже Наталья, так долго верившая мужу, так твёрдо верившая в него, оказывается на перепутье: кто перед ней — обманщик Григорий или передовик производства, любимый муж и отец её детей Валерий?

Кадр из фильма. Сергей Шакуров
Кадр из фильма. Сергей Шакуров

Роль Григория-Валерия и предназначалась Сергею Шакурову, ну а роль Натальи отошла Наталье Гундаревой. Сразу хочется отметить, что оба актёра живут на экране, оба превращают придуманных персонажей в реальных людей с реальными мыслями и поступками.

Кадр из фильма. Наталья Гундарева
Кадр из фильма. Наталья Гундарева

И чрезвычайно удивительно и даже обидно, что этот дуэт не вывел фильм «Срок давности» в число зрительских фаворитов. Возможно, дело в сюжете, который определённо требует интеллектуального включения и осмысления, всё же такое кино явно не для развлечения.

Кадр из фильма. Наталья Егорова
Кадр из фильма. Наталья Егорова

Роли второго плана достались не менее известным исполнителям. Первую супругу Григория Раису сыграла Наталья Егорова, первую жену Валерия Пенькова — Валентина Березуцкая, в роли сына Валерия — Леонид Каюров,

Кадр из фильма. Леонид Каюров
Кадр из фильма. Леонид Каюров

а в роли приятеля Григория, который едва не выдал его, — Георгий Бурков.

Кадр из фильма. Георгий Бурков
Кадр из фильма. Георгий Бурков

Совсем маленькие роли получили Лариса Лужина, Ирина Кортыникова, Галина Семёнова, Инна Выходцева, Виктор Филиппов, Николай Сморчков, Болот Бейшеналиев.

Снимали ленту в Москве, Горьком, часть картины отсняли в Сибири — как раз там обосновался Григорий под новым именем после кражи паспорта. В прокат картина вышла в конце 1983 года. Киноведы «Срок давности» отметили как добротную и качественную ленту. Кинокритик Борис Кокоревич в журнале «Спутник кинозрителя» отмечал, что Леонид Агранович уже не раз обращался к теме «человек и закон», в том числе и в сотрудничестве с Александром Шпеером,

«но, пожалуй, впервые Агранович создал яркое драматическое произведение, каковым является «Срок давности». Ибо в нём очень удачно сочетается занимательность и отсрота интриги с ярко выраженной публицистичностью».
Кадр из фильма. Сергей Шакуров и Наталья Гундарева
Кадр из фильма. Сергей Шакуров и Наталья Гундарева

От себя добавлю, что фильм действительно отличный, а актёрские работы Сергея Шакурова и Натальи Гундаревой безупречны. Наблюдать столь великолепную игру, достоверность, показанную на экране, — настоящее удовольствие. Не могу понять, почему картина не стала широко известной и сейчас её не показывают. Однозначно советую посмотреть, особенно поклонникам Сергея Шакурова и Натальи Гундаревой. И, конечно, тем, кому симпатичен рано оставивший кино Леонид Каюров, которого на экране все запомнили молодым и обаятельным.

Ну и в финале напомню, что дуэт главных актёров, сложившийся на съёмочной площадке «Срока давности», вскоре появится в другой ленте. Наталья Гундарева и Сергей Шакуров через пару лет снова сыграют супружескую пару, где не всё благополучно. И тот фильм станет куда более знаменитым. Помните его?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-10

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: