Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Провинциальная драма и её след на земле

Фильм «След на земле» (1979) из числа забытых раритетов, несмотря на участие в нём знаменитых актёров. Но сегодня эта картина более чем актуальна, поскольку речь в ней идёт об экологии, и главный герой в одиночку сражается с руководством большого завода и областным начальством. Борется он за чистоту реки, возле которой вырос и возле которой теперь растут его дети. Но если говорить более глобально, то отважный и упорный инспектор водоохраны пытается отстоять родину, пытается просто сохранить ей жизнь. На мой взгляд, в некоторой степени «След на земле» стоит где-то между лентами «Ты — мне, я — тебе» (1976) и «Счёт человеческий» (1978, с которыми он перекликается сюжетно и атмосферно. Но сразу оговорюсь, что «След на земле» хорош сам по себе, это не повторение и не пере изложение указанных фильмов. Драму по сценарию Владимира Гоника снял Наум Бирман, к концу восьмидесятых уже очень известный режиссёр. Наум Бирман принадлежит к когорте режиссёров-многостаночников, которые преуспели в сам

Фильм «След на земле» (1979) из числа забытых раритетов, несмотря на участие в нём знаменитых актёров.

Но сегодня эта картина более чем актуальна, поскольку речь в ней идёт об экологии, и главный герой в одиночку сражается с руководством большого завода и областным начальством.

Борется он за чистоту реки, возле которой вырос и возле которой теперь растут его дети. Но если говорить более глобально, то отважный и упорный инспектор водоохраны пытается отстоять родину, пытается просто сохранить ей жизнь. На мой взгляд, в некоторой степени «След на земле» стоит где-то между лентами «Ты — мне, я — тебе» (1976) и «Счёт человеческий» (1978, с которыми он перекликается сюжетно и атмосферно. Но сразу оговорюсь, что «След на земле» хорош сам по себе, это не повторение и не пере изложение указанных фильмов.

Кадр из фильма «След на земле»
Кадр из фильма «След на земле»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Драму по сценарию Владимира Гоника снял Наум Бирман, к концу восьмидесятых уже очень известный режиссёр. Наум Бирман принадлежит к когорте режиссёров-многостаночников, которые преуспели в самых разных жанрах. Дебютировал он как самостоятельный режиссёр с военной драмой «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1968), потом снял прекрасную трогательную мелодраму «Учитель пения» (1973), а после «Следа на земле» поставил телекомедию «Трое в лодке, не считая собаки» (1979), хотя об этой работе до сих пор спорят. Отдельно порекомендую драму Наума Бирмана «Мы смерти смотрели в лицо» (1981) о событиях в блокадном Ленинграде — очень глубокий фильм, который, мне кажется, слезу выбьет даже у самых невозмутимых зрителей. Ну а пока Наум Бирман создаёт «След на земле», в в центре сюжета — инспектор водоохраны Иван Карнавин, всю жизнь живущий рядом с красивой полноводной рекой.

Иван — обычный человек, но очень ответственно относится к своей работе — охране природы.

Как-то во время вечернего рейда он встречает незнакомого рыбака, а чуть позже оказывается, что это Сергей Петрович Зуев — новый директор строящегося завода. Завод чрезвычайно важен для области, но вот если новый цех строится быстро, то возведение очистных сооружений тормозится. К тому же гараж завода время от времени сбрасывает отходы в реку.

Кадр из фильма. Владимир Самойлов в роли Сергея Петровича Зуева
Кадр из фильма. Владимир Самойлов в роли Сергея Петровича Зуева

Главный инженер Демыкин считает, что с проблемой справятся действующие очистные сооружения, но у Карнавина мнение иное. И он регулярно приходит и к Зуеву, и к Гаврилову, директору гаража, и даже к более высокому начальству, добиваясь справедливости. Однако

цех всё равно достраивают без очистных сооружений, но Карнавин публично отказывается подписывать акт о приёмке.

Но позже выясняется, что акт всё же подписан его коллегой. Местное руководство и директор праздную открытие и запуск, но случается настоящая катастрофа.

Кадр из фильма. Виктор Павлов
Кадр из фильма. Виктор Павлов

На главную роль был утверждён Виктор Павлов, а роль его жены Клавы получила Наталья Гундарева. Этот дуэт определённо был беспроигрышным, он сложился уже давно, ещё на съёмках мелодрамы «Здравствуй и прощай» (1973), а параллельно со «Следом на земле» актёры стали парой, пусть и временной, в фильме «Уходя — уходи» (1979).

Кадр из фильма. Наталья Гундарева
Кадр из фильма. Наталья Гундарева

Кстати, по сюжету Иван Карнавин — истинный бессеребренник, живёт в доме на берегу реки без удобств и с разваливающейся печкой. Между прочим, с тремя детьми! Клавдия, конечно, не прочь переехать, даже ходила к Зуеву просить квартиру, но мужа всё равно любит и поддерживает в его борьбе за природу. А старшего сына Карнавиных, взрослого подростка Митю, сыграл 16-летний Роман Мадянов, и это очень удачный выбор: все трое действительно смотрятся семьёй (по-моему, даже какое-то внешнее сходство можно найти).

Кадр из фильма. Роман Мадянов
Кадр из фильма. Роман Мадянов

В роли директора Зуева — Владимир Самойлов, главного инженера Демыкина сыграл Борис Иванов, и это был очередной неприятный тип в исполнении актёра, который к тому времени уже не на шутку устал от отрицательных образов. В интервью журналу «Искусство кино» Борис Иванов отмечал:

«Актёра тяготит подчас даже не то, что его приглашают играть героев, которых он внутренне уже перерос, или же бесконечно снимают в ролях, почти «дословно» повторяя психологический рисунок, однажды удачно им воплощённый. Гораздо существеннее для актёра другое — невозможность выразить конкретные замыслы, созревшие и выношенные».
Кадр из фильма. Борис Иваноов
Кадр из фильма. Борис Иваноов

В скобках замечу, что в упомянутом выше «Счёте человеческом» Борису Иванову досталась-таки редкая положительная роль, и о ней он отзывался с удовольствием.

Кадр из фильма. Виктор Ильичёв
Кадр из фильма. Виктор Ильичёв

Во второстепенных ролях появились Виктор Ильичёв, Степан Крылов, Фёдор Одиноков, Вадим Медведев, Анатолий Рудаков. Отдельно надо сказать пару слов о юной, но очень строгой и принципиальной прокурорше Алле Сергеевне, всего лишь два года назад окончившей юридический институт. В этой небольшой роли — совершенно прелестная Евгения Симонова.

Кадр из фильма. Евгения Симонова
Кадр из фильма. Евгения Симонова

И ещё один интересный факт. Роль Нины Артемьевой, которая так активно поддерживала Ивана в его начинаниях и обещала всестороннее содействие, а потом сама беспринципно и подписала акт о приёмке, Наум Бирман дал Галине Фигловской, главной героине картины Владимира Мотыля «Женя, Женечка и „катюша“» (1967). К сожалению, у так громко и красиво дебютировавшей Галины актёрская карьера не задалась, позднее она вовсе порвала с кино и театром, а Женечка так и осталась её самой яркой ролью.

Кадр из фильма. Борис Иванов и Галина Фигловская
Кадр из фильма. Борис Иванов и Галина Фигловская

Добавлю также, что музыку для фильма написал Вениамин Баснер, а открывающую песню исполнили Людмила Сенчина и Эдуард Хиль, чьи голоса сложно не узнать.

Фильм «След на земле» вышел в начале 1979 года и прошёл незаметно. Но я предлагаю выкопать его из архивов и вернуть на тв, потому что он отлично вписывается сегодняшнюю зелёную повестку (и здесь нет сарказма). Борис Иванов, рассказывая об этой картине, сделал такой вывод:

«… здесь нет такого конца, когда зло было бы полностью наказано, а добро бы полностью восторжествовало. Казалось бы, инспектор водоохраны Карнавин терпит даже крах в своей непрерывной и изнурительной борьбе с крупным промышленным комбинатом, постоянно загрязняющим реку. Но фильм от этого не кажется мне ни мрачным, ни безысходным. Напротив! Не такой человек Карнавин, чтобы сложить оружие, отступить. Он своего добьётся, раньше или позже, и река перестанет быть сточной канавой, станет красивой и здоровой. Мне кажется, это очень нужный фильм, с большим радиусом действия».

Настолько большим радиусом, что он дотянулся и до современности добавила бы я. Резюмируя, скажу, что фильм хороший. Наверное, это не шедевр, но определённо качественная, продуманная и интересная работа с отличным актёрским составом, который точно не подведёт.

А вы что-нибудь делаете для сохранения природы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-10

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: