Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Как матрос, якут, уголовник и циркач дерзко громили фашистов

В этой отчаянной и отважной этой команде были также директор банка, красноармеец и захваченный в плен немецкий стоматолог, который вольно-невольно тоже способствовал партизанским операциям, хотя и пытался запугать мужчин победой вермахта. Такие разные герои, которых объединило сопротивление фашистам в 1941 году, когда война только началась и многих застала врасплох, встретились в фильме «Где 042?» (1970),

приключенческой картине, в основу которой была положена история, случившаяся в реальности.
Кадр из фильма «Где 042?»
Кадр из фильма «Где 042?»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарий к фильму написали два талантливых автора — Михаил Маклярский и Анатолий Галиев. Про жизнь Михаила Маклярского можно было бы снять отдельный фильм и даже не односерийный:

он был сотрудником НКВД, работал в Кремле, попал под репрессии, но был оправдан, служил разведчиком. По его инициативе почти сразу после войны были начаты съёмки приключенческой картины о советском разведчике, для которой сам Михаил Маклярский и написал сценарий.

Фильм мгновенно стал кинохитом, а сейчас считается классикой советского кино — это прекрасно всем известный «Подвиг разведчика» (1947). «Где 042?» — уже шестой экранизированный сценарий Михаила Маклярского, и тоже довольно удачный. Кстати, снимал этот фильм о войне фронтовик Олег Ленциус. Несмотря на уже вполне зрелый возраст (Ленциусу было под 40), он всё ещё был начинающим режиссёром: «Где 042?» — его второй полнометражный фильм. Зато тему он знал прекрасно по собственному опыту:

в начале войны Олег Ленциус служил на Черноморском флоте и был участником действительно тяжёлых и кровопролитных боёв.
Кадр из фильма. Анатолий Салимоненко в роли Гаркуши и Болот Бейшеналиев в роли Номоконова
Кадр из фильма. Анатолий Салимоненко в роли Гаркуши и Болот Бейшеналиев в роли Номоконова

Ну а теперь немного о сюжете. Лето 1941 года, Днепр. Боевой катер потерял практически весь экипаж, остались только командир Гаркуша и моторист Номоконов. У них минимум припасов и горючего, но сидеть сложа руки они не собираются. Чуть позже Гаркуша спасает от фашистов юного красноармейца Солоухина, потом находит директора банка Козубенко, который, несмотря на сложное ранение, продолжает охранять вверенные ему деньги, и пристроившегося поблизости беглого уголовника Дончака, об этих деньгах мечтающего. Оба перебираются на катер, а ещё позднее в команде прибивается цирковой артист Горохов, который так и не добрался до цирковой группы. В ходе очередной вылазки удаётся захватить провизию и немецкого дантиста Штиглица. Его угрозами заставляют заняться раной Козубенко, у которого началась гангрена. К счастью, мужчину удаётся вылечить, а Штиглица — использовать как переводчика с немецкого да ещё и выдать его за командира, чтобы получить горючее на немецкой заправочной станции. С этого момента

команда начинает бороться с фашистами всерьёз, пусть и в одиночку, не рассчитывая на помощь.
Кадр из фильма. Анатолий Салимоненко
Кадр из фильма. Анатолий Салимоненко

На главную роль, харизматичного Гаркуши, который поначалу был в лёгкой растерянности, но потом сумел не только справиться с ситуацией. но и сплотить вокруг себя, утвердили актёра Анатолия Салимоненко. На съёмочной площадке он новичком не был, и многие были уверены, что после этой работы на Анатолия Салимоненко будут сыпаться предложения от режиссёров, но, к сожалению, этого не произошло, хотя и внешние данные, и характер у него были. Авторитетный кинокритик Лев Аннинский, рассуждая и фильме и главном его герое, отмечал, что у актёра

«… фактура прекрасная и героическая, в духе Евгения Урбанского или дзигановского Бушуева из «Мы из Кронштадта», — в героической драме такой герой на вес золота».
Кадр из фильма. Анатолий Салимоненко. По-моему, действительно есть некоторое сходство с Евгением Урбанским
Кадр из фильма. Анатолий Салимоненко. По-моему, действительно есть некоторое сходство с Евгением Урбанским

Роль моториста Номоконова, якутского охотника, сыграл Болот Бейшеналиев, киргизский актёр, которого зрители узнали после драмы Андрея Кончаловского «Первый учитель» (1965). Вообще, надо сказать, любопытно, что в СССР можно было найти исполнителя на абсолютно любую роль абсолютно любой внешности. И неважно, что Болот Бейшеналиев был с юга страны, а вовсе не с севера, никто, думаю, особо и не вникал в тонкости разреза глаз; в целом похож на якута, а остальное доделает талант.

Яркую и небезынтересное роль хамоватого и несознательного уголовника Дончака, не успевшего перековаться до войны и вынужденного перековываться прямо в её ходе, получил Александр Збруев, и, похоже, это его первый если не отрицательный, то сомнительный персонаж: в начале Дончак симпатий не вызывает, но позднее, конечно же, выберет правильную дорогу.

Кадр из фильма. Александр Збруев
Кадр из фильма. Александр Збруев

В других ролях Александр Коваленко, Владимир Алексеенко, Яков Козлов, а в роли дантиста Штиглица — литовский артист Аудрис Хадаравичюс.

Кадр из фильма. Аудрис Хадаравичюс
Кадр из фильма. Аудрис Хадаравичюс

Съёмки фильма прошли в Херсоне и его окрестностях на Днепре, примерно в тех самых местах, где действовала группа. Кстати, в известной мере сюжет позаимствовал события, которые и в самом деле имели место летом 1941 года, когда основная часть Днепровско-Дунайской флотилии была затоплена фашистами, а в действии оставались лишь единичные суда. Отдельно хочется обратить внимание на небольшой эпизод в картине:

Номоконов с помощью захваченной рации ловит трансляцию на немецком языке и просит Штиглица перевести.

Штиглиц сообщает, что люфтваффе бомбят Москву и пафосно заявляет, что войне конец, вы, русские, проиграли, поэтому надо сдаваться. Гаркуша и его подопечные верить в это отказываются и в один голос отвечают, что всё только началось и никто сдаваться не будет.

Картина «Где 042?» вышла в прокат в канун 25-летия Победы. Фильм отлично показал себя в прокате, хотя тот же Лев Аннинский счёл, что ленте не хватило динамики и, как ни странно, юмора. По его мнению, добавь авторы чуть больше сатиры, и «Где 042?» вполне мог бы встать в один ряд с классикой приключенческого кино — «Неуловимыми мстителями» (1967):

«Сюжетные трюки сделаны в фильме тяжеловато. Что враги тут глупы, так это в законе жанра… Здесь же всё-таки вполне трюковой приключенческий фильм, жанр которого взывает к юмору. Повеселее бы!»

А вы согласны с критиком?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-7

В новых выпусках:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: