Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Советский фильм, где Зудина отбивала мужа у Гундаревой

Советский режиссёр Илья Фрэз - настоящий долгожитель кинематографа.

Первая самостоятельная картина у него вышла в 1945 году (это была лента «Слон и верёвочка»), а последний фильм он снял в 1985, когда ему было уже сильно за 70.

И во всех историях Фрэз неизменно затрагивал детскую тему, будь то совсем малыши или подростки, как в «Вам и не снилось» (1980). Кстати, три последних фильма Фрэз снял по произведениям Галины Щербаковой, автора, которая всегда писала о семьях, любви, отношениях между взрослыми и детьми. И хоть последняя лента Ильи Фрэза и называется «Личное дело судьи Ивановой», главной героиней всё-таки стала девочка, дочь той самой судьи Ивановой.

Кадр из фильма «Личное дело судьи Ивановой»
Кадр из фильма «Личное дело судьи Ивановой»

На главные роли, супругов, в семье которых что-то не ладится, режиссёр пригласил Наталью Гундареву и Сергея Шакурова. Оба к тому моменту уже были именитыми и любимыми актёрами с багажом личных переживаний. Я не люблю копаться в личной жизни артистов, но, на мой сегодняшний взгляд, в игре Натальи Гундаревой явно есть отпечаток того, что с ней случилось в жизни: увлечение карьерой и измены супруга. Ну и, конечно же, нельзя не сказать, что Марина Зудина, сыгравшая здесь юную и воздушную учительницу музыки, волей-неволей ставшую любовницей, тоже в известной мере изображала саму себя: как раз в те годы у неё был затяжной роман с женатым и взрослым Олегом Табаковым.

Фото со съёмок. Сергей Шакуров и Оксана Дацкая
Фото со съёмок. Сергей Шакуров и Оксана Дацкая

Но режиссёра Илью Фрэза интересовали не только перипетии в жизнях взрослых. Основной упор он сделал на то, что чувствует в такой ситуации Иванова-младшая (сыграла Оксана Дацкая), узнавшая, что её отец крутит шашни с её же учительницей музыки.

Фото со съёмок. Марина Зудина и Оксана Дацкая
Фото со съёмок. Марина Зудина и Оксана Дацкая
Фрэз говорил, что хочет не просто показать любовный треугольник, в котором непросто всем, но показать его с четвёртого угла - с угла зрения девочки-подростка, которая оказалась втянутой в эти взрослые и запутанные отношения.

Я впервые посмотрела «Личное дело судьи Ивановой» как раз в подростковом возрасте, и мне были очень понятны переживания девочки и именно ей я больше всего сочувствовала в этой истории, так что, видимо, направление было выбрано Фрэзом верно.

Фото со съёмок. Сергей Шакуров, Оксана Дацкая, Наталья Гундарева
Фото со съёмок. Сергей Шакуров, Оксана Дацкая, Наталья Гундарева

Кстати, тот же Фрэз решил сделать фильм немного экспериментальным с точки зрения операторской работы. Снимал ленту его сын, Илья Фрэз-младший, а действие умышленно вывели за пределы павильонов.

Сцены создавали в реальных квартирах, на улицах, в толпе, где люди порой даже не знали, что их снимают.

При этом режиссёр просто давал актёрам указания, что делать, а сам удалялся и только следил через монитор, не комментируя съёмки. Такой способ требовал серьёзной подготовки эпизодов, зато потом получилась длительные сцены, снятые без разбивки на отдельные кадры и не требовавшие дальнейшего перемонтажа. Поэтому отчасти «Личное дело судьи Ивановой» напоминает документальное кино, где участники действуют скорее по наитию, а не по указке.

Фото со съёмок. Актёры и режиссёр (Илья Фрэз - второй справа) отсматривают материал
Фото со съёмок. Актёры и режиссёр (Илья Фрэз - второй справа) отсматривают материал

Илья Фрэз, сам уже будучи в возрасте, пригласил сниматься актёров трёх поколений. Гундарева и Шакуров были героями семидесятых восьмидесятых, Татьяна Пельтцер и Лилия Гриценко представляли уже уходящую послевоенную эпоху, ну а молодых героев изображали начинающие: и Марина Зудина, и Оксана Дацкая, на тот момент школьница, и Ирина Метлицкая, для которой это была всего вторая роль (и первая взрослая) в кино. А ещё в этом фильме в небольшой роли дебютировал Алексей Гуськов, но он совсем неузнаваем.

Рассказывая о «Личном деле судьи Ивановой», Илья Фрэз отмечал, что

для него в работе камертоном всегда служило юношеское восприятие жизни, когда не существует полутонов и оттенков, когда добро - это добро, а зло - это зло, без всяких нюансов и корректив.

А как вы думаете, в этом фильме ему удалось показать юношеский максимализм героини, который утеряли (на счастье или на беду) взрослые?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-6