Отсидевший зэк Иван Гущин завязал с прошлым и теперь честно трудится в карьере шофёром. А ещё у него есть любимая женщина — честная, открытая, прямолинейная Мария, которая ничего не знает о криминальном прошлом Ивана. Казалось бы, ничего не сможет помешать счастью взрослых и уверенных друг в друге людей.
Но внезапно тюремное прошлое Ивана оживает. Это сюжет детективной мелодрамы «Алмазы для Марии» (1976), которая в своё время была очень успешной, но с годами почему-то стала забываться. При том, что в картине, снятой режиссёрским дуэтом, состоящим из опытного кинематографиста и молодого режиссёра, задействован отличный актёрский состав, а в главной роли блеснул Владимир Гусев.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий для фильма написал писатель Юрий Скоп по своей же повести «Алмаз “Мария”», опубликованной в 1972 году. Для писателя это был первый опыт создания сценария, позже Юрий Скоп напишет ещё один сценарий и больше для кино работать не будет. Постановкой занялись Олег Бондарев и Владимир Чеботарёв. Для Олега Бондарева это была третья работа. Предыдущий его фильм, мелодрама «Мачеха» (1973), сразу после выхода стала настоящим хитом и была причислена к советской киноклассике. Правда, многие считают, что Олег Бондарев остался в титрах номинально, так как фактически не справился с режиссурой, и большую часть работы за него на площадке сделала Татьяна Доронина, игравшая в «Мачехе» главную роль.
А вот что касается Владимира Чеботарёва, то он к середине семидесятых был уже маститым режиссёром, на его счету были десять лент, а одна из первых, снятая с сотрудничестве с Геннадием Казанским, — культовая фантастика и один из лучших советских фильмов «Человек-амфибия» (1962), который и сегодня может послужить идеальным образцом того, как снимать кино. Сотрудничество Олега Бондарева и Владимира Чеботарёва сложилось, результат получился действительно достойным, хотя больше они вместе не работали.
Главная сюжетная линия — это линия взаимоотношений Ивана и Марии, но есть ещё и вторая, пусть и не столь выраженная линия. Это совершенно неожиданная для Ивана встреча с его бывшими коллегами, теми самыми, которые знали его прежнего — участника ограбления, отбывающего заключение.
И оказывается, что Иван не так уж чист: как-то один из бандитов по кличке Электрик пытался сбежать из тюрьмы и отдал Ивану пять бриллиантов. На глазах Ивана беглец получил смертельное ранение. Камни остались у Ивана, и он до сих пор не может от них избавиться, хранит в потайном месте.
И вот теперь от Электрика приходит гонец и требует вернуть камни. Ранение Электрика, как выяснилось, не было смертельным. Иван на распутье. Признаться Марии? Вернуть бриллианты бандитам? Сдаться милиции?
На роль Ивана был утверждён Владимир Гусев, именитый актёр, хорошо известный зрителям. В отличие от партнёрши Нины Поповой, которой досталась роль Марии. Нина Попова хоть и снялась уже в нескольких фильмах, но центральную, объёмную роль получила впервые. В каком-то смысле именно с «Алмазов для Марии» и началась её большая кинокарьера.
Но, увы, продлилась она недолго: Нина Попова появилась ещё в ряде картин, но с начала восьмидесятых сосредоточилась на театре и вплоть до нового века зрители на экране её не видели.
В образе бандита Электрика предстал Анатолий Соловьёв, а в роли его посыльного по кличке Капеллан — Эммануил Виторган, в очередной раз блестяще исполнивший отрицательную роль.
Второй план — это великолепное созвездие советских актёров (ну или, в свете сюжета, фильма россыпь истинных брилиантов): Любовь Соколова,
Валентина Березуцкая, Владимир Самойлов,
Михаил Кокшёнов, Николай Парфёнов, Борис Новиков, Владимир Носик (неожиданно в роли хулигана), Александр Лебедев, Владимир Гуляев.
В роли немного развязной и легкомысленной подруги Марии Нины можно увидеть Наталью Дрожжину, которая в последние годы заработала не самую лучшую репутацию.
Отдельно отмечу, что в картине звучит довольно известная песня «В горнице» на стихи Николая Рубцова в деликатном исполнении Алексея Воскресенского.
Представляя ленту в журнале «Советский экран», кинокритик Армен Медведев отметил:
«Такие фильмы как «Алмазы для Марии» нужны потому, что продолжают исследование многообразных и неожиданных порой аспектов действительности, по-новому обнаруживая и утверждая незыблемость и красоту нравственных устоев нашего общества, новые прекрасные черты облика нашего современника».
И здесь уместно вспомнить, что в повести Юрия Скопа устои главного героя Ивана были не такими уж нравственными и прекрасными, а завершилась история настоящей трагедией. В фильме же показана история становления характера и осознания себя с финалом оптимистичным и обнадёживающим.
А вам знаком фильм «Алмазы для Марии»? Вам показался Владимир Гусев в сомнительном образе убедительным? У меня актёр всё же больше ассоциируется с положительными персонажами. В отличие от Эммануила Виторгана, которому безупречно идут как раз герои отрицательные (но харизматичные).
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: