Режиссёр Виталий Мельников в историю советского кино вошёл как тонкий мастер мелодрам и знаток человеческой природы. И в этом смысле картина «Две строчки мелким шрифтом» (1982) несколько выбивается из его фильмографии, ведь тут
Мельников обратился к теме истории предреволюционных лет и её связи с днём сегодняшним.
Но при этом собственный почерк режиссёр всё же сохранил и оставил за собой право деликатно исследовать натуру героев.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Большая кинокарьера у Виталия Мельникова началась, когда ему было уже под 40. Но его первый же полнометражный игровой фильм моментально принёс ему славу — это была лента «Начальник Чукотки» (1966), которая не забыта и сейчас. Потом последовало ещё несколько не менее успешных работ, для ряда из которых Мельников сам писал сценарии. В начале восьмидесятых режиссёр в соавторстве с драматургом Михаилом Шатровым и историком Владленом Логиновым написал сценарий о современнике-историке Голубкове, ведущем научную работу. Его будни нарушает неожиданный поворот:
после похорон революционера он видит в его доме фотографию группы революционеров-подпольщиков. Такая же есть и в его собственном доме,
и принадлежит она тёте жены. Правда, на домашней фотографии отрезан уголок, где присутствует некий Степан Тишков. А вот на увиденной сейчас Тишков есть. Дело в том, что в своё время товарищи Тишкова сочли его провокатором, и недоверие коллег вынудило мужчину застрелиться.
Но оказывается, что ещё тогда, в начале века, не все верили в виновность Тишкова, да и сейчас кое-кто из его бывших товарищей уверен, что Тишкова оговорили. Голубков, заинтересовавшись вопросом, начинает распутывать этот запутанный клубок взаимоотношений и поступков, и докапывается до истины:
Тишков действительно невиновен, коллеги по подполью напрасно не поверили ему. Честное имя Степану Тишкову возвращено, но кто же был реальным провокатором?
Очень может быть, что нити расследования давней истории приведут Голубкова в собственную семью.
Картина «Две строчки мелким шрифтом» планировалась по-настоящему масштабной. Тишков и его коллеги действовали в Германии, так что в историю попали и немецкий подпольщик и его земляк, современник из ГДР Вальтер, оканчивающий аспирантуру в Советском Союзе. Сам Голубков по ходу расследования отправился в Берлин, а потом ещё и в Западный Берлин, и тут без содействия немецких кинематографистов было не обойтись.
К созданию фильма привлекли коллег со студии DEFA (ГДР), с которыми советские киношники многократно сотрудничали.
Но основная часть действия снималась в Ленинграде, на роной для Виталия Мельникова киностудии «Ленфильм» и улицах города (и снова можно полюбоваться прекрасной Северной столицей в тёплых летних тонах).
Главную роль, историка Фёдора Голубкова, режиссёр поручил Сергею Шакурову, а роль оговорённого Тишкова — Юрию Богатырёву. Любопытно, что актёры уже встречались на съёмках фильма со схожим сюжетом — «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), хотя там они играли товарищей.
Здесь же герои Шакурова и Богатырёва живут в разных эпохах, но первый всё-таки поддерживает второго, пусть уже и спустя десятилетия после смерти.
В других ролях Анатолий Ромашин (руководитель института), Павел Кадочников (пожилой профессор, осторожно отговаривающий Голубкова от расследования),
Всеволод Сафонов (московский историк), Сергей Курилов, Евгений Гуров. Супругу Голубкова сыграла Лидия Константинова, её тётю — Софья Гаррель, коллегу Фёдора — Нина Русланова, сотрудницу архива — Алла Мещерякова.
Роль потенциального реального провокатора получил Валерий Баринов.
А вот
роль внука Степана Тишкова, который стесняется предка и даже носит фамилию Ташков, пусть похожую, но всё-таки отличную, пришлось переписывать на ходу.
По сценарию это был немного суетливый человек, покладистый, просящий, эдакий мягкотелый интеллигент. Но когда на роль утвердили Олега Борисова, стало понятно, что образ должен быть совсем иным. Ташков в его исполнении стал резким, неприступным, яро защищающим собственную жизнь, человеком, несущим своё лицо, который уж точно не встанет на колени (а именно так завершалась сцена встречи Голубкова с Ташковым в первом варианте сценария).
Выпустили ленту «Две строчки мелким шрифтом» в начале 1982 года (в ГДР она вышла чуть раньше). В известности и популярности она проиграла другим работам Виталия Мельникова, и более ранним, и более поздним, да и сегодня фильм не входит в число часто транслируемых. Меж тем, проблема, поднятая в ленте режиссёром, куда сложнее, чем может показаться:
стоят ли таких усилий, какие предпринял по собственной инициативе историк Голубков, тех самых двух строчек мелким шрифтом в сноске даже не его, а чужой диссертации?
Сам Голубков в лучшем случае услышит лишь «спасибо», в худшем — породит проблемы в собственной семье. Но зато отныне Ташков, внук Степана Тишкова, не будет стесняться деда и сможет рассказать наконец семейную историю жене и дочке.
А вы узнали здание, сыгравшее в фильме роль исторического института, где работает Фёдор Голубков?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: