Ирина: - Эта статья посвящена важной теме: «Воспитание детей с алалией и доведение их до психологической и интеллектуальной нормы».
Почему воспитание и поведение – это важно?
Мария:- Мы много рассказывали о воспитании и поведении детей с ОНР, у нас есть статьи по каждому виду речевого нарушения:
Почему это важно? Мы решили добавить и ещё раз побудить родителей и специалистов заниматься не только речевой коррекцией, но и воспитанием. Потому что ребёнку можно вернуть речевую норму,восстановить понимание, научить говорить. Но если параллельно не работать над воспитаниеми социальным поведением, то психологической и интеллектуальной нормы просто не будет. Почему?Потому что без умения слушать и соблюдать правила, таким детям трудно учиться в школе. Они не могут сидеть спокойно и воспринимать инструкции учителя. Вы сами знаете, как порой ведут себя дети, которые не освоили социальные нормы. Недавно коллеги рассказывали: на дне рождения был ребёнок, который вел себя крайне плохо — все ждут, когда праздник закончится и гости уйдут. Если мы не привьём нашим детям с алалией эти простые нормы социального поведения, то, к сожалению, они не освоят даже хорошо поставленную речь, будут говорить, но вести себя неуместно.
Проблемы, к которым может привести отсутствие норм поведения у ребенка при речевой норме.
Ирина:- Речь может быть очень хорошей, но без воспитания — какая польза? У малышей это ещё куда ни шло, потому что бывают случаи, когда поведенческие и психологические проблемы мешают им вписаться в социум: научиться знакомиться, поддерживать беседу, дружить. Иэто реализуемо. Но когда ребёнок уже постарше — допустим, 6–7–8 лет, — и отказывается слушаться, хотя понимает всё, — вот тогда у него начинаются тотальные проблемы в школе и во дворе.
Мария:- Наверное, в таких ситуациях и речевая норма до конца не сформирована: ребёнку трудно общаться со сверстниками, его не принимают в компанию или он сам туда не вписывается.
Ирина:- Я бы сказала, что речевая норма у него есть — он говорит, как шестилетний ребёнок,но дальше развиваться речевым навыкам не с кем, потому что нет общения.
Мария:- То есть та самая разговорная речь, о которой мы будем рассказывать в ОНР-4, — это когда дети самостоятельно, без каких-либо трудностей, могут обсуждать любые темы.
Ребенок с алалией – это обычный здоровый малыш.
Ирина:- Почему мы об этом говорим? Давайте уточним сразу: ребёнок с алалией — это совершенно обычный, здоровый малыш. Не надо относиться к нему как к больному.Точно так же, как в Америке: ребёнок может не говорить, но он физически здоров, нормально ест, ходит в туалет, всё в порядке, воспитывают его как обычного ребёнка. А вот в российской традиции часто думают так: «Он не говорит — значит, невролог, значит, проблемы, значит, таблетки, уколы… катастрофа сплошная! Будем носить его на руках до семи лет!» У нас есть случаи, когда трёхлетнего мальчика возили в коляске, потому что он мог, но не хотел ходить. Скандалит, не хочет идти, — и приходится либо нести его на руках, либо катать в коляске.
Мария:- Или даже ложку держать не может в руке.
Ирина:- Да, если нет апраксии и прочих органических проблем — это просто капризы. Поэтому ребёнок с алалией — это совершенно обычный мальчик или девочка, особенно моторик. Они славятся тем, что ещё не умеют говорить, но умело строят глазки, надувают губки и добиваются своего любыми способами: скандалами, истериками, манипуляциями. Родители часто думают: «Раз ребёнок не говорит — он болен, а это не манипуляция, а настоящая истерика — его нужно пожалеть и удовлетворить!» В итоге поведенческие проблемы растут как снежный ком. С сенсориками ситуация иная: они прекрасно понимают всё, кроме слов. Воспитывать их тоже можно, просто нужно специально подбирать приёмы объяснения, чтобы ребёнок понял, чего от него хотят. На практике они оказываются милыми и послушными: мама едва сдвинула бровки — ребёнок упал в ступор, речь из рук вон плохо, но ты похож ты понял, он садится и делает. С такими детьми работать легко: они слушаются, маме и всей семье жить гораздо проще, когда с ребёнком нашли общий язык,научились договариваться. В итоге они вырастают очень воспитанными и хорошими.
Методы воспитания детей с алалией.
Ирина: - Как же договориться с моториком? С моториками действительно просто: их можно шутя втянуть в квантовую физику, им можно торговаться: «Ты мне уберёшь игрушки — я тебе сказку почитаю.» Или какое-то другое вознаграждение. С сенсориками чуть сложнее. Сначала учим мам:как пользоваться жестами, интонацией, мимикой, чтобы установить контакт. Затем — через совместную деятельность: моем ручки вместе, чистим зубы вместе, садимся за стол и убираем посуду вместе, играем по правилам. Игра по правилам помогает создать дофаминовую связь:ребёнок успешно выполняет задание, получает радость, и охотнее слушается в обычной жизни.Главное помнить: это обычные дети, они понимают всё, просто нужно найти способ объяснить и воспитать. И когда коррекционная работа подходит к концу, ребёнок уже свободно говорит, и на выходе вы получаете настоящую «конфетку». Малыш идёт в детский сад, школу или секцию — и все вокруг говорят: «Какая прелесть! Где вы нашли такого замечательного ребёнка?»
Каким будет ребенок с хорошим поведением в процессе и к окончанию коррекционной работы.
Мария:- Когда мы выходили на ОНР-2… а ближе к ОНР-3 у нас уже начинались индивидуальные занятия по спорту, плаванию и так далее — люди и вовсе не замечают речевых проблем у ребёнка. Если малыш небольшой по возрасту, окружающие обычно не догадываются, что ему что-то мешает говорить. Родители порой сами об этом говорят: «Я себя чувствовала мамой обычного ребёнка.» Потому что с поведением и воспитанием у него всё в порядке, и люди видят не «речевую проблему», а просто прекрасного малыша.
Ирина:- Потому что чаще всего мы замечаем внешние проявления: Если ребёнок плохо себя ведёт и не разговаривает, окружающие говорят: «Это аутист!» А если он плохо разговаривает, но ведёт себя хорошо, то его называют «лапочкой», и никто не обращает внимания на его речь.
Хорошее воспитание влияет на скорость коррекционной работы.
Мария:- Я бы добавила: это не только доведение ребёнка до психологической и интеллектуальной нормы, но и, по сути, ускорение коррекционной работы. Без воспитания коррекцию провести —сложно, почти невозможно, и займёт это очень много времени. Если мы не тратим силы на воспитание, то много чего сможем дать на занятиях.
Ирина:- На занятии воспитать ребёнка невозможно. Я всегда договариваюсь с родителями:воспитание нужно вести вне логопедии, нельзя связывать две тяжёлые задачи в одну. Логопедия для наших детей — это непросто развлечение, это реально тяжкий труд. Вести себя хорошо снепривычки — тоже сложно. Поэтому я предлагаю разделять. На занятиях работаем с тем, что имеем. Воспитанием занимаемся отдельно дома. Я подскажу всё, что знаю, а вы отработаете это в жизни.
Мария:- Да, мы можем показать на занятии какие-то приёмы, но родители должны тут же применять их дома. И если вы внесёте воспитательные моменты в повседневность, то на следующих занятиях нам не придётся повторять одно и то же.
Ирина:- И тогда ребёнок придёт к нам уже готовым, спокойным, без «эксцессов». Мама сказала: «Садись, малыш, мы сейчас поиграем в…» — и он спокойно сидит,
а мы занимаемся коррекцией.
Мария:- Не бывает такого, что дома ребёнок очень воспитанный, слушается маму, а на занятиях ведёт себя плохо. Если он здесь не слушается, значит дома его воспитанием не занимались, или же вместо него всем всё делают, и у ребёнка просто не возникает ситуаций, где надо себя сдерживать.
Ирина:- Да, если мама говорит: «Он меня дома не слушается, но здесь, когда нас несколько собирается, ведёт себя ещё хуже» — то это нормально. Все дети ведут себя хуже, когда вокруг 2-3 тётеньки. «Что вы мне здесь сделаете?» — думает малыш. Так что в группе нужно опасаться не одиночных занятий, а широкого круга присутствующих взрослых.
Мария:- Да, это всё — про поведенческие границы.
Ирина:- Прекрасно с этим разбираемся! Это не проблема, это просто раздвигание границ.Давайте меняться в комментариях рассказами о том, какие методы воспитания вы применяете.Возможно, мы почерпнём что-то интересное для себя и для других мам.