Ирина: - Продолжаем цикл лекций по воспитанию детей с моторной алалией, на этот раз обсудим третий уровень недоразвития речи. В этом речевом возрасте, у нас малыш уже ходит активно в детский сад. В принципе, он ничем не отличается от других детей своего возраста. Вот тут очень забавный момент, я его узнала давным-давно. Оказывается, в детском саду наши дети с алалией ведут себя намного лучше, чем дома. Поэтому, если вам воспитатели говорят: «Ой, он такой молодец», это совершенно не означает, что он дома будет молодцом. Дома он может вести себя так, как вы ему позволяете. Потому что он умен и прекрасно социализирован. Вот то, что называется социализация. Они умеют и знают, где что можно, а где что нельзя. Если ваш ребёнок дома ведёт себя не очень, то это как бы чисто домашняя проблема.
Мария: - Это значит, вы ему просто позволили так себя вести. Например, ребёнок ведёт себя плохо с мамой, а с папой хорошо или наоборот. Или едет к бабушке с дедушкой в гости, и там ведёт себя плохо и бабушка с дедушкой вам жалуются. Здесь тоже всё воспитание ребёнка зависит от взрослых, от того как вы настроены его воспитывать. Поэтому вот прямо сейчас воспитываем ребёнка так, как мы мечтали, так, как мы хотели. Как если бы у ребёнка не было никаких речевых проблем, всё, что хотели бы вкладывать в своего малыша, то и вкладывайте. У вас растёт мальчик или девочка, прививайте хорошие качества, например ответственность, заботу, соблюдение чистоты и порядка, уважение к взрослым и другим людям. Этим всем нужно заниматься, и тогда, в принципе, никаких проблем у вас не будет. То есть на ОНР-3 проблемы с воспитанием из-за коррекционной работы могут возникнуть только если родители дали слабину и расслабились. Потому что малыш у нас всё воспринимает, он хорошо уже разговаривает, безусловно, ему нужно дойти до ОНР 4, но сейчас продолжаем быть настойчивыми. Да, бывает, что на коррекционных занятиях, на этом этапе детки где-то возмущаются, потому что им по-прежнему трудно. С одной стороны, я все могу, а с другой они уже устали. То есть «я вроде бы все могу, но у меня что-то не получается». Здесь нужно просто переждать. Ни в коем случае коррекционную работу мы не прекращаем. Никоим образом нам нужно с вами пройти весь ОНР 3, пройти ОНР 4 обязательно, поэтому мы продолжаем настойчиво говорить «нет, ты занимаешься». Как правило, на этом этапе дети уже не всегда даже занимаются с мамой рядом. Бывают, они сами сидят на занятиях, а мама поддерживает авторитет специалиста и говорит, что «нет, нужно заниматься». Здесь уже можно с ребенком договориться, что-то пообещать.
Ирина: - Объяснять нормы поведения как обычному взрослому ребёнку. Всегда учитывайте, что ваш ребёнок умнее, чем его ровесники. Поэтому с ним можно и нужно общаться на вполне себе солидном, серьёзном уровне. Иногда можно даже ребёнку предоставлять выбор. То есть, когда ребёнок говорит «я не хочу так, как ты, я хочу что-то по-своему», то, о чём говорят все психологи, что у ребёнка должен быть выбор. Я совершенно согласна, у ребёнка должен быть выбор. Только отвечать за свой выбор он должен сам. Выбрал что-то, что кончится плохо, дайте ему пронести ответственность до конца. Это как у нас обычно бывает. Я хочу залезть в лужу, а мама потом потащит меня на руках домой. Нет, влез в лужу, значит гуляешь мокрый. Чтобы ребенок понял простую вещь. По-прежнему мама умнее, мама знает лучше. А вы бы могли в дальнейшем ему сказать «а помнишь, ты влез в лужу и гулял потом мокрый?» - «А, да, ты мне говорила» - «А сейчас я говорю, что нельзя лезть в сугроб» - «Хорошо, я не полезу в сугроб». Выбор, пожалуйста. Он может обосновать свою точку зрения, он уже хорошо говорящий почти, ну там звукопроизношение, лексика и грамматика немножечко страдает. Хочет по-своему - дайте ему по-своему, чтобы он убедился в вашей правоте, тогда ваш авторитет резко возрастет.
Мария: - Да, я надеюсь, что все родители понимают всю серьезность данного этапа, несмотря на то, что наш малыш уже неплохо разговаривает и многое уже он может говорить, родитель понимает, что вопросы поведения, воспитания нужно держать. У меня была ситуация, когда родители немножко расслабились на ОНР 3, от большого счастья того, что так малыш уже хорошо разговаривает. Более того, у ребенка появились какие-то свои желания, он стал уже посещать много кружков, то есть он ходил в детский сад, он ходил в бассейн, он ходил на театральные занятия, у него куча всего. И когда он утром приходил на занятия, он говорил, «я не хочу, я хочу в бассейн» или там «я хочу с друзьями куда-то», он даже плакал. У нас было пару занятий, что он просто сидел и плакал. Я сидела и думала, «ну как так, у нас так давно этого не было». Кажется, ну малыш, мы уже с тобой столько прошли и так давно мы не видели этих слез. Родители просто в ужасе были, не понимали, что происходит. Он же так любил тетю Машу, а тут сидит и просто ревет. И ревет каждое занятие. Но мы поговорили с родителями, родители снова возобновили свои правила воспитания и ввели правила, «если ты не позанимался или позанимался плохо, значит в бассейн ты не идёшь». А для ребенка это уже важные вещи, это уже не какая-нибудь конфеточка.
Ирина: - Классическая торговля уже, серьезная жизнь. Хочешь получить что-то хорошее - сделай тоже хорошее. Отлично.
Мария: - Поэтому шантаж, вымогательство – пожалуйста. Самое главное дойти до нормы. Потому что очень обидно на этом этапе остановиться, потому что тогда с этим ребенок и останется, в норме он не будет, и проблемы у него останутся. Нам нужна все-таки норма. Поэтому собрались, набрались сил и вперед.
Ирина: - Сейчас расскажу еще один вариант. Пару раз у меня бывало такое, что на ОНР 3, особенно под конец ОНР 3, мне дети прям открытым текстом говорили, «мне так нравится, тетя Ира, с тобой заниматься, я бы занимался с тобой вечно». И вот тут до меня доходило, почему у меня ребенок топчется на одном месте, развитие у нас застопорилось, и перспективы впереди - бесконечность. Это не очень хорошо, когда ребенку нравится логопед до такого состояния. Ну да, там я, правда, объясняла, что я не только добрая. И он сразу понял, что тетя Ира не самая добрая, не самая милая, не нужно ее любить вечно, и мы быстренько заканчивали третий-четвертый ОНР. Вот. Лучший стимул для того, чтобы ребенок успешно занимался на ОНР 3 и ОНР 4, это обозначить ему: «Хочешь, чтобы это поскорее закончилось? Занимайся лучше».
Мария: - А я прям так и делала. Мы на календаре отмечали. Я говорю, нам с тобой осталось... Ну, когда я понимала, что нам осталось месяц-полтора, я говорила, что нам осталось, например, восемь занятий или четыре.
Ирина: - Да, четыре это уже самый конец. Там уже понятно.
Мария: - Четыре где-то, да. Там уже понятно, что две недели или три занятия. Я говорю: «Хочешь дойти до конца? Там будет торт» - «Хочу!» и мы ждём, но у нас было правило, что занятие должно было быть хорошим, потому что если занятие плохое, то прибавится ещё занятие. И что мы только не делали. Цель у нас, дорогие родители, вместе с вами одна. Нам нужно закончить ОНР 3, закончить ОНР 4 и попрощаться.
Ирина: - Вставлю свои две копейки. У меня сейчас молодой человек есть. Завершаем работу. Доделываем звукопроизношения. Звуки “Р” и “Рь”. И он каждый раз с таким страданием, что нужно опять заниматься. Я не могу ему обозначить сроки, что осталось 4 занятия, потому что он у нас как-то так медленно. Поэтому у него стоит вполне конкретная цель. Я говорю, надоело? Он говорит, да, надоело. Я говорю, замечательно. Как только ты мне скажешь без запинки: «Здравствуйте, Ирина Петровна», мы тут же закончим наши занятия. Он такой: «и всё»? Я говорю: «и всё, ты меня больше никогда не увидишь». Он такой: «Папа, правда?» - «Да, правда». Всё, занимаемся. Ну вот нам немножко осталось, уже можно обозначить сроки.
Мария: - Вот так вот. Поэтому продолжаем работать с нашими детками, набираемся терпения, настойчивость у нас остаётся, и всё будет хорошо. На этой ноте мы прощаемся.
Воспитание ребенка с моторной алалией ОНР 3
13 января13 янв
34
6 мин
Ирина: - Продолжаем цикл лекций по воспитанию детей с моторной алалией, на этот раз обсудим третий уровень недоразвития речи. В этом речевом возрасте, у нас малыш уже ходит активно в детский сад. В принципе, он ничем не отличается от других детей своего возраста. Вот тут очень забавный момент, я его узнала давным-давно. Оказывается, в детском саду наши дети с алалией ведут себя намного лучше, чем дома. Поэтому, если вам воспитатели говорят: «Ой, он такой молодец», это совершенно не означает, что он дома будет молодцом. Дома он может вести себя так, как вы ему позволяете. Потому что он умен и прекрасно социализирован. Вот то, что называется социализация. Они умеют и знают, где что можно, а где что нельзя. Если ваш ребёнок дома ведёт себя не очень, то это как бы чисто домашняя проблема.
Мария: - Это значит, вы ему просто позволили так себя вести. Например, ребёнок ведёт себя плохо с мамой, а с папой хорошо или наоборот. Или едет к бабушке с дедушкой в гости, и там ведёт себя плохо и ба