Ирина: - Сенсорная алалия первого уровня речевого недоразвития. Воспитание.
Мария: - Воспитание и послушание.
Ситуативное понимание
Ирина: - Так, в методиках, во всех методиках по сенсорной алалии, даже в самых-самых ранних неправильных и кривых написано первым пунктом «воспитание ребенка». Это не значит, что мы его учим кушать ножом и вилкой. Это означает, что только при наличии того, что ребенок выполняет мамины просьбы, признает мамин авторитет, ребенок будет у нас стремиться пытаться понять. А означает, что тогда мы сможем вести коррекционную работу.
Мария: - Ребёнок у нас не особенный. Ребёнок у нас самый обычный. Да, у него есть тяжёлое речевое нарушение, тяжелейшее речевое нарушение, но с этим можно и нужно справиться, поэтому обязательная программа воспитания. Первый пункт.
Ирина: - Не относитесь к нему как к особенному, как к больному. Он совершенно обычный ребёнок. То, что ему нужно, он прекрасно понимает. То что ему нравится что что ему не нравится он знает.
Мария: - Например, ребенок с сенсорной алалией, даже если он не понимает каких-то маминых инструкций но он четко знает где его любимая еда, или то, что они сейчас будут делать - это то, что ему очень нравится.
Ирина: - Если подошли к кроватке, значит нужно ложиться спать. Знает, что раз мама подходит к двери - он бежит надевать сандалики, потому что он любит гулять.
Мария: - То, что, подойдя к раковине, нужно мыть ручки, ребёнок тоже об этом знает.
Ирина: - Ещё раз, они у нас очень умненькие, у них одна единственная проблемка, они не понимают слова. А мы как обычно воспитываем детей? «Ну ты что, не понимаешь, что так делать нельзя? Ну-ка быстро положи». Господи, сколько слов вы тратите.
Мария: - Все дети воспитаны, а ты нет. Ты что, не понимаешь? Нужно делать вот так, а не вот.
Как объяснить сенсорику правила поведения
Ирина: - Нет, не понимает. Слов он не понимает. Поэтому, как мы воспитываем таких деточек? Образцом, показом, демонстрацией, физически, помощью. То есть, если вы хотите, чтобы ребенок остановился, не нужно ему кричать вслед «стой, куда побежал», нет.
Мария: - «Васенька, пожалуйста, миленький, остановись, там опасно».
Ирина: - Бесполезно, ему весело, он видит мамину какую-то эмоцию, она его умиляет, он весело хохочет, бежит дальше.
Мария: - А деткам с сенсорной алалией именно эмоции и понятны.
Ирина: - Да, они доставляют им информацию и удовольствие, поэтому научить ребенка останавливаться можно только телесно. Мы с ним идем за ручку, останавливаем, вместе остановились, говорим, «стой». Вот в этот момент у него появляется понимание, что такое «стой». В следующий раз он куда-то побежал, мы говорим «стой» и он на автомате останавливается, потому что его тело помнит эту команду.
Мария: - Или «садись». Как только попа его коснулась струла, вы его ручками придержали, «садись». «Молодец!»
Ирина: - И похвалить не забудьте. Это простые поведенческие вещи: воспитание, послушание. Они, во-первых, нужны для того, чтобы ребенок научился слушаться маму, прислушиваться к ее словам, обращать внимание на то, что она говорит, что это полезно, приятно, удобно и облегчает жизнь. И это набор первичного словаря, как ни странно. То есть у нас набор первичного словаря состоит из бытовых предметов и из первых вербальных команд, глаголов. Вот.
Мария: - Именно поэтому мы коррекционную работу начинаем параллельно, вместе с воспитанием и послушанием ребёнка. Потому что иногда родители приходят на занятия, ребёнок ведёт себя очень плохо, и родители говорят: «Ну, может, мы его сейчас повоспитываем, а потом к вам вернёмся». Оно так не работает. Оно должно идти параллельно. И да, на первом этапе бывает сложно.
Ирина: - Вот, чтобы ребенок воспитывался, то бишь учился правильному поведению, учился послушанию маме и как себя вести в какой обстановке. У нас есть тело, через его тело объясняем ему, через показ на себе или на папе объясняем. «Папа, садись» и папа садится, «и ты садись», то же самое слово, выполняем. В обязательном порядке похвалить эмоционально, когда даже не он сам еще сел, а вы его посадили. «Садись», это не он сделал, это вы сделали, а вы говорите «молодец», похвалить, чтобы информация записалась, потому что это же приятно, когда меня хвалят, а когда меня хвалят, когда моя попа садится на стульчик.
Мария: - Вот тут мы эмоции проявляем, когда ребенка хвалим, а когда мы ему говорим четкие инструкции, то мы стараемся это делать безэмоционально, мы не кричим на ребенка, потому что, еще раз повторимся, дети с сенсорной алалией не понимают обращенную речь, но им действительно доставляет удовольствие вызывать разные эмоции у людей, потому что это им понятно, они знают, как это сделать, и это доставляет им удовольствие. Поэтому, если вы каждый раз будете на ребёнка кричать или как-то эмоционально восклицать в тот момент, когда он вас не слушается, то он будет специально это делать, потому что ему нравится эта эмоция. Поэтому чёткие инструкции, без каких-либо эмоций говорим и всё. То есть, что должно вообще быть? Ребёнок должен понимать, что такое «можно» и что такое «нельзя». Если мама сказала «нельзя» или мама сказала «стоп», значит, ребёнок должен это выполнить.
Почему на сенсориков нельзя кричать
Ирина: - Так, на таких деток с сенсорной алалией нельзя кричать. Как бы нам не хотелось, лучше уйдите в сторону, покричите где-нибудь отдельно, потому что наши эмоции никуда не деваются.
Мария: - У меня одна мама кричала в окно.
Ирина: - Да, я её прекрасно понимаю. Некоторые уходят в лес покричать. Неважно. Плачем по ночам в подушку, чтобы он не видел. Почему на них нельзя кричать? Нельзя повышать голос. Потому что, если это делается с определенной периодичностью, ребенок усваивает своеобразную информацию, что когда ко мне обращаются, они говорят очень громко. А когда нормальным голосом говорят, это они между собой говорят, поэтому можно не слушать. И такой ребенок со временем просто перестает даже внимание обращать на нормальную громкость голоса. Он реагирует только на крик. Вы же не хотите всю жизнь кричать своему ребёнку «Вася!» Не надо.
Мария: - На самом деле это очень неудобно, потому что бывает так, что приходят детки, которые слушаются маму только когда она повысила голос. Но это очень неудобно в том плане, например: как пойти в магазин, как пойти на детскую площадку, вы будете выглядеть как вечно орущая мать.
Ирина: - Вот, да и урок тоже не очень удобный, да и горло болеть будет. Ни к чему это. Поэтому сразу договариваемся. Лучше жестом. чем повышать голос, чтобы он начал обращать на вас внимание. Как говорят, «ребенок не отзывается на имя». Разумеется, имя – это такое же слово, которое изначально ни о чем. Не пытайтесь ему кричать, он не глухой. Лучше подойдите, потрогайте за плечиком, возьмите его за ручки, поверните туда, куда надо его ручки, его лицо повернется следом. Лучше не кричать. Точно так же их нельзя хлопать по попе. Пробовали. Дело в том, что они опять же делают неправильный вывод. Его шлепнули по попе, он думает, а так можно и потом идет по улице с мамой и хлопает по попам всех мимо проходящих теть, дядь, без разницы кого. Потому что это прикольно.
Мария: - Очень неловкая ситуация тогда получается. Это всё нам нужно для того, чтобы ребёнок знал что нужно заниматься, потому что когда мы садимся заниматься, ребёнку достаточно сложно. Он не понимает что здесь нужно делать. Всё это начинается потихоньку. Вначале ребёнок совсем ничего не понимает, потом он начинает что-то понимать и он уже с удовольствием делает это задание. Но когда ты переходишь к заданию более сложному, ребенок опять начинает капризничать и не хочет делать, потому что ему не хочется напрягаться. Мозг привыкает к «не хочу, не буду, сложно», значит надо плакать. А нам нужно, чтобы мозг ребёнка адаптировался к тому, что сложно. Нужно, мама сказала, и логопед сказала, нужно всё равно сделать и ребёнок напрягается и делает. И это очень сильно упрощает и делает возможным, в принципе, коррекционную работу. Потому что без этого коррекционная работа просто невозможна.
Приучение ребенка к новым заданиям
Ирина: - Да, у них на самом деле так и происходит. Знакомые задания выполняют, всё хорошо, прямо весь у тебя на занятии, готов на всё. Даёшь новое задание, чуть-чуть посложнее, и сразу «А-а-а!» И ушки закрываем, и плачем, и елозим попами на стульчиках, всё что угодно вытворяем. Всё ясно. Мы дошли до уровня сложности, который как раз и есть развитие. Отступаем на полшага вниз. Что-то с чем-то совместили. Чуть-чуть посложнее дали, оно получилось, потому что оно немного сложнее. Похвалили. Ребенок такой «Я сделал что-то новое, меня похвалили, я молодец, это хорошо, приятно, давай еще». И потихонечку вот так вот мы формируем ему установку, что делать что-то новое - это не просто полезно, но еще и приятно, потому что тебя хвалят.
Мария: - У меня была ситуация в практике, когда малыш на каждое новое задание - сразу начинал плакать. Мы с мамой, с няней приняли тактику, что мы на это не обращаем внимания, то есть мы это задание доделываем где-то его ручками, до конца, он бы плакал, мы дальше переходим к заданию, которое ему знакомо, потом ещё новое и так далее. Но на следующее занятие, когда он приходит, это задание ему уже знакомо, и он на него хорошо реагирует. Но, на протяжении нескольких месяцев каждое новое задание он плакал. Мы просто не обращали на это внимания и, в принципе, он привык. Сейчас, когда он видит какое-то новое задание, он уже так не реагирует эмоционально. То есть он уже знает, что это неизбежно. И сейчас мы уже можем больше давать каких-то новых заданий, даже на одном занятии, потому что темп хорошо идёт. То есть самое главное, чтобы вы приняли какую-то определённую тактику, которая у вас будет работать с вашим ребёнком. Потому что все детки, на самом деле, индивидуальны. И помимо общих правил воспитания всё равно существует и индивидуальный подход. То, что работает с одним ребёнком, порой совершенно невозможно с другим. А то, что возможно с другим, невозможно с этим. Но дети должны слушаться маму.
Ирина: - Да. И, кстати, у них это нормально. В принципе, происходит даже проще, чем у моториков. Просто нужно сразу принять правила игры, что мама взрослая, мама старшая, мама всё знает. И то, как мама тебе скажет сделать или покажет как сделать - тебе это доставит удовольствие. И тогда у них довольно быстро вырабатывается условный рефлекс на это дело. Даже быстрее, чем у моториков, кстати.
Мария: - Да, то есть мама формирует свой авторитет, и передает его логопеду на занятии. То есть она говорит: «Маша сказала, нужно сделать». И он уже знает, что нужно сделать. Или я ему говорю: «Давай вместе с мамой». И все выполняют. То есть ребёнок понимает эту простую фразу, он к ней привыкает, и он знает, что когда сказали «Мама сказала» или «Маша сказала» - значит нужно делать. Со всеми детками работают разные какие-то моменты. Кому-то мы просто говорим: «заниматься». Вот это для него ключевое слово. Хотя для кого-то слово «заниматься», он его просто терпеть не может, он плачет навзрыд от этого слова. И, конечно, там мы говорим какое-то другое слово.
Ирина: - Все что угодно. Проходить лабиринты, это значит прикольно, а там мы потихонечку перейдем к нужному заданию.
Режим дня
Мария: - Еще для того, чтобы все успешно и хорошо работало, и вам было легче справиться с воспитанием, есть такая вещь, как режим дня.
Ирина: - Да, вот, кстати, у сенсориков это просто основополагающая вещь, облегчающая им жизнь. С обычным ребёнком ещё худо-бедно через раз, но удаётся.
Мария: - Сенсорики тоже обычные.
Ирина: - Нет, я имею в виду обычные понимающие, всё понимающие, на уровне слов с ними можно словами договориться «малыш, давай быстрее выбирай игрушки, нам сейчас нужно с тобой бежать в больницу» или ещё что-то «на прогулку опаздываем». С сенсориком этот номер не проходит. Он слов не понимает и если его пытаться выдернуть из его игры, в которой он очень активно занят, и вдруг ему что-то нужно другое делать, то будет скандал. Зачем устраивать скандал? Постарайтесь организовать быт ребенка таким образом, чтобы у него всегда была примерно одна и та же последовательность событий. Подъём, завтрак, умывание, одевание, прогулка, обед, тихий час. Вот это вот всё.
Мария: - И где-то занятие.
Ирина: - И обязательно включаю это занятие. И он ещё знает, что во время игры у него вечером занятие, а перед сном мы листаем книжку, там мама чем-то тоже занимается. То есть он даже не знает, что он занимается, но у него должна быть определённая стабильность ежедневная. Тогда маме проще и, самое главное, ребенку проще. Он знает, что сейчас я поиграю, а потом мы надеваем сандалики и идем куда-то еще. Чтобы не было резких смен, неожиданных событий у ребенка в жизни. Это сенсорикам облегчает жизнь. Они и так много чего не понимают в происходящем вокруг них. То, что мы обычно словами объясняем. Да не переживай, мы сейчас соберемся. Вот все эти наши «ла-ла-ла». Мы это дать сенсорику не можем, поэтому проще всего ему показывать эти события. Именно поэтому иногда делают визуальное расписание. Вот то, что АВА-тераписты у нас взяли у логопедов, делают визуальное расписание. То есть фотография ребеночка в определенной последовательности, мама его подводит, говорит, сейчас у нас вот это, «занятие». Потом у нас вот это, «прогулка». И он сам может подойти: «А, сейчас у меня что? Была прогулка. А теперь у меня что? Теперь у меня занятие». Спокойно садится заниматься.
Мария: - Ну, как правило, сенсорики быстро привыкают к режиму, потому что память у них прекрасная. Они знают что за чем идёт, у них налажен этот режим, потому что он им понятен. Всё, что им понятно, им доставляет удовольствие. Когда ребёнок точно знает, что сейчас он позавтракал, потом он позанимается, а потом, например, он будет купаться, то, значит, это происходит всегда, и он знает, что это просто неизбежно. Он сел, он выполнил. И всем тогда будет легче, ребёнку в первую очередь, и коррекционная работа будет проходить намного легче.
Почему нельзя отпускать ребенка по его желанию или капризу
Ирина: - Еще один момент, который у нас бывает на занятиях. У меня такое правило. Даже если ребенок устал, передавили, или, не знаю, там, самочувствие у него было не очень, и он на уроке пытается сбежать, страдать и плакать, мы не позволяем ему уйти самостоятельно. Мы с мамой выбираем какое-то задание полегче, попроще, чтобы он выполнил это задание по маминой просьбе или по моей просьбе, доделал его до конца, а потом мама говорит: «ну все, молодец, а теперь беги». То есть ребенок должен с самого начала привыкать к тому, что не «я всплакну и меня отпустят», а «я сделаю, мама скажет, что я молодец, и тогда я пойду». Это обязательная вещь. Иначе так и будем его отлавливать всю оставшуюся коррекционную работу.
Мария: - Иногда бывает так, что ребёнок сильно раскапризничается, где-то ты не подловил этот момент и он плачет, кричит. Тогда мы его ручками доделываем задание достаточно быстро, говорим «отлично, всё, иди». Как правило, в этот момент я сильно ребенка не хвалю, потому что он все-таки плакал, и мы делали его ручками. Но все равно последнее слово было за мной или за мамой. Ну, смотря как мы договорились с мамой, кто у нас говорит о том, что конец занятия. Обычно об этом сообщает логопед.
Ирина: - Мама подтверждает, что ребенок свободен.
Мария: - То есть ребёнок должен понимать всю неизбежность ситуации, он должен понимать, что всё равно так будет, что всё равно это нужно делать, и ребёнок со временем просто смиряется, привыкает к этому. Более того, ему потом это доставляет удовольствие, он любит забираться на новые и новые ступеньки, осваивать что-то новое.
Правильная реакция на хорошее и плохое поведение
Ирина: - Здесь, в принципе, работает то же самое правило: хорошее поведение поощряем эмоционально, красочно, а плохое поведение - эмоционально показали неодобрение и игнорируем. Не проявляем эмоции на плохое поведение, иначе, как любой ребенок, он будет его повторять.
Мария: - Да, но если так случилось, что у вашего ребенка уже серьезные нарушения в поведении, ведет он себя очень плохо, делает что-то дома просто невозможное, например, писает маме на голову, швыряет все со стола, разбрасывает, разбивает, что-то делает абсолютно социально неприемлемое, демонстративно. Для этого у нас есть отдельная лекция про поведение, где мы все об этом рассказываем. Мой любимый пример, который я привожу: вы же ребёнку можете всегда не позволить схватить нож или не позволить ребёнку попасть под машину. Так же и здесь. Просто не позволяйте своему ребёнку быть главным в доме и диктовать свои правила. И тогда у вас всё получится.
Что делать, если ребенок игнорирует запреты
Ирина: - Секундочку, вспомнила ещё одну вещь. Довольно часто мамы жалуются, что ребёнок на слово «нельзя» либо не реагирует, либо реагирует неправильно. То есть не прекращает нехорошую деятельность. С моих наблюдений получился такой вывод: мама сидит на диване, наблюдает, что ребенок что-то делает. Она ему «нельзя, нельзя, нельзя, нельзя, нельзя». А он продолжает, продолжает, продолжает. Нет, так не работает. С сенсориками это не работает. Если вы видите, что он что-то делает, Вы говорите «нельзя», если он это слово знает - он должен прекратить. Если он не прекращает - не сидим больше на диване, подходите, вынимаете из ручек, снимаете его откуда-то. Еще раз произносите слово «нельзя», чтобы у ребенка усвоилось для начала, что «нельзя» – это в любом случае деятельность должна быть прекращена. Просто на уровне слова оно не работает. Сначала должно быть действие с названием и тогда «нельзя» у них становиться нормально воспринимаемым условным рефлексом.
Мария: - Что очень важно, ведь если у нас ребенок невоспитанный, то в принципе невозможно с ним выйти ни на детскую площадку, ни сходить в магазин, ни сделать какие-то простые вещи по дому, потому что ребенок постоянно истерит и ведет себя плохо. Это даже просто вопрос безопасности ребёнка, чтобы он не побежал под машину, не ударился о качели, если другой ребёнок, например, качается на детской площадке. То есть мы, конечно, с сенсориками на первом уровне речевого недоразвития стараемся сильно нигде не бывать, мы об этом уже рассказывали, но тем не менее, если у ребёнка ещё и отсутствует воспитание, то это просто затрудняет вам жизнь.
Ирина: - Добавлю ещё один момент. Иногда бывает такое, что поздно пришли, прямо перед самой школой фактически. И вот этот промежуток времени, полтора, два, два с половиной, три годика, когда основные моменты воспитательные происходят, что нельзя на стол садиться, нельзя раздеваться принародно, нельзя бегать и кричать где-нибудь в больнице, вот эти все мелочи, которым мы научаем обычно детей чуть пораньше, этот этап был пропущен, потому что ребенок не понимал обращенную речь. И тогда это приходится вот этим всем вещам учить детей в 6 лет. Потому что, если речь уже как бы есть, все уже хорошо, ребенок идет в массовую школу, а поведение у него как у малыша. Поэтому давайте начнем пораньше. Исправим и поведенческие вещи по возрасту, и понимание речи сформируем с говорением, чтобы в школу или в детский сад они у нас уже приходили умняшечки и красавчики.
Мария: - Да, если ваш ребеночек уже постарше, вы начали коррекционную работу уже в достаточно взрослом возрасте, там вообще нет времени на то, чтобы рассиживаться. Там прям сразу установили чёткие правила и им следует. Самое главное, как всегда, это решение родителей, решение мамы. Если вся семья приняла решение, что мы теперь делаем вот так и вот так, у нас дома такие правила, то и ребёнок будет следовать этим правилам. А если вы будете каждый раз сдаваться от того, что ребёнок закапризничал, то это просто удлинит весь этот процесс. Главное мама.
Ирина: - Итак, мы обосновали важность воспитания у детей с сенсорной алалией на начальном этапе коррекционной работы. Даже не просто воспитания, а воспитания вместе с коррекционной работой, с первичным словарем.