Греческие доспехи и оружие микенской цивилизации сохранились до наших дней в археологических находках из гробниц, художественных изображениях и лингвистических свидетельствах.
Ахейцы были группой индоевропейцев, прибывших в Грецию в раннем бронзовом веке. Воинственные царства в конечном итоге возникли по всей материковой Греции и на островах в таких городах, как Фивы, Пилос и Микены. Соседние державы, такие как Кносс на Крите, также были включены в ахейское влияние. Цитадель Микен была раскопана археологом Генрихом Шлиманом в девятнадцатом веке. Найденные внутри сокровища продемонстрировали величие, не имеющее себе равных в других местах Европы, и показали, что ахейская Греция или «микенская цивилизация» была державой бронзового века наряду с Египтом, Ассирией, Финикией и хеттами. Подъем этого милитаристского общества и развитие греческих доспехов и оружия в конечном итоге даровали микенцам бессмертие через литературное сохранение одного из их великих конфликтов: Троянской войны.
Греческое оружие микенской цивилизации
1. Мечи
Сегодня мечи рассматриваются как повсеместное военное вооружение. Однако в Европе раннего бронзового века эти предметы не существовали. Крупномасштабные ближние бои случались редко, и есть свидетельства того, что в других местах Европы ритуальные поединки с участием алебард могли быть частью разрешения споров. Другие инструменты, такие как копья и топоры, могли быть задействованы в боевой ситуации и имели другие применения. Мечи использовали большое количество ценной бронзы и были бесполезны для охоты из-за недостаточной досягаемости. Их введение в качестве предмета, специально предназначенного для использования против других людей, знаменует собой рост конфликта как части общества.
Три основные формы мечей известны из Греции микенского периода. Ранние варианты имели закругленные кончики и тонкие длинные клинки длиной около 130 см. Эти мечи с прямым лезвием изначально прибыли через Крит и были прикреплены заклепками к деревянной или костяной рукояти. Примеры из Стафилоса и Микен показывают, что рукояти иногда инкрустировались золотым листом. Последующее усовершенствование оружия на греческом полуострове привело к разработке цельных бронзовых рукоятей. Могильный круг A в Микенах содержал несколько примеров позолоченных поясов для мечей, которые использовались для подвешивания этого оружия на талии воина.
Вторым типом клинка, прибывшим в Грецию, было однолезвийное оружие, больше подходящее для ближнего боя. Эти изделия снова были выкованы из цельного куска бронзы для устойчивости. Однолезвийные мечи имеют крючкообразную рукоять, что предполагает, что их подвешивали прямо на поясе.
Греческое оружие претерпело революцию к 1200 г. до н. э. с появлением рубящего меча. Эта конструкция возникла в Италии, но затем распространилась на север в Британию и Скандинавию, достигнув микенской цивилизации только столетия спустя. Известные как тип Naue II, эти мечи заметно отличались от своих предшественников. Лезвия плавно сужались к острию, что улучшало способность к колющим ударам. Что еще более важно, лезвия были короче, а некоторые имели более тяжелую форму «листа», что позволяло использовать оружие в широкодуговом рубящем стиле, чтобы прорезать как доспехи, так и плоть. В микенских армиях меченосцы были легкобронированной пехотой . Их маневренность делала их подходящими для холмистой местности и для выполнения высокорискованных тактических движений. Такая проницательность принесла меченосцам звание промахоев, или чемпионов.
2. Копья
Копья, пожалуй, являются самым распространенным типом оружия в истории человечества и использовались на охоте со времен палеолита. Эта роль продолжалась и в микенской цивилизации. На кабанов охотились из-за их бивней, которые использовали в шлемах, в то время как на львов охотились как на благородное занятие и для обучения ловкости и дисциплине. Знаменитый кинжал охоты на львов из шахтной могилы IV в Микенах изображает такое событие. При преследовании этих опасных животных копье было бесценно из-за своей гибкости и большой досягаемости. В бронзовом веке копье имело еще одно преимущество — они использовали гораздо меньше бронзы, чем большое клинковое оружие, такое как мечи и обоюдоострые топоры. Это означало, что даже граждане низшего класса могли позволить себе копье, и было легче оснастить большие отряды мужчин во время войны.
Копья ахейцев были найдены в ходе раскопок в Греции бронзового века и Кноссе. Большинство из них были отлиты методом «потерянного воска» для создания гнездового основания для удобства крепления. Наконечники копий различаются по размеру и форме: от крупных листовидных образцов до гораздо меньших лезвий с крыльями над гнездом. Эти различия, вероятно, отражают различия в стилях боя, иногда видимые в художественных изображениях. Более длинные копья использовались двумя руками и использовались для колющего движения, что видно на фресках из Пилоса. Более длинный радиус действия также был бы бесценен, если бы сражались на боевой колеснице микенской цивилизации. Более короткие образцы использовались одной рукой со щитом и могли быть брошены при необходимости. Фреска из Акротири на Фере изображает воинов с копьями и щитами в тесном строю. Это говорит о том, что основным компонентом эгейских армий были сгруппированные отряды бронированных копейщиков, не отличающиеся от более поздней классической греческой фаланги.
3. Топоры
Топоры были увлекательной категорией греческого оружия. Простые бронзовые плоские или фланцевые топоры использовались по всей Греции с раннего бронзового века в качестве вспомогательных инструментов и самодельного оружия. Однако в 15 веке миканцы заняли минойский Крит , который рухнул из-за гигантского извержения Тиры или землетрясения аналогичного размера. В минойском обществе двойной топор или лабрис был культовым символом с возможным протоэламским и египетским влиянием. Эти предметы были связаны с женским минойским хтоническим божеством, возможно, известным как Ашера. Сложные двойные топоры устанавливались на больших пирамидальных креплениях, известных как подставки для топоров, являясь частью церемониальных и религиозных центров, известных из Ниру-Хани и Кносса.
Двойной топор был принят микенской цивилизацией на Крите для религиозных целей. Однако форма двойного топора также попала в материковую Грецию. Простые неукрашенные формы были найдены в Пилосе, Микенах и знаменитой гробнице Клитемнестры. Эти прочные предметы, вероятно, использовались в качестве оружия. Они обеспечивали гибкость двух режущих кромок и дополнительный вес, в то время как громоздкость усиливала любую бронебойную способность. Необычный специально изготовленный боевой топор известен из Вафейо. Предмет имеет полукруглую форму с двумя большими отверстиями, что делает его легким и смертоносным одноручным оружием.
4. Лук и стрелы
Луки использовались для охоты со времен палеолита, но археологические свидетельства из Микенской Греции скудны. В могущественных современных царствах бронзового века Египта и Хатуши лук был оружием огромной важности. Пустынные просторы Ближнего Востока благоприятствовали открытым сражениям с большим количеством вооруженных луками колесниц. Наиболее известным примером этого была битва при Кадеше между египтянами и хеттами в 1274 году. Каменистая местность Греции была менее пригодна для лука, поэтому он, вероятно, использовался реже. Кроме того, греческий климат редко сохраняет органические материалы, такие как дерево, в отличие от засушливых условий Египта. Однако луки часто изображаются на перстнях, сосудах для питья и печатях из шахтных могил. Эти предметы были предназначены для использования на виду и показывают, что луки по-прежнему были важными предметами и символами воинской доблести.
В изображениях греческого оружия появляются два основных типа луков. Первый — это простые изогнутые или «самостоятельные» луки в простой форме полумесяца. Это оружие мог легко изготовить мастер, если была подходящая древесина. Второй основной тип — это рекурсивный лук, с плечами, изогнутыми от держателя, этот лук будет выпускать стрелы сильнее и быстрее, чем самостоятельный лук. Однако рекурсивные луки, как правило, сложнее в изготовлении, поскольку в них используются рога на внутренней стороне лука для создания большего натяжения и энергии. Гомеровские источники предполагают, что лук Одиссея был составным рекурсивным, так как вредители, связанные с его оружием, были типичны для рога, а не дерева.
Стрелы были так же важны, как и сами луки. Несмотря на появление бронзовых наконечников стрел, кремневые и обсидиановые образцы продолжали использоваться в микенский период по нескольким причинам. Кремень и обсидиан были тверже бронзы, имели более острые режущие кромки и могли затачиваться. Популярными стали варианты в форме сердца с уменьшенным весом. Бронзовые наконечники стрел использовались из-за их гибкости, и лучник, вероятно, носил несколько типов. Узкие, V-образные образцы из Кносса были эффективны для прокалывания бронзовой брони, в то время как стрелы с хвостовиком было бы трудно удалить.
Греческие доспехи микенской цивилизации
5. Щиты
Щиты стали одним из знаковых образов микенских греческих доспехов из-за их размера и ярких изображений фресок и керамики. Щиты из цельной бронзы появились только в позднем бронзовом веке. Микенские щиты изготавливались в ходе длительного процесса, включающего добавление слоев закаленной бычьей кожи на деревянную раму. Бронза иногда использовалась для изготовления пластин и выступов для усиления, а также для ободков щитов. Составная природа этих предметов означала, что их можно было легко ремонтировать, однако, поскольку они были органическими, полные образцы не сохранились. Наши знания о щитах основаны на оставшихся металлических компонентах и изображениях. Щиты были разных размеров в зависимости от роли воина. Войска застрельщиков и легкая пехота использовали небольшие щиты различной формы. Более тяжелые войска использовали три основных типа.
Ранние микенские солдаты использовали прямоугольные башенные щиты. Они видны на многочисленных фресках с 1600 г. до н. э. и далее, а также на личном снаряжении, таком как знаменитый «Кинжал охоты на львов» из Микен. Бронзовые ободки и скобы сохранились в захоронениях из Микен, Кносса и Агиос Иоаннис. Эти щиты были очень большими, закрывая большую часть тела. Поэтому их прикрепляли к плечу носителя рядом с обычной рукоятью или перевязью для улучшения маневренности.
Так называемые щиты «восьмеркой» известны с XV века. Этот уникальный дизайн является синонимом микенских греческих доспехов и состоит из двух кусков изогнутого дерева с различными поддерживающими элементами. Затем зазоры заполнялись лозой, прежде чем добавлялись слои бычьей шкуры. Трехмерные изгибы этого щита обеспечивали большое внутреннее пространство, и изображения на печатях показывают, что он мог почти «заключить» носителя. Он обеспечивал большую защиту, чем прямоугольный или плоский щит и большинство греческих доспехов. Археологические останки этого типа могут быть ограничены группой медных креплений для кожи из Кносса. Однако дизайн хорошо известен по боевым сценам и отдельным изображениям на фресках, печатях и керамических сосудах. Изображения щитов в форме восьмерки известны из дворцов в Тиринфе и Пилосе, а также известны небольшие вотивные образцы, что позволяет предположить, что эти предметы имели престижные ритуальные ассоциации.
Поздний период Макеанаен ознаменовался прогрессом в греческих доспехах, включая разработку широко распространенных бронзовых изделий. Они обеспечивали солдатам большую защиту без обременения башенными и восьмерочными щитами. Более легкий щит, известный как протодипилонский щит, стал более популярным. Устройство имело овальную форму с вырезами на противоположных сторонах для размещения копья носителя. Протодипилонские щиты не имели культурного значения восьмерочных щитов и в основном представлены в виде подвесок. Однако они были единственным вариантом, который продолжал использоваться в последующий геометрический период , где их конструкция помогла проложить путь к возникновению классической греческой фаланги.
6. Шлемы
Рост масштабных организованных конфликтов в бронзовом веке спровоцировал гонку вооружений. Развитие мечей и рекурсивных луков потребовало усовершенствования греческих доспехов. Шлем был жизненно важен для защиты головы, но также мог быть украшен, чтобы служить идентификатором на поле боя или для устрашения врагов. Технология производства эффективных бронзовых шлемов появилась только в конце бронзового века. Кожу было легко достать и закалить, и она стала основой для ранних эгейских шлемов. Клыки дикого кабана пришивались сверху, изначально для украшения. Однако в конечном итоге они покрывали целые шлемы, и фрагмент фрески XVI века из Акротири показывает бивни, обрезанные для покрытия нащечников, коротких наносников и плюмажей. Шлемы из клыков кабана продолжали широко использоваться до 1300 г. до н. э., и хорошие образцы известны из Микен и Пилоса.
Модель из слоновой кости XV века с Крита и многочисленные микенские печати предполагают, что небольшие бронзовые диски или гвоздики были прикреплены к кожаным шлемам, которые использовались в качестве альтернативы клыкам кабана. Это, вероятно, подтверждается обнаружением многочисленных проколотых бронзовых дисков из шахтной могилы IV в Микенах, возможно, из деградировавшего шлема. Эти объекты показаны менее четко на микенских печатях, но, вероятно, они реальны, поскольку многочисленные бронзовые диски с отверстиями для крепления были зарегистрированы из шахтной могилы IV в Микенах, вероятно, из деградировавшего шлема.
Простые бронзовые конические шлемы появились в греческой броне в XIV веке, они были сформированы путем выбивания цельного куска бронзы. Кожа использовалась в качестве важной амортизации внутри этих шлемов. Бронза, хотя и сопротивлялась колющим или рубящим ударам, могла легко сминаться без внутренней поддержки. Конические шлемы были скевоморфами, выгравированными с клыками кабана, что предполагает, что последние оставались символически значимыми.
В поздний микенский период бронзовые дисковые и цельнобронзовые шлемы получили многочисленные украшения. Сторона A Микенской вазы воина показывает дисковые шлемы с двумя обращенными вперед рогами и обращенным назад плюмажем. Статуэтки из Энкоми, Кипр, показывают шлемы с невероятно большими рогами с каждой стороны, которые, если быть точным, вероятно, были бы помехой в бою. В это время также появляются необычные типы шлемов. Волосатые шапки видны на стороне B Воинской вазы, вероятно, сделанные из недубленой кожи. Шлемы с открытым верхом, похожие на тиару, известны из могильных находок в Порте-Кефаловрисоне и тиаре Калифеи. Этот вариант, возможно, возник у народов моря. Конец микенского периода ознаменовался более широким использованием и развитием бронзовых шлемов, что проложило путь для их геометрических и классических преемников.
7. Греческие доспехи
Греческие доспехи микенского периода встречаются очень редко и в основном известны по керамическим изображениям. Однако в гробнице 12 в Дендре был найден необычный полный бронзовый доспех XV века . Комплект состоит из передних и задних частей туловища, трех бронзовых сегментов, покрывающих нижнюю часть туловища, большого шейного щитка и ряда наплечников. Долгое время считалось, что доспехи были громоздкими по размеру и весу, и либо церемониальными, либо принадлежащими знатному человеку, едущему на колеснице. Исследования показали, что, хотя доспехи и покрывали все тело, они были соединены вместе и подбиты кожей для обеспечения гибкости и комфорта. Они также имели увеличенное плечевое отверстие для крепления руки с оружием и щита на противоположной стороне.
Реконструкции доказали, что носитель доспехов из Дендры мог как передвигаться, так и умело сражаться пешком и не был ограничен колесницей. Доспехи явно принадлежали элитному воину, но схематичные керамические изображения фигур в сегментированных греческих доспехах и шейных щитках предполагают, что сложные бронзовые доспехи были не редкостью.
Греческие доспехи микенского периода встречаются очень редко и в основном известны по керамическим изображениям. Однако в гробнице 12 в Дендре был найден необычный полный бронзовый доспех XV века . Комплект состоит из передних и задних частей туловища, трех бронзовых сегментов, покрывающих нижнюю часть туловища, большого шейного щитка и ряда наплечников. Долгое время считалось, что доспехи были громоздкими по размеру и весу, и либо церемониальными, либо принадлежащими знатному человеку, едущему на колеснице. Исследования показали, что, хотя доспехи и покрывали все тело, они были соединены вместе и подбиты кожей для обеспечения гибкости и комфорта. Они также имели увеличенное плечевое отверстие для крепления руки с оружием и щита на противоположной стороне.
Реконструкции доказали, что носитель доспехов из Дендры мог как передвигаться, так и умело сражаться пешком и не был ограничен колесницей. Доспехи явно принадлежали элитному воину, но схематичные керамические изображения фигур в сегментированных греческих доспехах и шейных щитках предполагают, что сложные бронзовые доспехи были не редкостью.