Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Кем были Евнухи в Древнем Китае

Оглавление

Евнухи были влиятельными политическими игроками в древнекитайском правительстве. Возникнув как доверенные рабы в королевском доме, они были амбициозны и использовали свое привилегированное положение для получения политической власти. Советуя императору из дворца и блокируя доступ чиновников к своему правителю, евнухи в конечном итоге смогли сами получить дворянские титулы, сформировать бюрократию, чтобы конкурировать с государственной, и даже выбирать и смещать императоров по своему выбору. Их влияние на правительство привело к падению династий и продолжалось вплоть до 17 века н. э.

От рабов до политических тяжеловесов

Евнухи, или «не-мужчины», как их можно было бы назвать, впервые появились при королевских дворах древних доимперских китайских государств, где они использовались в качестве слуг во внутренних покоях дворца. Они были более или менее рабами и обычно приобретались еще детьми из приграничных территорий, особенно на юге. Кастрированные и привезенные для обслуживания королевского двора, они не имели реальных возможностей изменить свою жизнь. Евнухи считались самыми заслуживающими доверия слугами, потому что они не могли ни соблазнять женщин в гареме, ни стать отцами детей, которые могли бы сформировать династию, соперничающую с династией действующего императора.

-2

Таким образом, обязанности евнуха включали исключительное обслуживание женщин королевского дворца. Любым другим мужчинам запрещалось оставаться на ночь во дворце, а любой человек, который входил туда без разрешения, подвергался смертной казни. Евнухи выступали в роли носильщиков, телохранителей, сиделок и, по сути, исполняли роли камердинеров, дворецких, горничных и поваров вместе взятых. Несмотря на их привилегированное положение, мнение широкой общественности о евнухах было крайне негативным, поскольку они считались низшим классом среди всех слуг.

В отличие от доверия, которое им оказывали правители, их физический изъян, презрение со стороны правящего класса и общее клеймо, наложенное на них, побудили евнухов к попыткам использовать свое привилегированное положение и получить политическое влияние при дворе. Евнухи не были довольны жизнью простого раба. Часто примыкая к могущественным буддийским монастырям, они в равной степени давали советы, шпионили и интриговали, чтобы занять высшие должности в государственном аппарате.

-3

Евнухи, с их особым доступом к Внутреннему двору (Нейтинг), куда не допускались обычные чиновники и посторонние мужчины, могли быть особенно заметны, когда правитель еще не был взрослым, и они в полной мере использовали возможность не только отфильтровывать сообщения от министров к императору и наоборот, но и назначения, так что очень часто министры просто не могли получить аудиенцию у своего правителя. Евнухи втирались в доверие к императору и были, возможно, более послушными, чем высокомерные ученые-чиновники, что делало императора более склонным следовать их советам.

Другим моментом в пользу евнухов было то, что они знали своего императора, возможно, всю его жизнь, и что они были единственными мужчинами, которых правитель встречал до совершеннолетия. Кроме того, император знал, что у евнухов не было опоры власти или лояльности за пределами двора, в отличие от политиков.

В династии Хань

-4

Очень часто евнухи поощряли и ухудшали политические фракции, которые наносили ущерб единству правительства. Евнухи часто обвиняются в том, что они сыграли важную роль в падении династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). В частности, во II веке н. э. евнухи при дворе легко манипулировали рядом слабых императоров. В 124 г. н. э. они даже посадили своего собственного ребенка-кандидата на императорский трон. Они получили больше императорской благосклонности и еще больше укрепили свое положение в 159 г. н. э., помогая императору Хуаню урегулировать семейный спор о престолонаследии. В благодарность император наградил дворянским титулом пятерых ведущих евнухов.

Восточная Азия в 1 году н.э.
Восточная Азия в 1 году н.э.

Еще большая власть евнухов в конечном итоге привела к тому, что правительственные чиновники и студенты объединились и устроили протесты в 166 и 168-169 годах н. э. Однако евнухи не сдавались так легко и спровоцировали волну чисток, в результате которых многие из тех, кто участвовал в протестах, были заключены в тюрьму, а 100 казнены. Более удачливые чиновники, студенты и интеллектуалы, выступавшие против власти евнухов, были просто отстранены от государственной должности. В 189 году н. э. события приняли еще более жестокий оборот. Евнухи убили «великого генерала» Хэ Цзинь после того, как выяснилось, что он замышлял собрать армию, чтобы самому очистить евнухов. Последователи генерала немедленно отомстили, убив всех евнухов во дворце. Из-за этого вакуума власти началась гражданская война за контроль над империей , в результате чего пала Хань, а в 220 году н. э. была основана династия Вэй.

Евнухи манипулировали двором Тан и создавали разногласия среди правительственных чиновников.

В династии Тан

В неспокойные последние годы правления династии Тан (618-907 гг. н. э.) евнухи снова сыграли заметную роль, на этот раз в падении императоров. После восстаний в провинциях, поднятых военачальниками-ренегатами, императорский двор стремился укрепить свои позиции и поэтому создал новую дворцовую армию в середине VIII в. н. э. Евнухи были поставлены во главе этой новой силы и вскоре начали создавать собственные проблемы для императора. Как и в предыдущие эпохи, евнухи манипулировали двором, создавали разногласия среди правительственных чиновников и к IX в. н. э. даже начали возводить на престол и убивать императоров. Один император санкционировал официальную чистку евнухов в 835 г. н. э., чтобы попытаться вернуть себе немного власти, но прежде чем план был реализован, евнухи уничтожили более 1000 заговорщиков и всех, кого они хоть отдаленно подозревали в попытке узурпировать их власть. В качестве шокирующей демонстрации всем будущим заговорщикам три канцлера вместе с членами их семей были публично казнены на одной из рыночных площадей столицы Чанъань .

Знаменитые евнухи

-6

Во времена династии Сун (960-1279 гг. н. э.) евнухи часто становились военачальниками. Одной из таких фигур был Тун Гуань (1054-1126 гг. н. э.), который был самым важным генералом императора Хуэйцзуна. Он одержал знаменитые победы в северо-западных приграничных районах в юности, подавил восстание Фан Ла в провинции Чжэцзян и продолжал верно служить своему императору до семидесяти лет. Гуань также был удостоен официальной биографии, в которой записано, что он был талантливым художником. Биография, которая появляется в Истории Сун , демонстрирует типичное презрение и предубеждение, которым подвергались евнухи, даже если они были такими талантливыми людьми, как Гуань:

Его натура была хитрой и льстивой. Будучи прислужником в боковых покоях дворца, он был искусен в манипулировании как весомыми, так и тривиальными намерениями людей, и он мог сначала служить, чтобы потом командовать.
Чжэн Хэ (1371-1433 н. э.),
Чжэн Хэ (1371-1433 н. э.),

Другим известным евнухом был Чжэн Хэ (1371-1433 н. э.), который совершил семь путешествий в Индийский океан для императора Юнлэ из династии Мин (1368-1644 н. э.). Один из флотов Хэ состоял из 317 кораблей, включая 62 «корабля сокровищ», полных подарков для иностранных правителей и более 30 000 человек. В своих различных путешествиях он следовал арабским торговым путям и останавливался в таких отдаленных местах, как Вьетнам, Индонезия, Индия, Шри-Ланка и Восточная Африка. Затем он вернулся в Китай и поразил двор своими экзотическими трофеями, такими как жирафы, львы и сказочные драгоценности.

Поздняя история

-8

С начала XV века н. э. евнухи создали собственную мини-бюрократию при дворе, где они могли вынюхивать документы и отфильтровывать вклад министров правительства в государственные дела. Она даже включала в себя подразделение секретной службы, которое могло расследовать коррупцию или выявлять подозреваемых, которые могли замышлять заговор против статус-кво, и заключать их в тюрьму, избивать и пытать, если это было необходимо, в тюрьме, которую евнухи создали для этой цели. К концу века этот аппарат, возглавляемый евнухами, впечатляюще вырос до 12 000 сотрудников, что сделало его равным официальной государственной бюрократии. К последним этапам династии Мин (1368-1644 гг. н. э.) насчитывалось около 70 000 евнухов, и они установили почти полное господство над императорским двором. В этот период четыре печально известных диктатора — Ван Чжэнь, Ван Чжи, Лю Цзинь и Вэй Чжунсянь — все были евнухами.

Власть, которой они обладали, и политические интриги, которые они часто разжигали, привели к тому, что евнухи стали печально известными, и они были особенно непопулярны среди конфуцианских ученых. Хуан Цзунси, неоконфуцианский мыслитель династии Мин, здесь суммирует общее представление о евнухах в китайской истории: «Все знали на протяжении тысяч лет, что евнухи подобны яду и диким зверям» (в Диллоне, 93).