Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Солон: афинский законодатель, сформировавший древнюю демократию

Оглавление

Солон был древнегреческим государственным деятелем, которого многие считают одним из самых влиятельных законодателей античной Греции и одним из «семи мудрецов». Его реформы в Афинах положили начало развитию афинской демократии, смягчили социальную напряжённость и заложили основы для справедливого правового порядка.

Солон: афинский законодатель, сформировавший древнюю демократию

Солон считался Плутархом и многими другими древними авторами одним из «семи мудрецов» Греции. Он прославился как государственный деятель, но также был философом и поэтом. К власти в Афинах он пришёл в начале VI века до н.э., в период политического и экономического кризиса. Хотя многие его сторонники призывали его установить личную власть в городе, Солон твёрдо придерживался убеждения, что правление тиранов приносит лишь бедствия.

Ранние годы государственного деятеля

-2

Как рассказывает Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях», Солон родился на острове Саламин в знатной семье и приходился родственником тирану Писистрату. Его отец растратил большую часть семейного состояния на благотворительность, поэтому в молодости Солон занимался торговлей. Хотя некоторые источники утверждают, что он путешествовал не ради наживы, а ради накопления опыта. Он разбогател и жил в роскоши, хотя сам не считал себя богатым. Свободное время он посвящал обучению у лучших учителей своего времени и общению с другими мудрецами, что и принесло ему репутацию одного из семи мудрецов. В молодости он писал стихи, а позже начал использовать поэзию для выражения философских и политических идей.

Подъём к власти

-3

В то время Афины враждовали с Мегарой из-за острова Саламин, где спустя сто лет греки одержат решающую победу над персами. На протяжении долгого времени Афины терпели поражения от мегарцев, и в конце концов был принят закон, карающий смертью всякого, кто предлагал возобновить войну. Несмотря на это, общественные настроения склонялись к конфликту. Тогда Солон, притворившись безумцем, вышел на рынок и прочёл стихотворение, призывающее к продолжению войны за Саламин. Закон был отменён, и Солона назначили главнокомандующим.

Солон разработал хитроумную стратегию. Отплыв к мысу Колий, он увидел, как афинские женщины совершают жертвоприношение Деметре. Один из его солдат, под видом перебежчика, отправился на Саламин и сообщил мегарцам, что у них есть возможность захватить женщин. Пока мегарцы отплыли, Солон велел женщинам отойти, а молодых воинов переодел в женскую одежду. Когда враг высадился, воины напали и перебили мегарцев. Затем Солон повёл афинян на Саламин и захватил остров.

Согласно другой версии, Солон высадился ночью с 500 добровольцами на рыбацких лодках. Мегарцы, узнав о высадке, отправили разведывательный корабль, который Солон захватил и использовал, чтобы проникнуть в город, в то время как основная армия вступила в бой с мегарцами.

Политические и экономические реформы

-4

Победа над Мегарой принесла Солону славу. Однако вскоре после окончания войны Афины вновь охватил политический кризис. Различные группировки боролись за власть и предлагали противоположные формы правления — от радикальной демократии до олигархии. Наряду с этим существовало мощное социальное напряжение: беднейшие жители попадали в долговую зависимость, становились крепостными или даже продавались в рабство вместе с детьми. Народ надеялся на приход тирана, который положит конец беспорядкам. Солона избрали архонтом. Его поддерживала знать за происхождение, а простой народ — за честность. Друзья уговаривали его стать тираном, но он отказался.

Одним из первых решений Солона была отмена долгов. Некоторые его приближённые, узнав об этом заранее, начали активно скупать имущество в долг, что вызвало подозрения в корысти. Однако вскоре выяснилось, что сам Солон одолжил пять или пятнадцать талантов (один талант — примерно девятилетний доход) и первым простил долги. Первоначально закон вызвал недовольство с обеих сторон: богачи потеряли источники прибыли, а бедняки были разочарованы, что не произошло перераспределения земли.

-5

Затем Солону были даны полномочия реформировать государственный строй. Он отменил все законы Дракона, кроме тех, что касались убийства, поскольку законы были чрезмерно суровы и предполагали смертную казнь за любое преступление. Далее он ввёл имущественный ценз при допуске к магистратурам, но открыл собрание и суды для беднейших слоёв населения, дав им значительное влияние, ведь многие споры могли быть обжалованы перед судом присяжных.

Учитывая гражданские волнения, Солон принял закон, побуждающий граждан участвовать в политической жизни. Обычно его трактуют так: те, кто сохранял нейтралитет в конфликте, лишались гражданских прав. Но некоторые учёные считают, что речь шла о «деятельном нейтралитете» — граждане должны были стремиться к примирению сторон, чтобы избежать эскалации. Как бы то ни было, суть закона заключалась в стимулировании гражданской ответственности.

Солон также изменил монетарную систему и издал ряд законов, касающихся семейной жизни. Все его законы предполагалось соблюдать сто лет. Однако после их обнародования люди начали подходить к нему с просьбами что-то изменить, добавить или отменить. Чтобы не стать мишенью постоянных требований, Солон покинул Афины на десять лет, дав горожанам время привыкнуть к новой системе.

Добровольное изгнание

-6

Солон перед Крезом, Николаус Кнюпфер, около 1650–1652 гг. н.э. Источник: Центр Гетти, Лос-Анджелес

После того как Солон обнародовал свои законы и афиняне поклялись соблюдать их, он покинул родину. Это было сделано для того, чтобы никто не мог отменить эти законы — поскольку только он сам имел право их пересматривать. Первым пунктом его путешествия стал Египет, где он беседовал со жрецами об истории древнего мира. Солон рассказал им о происхождении человечества и о мифе Пирры и Девкалиона, выживших после Потопа. В ответ египтяне поведали ему миф об Атлантиде и её гибели в водах океана. Этот миф был ранее неизвестен в Греции, и именно Солон принёс его на материк.

Затем Солон отправился на Кипр, в небольшой город Айпея, которым правил царь Филокипр. Город находился в стратегически выгодном, но неудобном для жизни месте. Солон убедил правителя перенести поселение на равнину, где было больше пространства. Он остался, чтобы помочь в организации и управлении новым городом. Благодаря этому туда устремилось множество поселенцев. В знак благодарности царь переименовал город в Соли в честь Солона.

-7

Солон среди семи мудрецов, Жан Куве и Абрахам Босс, ок. 1639–1640 гг. Источник: Британский музей, Лондон

Позже Солона пригласил к себе в Сарды царь Лидии Крез, наслышанный о его мудрости. Крез показал ему свои богатства и спросил, кого из всех людей Солон считает самым счастливым. Тот ответил — Афинянина Телла. У Телла были добродетельные дети и внуки, он пал в бою, защищая родной город, и был с почестями погребён за счёт государства.

Крез спросил, кто же, по его мнению, занимает второе место. Солон ответил: два брата — Битон и Клеобис. Во время праздника в честь Геры в Аргосе их мать, жрица, должна была быть доставлена в храм на повозке, запряжённой быками. Но быки не вернулись с пастбища, и братья сами впряглись и довезли повозку до храма. Горожане восхищались ими, устроили пир, а после братья заснули и больше не проснулись. Их считали умершими в благословении богов, а жители Аргоса посвятили их статуи в Дельфах.

Крез был раздражён тем, что мудрец не назвал его самым счастливым человеком, несмотря на его власть и богатство. Солон объяснил, что каждый день жизни может принести и удачу, и беду, и потому нельзя назвать человека по-настоящему счастливым, не зная, как завершилась его жизнь. До этого момента максимум, что можно о нём сказать, — он удачлив. Крез остался недоволен этим ответом и отпустил Солона.

Возвращение в Афины

-8

Акрополь, Лео фон Кленце, ок. 1846 г. Источник: Wikimedia Commons

Когда Солон вернулся в Афины, город вновь оказался в состоянии раздора. Фракции возглавляли Ликург, Мегакл и Писистрат. Солон попытался примирить стороны, но ни одна из них не была готова его слушать. Писистрат позиционировал себя как защитник народа, но Солон понимал, что тот стремится к тирании. Он выступал против возвышения Писистрата, но не смог помешать его восхождению к власти.

Даже после того, как Писистрат стал тираном, Солон не прекратил свою оппозицию. Он сочинял стихи, в которых обличал афинян за покорность и призывал их не отказываться от свободы. Многие опасались, что Солона казнят за критику, однако Писистрат предложил ему занять пост советника.

Несмотря на все усилия предотвратить гражданские конфликты, Солону не удалось остановить борьбу за власть, терзавшую Афины на протяжении VI века до н.э. Тем не менее, Писистрат сохранил большинство солоновских законов, и сам Солон одобрил некоторые его новые инициативы. В это время Солон уже был в преклонном возрасте. Он умер спустя всего два года после начала правления Писистрата.