Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Какое значение имел Дракон в Древнем Китае

Оглавление

Драконы появляются в мифологии многих древних культур, но нигде в мире это существо не почиталось так, как в Китае. Там, в резком контрасте с мифологиями других стран мира, дракон почти всегда рассматривался в позитивном свете и особенно ассоциировался с живительными дождями и водными источниками. Считающийся самым благоприятным знаком года, носимый на мантии императоров, изображаемый в самых драгоценных материалах от золотых украшений до нефритовых статуэток, и с бесчисленными ссылками в литературе и исполнительском искусстве, дракон был повсюду в Древнем Китае и сегодня так же важен для китайской психики , как и прежде.

Черепица с изображением китайского дракона
Черепица с изображением китайского дракона

Происхождение и физические характеристики

Одно из самых ранних существ, появившихся в сказках и легендах Древнего Китая, дракон чаще всего изображается как гигантский и гибкий зверь, который обитает либо в водных источниках, либо в облаках. Китайский дракон необычайно силен, и когда он летает, его обычно сопровождают молнии и гром. Когда, кем и в какой реальности дракон был впервые изобретен, неизвестно, хотя некоторые историки предполагают связь с радугой и «небесным змеем», которого можно увидеть после ливней или у водопадов. Резные нефритовые драконы были раскопаны на участках культуры Хуншань , которые можно датировать 4500-3000 гг. до н. э., задолго до появления каких-либо письменных записей об этом существе. Историк Р. Доусон дает следующее описание физических характеристик китайского дракона:

Как главный среди животных, дракон должен был состоять из выдающихся черт других животных. Традиционное описание дает ему рога оленя, лоб верблюда, глаза демона, шею змеи, живот морского чудовища, чешую карпа, когти орла, лапы тигра и уши быка.

Альтернативные описания дают похожие атрибуты, но иногда с телом змеи, глазами кролика, животом лягушки и рогами оленя. Другие качества дракона заключались в том, что он мог менять свою форму и размер по своему желанию и исчезать или появляться там, где пожелает.

Нефритовый дракон династии Хань
Нефритовый дракон династии Хань

Китайский ученый Вэнь Идуо предположил, что эта фантастическая коллекция звериных частей на самом деле была основана на политическом союзе нескольких разных племен, каждое из которых имело свое животное в качестве тотема. Таким образом, дракон был символическим представлением ассимиляции этих племен в единую нацию. Интересная гипотеза, однако она не объясняет появление драконов задолго до того, как какие-либо подобные политические объединения существовали в ранних китайских общинах.

Полномочия и ассоциации

Несмотря на устрашающий аспект дракона, его обычно не рассматривали как злонамеренное чудовище, которое обитает в мифах других культур по всему миру, где его обычно убивает храбрый герой. Действительно, в Китае дракон считался и считается справедливым и доброжелательным существом. Именно по этой причине они стали ассоциироваться с правлением, и особенно с императорами Китая, которые в качестве держателей Мандата Небес и представителя Бога на земле всегда должны править справедливо и беспристрастно ради блага всех своих подданных.

Другая причина, по которой правители должны подражать драконам, заключается в том, что это существо считалось одним из четырех самых умных животных (наряду с фениксом, единорогом и черепахой). Один известный миф рассказывает о драконе, активно помогающем правителю, Юю Великому (ок. 2070 г. до н. э.), легендарному основателю династии Ся , которому дракон (или на самом деле был драконом) и черепаха помогли справиться с потопом, опустошавшим его королевство, и таким образом контролировать его для лучшей системы орошения.

Народ, в целом, считал дракона счастливым символом и приносящим богатство. Кроме того, древние земледельцы считали, что драконы приносят столь необходимые им дожди и воду, чтобы помочь их урожаю. Драконы также считались ответственными за сильные ветры, град, гром, молнии и торнадо — последние до сих пор известны как «драконий вихрь» или длинный цзюань фэн . Интересно также отметить, что многие ранние изображения драконов из нефрита имеют круглую форму.

В сельских общинах существовал танец дракона, чтобы вызвать щедрость существа в раздаче дождя, и процессия, в которой несли большую фигуру дракона, сделанную из бумаги или ткани, натянутой на деревянную раму. В качестве альтернативы делали маленьких драконов из керамики или несли знамена с изображением дракона и написанными молитвами о дожде. Служители следовали за процессией, неся ведра с водой, и, используя ветки ивы, они обрызгивали зевак и кричали: «Вот идет дождь!». Когда казалось, что засуха неизбежна, другим призывом к дождю было рисовать изображения драконов, которые вывешивали снаружи дома.

Рукоять китайского драконьего меча
Рукоять китайского драконьего меча

Танцевальные шествия имели и другую удобную цель: отгонять болезни и недуги, особенно во время эпидемий. Танец дракона стал частью сельских праздников и тесно ассоциировался с празднованием китайского Нового года. Связь между драконами и дождем, танцами и исцелением может происходить из шаманизма, широко распространенного в Древнем Китае.

В народных сказках существовала раса драконов во главе с их королем-драконом Лун-Вангом. С чешуйчатыми телами, четырьмя ногами и рогами они могли принимать человеческий облик и уносить молодых девушек. Они похожи на Нагов, змееподобных существ индуистского фольклора, которые охраняют водные источники. В китайском искусстве эти драконы часто обладают великолепной жемчужиной, радужный блеск которой напоминает радугу и которая может представлять идею сокровища, связанного с этим явлением.

Другое традиционное верование состояло в том, что Четыре моря мира (у древних китайцев их было четыре, а не семь) управлялись королем драконов. Их имена — Ао Куан (правитель Востока), Ао Кин (Юг), Ао Цзюнь (Запад) и Ао Шунь (Север). Ао Куан — лидер, но все четверо должны преклониться перед волей Нефритового императора , которому они воздают почести в третий месяц года, месяц самых обильных дождей. Помимо этих более величественных фигур, местные жители часто верили, что любой близлежащий источник воды был домом дракона. Давняя связь между драконами и реками подтверждается тем фактом, что более 40 китайских рек имеют в своем названии слово «дракон».

Дракон также приобрел определенное значение в некоторых более формальных китайских религиях. В картинах чань- буддизма дракон, появляющийся из-за облаков, был символом истины и трудностей в ее ясном зрении. Для даосов дракон был еще более важен и представлял центральную вездесущую силу, известную как «Центральный путь» или Дао. Четыре короля драконов Четырех морей также были приняты даосами. Наконец, дракон является пятым знаком китайского зодиака или шэнсяо и связан с одним из 12 лет в календарном цикле, последний «год дракона» был 10 февраля 2024 года (китайский Новый год) и закончился 28 января 2025 года, соответственно.

Драконьи одеяния

Как мы видели, дракон и китайский император были идеальной парой — верховное существо из мифологии и самая важная персона в королевстве, Сын Неба, не меньше. Действительно, для многих император был на самом деле воплощением верховного дракона, приносящего дождь. Император, чтобы подчеркнуть эту благоприятную ассоциацию, носил шелковые одежды с изящно вышитыми на них мотивами драконов, восседал на троне с резными драконами и украшал свой дворец архитектурными украшениями, изображающими драконов. У дракона, связанного с императором, всегда было пять когтей, чтобы отличать его от других меньших драконов, у которых было только четыре когтя.

Император Тайцзун
Император Тайцзун

Так называемые драконьи мантии императора, или лунпао , различались в зависимости от династии. У императоров Цинь был один из самых впечатляющих нарядов с длинной накидкой, которая застегивалась сбоку и была украшена девятью пятикоготными драконами, парящими над облаками, скалами и морем, что символизировало три элемента вселенной. Жены императоров и некоторые привилегированные и высокопоставленные чиновники двора и их собственные жены также могли носить драконов, но размер, цвета и покрой этих мантий строго контролировались в сложной иерархии социальных условностей. Иногда сановникам и послам иностранных государств разрешалось носить драконьи мантии во время их официального визита ко двору.

Драконы в китайском искусстве

Как упоминалось выше, драконы были популярной темой в некоторых религиозных картинах, но они были слишком ярким образом, чтобы более светские художники могли устоять. Драконы появлялись в ювелирных изделиях, их вырезали из нефрита, рисовали на тонком фарфоре, вырезали и инкрустировали в лакированные изделия, вырезали из камня для украшения садов, гравировали на оружии и доспехах, изображали на картинах и настенных украшениях. Драконы использовались в декоративных бордюрах на керамике и бронзе, и они становились все более стилизованными, чтобы больше не быть узнаваемыми как существо, которое изначально их вдохновило.

Самое раннее известное изображение дракона — стилизованное изображение в форме буквы С, вырезанное из нефрита. Найденное в восточной части Внутренней Монголии, оно принадлежало культуре Хуншань, которая процветала между 4500 и 3000 годами до н. э. Так же, как дракон продолжает оставаться популярным предметом в китайском искусстве, фигурка Хуншань, хотя и первая, по-прежнему, вероятно, самая известная, поскольку она используется сегодня во всем: от логотипов компаний до плакатов, приветствующих посетителей в международном аэропорту Пекина.

Нефритовый дракон Хуншань
Нефритовый дракон Хуншань

Праздник драконьих лодок

Лунчжоу цзе или Праздник драконьих лодок изначально проводился в честь поэта и государственного деятеля Цюй Юаня (ок. 340-278 гг. до н. э.). Министр государства Чу покончил с собой, прыгнув в реку Мило, что было его драматическим ответом на изгнание после клеветнического нападения на его личность со стороны конкурирующего политика. Были спущены лодки на поиски его тела, но безуспешно, и поэтому его сторонники бросили в воду рисовые клецки (цзунцзы) в его память. Чтобы еще больше почтить память о трагедии, на реке каждый год проводились гонки на лодках — практика, которая затем распространилась на другие реки по всему Китаю и которая вскоре приобрела более широкую функцию умиротворения дракона, приносящего дождь. Следовательно, лодки обычно имеют голову дракона на носу и высокий хвост дракона на корме. Сегодня гонка является красочной частью фестиваля Дуаньу и обычно проводится в пятый день пятого лунного месяца.