Найти в Дзене

Поворот не туда: как помочь подросткам контролировать тревожное состояние

Оглавление
Картинка взята из Pinterest
Картинка взята из Pinterest

Представьте себе подростка за рулем автомобиля – это метафора их жизни, полной новых скоростей и неизведанных дорог. Но что, если педаль газа западает, а тормоза отказывают? Так часто и происходит с тревогой в подростковом возрасте: чувства набирают обороты, мысли мчатся, а остановиться бывает невероятно сложно. Почему же тревожность у подростков так часто выходит из-под контроля? Как вовремя заметить, что автомобиль начинает терять управление, и научить его уверенно чувствовать себя за рулем своей жизни?

В этой статье, написанной когнитивным и детским психологами, мы постараемся разобраться в "механике" подростковой тревожности и предложим инструменты для её контроля, чтобы каждый подросток мог почувствовать себя уверенным и спокойным на своём жизненном пути.

За гранью контроля: почему тревожность у подростков часто идёт «без тормозов»

Подростковый возраст – серьёзное испытание как для родителей, так и для самих детей. Частыми проблемами, с которыми обращаются к психологу родители и подростки – это усталость, неуверенность в себе, неудовлетворённость собой и своей внешностью, трудности взаимоотношений со сверстниками, неразделённая любовь, нежелание ходить в школу, уныние. И даже если раньше возникали некоторые проблемы у детей, то в подростковом возрасте они многократно усиливаются и могут приводить к дезадаптации.

Помимо изменений на уровне физиологии (активный рост, изменение внешнего вида, гормональных перестроек), к которым подростку необходимо адаптироваться, ему ещё необходимо решить задачи самоопределения в трёх сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной.

Так же у подростка есть потребности в безопасности, которую они находят в принадлежности к группе, в независимости от родителей, в привязанности, успехе, проверке своих возможностей, самореализации и развитии собственного «Я». Каждый через это проходит.

Тем не менее, пути решения проблем и удовлетворения желаний различны. Встречаясь с жизненными обстоятельствами, каждый человек по-своему интерпретирует их и выбирает индивидуальную стратегию поведения. Существует множество факторов, определяющих такое разнообразие. Среди них можно выделить генетическую наследственность, методы воспитания в семье и установки, транслируемые родителями. Кроме того, важную роль играет опыт общения с окружающими, а также решения, принятые в раннем детстве, и множество других аспектов.

Тревога – это нормальная реакция на происходящее вокруг. Этот оттенок страха подсказывает нам, что нет определённости/нет каких-то знаний в какой-то ситуации, чтобы обрести уверенность. Она помогает адаптироваться, защищает, мобилизует силы.

Хроническое беспокойство, особенно в юном возрасте, снижает концентрацию и внимание. Это отрицательно сказывается на образовательном процессе, успеваемости, вызывая больше недовольства со стороны взрослых, что лишь усугубляет тревожное состояние. Возникающая социальная неуверенность может подтолкнуть к уединению и изоляции от общества.

Так как в подростковом возрасте начинает формироваться самоидентификация (осознание своих ролей, статуса, социокультурных принадлежностей и связей с другими людьми), у человека могут появиться такие когнитивные искажения, как: чёрное-белое мышление, катастрофизация, избирательное внимание, чтение мыслей, персонализация, оценочность, перфекционизм. Некоторым видам искажений хочется уделить отдельное внимание.

Для начала, когнитивное искажение – это ряд неадаптивных установок, которые влияют на то, как человек воспринимает окружающий мир, интерпретирует события и мешают принимать решения рационально, критично, вызывая тревогу, дистресс. Они формируются по двум направлениям: первое – паттерное поведение значимых людей (копирование мыслей, эмоций, поведения родителей/тех, кто сидел с вами большую часть времени), второе – собственный опыт.

Распространённые ошибки мышления у подростков:
1. Избирательное внимание (фокусировка только на негативных аспектах, игнорируя позитивные).

Пример: «Никто не носит такую одежду, как у меня, я выгляжу ужасно» (пренебрежение других стилей одежды и концентрация на отличиях)/ «Она не лайкнула мою фотографию, значит, я ей не нравлюсь» (не замечается, что у человека может не быть времени, или просто пропустил).

2. Чтение мыслей (уверенность в знании чужих мыслей без объективных доказательств).

Пример: «Он смеется, наверное, надо мной»/ «Родители молчат, наверное, они недовольны мной».

3. Персонализация (принятие на своё счёт негативных событий, не связанных с личными действиями).

Пример: «Друг сегодня был грустным, это из-за того, что я вчера сказал»/ «Учитель вызвал к доске меня, значит, она хочет унизить меня перед всеми».

4. Оценочность (мысли человека в негативную сторону, расценка своего поведения и всего, что его окружает).

Пример: «Он отличник, значит душнила»/ «Мне поставили двойку по контрольной, значит я глупый».

5. Перфекционизм (индивидуальное стремление к идеалу, общественное давление мнений окружающих).

Пример: «Я должен быть идеальным во всём, иначе друзья от меня отвернутся»/ «Если у меня не будет дорогих вещей, я не стану крутым».

Если во взрослом возрасте подобные установки менять легко, в подростковом же периоде – довольно проблематично. Ребёнку с этим трудно справиться. Однако, есть правило трёх «Н»: Нет Ничего Невозможного!

На развилке: как вовремя обнаружить и предотвратить хаос в голове

В заключительной части ответим на два вопроса: в какой момент ребёнок стоит на развилке (проявить агрессию/беспокойство или выбрать эффективную стратегию поведения) и как выбрать правильный путь.

Подросток, как и родители, могут заподозрить деструктивную тревогу при наличии:

- физических признаков:частые головные боли, боли в животе, тошнота, головокружение, учащённое сердцебиение, проблемы со сном, изменения в аппетите, усталость.

- эмоциональных и поведенческих признаков:интенсивные реакции, постоянное беспокойство, избегающее поведение, трудности с концентрацией, раздражительность, социальная изоляция, прокрастинация, потребность в подтверждении, перфекционизм, употребление психоактивных веществ, мысли о самоповреждении.

- влияния на повседневную жизнь:снижение успеваемости, проблемы в отношениях, трудности с выполнением задач, ограничение свободы.

P.S. При наличии нескольких признаков, особенно если они сохраняются длительно и мешают повседневной жизни, необходимо обратиться к специалистам!

Заметил ли ты, дорогой читатель, что "до боли" знакомы пункты проявляются в твоём возрасте?! Да, они относятся к человеку любого возраста, однако в процессе самоидентификация эмоции, чувства сильно обостряются. Что в свою очередь, влияют на принятие решений.

|Лишь в спокойствии можно найти решения!|

Итак, как когнитивный психолог могу рекомендовать как подросткам, так и взрослым, несколько техник, помогающие снизить эмоциональное напряжение и мыслить более рационально.

Техника «Сократовский диалог».

При появлении тревоги, задайте следующие вопросы, как можно подробнее ответить на них: «Почему для меня так важна эта мысль?», «Как она влияет на моё настроение и поведение?», «Что произошло в прошлый раз, когда я так думал/-а?», «Увеличивает ли эта мысль мою уверенность и мотивацию?», «Что я мог/-ла бы изменить, чтобы эта мысль стала полезной сейчас?»

Будет лучше, если запишите их на чём-нибудь. Подобное действие помогает перенести энергию (эмоц. напряжение) на бумагу или гаджет. Сильная штучка, скажу я вам!

Техника «Эмоциональная эвристика».

Вспомните, запишите слова или словосочетания, произнеся которые, испытываете радость, поднимается настроение. Затем, в момент тревоги/злости/подавленности произнесите эти фразы, пока не почувствуете себя лучше. Затем, спросите себя: «Что я могу сделать, чтобы перестать испытывать эту эмоцию в следующий раз?»

Техника «Повторение».

Каждый раз при возникновении беспокоящих мыслей можно попробовать 100 раз повторить их про себя, пока не наскучит. Также можно произнести фразы наподобие следующих: «Я ничего не могу знать наверняка», «У меня нет абсолютно никаких гарантий в отношении будущего» и аналогичные.

А вот что рекомендует родителям детский психолог: «Не стоит сразу успокаивать беспокойного ребёнка фразой вроде «Всё будет хорошо». Это может усилить тревогу и потребность в постоянном утешении. Оно подкрепляет иррациональную убеждение в опасности, из-за чего подросток избегает стресса, в следствии чего, не развивается стрессоустойчивость.

Один из способов – выслушав переживания подростка, обсудить проблему, не обесценивая эмоции и не успокаивая. Возможность проговорить собственные мысли и эмоции помогут ему их осознать и принять.

Следующий способ – вместе найти стратегии совладания в стрессовой ситуации, определить какие техники подходят в той или иной ситуации. И это поспособствует развитию не только интеллектуальных способностей подростка, но и его самодостаточности и уверенности в себе.

Главное – не ограждайте ребёнка от проблем, не давайте чётких указаний. И не бойтесь вместе с ним погрузиться в неприятную ситуацию.

В заключении хочется сказать, что проявлять эмоции – это нормально! Даже полезно. Чем чаще позволите себе и своим детям их высказывать, тем спокойнее станет ваша жизнь.

Авторы статьи:
Когнитивный психолог – Вика Рубеновна (по вопросам сотрудничества/записи на консультацию пишите в ТГ: @vitokhyan)
Детский психолог – Наталья Ивашкова (по вопросам сотрудничества/записи на консультацию пишите в ТГ: @If_natalya; блог для родителей с полезной информацией: @izimamaizipapa)