Это слова из песни Владимира Высоцкого, написанной специально для фильма, о котором сейчас мало кто знает. Эта картина в своём роде уникальна: она создана кинематографистами двух стран, которые сегодня не существуют, — СССР и Югославии. Сюжет «Единственной дороги» (1976) взят из реальной жизни: фильм рассказывает о событиях, случившихся в апреле 1944 года в Югославии.
Тогда фашисты, которым необходимо было доставить горючее, использовали советских военнопленных в качестве буквально рабов-смертников: закованные в наручники и кандалы люди стали водителями бензовозов и ежеминутно рисковали оказаться в море огня, если бы хоть одна машина взорвалась.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Картину «Единственная дорога» (в Югославии она шла под названием «Окованные шофёры») снимал югославский режиссёр Владо (Владимир) Павлович. Он сам хорошо помнил войну — в начале сороковых будущий кинематографист был подростком. Рассказывая во время съёмок о фильме, Павлович говорил, что война:
«противоественна и антигуманна по своей сути. Я не забыл этого, как не могу забыть, что на войне был убит мой отец, что мать провела три года в Освенциме. Мне не надо напоминать о моих приятелях по двору, мальчишках, погибших в одну из первых бомбёжек Белграда. До сих пор вой любой сирены ассоциируется сразу же с воздушной тревогой — сигнал опаснотсти был для меня нестерпимей, чем сами бомбёжки: когда летят бомбы, думать некогда».
Сценарий же написал Вадим Трунин, автор хорошо известный в СССР, по сценариям которого сняли уже несколько громких лент, включая «Белорусский вокзал» (1971). Итак, апрель 1944 года. Немецкая автоколонна везёт своим топливо через горы. Но фашисты справедливо опасаются, что на них нападут партизаны. И защититься они решают своеобразно: все бензовозы ведут советские пленные. По задумке фашистов, партизаны не смогут атаковать колонну, зная, что им придётся расстрелять советских людей. Сопровождают караван несколько офицеров, и в одном из городков они видят на базаре эффектную женщину, которая явно бедствует. Мужчины приглашают даму за стол, а один из них предлагает ей прилюдно переодеться в платье, которое она продавала и которое он же для неё купил. Гордана (так зовут красавицу) дерзко это делает, хотя под пальто у неё, скажем так, мало одежды.
Этим трюком Гордана покоряет фашистов и позже просит взят её с собой. Но, конечно, не так с Горданой всё просто, как кажется. Так же непросты и советские водители, ведущие бензовозы: у них есть собственный план, который до поры до времени держится в тайне. Чем завершится этот опасный (даже взрывоопасный во всех смыслах) поход, узнайте из фильма.
На главные роли в фильме югославского режиссёра были утверждены замечательные и довольно популярные советские исполнители.
Шофёров сыграли Анатолий Кузнецов, Александр Аржиловский, Глеб Стриженов, Лев Дуров, Владимир Кашпур, Владимир Пучков.
Небольшая роль своевольного водителя досталась Владимиру Высоцкому. К сожалению, его герой быстро погибает (и ужасной смертью), но зато эпизоды с ним действительно запоминающиеся. Есть версия, что Владо Павлович пытался найти выходы на актёров Театра на Таганке, чтобы снять их в своём фильме и поэтому пригласил Николая Дупака, директора Театра на Таганке.
А вместе с ним заполучил и Высоцкого, для которого эта картина стала первой иностранной. Высоцкий, кстати, написал специально для «Единственной дороги» несколько песен, но в кадре в итоге прозвучала только одна.
В ролях фашистов — Владислав Дворжецкий, Геннадий Юхтин, Виктор Павлов. Роль офицера Гюнтера сыграл Игорь Васильев. Сыграл, может, и не столь блестяще, как в «Варианте “Омега”» (1975), но зато в паре с будущей женой Ириной Мирошниченко, которая предстала в образе Горданы. Игорю Васильеву и Ирине Мирошниченко по сюжету пришлось сниматься в весьма смелых сценах, которые, возможно, актёрам, не состоящим в романтических отношениях, было бы разыграть сложновато.
Также ищите в кадре Татьяну Сидоренко в роли суровой и безжалостной партизанки, Светлану Данильченко, Сергея Яковлева, Бориса Руднева, Бориса Битюкова.
Снимали фильм большей частью в Карпатах на территории СССР, но часть эпизодов создали в Югославии. Там же, в Югославии, как говорят источники, записывал песни к фильму и Владимир Высоцкий, которому с трудом выдали визу. По какой причине Владо Павлович отказался от остальных композиций барда и оставил только одну, прозвучавшую в начале, неизвестно.
В советский прокат «Единственная дорога» вышла в мае 1976 года, спустя год после премьеры в Югославии. Несмотря на зрительский интерес, картина довольно быстро исчезла из кинотеатров. Это тоже одна из загадок этой работы. Есть мнение, что трактовка реальных исторических событий югославом Владо Павловичем не вполне соответствовала советской идеологии, хотя вроде бы ничего провокационного в фильме нет. Зато есть зрелищность, увлекательность и интрига, которая сохраняется до финала. Не могу не отметить, что знатоки любят покритиковать эту ленту за технические ляпы и использование слегка замаскированной советской техники в качестве фашистской, но для обычного зрителя, к каковым отношу и себя, это вряд ли принципиально.
В заключение скажу, что «Единственная дорога» — фильм сегодня действительно редкий, раритетный. Но очень хороший, рассказывающий о не самом известном эпизоде Второй мировой. Да и актёрский состав отличный, хотя не всем артистам досталось много экранного времени. Ну а заметка о ленте, опубликованная в журнале «Советский экран», гласила:
«Победить и остаться живыми — разве это не трудней, чем взлетать в воздух? Разве в этом не больше мужества, чем в фанатизме? Те же, кому пришлось умереть, погибли за жизнь, а не за смерть. И в память о них мы должны бороться за то, чтобы люди шли по единственной дороге жизни — дороге мира».
А вы видели этот фильм? Знаете об этой роли Владимира Высоцкого?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: