Этот фильм начинается с трагического происшествия: возле подъезда обычной городской многоэтажки находят тело мужчины, упавшего с высоты. И это не маргинал и не опустившийся человек, а вполне успешный молодой учёный, накануне защитивший диссертацию. Что произошло и почему погиб новоявленный доктор наук, труд которого коллеги оценили очень высоко? Это и есть главная интрига детектива «Страх высоты» (1975). Странно, что этот фильм не стал большим хитом, ведь детективы любят очень многие. Но те, кто посмотрел картину, с приятным удивлением открыли для себя совсем иную сторону таланта Андрея Мягкова:
в «Страхе высоты» он сыграл человека резкого, несдержанного, готового на низость ради собственной выгоды, деспотичного.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий для фильма — это несколько вольное изложение одноимённой книги писателя Павла Шестакова. Павел Шестаков начал в литературе как автор детективов, и одним из первых его проведения стал детектив «Через лабиринт», где в центре сюжета был следователь Игорь Мазин.
Позднее этот герой стал постоянным в детективах Шестакова, а «Страх высоты» — это вторая книга про Мазина (и единственная экранизированная).
Сценарий написал сам Павел Шестаков по просьбе режиссёра Александра Сурина, который после прочтения книги загорелся идеей снять фильм. Сразу отмечу, что построение фильм нелинейно, начинается он с расследования ЧП, но время от времени всплывают эпизоды из давнего и недавнего прошлого погибшего Антона Тихомирова. Следователь узнаёт, что судьба мужчины была непростой: Антон был обычным мальчишкой из небогатой семьи, но его, ещё маленьким, приметил добросердечный сосед — ученый Кротов. Фактически Антон вырос в семье Кротова и подружился, скажем пока так, с его дочерью Инной, своей ровесницей. Со временем отношения Антона и Инны стали романтическими, но женился он на другой. Брак Антона и Ирины распался, они не живут уже пять лет, но о сыне Антон заботится.
Продолжаются и многолетние отношения с Инной, однако при этом у Антона есть невеста Светлана, молодая девушка-студентка.
Инна какое-то время назад передала Антону тетрадь своего отца с научными заметками и результатами, и эта тетрадь ещё не раз всплывёт в истории.
Следователь Мазин пытается понять, что же произошло в последний день жизни Тихомирова, что значили для него три женщины (Инна, Ирина и Светлана) и какую роль сыграли двое мужчин — научный руководитель и сосед профессор Дягилев и коллега и многолетний друг Игорь Рожественский. Беседуя с каждым, Мазин приходит к выводу, что все пять свидетелей что-то недоговаривают и у каждого есть свои причины скрывать всю правду.
Многие отмечают сходство построения сюжета с детективами Агаты Кристи, когда её герои мисс Марпл и Эркюль Пуаро раскрывают преступление исключительно путём сопоставления фактов и умозаключений. И порой такое ощущение при просмотре действительно возникает, а усиливается, когда
Мазин решается на своего рода эксперимент — собирает всех пятерых в одной комнате, чтобы выяснить, каким поминутно был последний день Антона Тихомирова. Как тут не вспомнить Эркюля Пуаро!
Актёрский ансамбль был составлен Александром Суриным блестяще. В роли Антона Тихомирова — Андрей Мягков, в роли Инны Кротовой — его коллега по МХАТу Ирина Мирошниченко.
Роль бывшей жены Антона Ирины сыграла Жанна Прохоренко, а его невесту — дебютантка Ирина Резникова, тогда ещё студентка Школы-студии МХАТ.
Роль Дягилева получил Владимир Зельдин, который в свои почти 60 был в отменной форме,
роль Игоря Рождественского сыграл Альберт Филозов.
Ну и в образе Мазина предстал Анатолий Папанов.
Режиссёр Александр Сурин вывез съёмочную группу на съёмки в Ростов-на-Дону. Не смогла найти информации, почему был выбран этот город, но в Ростове-на-Дону почти всю жизнь прожил писатель Павел Шестаков. В интернете пишут, что многие уголки, попавшие в кадр, и сейчас хорошо опознаются, хотя фильму уже полвека. Александр Сурин, рассказывая о новой постановке, говорил в интервью:
«Я бы отнёс нашу будущую картину к жанру психологического детектива. Сценарий Павла Шестакова привлёк меня не только чисто детективным сюжетом, но и возможностью показать мир людей науки, высокие моральные и нравственные критерии, которыми они руководствуются в своей деятельности. Мы хотим рассказать и о том, к чему приводит пренебрежение законами нашего общества».
На мой взгляд, психологическим детектив действительно получился. Стоит иметь в виду, что «Страх высоты» — фильм, который не назвать динамичным (а кому-то он и вовсе кажется чрезмерно медленным и затянутым). Но, как мне видится, именно в неспешности его привлекательность: герои постепенно раскрываются и предстают не совсем такими, какими выглядят на первый взгляд. И отдельно впечатлил принцип Антона Тихомирова: «Я терпеть не могу благодеяния. Особенно от любимой женщины». Но благодеяния он, однако, принимал. И не уставал за них любимую укорять.
Подводя итог, могу сказать, что «Страх высоты» — детектив хороший. И писатель Павел Шестаков, и режиссёр Александр Сурин обозначали его как психологический, поэтому изначально в нём не может быть скорости, активного движения, динамики. Немного разочаровывают вычурным морализаторством сентенции Мазина в финале, но в целом это действие не портит.
Интересно, что, видимо, почти параллельно Андрей Мягков работал у Эльдара Рязанова в «Иронии судьбы» (1976), которая, наряду со «Служебным романом» (1977), стала его визитной карточкой. И тем любопытнее «Страх высоты», где актёр создал героя, совсем не типичного для себя и совсем не привычного для зрителей.
А какие роли Андрея Мягкова выделяете вы? На ваш взгляд, ему больше удавались комические персонажи или драматические?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: