Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Лицо со шрамом: первая заметная роль Владимира Высоцкого

«Это будет фильм о детстве поколения, к которому так или иначе принадлежат все люди. Детство у них было разное, но в чём-то удивительно похожее,, может быть,, потому, что у всех в детстве была война. Они, как смогли, как сумели, разделили испытания, выпавшие на долю их народа, их страны». Такими словами начинался сценарий Геннадия Шпаликова, в котором глазами юных героев зритель видит последние месяцы войны и победу. Молодого режиссёра Виктора Турова сюжет заворожил не только искренностью, но и достоверностью: Виктор Туров сам застал войну мальчишкой, собственными глазами увидел расстрел отца и прошёл через концлагерь. Герои картины живут в небольшом городке в Белоруссии, и они тоже всё увидели сами. Всё, что дети видеть не должны. Итак, сегодня разговор о фильме «Я родом из детства» (1966). В оригинале фильм чёрно-белый, но я смотрела цветную версию, кадры представлены из неё. Для режиссёра Виктора Турова «Я родом из детства» стал фактически первой самостоятельной работой. Но заговор
«Это будет фильм о детстве поколения, к которому так или иначе принадлежат все люди. Детство у них было разное, но в чём-то удивительно похожее,, может быть,, потому, что у всех в детстве была война. Они, как смогли, как сумели, разделили испытания, выпавшие на долю их народа, их страны».

Такими словами начинался сценарий Геннадия Шпаликова, в котором глазами юных героев зритель видит последние месяцы войны и победу. Молодого режиссёра Виктора Турова сюжет заворожил не только искренностью, но и достоверностью: Виктор Туров сам застал войну мальчишкой, собственными глазами увидел расстрел отца и прошёл через концлагерь. Герои картины живут в небольшом городке в Белоруссии, и они тоже всё увидели сами. Всё, что дети видеть не должны. Итак, сегодня разговор о фильме «Я родом из детства» (1966). В оригинале фильм чёрно-белый, но я смотрела цветную версию, кадры представлены из неё.

Кадр из фильма «Я родом из детства»
Кадр из фильма «Я родом из детства»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Для режиссёра Виктора Турова «Я родом из детства» стал фактически первой самостоятельной работой. Но заговорили о нём как о самобытном кинематографисте раньше, когда он снял дипломную ленту «Через кладбище» (1965) по повести знаменитого писателя и драматурга Павла Нилина. Эту работу оценили очень высоко, и громкий дебют обязывал Виктора Турова не сходить с выбранного пути. Режиссёр начал искать материал, но с чётким прицелом: он хотел высказать то, что пережил в детстве.

«Я не могу двигаться дальше, пока не выскажусь о своём детстве»,

— так говорил он о своих планах. И, к счастью, всё сложилось: в руках Виктора Турова оказался сценарий Геннадий Шпаликова, совсем ещё молодого автора с огромной популярностью. На счету 28-летнего Шпаликова тогда были уже «Я шагаю по Москве» (1965) «Застава Ильича» (он же «Мне двадцать лет»), вышедший в 1965 году. Оба фильма мгновенно стали культовыми и остаются таковыми и сейчас.

Киновед Евгений Вейцман о сценарии «Я родом из детства» писал:

«Шпаликов остался верен своей манере — лёгкой, слегка импрессионистской, немного иронической.. Сценарий написан как цель отдельных эпизодов, искусственные драматургические «ходы» напрочь отсутствуют, но в то же время чувствуется взволнованность и подлинная драматическая страсть в движении сценария, в очерчивании образов ребят и взрослых».
Кадр из фильма. Валерий Зуберев в роли Игоря и Виктор Колодкин в роли Жени
Кадр из фильма. Валерий Зуберев в роли Игоря и Виктор Колодкин в роли Жени

В центре сюжета — мальчишки-подростки Игорь и Женя, в детство которых вмешалась война. Сейчас она уже далеко, советская армия уже приближается к Берлину, но отголоски войны всё ещё в сердцах тех, кто её видел. Игорь живёт с матерью и ходит на вокзал в надежде встретить сестру, которую угнали на работы в Германию. А вот Женьку, его маленькую сестрёнку и мать ждёт момент счастья — с войны возвращается отец. Правда, ненадолго. Буквально на следующий день он снова уедет, чтобы уже не вернуться никогда. Зато вернётся сосед Володя, едва не сгоревший в танке и чудом выживший, но навсегда оставшийся изуродованным. А потом наступает Победа. Жизнь продолжается, и ней кому-то выпал счастливый билет, а кто-то понесёт своё горе до конца.

Виктор Туров изначально задумал «Я родом из детства» как реалистичный документ своего времени.

Он придирчиво подходил к оформлению площадки, искал музыку, много дискутировал с оператором Александром Княжинским о том, как снимать фильм. Но интересно, что на детские роли были утверждены неопытные ребята, не имевшие опыта съёмок. Женю сыграл минский школьник Витя Колодкин, его сестру Лену — маленькая Таня Овчинко.

Кадр из ильма. Витя Колодкин
Кадр из ильма. Витя Колодкин

Единственным юным актёром на площадке, уже снимавшимся в кино, был Валерий Зубарев. Он сыграл Игоря, который в финале уезжает учиться в Минск.

Кадр из фильма. Валерий Зубарев
Кадр из фильма. Валерий Зубарев

Для 14-летнего Валерия это была уже пятая работа, но главная во всех смыслах его роль ещё впереди — через пару лет он снимется в мелодраме Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника» (1968), и его герой, немногословный и скромный Генка Шестопал, станет для многих кумиром.

Роль Людмилы, матери Женьки, такой счастливой после возвращения мужа и так страшно и внезапно овдовевшей, сыграла Нина Ургант, заменившая Елену Добронравову, которую планировал снимать изначально Виктор Туров. Режиссёр и актриса быстро нашли общий язык, и позже Нина Ургант ещё не раз будет работать с Виктором Туровым. Её супруга сыграл Евгений Ташков.

Кадр из фильма. Евгений Ташков и Нина Ургант
Кадр из фильма. Евгений Ташков и Нина Ургант

В роли учительницы немецкого языка Елизаветы Александровны — одна из любимых актрис Виктора Турова Елизавета Уварова. Кстати, на мой взгляд, квинтэссенция картины — маленький диалог учительницы и Игоря.

Кадр из фильма. Елизавета Уварова
Кадр из фильма. Елизавета Уварова
В этом эпизоде учительница упрекает Игоря, что он не учит немецкий и говорит, что нельзя ненавидеть немецкий народ, ведь он подарил миру литераторов, художников, композиторов. Игорь в ответ спрашивает, где она провела войну, учительница говорит, что в Куйбышеве. Игорь отвечает: «А я здесь». И за этими словами скрывается трагедия мальчика, на которого навалилась трагедия всей страны.
Кадр из фильма. Владимир Высоцкий
Кадр из фильма. Владимир Высоцкий

Роль соседа-танкиста Володи, лицо которого обезображено шрамом, предложили Николаю Губенко. Но тот отказался из-за занятости в театре и порекомендовал коллегу — Владимира Высоцкого. Владимир Высоцкий в кино уже снимался, но в совсем крошечных эпизодах, которые даже не оставались в памяти. У Виктора Турова он впервые сыграл настоящую объёмную роль.

Кадр из фильма. Нина Ургант и Владимир Высоцкий
Кадр из фильма. Нина Ургант и Владимир Высоцкий

А ещё Высоцкий сам исполнил в кадре собственные песни, хотя ничего подобного в сценарии не было. Включить песни Высоцкого в фильм было решением Виктора Турова, который услышал Высоцкого вживую уже во время съёмок. Надо сказать, что во время работы над картиной Виктор Туров и Владимир Высоцкий по-настоящему сдружились и потом постоянно общались вплоть до ухода барда из жизни.

Кадр из фильма. Станислав Хитров, герой которого решил публично покончить с собой, узнав,, что всю его семью убили
Кадр из фильма. Станислав Хитров, герой которого решил публично покончить с собой, узнав,, что всю его семью убили

В других ролях в фильме ищите Риту Гладунко, Арину Алейникову, Светлану Турову, Бориса Руднева, Станислава Хитрова, Павла Кормунина, Владимира Белокурова. И ещё в «Я родом из детства» можно услышать Марка Бернеса, который исполняет песни Владимира Высоцкого.

Кадр из фильма. Павел Кормунин
Кадр из фильма. Павел Кормунин

Съёмки прошли в Белоруссии, большая часть эпизодов снималась в Гродно, но группа выезжала также в Минск и Смоленск. В прокат «Я родом из детства» вышел в начале 1966 года.

После выхода картина получила неоднозначные оценки от критиков. Кто-то видел ленту как набор эпизодов не всегда чётко связанных друг с другом, другие восхищались точно подмеченными приметами времени и достоверно переданной атмосферой конца войны. По ряду утверждений, «Я родом из детства» признали лучшим белорусским фильмом, но однозначно эту информацию подтвердить никто не может. Но определённо можно сказать, что фильм «Я родом из детства» действительно хорош. И он заставляет в очередной раз задуматься, о том, что именно эти люди, искалеченные войной и в прямом, и в переносном смысле, за следующие 15-20 лет отстроили на руинах новую страну, ставшую одним из мировых лидеров. Поразительный исторический феномен, особенно с позиций сегодняшнего дня. А как вы думаете (может, знаете?), в чём секрет силы послевоенного поколения?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-11

В новых выпусках:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: