Военная лента «Ракеты не должны взлететь» вышла в год 20-летия Победы и собрала неплохую аудиторию, но похвал критиков не заслужила. Виной тому феноменальная везучесть главных героев и несколько поверхностное отношение к военной теме.
Зрители же восприняли историю как по-настоящему приключенческую, авантюрную, и были более снисходительны к сюжету.
Сегодня «Ракеты не должны взлететь» смотрится немного вычурно и слишком уж ура-патриотично, хотя в увлекательности и динамичности ему не откажешь.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий фильма написали Павел Загребельный и Николай Фигуровский. Для Загребельного это был первый опыт в кино, хотя писателем он был тогда уже вполне известным. А вот Николай Фигуровский уже неоднократно создавал сценарии и даже пробовал себя в качестве режиссёра, его имя в киномире знали хорошо. Съёмками картины занялся тандем, состоящий из Алексея Швачко и Антона Тимонишина. В этой паре тоже были опытный мастер (это Алексей Швачко, начавший карьеру ещё в довоенные годы) и начинающий специалист (Антон Тимонишин, у которого в активе была всего одна короткометражка, вошедшая в состав киноальманаха). Надо отметить, что
Антон Тимонишин в кино проработал меньше десяти лет, сняв три полнометражных ленты и, к сожалению, рано ушёл из жизни. Режиссёр неизменно придерживался военной тематики и рассказывал с экрана о борьбе с фашизмом.
Главным его произведением стала лента про разведчиков «Их знали только в лицо» (1967), заслуженно попавшая в число лидеров кинопроката.
Завязывается действие фильма «Ракеты не должны взлететь» в 1944 году в концлагере. Советского офицера Михаилу Скибу везут на очередное разминирование неразорвавшихся бомб. Охрану предупреждают, что мужчина отлично говорит по-немецки и уже трижды пытался бежать. Охранникам это не помогает: Михаил бежит в очередной раз, и теперь удачно.
Оказавшись в немецком тылу, он случайно сталкивается с беглым же польским дворянином Генрихом Дулькевичем и американским разведчиком Юджином. Так начинает складываться интернациональная партизанская бригада. Потом в ней оказываются немецкий дезертир Гейнц, который понимает, что война проиграна, серб Атанасио, а чуть позже в бригаду вливается напарница Юджина — американская разведчица Перл. Партизаны начинают разработку операции по обезвреживанию ракет ФАУ-2, но потом Юджин получает от своего командования задание захватить Карла Либиха, фашистского офицера, под руководством которого проходят запуски ракет.
Интересная деталь. Нигде нет упоминаний, что в сценарии использовались реальные факты (хотя подобные операции во время войны безусловно проводились). Однако известно, что
писатель и сценарист Павел Загребельный во время войны молодым солдатом оказался в концлагере, который в 1945 году освободили союзнические войска. Вполне возможно, что какие-то персонажи фильма позаимтсоввпл ичерты или факты биографий реальных знакомых Загребельного.
Главные роли в картине сыграли Евгений Гвоздёв (Михаил), Глеб Стриженов (Дулькевич), Лев Поляков (Юджин),
Всеволод Сафонов (Гейнц).
В роли Либиха — Юрий Волков, во второстепенных ролях Олег Голубицкий, Владимир Волчик, Валерий Панарин, Лев Перфилов. Единственная женская роль, отважной и проницательной Перл с внешность голливудской звезды, досталась Вие Артмане.
Имя латвийской актрисы, которая хорошо была известная в республике как талантливая театральная исполнительница, совсем недавно узнала вся страна: в 1964 году вышла мелодрама «Родная кровь», где Артмане сыграла сильную, но одновременно нежную и хрупкую героиню. Однако теперь ей предстояло воплотить совсем иной образ: её Перл смела, выдержанна и сражается наравне с мужчинами.
Коллеги Вии Артмане говорили, что она никогда ничего не делает наполовину и всегда вживается в предлагаемый образ. Кинокритик Семён Черток писал об актрисе:
«Вию Артмане часто показывают крупным планом. Зрители видят малейшие оттенки чувств героини. Её лицо становится то замкнуто-скорбным, то одухотворённым, то ласковым — выражая то состояние души, которое называют “кристаллизацией чувств”».
В ленте «Ракеты не должны взлететь» Вия Артмане совсем не похожа не Соню из «Родной крови», но одинаково хороша и в образе обольстительной красотки на немецкой вечеринке, и в бушлате в лесу.
Ещё один любопытный факт.
В фильме, героями которого стали представители разных наций, объединённые идеей борьбы с фашизмом, снялись представители разных республик, а работа над фильмом шла в разных регионах.
Основное место — Украина, поскольку режиссёры были сотрудниками Киевской киностудии имени Александра Довженко (собственно, на ней фильм и создавали). Часть съёмок прошла в Севастополе, а немецкий тыл изобразил любимый кинематографистами Таллин с его «заграничной» средневековой застройкой. В прокате «Ракеты не должны взлететь» появились в августе 1965 года.
Как и говорилось выше, зрительский интерес к ленте был высок и не в последнюю очередь потому, что случайно образованный отряд выглядел как команда эдаких суперменов, которым всё нипочём: от погонь они уходят, фашистов легко обводят вокруг пальца, выстрелы их не настигают и пр. Но как раз эта неуязвимость и стала предметом критики. Киновед Константин Щербаков резко написал:
«Просто непрерывные происшествия. которые, добиваясь зрительского внимания, сценарист и режиссёр изобретают для своих героев, как-то оттесняют из поля их зрения то обстоятельство, что и мосты, и склады, и важные военные объекты, усиленно охранялись противником, что уничтожение их было не детской забавой, а смертельно рискованным делом, требующим умения, высокой самоотверженности, мужества».
Сейчас «Ракеты не должны взлететь» — далеко не самый известный военный фильм. Посмотреть, однако, рекомендую и в особенности поклонникам Глеба Стриженова. У него здесь прекрасная эффектная роль, а уж как проникновенно он читает на фоне разрухи сонеты Шекспира!
Ну и конечно, не пропустите курьёзный эпизод с участием Глеба Стриженова и Зои Фёдоровой, сыгравшей в фильме небольшую эпизодическую роль бюргерши, купившую в качестве работника пана Дулькевича (Стриженова).
Освободившийся из рабства пан наводит на бывшую хозяйку пистолет и приказывает ложиться, и фрау тут же бросается к расстеленной кровати. Хотя вообще-то пан приказывал лечь на пол.
А вы знаете эту военную ленту? Как вы думаете, истории о войне должны быть быть серьёзными и драматичными или подобным приукрашенным лентам тоже есть место в кино? (В этом смысле, кстати, проведу параллели с фильмом 1972 года «Дерзость», где главный герой тоже был неуязвимым и непобедимым).
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: