Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Советский фильм, показавший лицо Высоцкого

В середине шестидесятых ещё была жива память о войне, а многие отлично помнили, что происходило в то страшное время. Именно такого человека, участника войны, который по случаю выжил, когда все его товарищи погибли, сценарист Сергей Тарасов сделал героем своей истории.

Он написал сценарий с резким названием «Мы-идиоты», в котором шла речь об альпинистах.

Один из участников экспедиции, отправившейся в горы, постоянно вспоминал войну и каждым шагом доказывал, что его вины в том, что выжил лишь он один, нет.

На Одесской киностудии, куда принёс сценарий Тарасов, чиновники были благосклонны. Выбранная тема могла заинтересовать и представителей старшего, военного, поколения, и молодёжь. Да и сам альпинизм был тогда в моде, так что сценарий приняли почти без поправок. В то же время на киностудии оказались начинающие режиссёры Станислав Говорухин и Борис Дуров, которым необходимо было готовить дипломный проект.

Говорухин по первому образования был геологом, к тому же сам увлекался горными походами и очень хотел, чтобы картину поручили ему

или хотя бы взяли помощником. Но руководство приняло другое решение и выбрало режиссёром Николая Рашеева.

Кадр из фильма «Вертикаль»
Кадр из фильма «Вертикаль»

Рашеев взялся за работу с энтузиазмом, но сильно переделал сценарий. Причём настолько, что

Сергей Тарасов почти не узнал в нём собственный материал. Он категорически отказался сотрудничать с Рашеевым и занялся другой работой.

Отменить начало съёмок Одесская киностудия не могла, так как лента уже стояла в производственном плане. Тогда-то и возникли кандидатуры Говорухина и Дурова.

Они тоже изменили первоначальный сценарий Тарасова, но менее радикально.

Военные воспоминания героя были отброшены, а главными персонажами стали туристы-альпинисты,

но на это сценарист согласился. Правда, название пришлось переменить: «Мы-идиоты» звучало слишком уж вызывающе, так что в работу картина пошла как «Одержимые».

Старт съёмок был запланирован на лето 1966 года, а когда в работу включились Говорухин и Дуров, был уже конец весны. Им пришлось максимально быстро подбирать исполнителей.

Станислав Говорухин хотел изобразить жизнь альпинистов максимально достоверно, так что группа должна была ехать в горы.

По этой причине главным требованием была физическая подготовленность исполнителей. Их выбирали почти без проб, не обращая внимание на известность. Правда, одна звезда всё-таки в фильме была - актриса Лариса Лужина уже была очень популярна, и в будущем это сыграло на руку ленте.

Владимира Высоцкого позвал на съёмки Борис Дуров. Это произошло во многом случайно: Дуров изучал фотографии артистов, наткнулся на фото Высоцкого и вспомнил, что тот ещё и пишет песни, а значит, может совместить две роли - исполнителя и автора музыкального оформления. Но на Одесской киностудии такой выбор не понравился: Высоцкий числился в вольнодумцах и был нежелательной персоной в кино. Тогда

Говорухин поставил ультиматум: или снимается Высоцкий, или он уходит с картины.

Это было заявление серьёзное: горел план съёмок, студия не могла допустить его нарушения, так что начальство махнуло рукой. Но всё равно было условие - никаких песен Высоцкого. Это было компромиссное решение, и работа наконец-то началась.

Всем артистам пришлось пройти альпинистскую подготовку и получить удостоверения. Их наставником стала Мария Готовцева, мастер спорта по альпинизму. Мария консультировала группу и позже, а Владимир

Высоцкий был так покорён спортивной и красивой женщиной, что написал песню «Скалолазка» и посвятил её ей.

А вот с другими песнями у него не ладилось: оказавшись в горах, бард понял, что они совсем его не вдохновляют, а ему было необходимо создавать композиции, ведь именно из-за этого его и взяли в картину. Всё изменила трагедия.

По соседству с киногруппой расположилась группа туристов. В один из дней альпинисты попали под лавину, и на глазах киношников развернулась реальная спасательная операция с участием профессиональных скалолазов и вертолётчиков. Всех пострадавших удалось спасти, кроме одного участника. И это драматичное событие произвело такое мощное впечатление на Высоцкого, что он почти сразу написал долгожданные песни.

Когда монтировался окончательный вариант, Говорухину и Дурову пришлось хитрить, ведь изначально руководство Одесской киностудии запретило им включать песни Высоцкого в ленту. Тогда режиссёры представили музыкальное оформление как совместный труд Высоцкого и молодого композитора Софьи Губайдулиной, давней знакомой Говорухина, а ещё добились, чтобы озвучку разрешили на «Ленфильме», вдали от одесского начальства. Кроме того,

они сильно затянули сдачу фильма, чтобы худсовет внёс как можно меньше правок перед выпуском.

Уловки удались, киностудия пропустила фильм, правда, снова попросили изменить название, поскольку «Одержимые» казалось вызывающим. Тогда и родилось название «Вертикаль». Любопытно, что

чиновники сочли «Вертикаль» лентой проходной и бесперспективной и даже предположить не могли, что она моментально станет культовой.

Посмотрев «Вертикаль», кинозрители наконец узнали, как выглядит Владимир Высоцкий, ведь большинство из них всего лишь слышало его голос, но никогда не видели его в лицо, хотя он уже был актёром Театра на Таганке и снялся в одном фильме. А ещё

после многочисленных писем зрителей был выпущен официальный диск с песнями Высоцкого, и с этого времени у барда начался новый этап в жизни.

А как вы относитесь к творчеству Владимира Высоцкого?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-2