Найти в Дзене
Эстетика Эпох

”Картинки с выставки” Мусоргского: Музыкальный памятник архитектору Виктору Гартману

Оглавление


Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) — русский композитор, член «Могучей кучки».
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) — русский композитор, член «Могучей кучки».

Цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», созданный Модестом Петровичем Мусоргским в 1874 году, стал не только одним из ярчайших произведений русской классической музыки, но и трогательным памятником дружбе. Посвящённый художнику и архитектору Виктору Гартману, этот цикл воплотил в звуках творческий диалог двух гениев, чьи идеи повлияли на становление национального искусства в XIX веке.

История создания «Картинок» неразрывно связана с судьбой Гартмана — архитектора и художника, чьи работы заложили основы «русского стиля» в архитектуре.

Виктор Гартман Эскиз кружки в русском стиле
Виктор Гартман Эскиз кружки в русском стиле

Виктор Гартман: Жизнь и творчество “сказочного зодчего”


Виктор Александрович Гартман (1834–1873) — русский архитектор и художник-сценограф
Виктор Александрович Гартман (1834–1873) — русский архитектор и художник-сценограф

Виктор Александрович Гартман (1834–1873) вошёл в историю как архитектор, чьи проекты отличались смелым сочетанием народных мотивов и фантазийной декоративности.

Современники называли его творения «волшебными замками», а Иван Крамской отмечал: «Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные… тут он создаёт изумительные вещи».

Виктор Гартман. Проект народного театра — первое в России здание сборно- разборного типа.
Виктор Гартман. Проект народного театра — первое в России здание сборно- разборного типа.

Виктор Гартман Эскиз навершия фасада народного театра
Виктор Гартман Эскиз навершия фасада народного театра

Виктор Гартман. Ложа народного театра
Виктор Гартман. Ложа народного театра

Народный театр. Архивное фото
Народный театр. Архивное фото

Ранние годы и образование

Родившись в Петербурге в семье французского врача, Гартман рано остался сиротой. Воспитанный в семье дяди-архитектора А. П. Гемилиана, он с юности проявил талант к рисованию. Несмотря на обучение в Горном корпусе, его истинным призванием стала архитектура. В 1852 году он поступил в Императорскую Академию художеств, где за проекты «биржи» и «публичной библиотеки» получил золотые медали и право на заграничную стажировку.

-8

Путешествия и становление стиля

С 1864 по 1868 год Гартман, как пенсионер Академии, путешествовал по Европе, изучая памятники архитектуры и создавая сотни зарисовок. Его интересовали не только технические детали, но и повседневная жизнь: уличные сцены, типажи, природа. Эти впечатления позже легли в основу его проектов, где традиционные русские орнаменты сочетались с европейской изобретательностью.

Виктор Гартман. Часы «Избушка на курьих ножках»
Виктор Гартман. Часы «Избушка на курьих ножках»

По возвращении Гартман стал ключевой фигурой в оформлении Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в Петербурге. Его павильоны, украшенные резьбой и народными мотивами, поразили современников. За эти работы он получил звание академика.

Эскиз павильона для международной выставки в Вене, 1873 года
Эскиз павильона для международной выставки в Вене, 1873 года

Позже, переехав в Москву, Гартман сотрудничал с меценатом Саввой Мамонтовым и абрамцевским кружком, создав проекты, определившие развитие «неорусского стиля»: деревянный Народный театр на Лубянской площади, типографию Мамонтова и «Студию» в Абрамцеве.

Трагедия раннего ухода

Скоропостижная смерть Гартмана в 39 лет оборвала его карьеру. Большинство его построек, включая выставочные павильоны, не сохранились, но его наследие живёт в эскизах и публикациях, таких как альбом «Образцы русского орнамента» (1872).

Мусоргский и Гартман: Встреча двух гениев

Их знакомство в 1870 году, организованное критиком Владимиром Стасовым, переросло в глубокую дружбу. Оба были одержимы идеей национального искусства: Мусоргский — в музыке, Гартман — в архитектуре. Стасов, пропагандируя идеи Гартмана, называл его «первым, кто вывел русский стиль из казённого лжевизантийства».

Виктор Гартман ворота эскиз
Виктор Гартман ворота эскиз

Кончина Гартмана в 1873 году стала ударом для Мусоргского. В письме Стасову композитор отвергал формальные утешения: «Если “он” не попусту жил, а создавал, так каким же негодяем надо быть, чтобы с наслаждением “утешения” примиряться с тем, что “он” перестал создавать».

Выставка 1874 года: Источник вдохновения

В феврале-марте 1874 года в Академии художеств прошла посмертная выставка Гартмана, представившая 400 работ: эскизы костюмов, проекты зданий, зарисовки из путешествий. Мусоргский, посетив экспозицию, задумал цикл пьес-«прогулок» по воображаемой галерее.

В рукописи Мусоргский обозначил дату завершения цикла — 26 июля 1874 года. «Картинки с выставки» включали зарисовки к работам Гартмана: «Гном», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота». Лейтмотивом стала тема «Прогулки», символизирующая переход между залами.

При жизни Мусоргского цикл не публиковался. Лишь в 1886 году Николай Римский-Корсаков отредактировал и издал его, сгладив «шероховатости» оригинала. Второе издание (1887) включило предисловие Стасова, где он описал работы Гартмана: «…типы карнавальные à la Gavarni, французские молящиеся старухи, чудесные дали с панорамой города…».

Наследие Гартмана и Мусоргского

Хотя многие постройки Гартмана утрачены, его идеи повлияли на архитектуру модерна и неорусский стиль. «Картинки с выставки» же обрели мировую славу, особенно в оркестровке Мориса Равеля (1922). Сегодня цикл Мусоргского — не просто музыкальная галерея, но символ творческого братства, где искусство преодолевает границы времени.

Виктор Гартман
Виктор Гартман

Виктор Гартман и Модест Мусоргский, каждый в своей сфере, стремились к одному — выразить душу России. Их диалог, запечатлённый в нотах и эскизах, напоминает: настоящее искусство рождается не в одиночестве, а в огне дружбы и взаимного вдохновения.

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох