Матильда Кшесинская
Её называли «украшением русского балета», сравнивали с порхающей бабочкой, а её танец — с игрой драгоценного камня. Матильда Кшесинская, балерина, чья жизнь стала сплетением искусства, любви и исторических потрясений, осталась в истории не только как первая русская исполнительница 32 фуэте, но и как женщина, сумевшая сохранить достоинство и страсть к танцу даже в изгнании.
От императорских подмостков до парижской эмиграции — её путь полон блистательных триумфов и невероятных испытаний.
Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета, и сцена стала её судьбой с четырёх лет. Уже в девять лет она дебютировала в «Дон Кихоте», а к выпуску из Императорского училища её талант заметил сам Александр III. На выпускном ужине монарх представил её цесаревичу Николаю со словами: «Будьте славой нашего балета».
Так начался роман, изменивший жизнь Кшесинской. Николай, будущий император, осыпал её подарками, а Мариус Петипа создавал для неё партии, восхищаясь её «идеальной лёгкостью». Даже после разрыва с Николаем II, связанного с его браком с Александрой Фёдоровной, Кшесинская оставалась примой Мариинского театра, а её имя гремело в Европе. Польская пресса писала: «Её танец разнообразен, как блеск бриллианта».
К 1899 году Кшесинская достигла пика славы. Петипа, обычно скупой на похвалы, назвал её «первой звездой русского балета». Её репертуар расширялся, а техническое совершенство стало эталоном.
Она первой в России исполнила 32 фуэте подряд, а её подготовка к спектаклям поражала аскетизмом: строжайшая диета, изоляция от гостей и многочасовые репетиции. Но Кшесинская не была эгоисткой: она поддерживала молодых дарований, включая Анну Павлову и Тамару Карсавину, а для Вацлава Нижинского стала партнёршей в отработке поддержек. Даже бенефис, положенный через 20 лет службы, она устроила спустя 10, бросив вызов традициям.
Личная жизнь Кшесинской оставалась столь же яркой. После Николая II её сердце завоевал князь Андрей Владимирович, двоюродный брат императора. Их роман, начавшийся на бенефисном ужине, привёл к рождению сына Владимира. Даже беременность не остановила балерину: через два месяца после родов она вернулась на сцену.
Строительство особняка Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге
Весной 1906 года на углу Кронверкского проспекта в Санкт-Петербурге началось строительство шикарного особняка в стиле модерн. Туда должна была переехать Матильда, решившая продать куда более скромный дом на Английском проспекте, подаренный ей прежде Николаем II.
Особняк Кшесинская решила построить после рождения внебрачного сына Вовы от великого князя Андрея Владимировича. В качестве архитектора был выбран очень популярный на тот момент архитектор Александр Иванович фон Гоген.
Архитектор Александр фон Гоген
Имя Александра Ивановича фон Гогена — блестящего зодчего, педагога и деятеля искусства конца XIX — начала XX века — сегодня известно немногим. Однако тем не менее он является выдающимся мастером историзма и модерна.
Александр фон Гоген родился в Архангельске в семье дворянина Иоганна фон Гогена, чиновника Государственного банка. Получив классическое образование в местной гимназии, в 1875 году он поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.
Уже через два года юноша начал практику, а к 1883 году, завершив обучение, отправился на Сестрорецкий инструментальный завод в качестве архитектора. Его ранние годы прошли под руководством мэтров — Павла Сюзора, Александра Красовского и Ивана Богомолова, чьи принципы стали фундаментом его стиля.
К 1890-м годам фон Гоген совмещал проектирование зданий с преподаванием в престижных учебных заведениях: Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии и Институте гражданских инженеров. В 1895 году он получил звание академика архитектуры за проект здания для судебных установлений, а через год стал действительным членом Академии художеств.
Его авторитет подкреплялся работой при дворе: с 1893 по 1906 год он служил архитектором великого князя Владимира Александровича, а с 1903 года — императорской семьи. И в расцвете его карьеры, в 1904 году, для строительства дома его пригласила Кшесинская.
Архитектура особняка Матильды Кшесинской
Особняк Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге — это не просто жемчужина модерна, но и символ эпохи, где переплелись изысканное искусство, частная жизнь и бурные исторические события.
Построенный в 1904–1906 годах, он стал свидетелем революционных потрясений, судебных баталий и метаморфоз XX века, сохранив в своих стенах память о величии и драме.
Особняк Кшесинской — эталон модерна. Асимметричная композиция, игра объёмов разной высоты и контрастные материалы — красный гранит, серый камень, майоликовая плитка и кованый металл — создают динамичный фасад. Здание лишено парадного входа с улицы: гости попадали в него через дворик и поднимались по лестнице в холл, откуда расходились анфилады залов.
Интерьеры, над которыми работал архитектор Александр Дмитриев, отражали вкусы хозяйки.
Здесь соседствовали неоклассицизм, ампир и модерн: античная строгость вестибюля с мрамором и бронзой, белый зал с элементами классицизма, зимний сад с пальмами и гротом, а также роскошные гостиные, обитые шёлком и бархатом.
Фон Гоген отмечал «скромность» отделки, но даже она потребовала более 70 индивидуальных эскизов, из которых сохранилось около двадцати.
Эмиграция
Но в 1917 году её мир рухнул. Большевики захватили её особняк, разграбив фамильные ценности. Кшесинская подала на них в суд и выиграла дело, но вернуть имущество не смогла. Уехав в Кисловодск, а затем во Францию, она начала жизнь заново.
В эмиграции Кшесинская обрела новый статус — светлейшей княгини Романовской, выйдя замуж за Андрея Владимировича. В Париже она открыла балетную школу, воспитав таких звёзд, как Марго Фонтейн и Иветт Шовире. Даже артрит не сломил её: она преподавала, опираясь на трость.
Увлечение рулеткой едва не разорило её, но Кшесинская, которую называли «мадам Семнадцать» (в память о возрасте, когда она встретила Николая), сохранила страсть к жизни. В 1958 году, увидев выступление Большого театра в Париже, она плакала: «Я плакала от счастья… Это был тот же балет».
Матильда Кшесинская умерла в 99 лет, оставшись в истории символом эпохи. Её танец, сочетавший технику и страсть, её стойкость перед лицом революций и её преданность искусству — всё это делает её легендой. На надгробии в Сент-Женевьев-де-Буа выбито её имя и титулы, но лучшим памятником стали строки современников: «Она считала балеты своей собственностью — и подарила их миру».
Екатерина Серёжина