Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Иван Ропет: Человек, который заново придумал "русский стиль" в архитектуре

Оглавление

Иван Павлович Ропет (1845–1908), урожденный Иван Николаевич Петров, вошел в историю как один из самых оригинальных зодчих России, чье творчество стало символом национального архитектурного возрождения. Его имя ассоциируется с ироничным названием, которое дали ему современники, — «ропетовщиной», особым направлением в русском стиле, где древнерусские мотивы сплетались с фольклорной декоративностью и элементами, заимствованными из других культур, создавая неповторимый образ «сказочной» архитектуры.

Иван Павлович Ропет
Иван Павлович Ропет

Сирота, ставший новатором

Родившись в семье мастера Петергофской фабрики, Ропет рано осиротел и воспитывался дядей, чье имя — Павел — подарило ему новое отчество. Псевдоним «Ропет», анаграмма фамилии «Петров», отражал его стремление к творческой индивидуальности. Окончив Императорскую Академию художеств (1861–1871), он попал под влияние Алексея Горностаева, одного из основателей русского стиля. Уже в студенческие годы Ропет проявил себя как активный участник журнала «Мотивы русской архитектуры», где публиковал эскизы домов, павильонов и декоративных элементов, насыщенных народными орнаментами.

«Ропетовщина»: смех, восхищение, признание

Его проекты, вдохновленные крестьянским зодчеством и допетровской эстетикой, вызывали неоднозначную реакцию. Современники сначала усмехались над «избытком» резных узоров и асимметричных форм. Однако к 1870-м годам его стиль завоевал признание. Как писал журнал «Зодчий», произведения Ропета «дышали самобытной оригинальностью», заставляя забыть о скепсисе.

Терема, покорившие мир

Баня «Теремок» в Абрамцево (1877-1878)

Эта постройка, выполненная в стиле русского модерна, отличалась яркими орнаментальными элементами и характерной формой. Ропет вложил в проект глубокую идею, отражая дух русского народа и его культурные корни. Это здание стало важным объектом как в архитектурной практике, так и в культурной жизни Абрамцева. Позже Мамонтов перестроил его под гостевой дом.

-5

Всемирная выставка 1878 года в Париже

Мировую славу Ропету принесла Всемирная выставка 1878 года в Париже. Его деревянный терем XVII века, украшенный ажурной резьбой, стал сенсацией. Французская пресса восторгалась самобытностью русского павильона, который, по словам современников, «ни в чем не копировал Европу». К сожалению, сам терем не сохранился, но его дух можно ощутить в уцелевшем лесном тереме под Костромой — асимметричном, многоуровневом, но удивительно гармоничном.

Архивное фото павильона России на всемирной выставке 1878 года
Архивное фото павильона России на всемирной выставке 1878 года

Ропет продолжал прославлять Россию на международных выставках: в Копенгагене (1888), Чикаго (1893), даже в Токио, где по его эскизу построили здание русского посольства. На Нижегородской выставке 1896 года он создал павильон Сельского хозяйства, ставший символом единства традиций и прогресса.

Надгробия по проекту Ропета

Поиск национально-самобытной формы надгробного памятника с 1870-1880-х гг. шел в русле «русского стиля». Видные архитекторы этого направления И. П. Ропет и И. С. Богомолов создали определенную схему национального надгробия, представляющего собой подобие стелы с килевидным кокошником, в декорировке которой использованы мотивы древнерусских орнаментов. Прямых прототипов в истории русского надгробия допетровского времени такая форма не имеет.

В кованое узорочье оград в «русском стиле» вплетались элементы, разъясняющие содержание памятника (химические формулы на несохранившейся ограде А. П. Бородина, медальоны с перечислением родов искусств в ограде памятника В. В. Стасову по эскизу Ропета и др.).

Памятник М.П. Мусоргскому, 1885

Памятник А.П. Бородину, 1889

Народный дом в Барнауле (ныне Алтайская филармония)

Наследие, пережившее века

Поскольку строил он в основном в дереве, до наших дней сохранились лишь немногие постройки мастера:

  • Баня-теремок в Абрамцево (1877–1878) — словно сошедшая со страниц сказки, с резными наличниками и кокошниками. Сегодня это музейный экспонат, хранящий мебель и артефакты эпохи модерна.
  • Народный дом в Барнауле (ныне Алтайская филармония) — подарок архитектора городу, выполненный бесплатно. Реконструкция 2000-х годов бережно сохранила его декор: колонки, кокошники, «кружевные» карнизы.
  • Несколько надгробий
  • Лесной терем в Асташово (условное авторство). Крестьянин Мартьян Сазонов, вдохновлённый идеями и эскизами Ивана Павловича Ропета, построил этот терем для своей молодой жены спустя 10 лет после того, как архитектор опубликовал проект дома в журнале «Зодчий». Этот великолепный терем Ивана Ропета, чудом сохранившийся до наших дней, был восстановлен совсем недавно на личные средства одного мецената. Сегодня в нём расположен небольшой бутик-отель.
  • Уникальные архитектурные эскизы и проекты

Проекты мебели
Проекты мебели

Проект моста
Проект моста

Проект иконостаса
Проект иконостаса

Художник, опередивший время

Ропет был не просто архитектором, но универсальным художником. Он создавал театральные афиши, книжные обложки, эскизы мебели, объединяя средневековые мотивы с народной вышивкой. Его наследие живет в воссозданном журнале «Мотивы русской архитектуры», где детализация проектов поражает даже сегодня.

Прожил он очень мало, умер Иван Ропет в 1908 году, после продолжительной болезни, оставив после себя стиль, который сначала высмеивали, а потом — бережно хранили. Его «ропетовщина» стала мостом между прошлым и будущим, напоминая, что подлинная красота рождается из смелости быть собой.

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох