Иван Павлович Ропет (1845–1908), урожденный Иван Николаевич Петров, вошел в историю как один из самых оригинальных зодчих России, чье творчество стало символом национального архитектурного возрождения. Его имя ассоциируется с ироничным названием, которое дали ему современники, — «ропетовщиной», особым направлением в русском стиле, где древнерусские мотивы сплетались с фольклорной декоративностью и элементами, заимствованными из других культур, создавая неповторимый образ «сказочной» архитектуры.
Сирота, ставший новатором
Родившись в семье мастера Петергофской фабрики, Ропет рано осиротел и воспитывался дядей, чье имя — Павел — подарило ему новое отчество. Псевдоним «Ропет», анаграмма фамилии «Петров», отражал его стремление к творческой индивидуальности. Окончив Императорскую Академию художеств (1861–1871), он попал под влияние Алексея Горностаева, одного из основателей русского стиля. Уже в студенческие годы Ропет проявил себя как активный участник журнала «Мотивы русской архитектуры», где публиковал эскизы домов, павильонов и декоративных элементов, насыщенных народными орнаментами.
«Ропетовщина»: смех, восхищение, признание
Его проекты, вдохновленные крестьянским зодчеством и допетровской эстетикой, вызывали неоднозначную реакцию. Современники сначала усмехались над «избытком» резных узоров и асимметричных форм. Однако к 1870-м годам его стиль завоевал признание. Как писал журнал «Зодчий», произведения Ропета «дышали самобытной оригинальностью», заставляя забыть о скепсисе.
Терема, покорившие мир
Баня «Теремок» в Абрамцево (1877-1878)
Эта постройка, выполненная в стиле русского модерна, отличалась яркими орнаментальными элементами и характерной формой. Ропет вложил в проект глубокую идею, отражая дух русского народа и его культурные корни. Это здание стало важным объектом как в архитектурной практике, так и в культурной жизни Абрамцева. Позже Мамонтов перестроил его под гостевой дом.
Всемирная выставка 1878 года в Париже
Мировую славу Ропету принесла Всемирная выставка 1878 года в Париже. Его деревянный терем XVII века, украшенный ажурной резьбой, стал сенсацией. Французская пресса восторгалась самобытностью русского павильона, который, по словам современников, «ни в чем не копировал Европу». К сожалению, сам терем не сохранился, но его дух можно ощутить в уцелевшем лесном тереме под Костромой — асимметричном, многоуровневом, но удивительно гармоничном.
Ропет продолжал прославлять Россию на международных выставках: в Копенгагене (1888), Чикаго (1893), даже в Токио, где по его эскизу построили здание русского посольства. На Нижегородской выставке 1896 года он создал павильон Сельского хозяйства, ставший символом единства традиций и прогресса.
Надгробия по проекту Ропета
Поиск национально-самобытной формы надгробного памятника с 1870-1880-х гг. шел в русле «русского стиля». Видные архитекторы этого направления И. П. Ропет и И. С. Богомолов создали определенную схему национального надгробия, представляющего собой подобие стелы с килевидным кокошником, в декорировке которой использованы мотивы древнерусских орнаментов. Прямых прототипов в истории русского надгробия допетровского времени такая форма не имеет.
В кованое узорочье оград в «русском стиле» вплетались элементы, разъясняющие содержание памятника (химические формулы на несохранившейся ограде А. П. Бородина, медальоны с перечислением родов искусств в ограде памятника В. В. Стасову по эскизу Ропета и др.).
Памятник М.П. Мусоргскому, 1885
Памятник А.П. Бородину, 1889
Народный дом в Барнауле (ныне Алтайская филармония)
Наследие, пережившее века
Поскольку строил он в основном в дереве, до наших дней сохранились лишь немногие постройки мастера:
- Баня-теремок в Абрамцево (1877–1878) — словно сошедшая со страниц сказки, с резными наличниками и кокошниками. Сегодня это музейный экспонат, хранящий мебель и артефакты эпохи модерна.
- Народный дом в Барнауле (ныне Алтайская филармония) — подарок архитектора городу, выполненный бесплатно. Реконструкция 2000-х годов бережно сохранила его декор: колонки, кокошники, «кружевные» карнизы.
- Несколько надгробий
- Лесной терем в Асташово (условное авторство). Крестьянин Мартьян Сазонов, вдохновлённый идеями и эскизами Ивана Павловича Ропета, построил этот терем для своей молодой жены спустя 10 лет после того, как архитектор опубликовал проект дома в журнале «Зодчий». Этот великолепный терем Ивана Ропета, чудом сохранившийся до наших дней, был восстановлен совсем недавно на личные средства одного мецената. Сегодня в нём расположен небольшой бутик-отель.
- Уникальные архитектурные эскизы и проекты
Художник, опередивший время
Ропет был не просто архитектором, но универсальным художником. Он создавал театральные афиши, книжные обложки, эскизы мебели, объединяя средневековые мотивы с народной вышивкой. Его наследие живет в воссозданном журнале «Мотивы русской архитектуры», где детализация проектов поражает даже сегодня.
Прожил он очень мало, умер Иван Ропет в 1908 году, после продолжительной болезни, оставив после себя стиль, который сначала высмеивали, а потом — бережно хранили. Его «ропетовщина» стала мостом между прошлым и будущим, напоминая, что подлинная красота рождается из смелости быть собой.
Екатерина Серёжина