Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Деревянная архитектура русского Модерна

Оглавление

Русский модерн, зародившийся в конце XIX — начале XX века, стал важной вехой в развитии архитектуры и искусства в России. Одним из самых ярких и запоминающихся его проявлений стала деревянная архитектура, сочетавшая в себе традиционные народные мотивы и элементы новаторского дизайна. В этой статье мы сосредоточимся на ключевых фигурах и постройках, которые внесли свой вклад в развитие этого удивительного стиля.

Родина отечественного модерна — подмосковное Абрамцево. Здесь, в усадьбе Мамонтовых, были созданы кустарные мастерские, целью которых не просто поддержание уровня ремесла, а стремление вдохновить народные промыслы и возродить русское народное искусство. Для всех членов кружка было характерно понимание художника как преобразователя и воспитателя общества через приобщение людей к прекрасному. Именно поэтому так высок был интерес к формированию среды обитания. Идеи универсализма, связанные с синтезом искусств, стали неотъемлемой частью этого периода.

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

Савва Мамонтов был не только известным промышленником и меценатом, но и человеком, который внёс значительный вклад в развитие русского модерна. Он активно способствовал возрождению национальных традиций в архитектуре.

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)
Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

Его усадьба в Абрамцево стала местом, где собирались художники и архитекторы. Первыми художниками, обратившими внимание на деревянную архитектуру как источник вдохновения, были Виктор Гартман и Иван Ропет (Петров). В начале 1870-х они работали в усадьбе Мамонтова.

Мамонтов поддерживал проекты, такие как создание мастерской Виктора Гартмана и строительство деревянных объектов, которые впоследствии стали символами стиля и эстетики русского модерна.

Названия частей фронтона деревянного дома на Руси
Названия частей фронтона деревянного дома на Руси

Иван Павлович Ропет (1845-1908)

Иван Павлович Ропе́т (1845-1908)
Иван Павлович Ропе́т (1845-1908)

Иван Павлович Ропет — ещё один выдающийся архитектор, внесший значительный вклад в историю русского модерна. Получив образование во Франции, он умело сочетал западные традиции с русскими народными элементами.

Ропет был известен своими смелыми подходами к проектированию и эстетике. Его творчество охватывало разнообразные стили, включая элементы русского народного искусства, что было характерно для архитекторов русского Модерна. В своём подходе он доносил до зрителя красоту и сложность деревянной архитектуры, соединяя традиции и новаторские идеи.

Одним из самых известных его проектов стала баня «Теремок», построенная в Абрамцево в 1877-1878 годах. Это здание стало символом гармоничного слияния современного взгляда с традициями народного зодчества.

И.П. Ропет. Баня «Теремок» в Абрамцево (1877-1878)

Эта постройка, выполненная в стиле русского модерна, отличалась яркими орнаментальными элементами и характерной формой. Ропет вложил в проект глубокую идею, отражая дух русского народа и его культурные корни. Это здание стало важным объектом как в архитектурной практике, так и в культурной жизни Абрамцева. Позже Мамонтов перестроил его под гостевой дом.

И.П. Ропет. Павильон на Парижской выставке 1878 года

Особого внимания заслуживает павильон Ропета на Парижской выставке 1878 года. Он стал настоящим триумфом русского деревянного зодчества, представленным на международной арене.

Эскиз терема, опубликованный в журнале «Зодчий», служит ярким примером того, как архитекторы переосмысливали традиционные формы. В этом эскизе можно увидеть смешение старинных мотивов с современными архитектурными тенденциями, что стало важным шагом в развитии русского модерна.

Павильон, спроектированный Ропетом для Всемирной выставки, стал знаковым событием. Он демонстрировал достижения русской культуры и архитектуры, привлекая внимание зрителей своим оригинальным дизайном и богатыми декоративными элементами.

Он действительно произвел фурор и изумление на выставке и бил рекорды по посещаемости. Современники отмечали его красоту, причудливость и оригинальность.

Виктор Гартман (1834-1873)

Гартман, художник и архитектор, в 1872 году основал свою студию в Абрамцево. Его работы, наполненные яркими цветами и смелыми формами, предвосхищали появление нового направления в искусстве и архитектуре. Гартман оказал значительное влияние на формирование стиля русского модерна и на творческую атмосферу в мастерской Мамонтова.

Он стремился возродить допетровский стиль, используя орнаменты, вдохновленные предметами прикладного искусства. Но к сожалению он прожил очень короткую жизнь, оставив после себя огромное количество рисунков и эскизов. М. П. Мусоргский, который был на персональной выставке Гартмана, уже после смерти последнего, посвятил ему свои «Картинки с выставки».

Мартьян Сазонов. Терем по эскизам Ропета в Асташово (1897)

Крестьянин Мартьян Сазонов, вдохновлённый идеями и эскизами Ивана Павловича Ропета, построил этот терем для своей молодой жены спустя 10 лет после того, как архитектор опубликовал проект дома в журнале «Зодчий». Этот великолепный терем Ивана Ропета, чудом сохранившийся до наших дней, был восстановлен совсем недавно на личные средства одного мецената. Сегодня в нём расположен небольшой бутик-отель.

Дом крестьянина Ивана Ивановича Поляшова (1902-1903)

Этот дом, расположенный в Чухломском районе Костромской области, является прекрасным примером того, как народные традиции можно гармонично сочетать с элементами модернизма. Архитектура Поляшова сочетает в себе простоту форм с богатым декоративным оформлением, что отражает дух времени и народные обычаи.

После революции 1917 года советская власть конфисковала дом, оставив владельцу лишь одну комнату на первом этаже. В остальных помещениях разместились крестьянские семьи и сельский совет. Когда последний житель покинул терем в 1972 году, он начал разрушаться.

Художник-авангардист, поэт и переводчик Анатолий Жигалов, путешествуя на байдарках, случайно увидел этот дом и выкупил его у деревни. К 1990-м годам в Погорелово уже не осталось жителей, и все постройки постепенно разрушались, но терем стоял практически в первозданном виде.

Дача Николая Бугрова в Володарске (1892)

Николай Александрович Бугров — старообрядец, хлебопромышленник и меценат.

Его дача является прекрасным примером использования элементов русского модерна в деревянной архитектуре. Уникальные детали и выразительные линии здания подчеркивают стремление его владельца к эстетике и комфорту.

Ф.О. Шехтель. Особняк в Ново-Переделкино для С.Я. Левинсон (1903)

Дача Левенсона — это бывшая дача Софьи Левенсон, жены известного книгоиздателя Александра Левенсона, которая является одной из достопримечательностей Ново-Переделкина.

Шехтель, один из самых известных архитекторов начала XX века, создал этот особняк с акцентом на декоративность и функциональность. Его подход во многом повлиял на развитие городской и деревянной архитектуры и стал образцом для многих последующих проектов.

Внешний вид здания поистине впечатляет: строение,словно сказочный теремок, раскрашено в яркие цвета и украшено башенкой с флюгером-петушком. Наличники на окнах также выполнены в различных оттенках и расписаны изображениями птиц и цветов.

Малютин Сергей Васильевич. «Теремок» в Талашкино (1901)

Знаменитый теремок, созданный по эскизам художника Сергея Васильевича Малютина, в усадьбе княгини Марии Клавдиевны Тенишевой — это удивительное сочетание красоты и истинно русского стиля. Этот теремок, возведённый для усадьбы Тенишевой, стал ярким примером того, как народные формы могут гармонично вписаться в современный мир. Он словно воплощает в себе удивительную гармонию между традициями и прогрессом.

Леонид Лозовский (1875-1919)

Леонид Лозовский (1875-1919)
Леонид Лозовский (1875-1919)

Леонид Ипполитович Лозовский (1875-1919) — архитектор, революционер, большевик, участник Гражданской войны, политработник РККА.

Шолохов прописал с Лозовского образ Леонида Ипполитовича в романе «Тихий дон, где описывался мятеж Сердобского полка.

Лозовский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1901 году. Дом братьев Стаховых является одним из первых его архитектурных работ.

В центре главного фасада, где находится вход, возвышается завершение в виде «бочки», окружённое деревянным подзором. В его центре красуется деревянный резной солярный знак.

Над двустворчатыми дверями, украшенными деревянными элементами, возвышается световое окошко, а вход увенчан деревянным козырьком, опирающимся на резные консоли.

Во втором ярусе здания расположены два сдвоенных окна с полукруглыми завершениями, опирающиеся на стилизованные колонки и украшенные резными сандриками.

Центральная часть и углы дома выделены резными лопатками. С двух сторон от входа можно увидеть два боковых окна, обрамлённые деревянными профилированными колонками и декорированные резными наличниками с цветочными мотивами.

Дом братьев Лужиных (1907-1909) в г. Кимры, Тверской области

Город Кимры, в тверской области знамениты своими многочисленными деревянными особняками в стиле модерн, о основном относящиеся к позднему периоду этого стиля. Одним из самых известных, является дом Братьев Лужиных. Который выделяется большим круглым окном и интересным причудливо резным решением декора.

Кимры. Дом купца Рыбкина (1912)

Трёхчастная композиция динамично поднимается вверх и завершается огромным шатром. «Детские» пропорции — крупный масштаб завершения по отношению к нижней части — делают постройку убедительной и в то же время наивной.Такое решение было характерно для провинциального модерна.

Дом доктора Жардетского в Кимрах, 1920-е годы

Дом врача Жардецкого — это деревянное строение в стиле модерн, которое было возведено в 1920-х годах в городе Кимры. Оно расположено по адресу: улица Кирова, дом 3.

Выразительность дому придают характерные элементы европейской архитектуры: фахверк, башенка, напоминающая о средневековых замках, и срез двухскатной кровли со стороны фасада. Кроме того, здание сохранило и другие особенности стиля, такие как асимметричное расположение различных объёмов.

Кимры. Постройки 1920-х годов

Загородный дом управляющего котельно-судостроительного завода М.И. Шорина, нач 20 в. в Гороховеце Владимирской области

Гороховецкие плотники, известные как «якуши», по названию одного из сел уезда, оставили яркий след в истории. Их мастерство было настолько широко известно, что В. И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» выделил их в особую категорию и определил как «долбежников, плотников-резчиков, для резки украс на избы и на суда».

Плотницкое ремесло получило особое развитие в Гороховце неслучайно. Этот район Владимирской земли отличается обилием лесов, что всегда делало плотничество главным занятием местного мужского населения. В народе говорили: «Кабы не было топора, так топиться давно пора».

Особняк Пришлецова или «Дом с русалками», 1915 год, г. Гороховец Владимирской области

Архитектура этого дома была вдохновлена так называемым «новорусским стилем», который стал особенно популярным в конце XIX — начале XX века. В этом стиле нашли отражение мотивы русского народного творчества, и он по-своему преломился в местном плотницком искусстве.

Даже сегодня этот деревянный одноэтажный особняк с квадратной башней и объемным куполообразным мезонином поражает своей необычностью. Особенно интересными являются слуховые треугольные оконца, которые словно ступеньки поднимаются к коньку кровли.

Вход с улицы оформлен крыльцом с двухскатной крутой крышей, покрытой узорной железной «чешуей» под черепицу и увенчанной резным шпилем. На одной оси с крыльцом возвышается куполообразный четырехскатный свод башни, также украшенный «чешуей» и шпилем.

Главный фасад более насыщен декором, чем боковые фасады, которые выходят во двор и сад. Местные плотники-якуши создали удивительные наличники с пышной резьбой на очельях для окон разной формы. Среди мотивов резьбы — крупные розетки из цветов и листьев, виноградные кисти и, что особенно выразительно, сказочные львы и русалки, известные как «берегини», которые должны были охранять дом от врагов.

Сегодня особняк Пришлецова часто называют «домом с русалками».

Дом Морозова начала XX века, г. Гороховец Владимирской области

И.А. Шорин подарил дом своему зятю И.П. Морозову.

Главный фасад дома искусно украшен деревянными резными элементами, созданными талантливыми гороховецкими плотниками — якушами. Здание имеет ассиметричную форму и завершается двумя башенками с чешуйчатым покрытием.

Не менее привлекательно выглядят и интерьеры дома. Здесь полностью сохранилась первоначальная планировка. Несколько кафельных печей с декором в стиле модерн, двери и лепные потолочные карнизы придают дому особую атмосферу. В одном из помещений можно увидеть уцелевший витраж с цветными стёклами.

Дом купца Кучина начала XX века, г. Гороховец Владимирской области

Это купеческое здание (сейчас в нем располагается мотель) было построено примерно в то же время, что и дома Пришлецова и Шорина. В его архитектуре, словно в теремочке, можно увидеть те же черты «деревянного модерна»: затейливые шатровые башенки, резные оконные наличники и карниз. Интересно, что этот дом не полностью деревянный, а наполовину каменный.

Дача Татаринцева начала XX века в Вязниках Владимирской области

Очевидно, что для дачи Татаринцева источником вдохновения послужил павильон России для международной выставки в Глазго в 1900 году , который проектировал Федор Шехтель. К сожалению сейчас она находится в частном владении и многие элементы уже утеряны.

Дача Бенуа в Петергофе, 1892

По проекту Леонтия Николаевича Бенуа здесь были построены три дачных дома: для него самого, его зятя А. Э. Мейснера и для брата Михаила Николаевича Бенуа, морского офицера.

Этот дом уникален тем, что у него фактически пять фасадов, каждый из которых имеет свой неповторимый облик. С одной стороны, он напоминает французский замок, с другой — английский коттедж, с третьей — русский терем, с четвёртой — капитанский мостик на носу корабля, а на пятом, скошенном под углом фасаде, в центральном эркере расположено знаменитое окно-картина, откуда можно любоваться закатом.

Дача Валентины Кривдиной в Сестрорецке 1910-е, архитектор Морозов

Для деревянной архитектуры начала XX века в Ленинградской области в массе своей более характерен так называемый «северный» модерн - более строгий, с башенками, фахверками, ассиметричными объемами и относительно более скупой орнаментикой. Таков дом Валентины Кривдиной, который сейчас, к сожалению, находится в аварийном состоянии.

Дача Ф.И. Тржециака (Дача Фогеля), 1909, поселок Ольгино Санкт-Петербург

Дача Фогеля тоже можно отнести к северному модерну, здесь дом состоит из нескольких достаточно крупных асимметричных объёмов и интересного решения крыши. Сохранилась даже аутентичная расстекловка окон.

Ленинградская область, поселок Лисий нос. Морской прспект 25.2, 1910

Этот дом всегда отличался темно-коричневой окраской с белоснежными рамами и наличниками, что создавало яркий графический контраст. В Лисьем Носу можно увидеть несколько больших дач, выполненных в северном модерне.

Особенно стоит отметить рамочный декор, украшающий шипцы здания. Он представляет собой сложное переплетение деревянных брусьев и характерен для многих дач северного побережья Финского залива.

Возле дома сохранилась аллея вековых лип, а сама дача находится на самом краю Лисьего Носа, у бывшей железнодорожной ветки, которая вела от станции Раздельная до станции Лисий Нос, расположенной на берегу залива.

К сожалению, около 2010 года эта дача, являющаяся памятником архитектуры, утратила свою эффектную остроконечную башенку с переломом.

Дом П.А. Юзакиной, 1911. Поселок Лисий Нос в Санкт-Петербурге

Двухэтажное здание с мезонином и башенкой имеет сложную форму. Особое внимание привлекает небольшая башенка в юго-восточном углу.

Фасады здания обшиты вагонкой как вертикально, так и горизонтально — «ёлочкой». Свесы крыши украшены карнизами с пропильной резьбой.

В настоящее время здание выкуплено, и планируется его реставрация. В будущем здесь планируют открыть ресторан.

Деревянная архитектура русского модерна представляет собой удивительное сочетание традиций и новаторства. Выдающиеся деятели, такие как Савва Мамонтов, Иван Ропет, Виктор Гартман и многие другие, создали коллекцию уникальных зданий, которые не только сохранили богатство русской культуры, но и олицетворили дух своего времени. Их работы продолжают вдохновлять современные архитекторы и служат важным элементом культурного наследия России.

/ Часть 1 / Часть 2 / Часть 3 / Часть 4 /

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох