Найти в Дзене
Виктор Павлов

"Аполлон-10" - ветераны космоса проводят "генеральную репетицию" лунной миссии.

Оглавление
Экипаж корабля "Аполлон-10". Фото с сайта cropman.ru.
Экипаж корабля "Аполлон-10". Фото с сайта cropman.ru.

1969 год оказался богат на события, связанные с космической деятельностью человека, но, конечно, самым ярким из них была первая высадка человека на Луну. Однако кроме неё в том памятном году состоялись и вторая высадка на Луну, и репетиции высадки на околоземной и окололунных орбитах.

Из журнала "Америка" №162 за апрель 1970 года. Из архива автора.
Из журнала "Америка" №162 за апрель 1970 года. Из архива автора.

За неполный год на моем канале вышел ряд статей, посвященных этим памятным событиям 1969 года. Последняя из публикаций была посвящена полету корабля "Аполлон-9" - репетиции лунной миссии на околоземной орбите.

Представленная вниманию читателей статья должна заполнить последний пробел (конкретно на этом канале) в истории подготовки и проведения лунных экспедиций в 1969 году.

Задачи полета, корабль и экипаж.

После успешного полета корабля "Аполлон-9" некоторые специалисты из НАСА рекомендовали не проводить последнюю репетицию высадки (этап F), а сразу направить корабль "Аполлон-10" на выполнение миссии этапа G (высадка на Луну), однако, в НАСА решили все-таки провести последнюю, "генеральную репетицию" высадки, теперь уже непосредственно вблизи Луны.

Программа полета корабля "Аполлон-10" предусматривала проведение всех операций, которые предстояло осуществить при полете этапа G, за исключением завершающего этапа посадки на Луну, пребывания на её поверхности и старта с Луны. Длительность полета корабля "Аполлон-10" должна была составлять 8 суток - столько же, как предусматривалось при полете этапа G.

Основными задачами полета корабля "Аполлон-10" являлись:

1. Комплексные летные испытания основного блока корабля (командный и служебный модули) и лунного модуля на селеноцентрической орбите с проведением всех операций, необходимых для высадки астронавтов на Луне, за исключением завершающего этапа посадки на Луну и старта с Луны. Корабль должен был обращаться по селеноцентрической орбите 61,5 час, из которых 8,5 час занимал раздельный полет основного блока корабля и лунного модуля. В процессе автономного полета лунному модулю предстояло выйти на орбиту, обеспечивающую сближение с Луной до расстояния 15 км (в периселении).

2. Визуальный осмотр из командного модуля с базовой орбиты (круговая орбита высотой 111 км) и из лунного модуля с эллиптической орбиты (высота в периселении 15 км) участка в Море Спокойствия, выбранного в качестве основного для посадки лунного модуля корабля "Аполлон-11", определение и регистрация ориентиров в районе участка посадки и уточнение характера подхода к участку.

3. Отработка навигации на селеноцентрической орбите с учетом возмущений этой орбиты под влиянием аномалий гравитационного поля Луны (масконов - обнаруженных при полетах автоматических аппаратов "Лунар Орбитер" и корабля "Аполлон-8"). Для этой цели полет корабля "Аполлон-10" по селеноцентрической орбите был продлен на одни сутки (до трех суток).

4. Испытания радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите, при полете лунного модуля на расстоянии до 560 км от основного блока (максимально возможное расчетное удаление модулей друг от друга при посадке на Луну). При полете корабля "Аполлон-9" испытания радиолокатора проводились на расстоянии 175 км, поскольку на большее расстояние лунный модуль от основного блока корабля не удалялся. Кроме того, при раздельном полете модулей должны были проводиться испытания запасного устройства для обеспечения встречи (дальномер, работающий в диапазоне метровых волн и установленный в командном модуле). Корабль "Аполлон-10" был первым, на котором был установлен подобный дальномер.

5. Испытания радиолокатора, обеспечивающего посадку на Луну. Радиолокатор, установленный на лунном модуле корабля "Аполлон-10", несколько отличался от штатного радиолокатора, предназначенного для посадки на Луну. Его дальность действия была повышена с 10 км до 15 км (максимальное сближение с Луной в данном полете).

6. Фото и киносъемка Луны и Земли из командного и лунного модулей корабля; съемка последней ступени ракеты носителя (с лунным модулем и без него) во время маневра по перестроению модулей; съемка основного блока корабля и лунного модуля во время группового полета после расстыковки и перед повторной стыковкой; съемка операций, проводимых астронавтами на корабле, например надевания скафандров и перехода через туннели-лазы из одного модуля в другой. При съемке ориентиров для посадки на фоне звездного неба кинокамера должна была присоединяться к оптической системе секстанта, входящего в систему наведения и навигации командного модуля.

На корабле "Аполлон-10" находились две фотокамеры Hasselblad с телеобъективами и две кинокамеры Maurer. Одна фотокамера находилась в командном модуле, другая - в лунном. Одна из кинокамер была смонтирована в командном модуле на специальном кронштейне и снабжена прицельным приспособлением, удлинительным кабелем питания и приставкой для присоединения камеры к секстанту. Вторая кинокамера была в лунном модуле. На борту находилось две кассеты с цветной и четыре кассеты с черно-белой пленкой для фотокамер, а также восемь кассет с цветной кинопленкой для съемки через окно и четыре кассеты для съемки внутри корабля.

7. Проведение 11 сеансов цветного и черно-белого телевидения, соответственно с помощью камеры фирмы Westinghouse Electric и камеры фирмы RCA (общая длительность сеансов около 3 часов).

Корабль "Аполлон-10" включал в себя основной блок (образец 106) и лунный модуль (образец LM-4). Для командного модуля корабля было выбрано название "Чарли Браун", для лунного - "Снупи" (оба персонажи популярной серии комиксов).

Вес корабля составлял 42,9 т (командный модуль 5,6 т, служебный модуль 23,3 т, лунный модуль 14,0 т). Для запуска использовалась ракета-носитель "Сатурн-5" AS-505.

Основной экипаж:

  • Томас Стаффорд - командир корабля;
  • Джон Янг - пилот командного модуля;
  • Юджин Сернан - пилот лунного модуля.
Основной экипаж корабля "Аполлон-10": Юджин Сернан, Джон Янг и Томас Стаффорд. Фото с сайта cropman.ru.
Основной экипаж корабля "Аполлон-10": Юджин Сернан, Джон Янг и Томас Стаффорд. Фото с сайта cropman.ru.

Дублирующий экипаж:

  • Гордон Купер -командир корабля;
  • Дон Айзли - пилот командного модуля;
  • Эдгар Митчелл - пилот лунного модуля.
Дублирующий экипаж корабля "Аполлон-10". Фото с сайта cropman.ru.
Дублирующий экипаж корабля "Аполлон-10". Фото с сайта cropman.ru.

Впервые на полет был назначен настолько опытный экипаж, полностью состоящий из ветеранов космоса. За плечами Томаса Стаффорда и Джона Янга уже было по два космических полета ( Стаффорд - "Джемини-6" и "Джемини-9", Янг - "Джемини-3" и "Джемини-10"), за плечами Сернана - один ("Джемини-9"). Примечательно, что Стаффорд и Сернан уже входили в один экипаж при полете корабля "Джемини-9".

Из журнала "Америка" №162 за апрель 1970 года. Из архива автора.
Из журнала "Америка" №162 за апрель 1970 года. Из архива автора.

У дублеров только Митчелл не имел опыта космических полетов (он полетит на Луну в 1971 году на корабле "Аполлон-14" и станет шестым человеком, побывавшим на Луне). За плечами Купера было два космических полета ("Меркурий-Атлас-9" и "Джемини-5"), за плечами Дона Айзли - один (Аполлон-7").

Предстартовая подготовка, запуск и старт к Луне.

Ракета-носитель с кораблем "Аполлон-10" была вывезена на пусковую площадку ещё 11 марта 1969 года (во время полета корабля "Аполлон-9").

Ракета-носитель с кораблем "Аполлон-10" вывозится на стартовую позицию. Фото из Википедии.
Ракета-носитель с кораблем "Аполлон-10" вывозится на стартовую позицию. Фото из Википедии.

За три недели до расчетного момента старта, 27 апреля 1969 года из заправленного бака первой ступени ракеты вытекло 19 тыс. литров горючего. Это произошло из-за ошибки оператора, устранявшего течь в наземном оборудовании системы наддува бака с горючим. Он выключил систему наддува, клапаны, рассчитанные на определенное давление наддува открылись, и из баков вытекла часть горючего. В баке при этом произошла небольшая деформация днища ("морщины"). После проведения гидростатических испытаний и наддува бака "морщины" исчезли, и бак был признан исправным.

В дальнейшем, в ходе предстартовой подготовки, никаких существенных отклонений не наблюдалось.

18 мая 1969 года экипаж корабля занял свои места в кабине командного модуля.

18 мая 1969 года в 16 часов 49 минут по Гринвичу ракета-носитель с кораблем "Аполлон-10" стартовала.

Последняя ступень с кораблем вышла на орбиту в Т+713,3 сек (Т- время старта). На участке работы двигателя третьей ступени наблюдались колебания на частотах 17-19 Гц, начавшиеся в Т+624 сек. Амплитуда колебаний достигала плюс-минус 0,25 g. Высота перигея орбиты составила 185 км, апогея - 190 км. наклонение орбиты соответствовало расчетному (32,5 град.).

Вид на Землю с геоцентрической орбиты. Скрин из фильма "To Sort Out the Unknowns". С портала youtube.com.
Вид на Землю с геоцентрической орбиты. Скрин из фильма "To Sort Out the Unknowns". С портала youtube.com.

После выхода последней ступени с кораблем на начальную геоцентрическую орбиту астронавты в течение примерно двух часов производили проверку бортовых систем, а затем начали готовиться ко второму старту. Во время проверки астронавты сняли перчатки и шлемы и вновь одели их перед вторым стартом. Двигатель последней ступени был включен для перевода корабля на траекторию полета к Луне над Австралией в Т+2 час 33 мин 25 сек, проработал 343 сек и сообщил кораблю приращение скорости лишь на 0,18 м/сек меньше расчетного. Ступень с кораблем вышла на траекторию полета к Луне. По докладу Стаффорда, примерно на 270-й секунде работы двигателя опять наблюдались колебания на частоте 20 Гц (амплитуда плюс-минус 0,1 g).

Полет к Луне.

Перестроение отсеков корабля началось в Т+3 час 3 мин 48 сек, когда последняя ступень с кораблем находились на удалении 3 000 км от Земли. Во время маневра по перестроению астронавты провели плановый сеанс цветного телевидения. Янг, управлявший основным блоком корабля, отделил его от переходника, отвел на несколько метров, развернул на 180 град. и в Т+3 час 17 мин 47 сек пристыковал к лунному модулю. Маневр занял несколько больше времени, чем рассчитывали, поскольку Янг намеренно замедлил некоторые операции, чтобы сэкономить топливо вспомогательных двигателей основного блока.

После стыковки астронавты наполнили туннели-лазы кислородом из запасов основного блока. Когда один из астронавтов влез в туннель для проверки захватов стыковочного узла, выяснилось, что под воздействием струи газа частично отслоилась алюминиевая облицовка туннеля, закрывающая теплозащитный слой из стекловаты (майлара). Частицы стекловаты распространились по отсекам экипажа в лунном и командном модулях, проникли в дыхательные пути и под комбинезоны астронавтов, вызывая кашель, чихание и кожный зуд.

В Т+3 час 56 мин 34 сек корабль отделился от последней ступени, затем Янг включил маршевый двигатель для обеспечения увода корабля на безопасное расстояние перед сливом компонентов топлива через двигатель ступени. В результате маневров корабль отошел на 300 метров вперед и 120 метров в сторону. После слива топлива ступень получила приращение скорости, и, пройдя в Т+78 час 50 мин на расстоянии 3 150 км от Луны, перешла на гелиоцентрическую орбиту.

Примерно в Т+12 час астронавты сняли скафандры и надели на нательное белье легкие комбинезоны.

Астронавты в командном модуле. Фото с сайта cropman.ru.
Астронавты в командном модуле. Фото с сайта cropman.ru.

На трассе "Земля - Луна" астронавты провели все плановые и несколько внеплановых (например в Т+4 час и Т+5 час) сеансов цветного телевидения.

Во время телесеанса 19 мая 1969 года. Из Википедии.
Во время телесеанса 19 мая 1969 года. Из Википедии.

Траектория полета корабля к Луне была настолько близка к расчетной, что от трех из четырех возможных коррекций отказались. Единственная коррекция была произведена в момент, отведенный для коррекции №2: в Т+26 час 32 мин 56 сек, когда корабль находился на расстоянии 200 000 км от Земли.

В первую половину полета по трассе "Земля - Луна" для обеспечения равномерного нагрева Солнцем всех участков корпуса корабль был ориентирован так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна направлению на Солнце, и закручен относительно этой оси со скоростью 0,1 град/сек, причем ориентация продольной оси выдерживалась с точностью плюс-минус 20 град. по тангажу и рысканию. При этом вспомогательные двигатели включались часто, так как корабль все время стремился развернуться по рысканию. Частое включение двигателей нарушало сон астронавтов и приводило к лишним затратам топлива. Поэтому во второй половине полета по трассе "Земля - Луна" был принят другой режим. Корабль был закручен со скоростью 0,3 град/сек (3 об/час), причем ориентация продольной оси выдерживалась с точностью плюс-минус 30 град. В таком режиме в течение 30 часов вовсе не требовалось включения вспомогательных двигателей для удержания продольной оси в заданном положении.

На селеноцентрической орбите.

Маршевый двигатель корабля был включен на торможение для обеспечения перевода с траектории полета к Луне на селеноцентрическую орбиту на расстоянии 165 км от поверхности Луны. Двигатель проработал 356 сек, в результате чего корабль перешел на начальную эллиптическую селеноцентрическую орбиту с высотой периселения 109 км и высотой апоселения 313 км. В Т+80 час 10 мин 45 сек двигатель был включен снова и перевел корабль на орбиту с высотой периселения 108,5 км и высотой апоселения 113,8 км.

"Аполлон-10" приближается к Луне. Изображение с сайта cropman.ru.
"Аполлон-10" приближается к Луне. Изображение с сайта cropman.ru.

После этого в Т+82 час (21 мая 1969 года) Сернан и Стаффорд перешли в лунный модуль и, переловив обрывки майлара в кабине, в течение двух часов производили проверку бортовых систем. Проверка показала исправность систем (за исключением отказа бортового индикатора лунного модуля показывающего давление в топливных баках - однако телеметрия на Землю сохранялась), и после этого астронавты получили разрешение провести главный эксперимент данного полета, предусматривающий отделение лунного модуля от основного блока корабля и сближение его с Луной на 15 км с целью имитации основных маневров (кроме посадки) этапа G, а также с целью визуального наблюдения и съемки выбранного для "Аполлона-11" места посадки. Перед ответственным мероприятием был необходим отдых, и экипаж лег спать, впервые на селеноцентрической орбите.

Спальные места в командном модуле корабля "Аполлон". Изображение с сайта  nasa.gov.
Спальные места в командном модуле корабля "Аполлон". Изображение с сайта nasa.gov.

До этого момента экипаж "Аполлона-10" шел уже знакомым путем, проложенным ещё экипажем Бормана на "Аполлоне-8". И вот наступило 22 мая 1969 года, когда нужно было сделать следующий шаг на пути к посадке на Луну. В Т+94 час 31 мин Сернан без скафандра перешел в лунный модуль и начал завершающую подготовку бортовых систем. Через некоторое время к нему присоединился уже одетый в скафандр Стаффорд, и астронавты вдвоем стали готовить лунный модуль к автономному полету. Несколько позже Сернан вернулся в командный модуль, надел скафандр и в Т+95 час 07 мин окончательно перешел в лунный модуль. Янг остался один в командном модуле. Незадолго перед расстыковкой отказал клапан, обеспечивающий стравливание давления в туннелях-лазах. Поэтому пришлось стравить давление через разгерметизированную кабину лунного модуля. Выход из строя клапана затруднил также проверку герметичности люков, ведущих в туннели-лазы из командного и из лунного модулей. Перепад давлений, необходимый для проверки герметичности, пришлось обеспечить не путем стравливания давления в туннелях-лазах, а путем стравливания давления в кабинах командного и лунного модулей. Кроме того, из-за наличия избыточного давления в туннелях-лазах произошло смещение (не опасное) на 3 град. углового положения основного блока корабля относительно лунного модуля.

Расстыковка лунного модуля и основного блока корабля была произведена на 12-м витке вокруг Луны в Т+ 98 час 22 мин над невидимой стороной Луны. Когда разделившиеся основной блок корабля и лунный модуль появились из-за Луны и связь с ними восстановилась, Янг сообщил на Землю, что они совершают групповой полет на расстоянии 9-12 метров друг от друга. Групповой полет модулей продолжался 25 мин. Вначале основной блок корабля находился позади лунного модуля в той же плоскости, причем командный модуль был обращен к Луне для введения данных в основную и аварийную систему лунного модуля из системы наведения основного блока. Затем Янг повернул основной блок на 180 град. относительно продольной оси, чтобы Солнце не светило прямо в окна. Стаффорд и Сернан при этом провели визуальный осмотр и фотографирование основного блока корабля.

Основной блок корабля "Аполлон-10" снятый на кинопленку из лунного модуля. С сайта nasa.gov.
Основной блок корабля "Аполлон-10" снятый на кинопленку из лунного модуля. С сайта nasa.gov.

Затем уже Стаффорд развернул лунный модуль так, чтобы Янг смог произвести его осмотр и фотографирование. Особое внимание Янг должен был обратить на состояние теплозащитного покрытия сопла двигателя посадочной ступени, а также удостовериться, что стойки посадочного шасси развернулись полностью.

Лунный модуль в автономном полете. Снято из командного модуля корабля "Аполлон-10". Фото с сайта cropman.ru.
Лунный модуль в автономном полете. Снято из командного модуля корабля "Аполлон-10". Фото с сайта cropman.ru.

В период группового полета Янг провел сеанс цветного телевидения, показывая лунный модуль в автономном полете. В Т+98 час 47 мин 16 сек Янг включил вспомогательные двигатели основного блока на 6 сек для увода его от лунного модуля. В этот момент и основной блок и лунный модуль были ориентированы таким образом, чтобы их остронаправленные антенны были обращены к Земле, секстант в командном модуле имел в поле зрения лунный модуль, а радиолокатор лунного модуля, обеспечивающий встречу на орбите, непрерывно получал сигналы от радиолокационного приемоответчика на основном блоке. В течение примерно полувитка астронавты проводили испытания этого радиолокатора. Включение радиолокационного приемоответчика командного модуля удалось только со второй попытки, так как при первой не сработала система подвода питания (наземный оператор быстро установил, что Янг не переключил соответствующий тумблер).

Лунный модуль в автономном полете. Снято из командного модуля корабля "Аполлон-10". Фото с сайта cropman.ru.
Лунный модуль в автономном полете. Снято из командного модуля корабля "Аполлон-10". Фото с сайта cropman.ru.

В Т+99 час 46 мин, когда модули находились над невидимой стороной Луны, был включен двигатель посадочной ступени лунного модуля для обеспечения его перехода на эллиптическую орбиту с высотой периселения 15 км. Двигатель проработал 15 сек на 10% полной тяги и ещё 13 сек на 40% полной тяги. В результате лунный модуль вышел на орбиту с высотой периселения 14,3 км и высотой апоселения 113,2 км. Янг мог следить за полетом лунного модуля до высоты 22,5 км, пока ему не пришлось изменить ориентацию основного блока корабля.

Изображение из книги "Программа "Аполлон" часть 2" 1971 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Изображение из книги "Программа "Аполлон" часть 2" 1971 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

При подходе к периселению и при его прохождении были успешно проведены испытания радиолокатора, обеспечивающего посадку на Луну. Радиолокатор начал измерения при сближении с Луной на 23 км и работал вплоть до достижения периселения (14,3 км). При этом проектная точность прибора была даже превышена. Астронавты произвели визуальное наблюдение подходов к участку посадки и самого участка, который они наблюдали в течение 6 мин, двигаясь относительно Луны со скоростью 1,65 км/сек.

Под влиянием гравитационных аномалий, которые нельзя было предсказать на основе имеющейся модели гравитационного поля Луны, орбита основного блока корабля и лунного модуля сместилась. Она прошла не над центром выбранного участка посадки, а в 6-8 км к югу от него. Стаффорд сообщил, что для посадки подходит всего 25-30% площади участка, но посадка возможна, если лунный модуль будет иметь достаточно топлива для горизонтального перемещения над Луной на небольшой высоте в поисках подходящей площадки. Однако, съемка участка при сближении с ним не удалась вследствие выхода из строя камер. Также отмечалась плохая связь между лунным модулем и Землей во время сближения модуля с Луной.

В Т+100 час 58 мин через 15 мин после прохождения периселения, был снова включен двигатель посадочной ступени для осуществления маневра "фазирования". При этом лунный модуль перешел на орбиту с высотой периселения 22 км и высотой апоселения 359 км.

Изображение из книги "Программа "Аполлон" часть 2" 1971 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Изображение из книги "Программа "Аполлон" часть 2" 1971 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

На 14 витке лунный модуль прошел периселений на высоте 22 км, после чего в Т+102 час 45 мин было осуществлено (со второй попытки) отделение взлетной ступени от посадочной. Когда Стаффорд включил вспомогательные двигатели взлетной ступени для увода её от посадочной, началось неожиданное вращение взлетной ступени, она развернулась на 180 град. по крену и на 233 град. по тангажу, при этом Стаффорд даже опасался, что гироскопы в основной системе наведения встанут на упоры. Стаффорду с помощью ручной системы ориентации удалось стабилизировать взлетную ступень. Её вращение позднее объяснили тем, что неожиданно начала отрабатываться автоматическая программа радиолокационного поиска основного блока корабля (тумблер аварийной навигационной системы был астронавтами ошибочно установлен в положение "Автомат" вместо положения "Стабилизация"). Однако взлетная ступень лунного модуля находилась на такой орбите, что падение на Луну ей не угрожало. Сернан во время этого инцидента был очень взволнован и несколько раз крикнул Стаффорду, чтобы тот немедленно переходил на аварийную систему наведения.

Стабилизировав взлетную ступень, Стаффорд в Т+102 час 55 мин 01 сек начал маневры по сближению взлетной ступени с основным блоком корабля, включив для этого основной двигатель взлетной ступени на 15 сек (это включение имитировало включение двигателя при старте с поверхности Луны). При этом исходные данные для дальнейших маневров по сближению, рассчитанные астронавтами на борту, находились в очень хорошем согласии с данными, рассчитанными на Земле. В апоселении новой орбиты взлетная ступень оказалась на 26,2 км ниже основного блока и на 274 км позади него. В этот момент, в Т+103 час 45 мин были включены на 27,3 сек двигатели системы ориентации взлетной ступени, которые обеспечили приращение скорости для перевода ступени на круговую орбиту высотой 83 км (первый маневр для перехода на "коэллиптическую орбиту"). Следующий маневр обеспечил перевод взлетной ступени на орбиту, "ко-эллиптическую" орбите основного блока корабля с разницей по высоте 27,8 км. Янг "поймал" лунный модуль секстантом с расстояния 259 км, а экипаж лунного модуля увидел проблесковый огонь на командном модуле с расстояния 78 км. Кстати, самой "дальнобойной" из систем измерения дальности оказалась радиотехническая система командного модуля, совмещенная с УКВ-радиоканалом: она работала даже на расстоянии 550 км.

Системы сближения и стыковки корабля "Аполлон". Изображение с сайта  nasa.gov.
Системы сближения и стыковки корабля "Аполлон". Изображение с сайта nasa.gov.

Выравнивание скоростей было произведено уже за Луной, и в зону видимости основной блок и лунный модуль на 16-м витке вошли уже в режиме группового полета на расстоянии нескольких метров друг от друга. Операции по сближению были выполнены без всяких трудностей, хотя это и считалось самым сложным этапом полета. Операцию по причаливанию и стыковке осуществил Янг в Т+106 час 22 мин. Раздельный полет модулей корабля продолжался примерно 8 часов.

После стыковки Стаффорд и Сернан перешли из взлетной ступени лунного модуля в командный модуль корабля, после чего взлетная ступень была отделена. Перед этим астронавты перенесли в неё в мешках весь мусор, накопившийся в командном модуле. После отделения взлетной ступени астронавты обеспечили увод основного блока на безопасное расстояние, а затем, по команде с Земли, был включен двигатель взлетной ступени. При отделении ступени кабина астронавтов на ней разгерметизировалась, что нарушило заданную ориентацию ступени, и, в результате включения двигателя, взлетная ступень перешла не на гелиоцентрическую орбиту, как планировалось, а лишь на несколько иную селеноцентрическую (высота периселения 17 км, апоселения 216 км), где находится и по сей день.

"Снупи" на селеноцентрической орбите в представлении художника. С сайта cropman.ru.
"Снупи" на селеноцентрической орбите в представлении художника. С сайта cropman.ru.

Основной блок корабля после этого оставался на селеноцентрической орбите ещё в течение приблизительно 29 часов. В течение этого дня (23 мая 1969 года) астронавты наблюдали лунные ориентиры и вели съемку участков посадки, а также съемку интересных в научном отношении элементов лунного рельефа. С помощью телескопа и секстанта удалось с большей, чем ожидалось, точностью определять положение ориентиров на поверхности Луны относительно орбиты корабля. Цвет поверхности Луны астронавтам казался серовато-коричневым.

Место посадки "Аполлона-11", сфотографированное астронавтами "Аполлона-10". Фото с сайта  nasa.gov.
Место посадки "Аполлона-11", сфотографированное астронавтами "Аполлона-10". Фото с сайта nasa.gov.

За несколько часов до перехода на траекторию полета к Земле основной блок корабля прошел на сравнительно небольшом расстоянии от отделившейся накануне взлетной ступени лунного модуля. Орбита корабля к этому времени под влиянием аномалий гравитационного поля Луны изменилась и имела высоту периселения 98 км и высоту апоселения 127 км. При этом астронавты опасались столкновения со взлетной ступенью, однако специалисты-баллистики заверили их, что это исключено.

Телевизионный сеанс, запланированный на Т+126 час 20 мин по предложению Стаффорда был отложен на 5 час 40 мин, чтобы можно было показать более впечатляющий вид Луны. Сеанс продолжался более часа (вместо 40 мин по плану), при этом отмечалось очень хорошее качество изображения.

Вид поверхности Луны, снятый из командного модуля. Скрин из фильма "To Sort Out the Unknowns". С портала youtube.com.
Вид поверхности Луны, снятый из командного модуля. Скрин из фильма "To Sort Out the Unknowns". С портала youtube.com.

После пребывания на селеноцентрической орбите в течение 61 час 40 мин на 32 витке по этой орбите в Т+137 час 36 мин 28 сек был включен маршевый двигатель служебного модуля, который, проработав 164 сек, обеспечил переход с селеноцентрической орбиты на траекторию полета к Земле. Сразу после перехода на трассу к Земле астронавты провели сеанс цветного телевидения длительностью 53 мин (вместо 10 мин по плану), в ходе которого показывалась постепенно удаляющаяся Луна. Некоторое время была видна и обратная сторона Луны.

Кратер Чаплыгин на обратной стороне Луны. Фото с сайта cropman.ru.
Кратер Чаплыгин на обратной стороне Луны. Фото с сайта cropman.ru.

Полет к Земле, вход в атмосферу и посадка.

Траектория полета к Земле, на которую вышел корабль оказалась очень близкой к расчетной. Без коррекции корабль попадал в коридор входа и входил в атмосферу под углом 6,65 град. Поэтому из трех возможных на трассе "Луна - Земля" коррекций решили провести только одну. Она была осуществлена в момент, предусмотренный для коррекции №3, в Т+188 час 49 мин 56 сек. Для этого вспомогательные двигатели включились на 6,6 сек. После коррекции угол входа был уменьшен до 6,5 град, что снижало максимальные перегрузки при входе в атмосферу с 7 до 6,7 единиц.

При перелете к Земле с борта корабля было проведено несколько сеансов цветного телевидения, последний с расстояния 66 тыс. км от Земли.

Томас Стаффорд во время телесеанса 24 мая 1969 года. Из Википедии.
Томас Стаффорд во время телесеанса 24 мая 1969 года. Из Википедии.

Примерно за сутки до приводнения астронавты побрились на борту, впервые за всю историю американских космических полетов. Астронавты использовали безопасные бритвы, а перед бритьем намазали лицо кремом, который не только размягчил кожу, но и связал сбритые волоски, не дав им разлететься по кабине. Ранее от бритья воздерживались именно потому, что опасались попадания волосков в глаза, приборы и пр.

Фото НАСА с сайта cropman.ru.
Фото НАСА с сайта cropman.ru.

Отделение командного модуля от служебного произошло в Т+191 час 34 мин 30 сек, вход в атмосферу - в Т+191 час 49 мин 11 сек. Скорость входа (11 069 м/сек) была большей, чем при полете корабля "Аполлон-8" (11 040 м/сек), а пропадание сигнала продолжалось 3 мин 12 сек.

Траектория входа в атмосферу. Изображение с сайта  nasa.gov.
Траектория входа в атмосферу. Изображение с сайта nasa.gov.

В Т+191 час 57 мин 11 сек развернулись тормозные парашюты, спустя 43 сек - основные. Приводнение командного модуля в Тихом океане произошло на рассвете 26 мая 1969 года в Т+192 час 03 мин 25 сек в 6,3 км от авианосца "Принстон".

Авианосец "Принстон". Фото с сайта  nasa.gov.
Авианосец "Принстон". Фото с сайта nasa.gov.

Спуск модуля на парашютах наблюдали с корабля и передавали по телевидению.

Спуск командного модуля корабля "Аполлон-10" на парашютах. Фото с сайта cropman.ru.
Спуск командного модуля корабля "Аполлон-10" на парашютах. Фото с сайта cropman.ru.

На плаву модуль сразу же установился днищем вниз, а спустя 49 мин после приводнения астронавты были доставлены вертолетом на авианосец, где прежде всего приняли душ, поскольку очень страдали от кожного зуда, вызванного частицами стекловаты, распространившейся в кабине.

Вечером того же дня астронавтов вертолетом доставили в город Паго-Паго (порт и административный центр американского Самоа), а оттуда самолетом в Хьюстон. Командный модуль был поднят на борт авианосца "Принстон" вскоре после доставки туда астронавтов. Сейчас он экспонат в Музее науки в Лондоне.

Командный модуль миссии "Аполлон-10" на выставке в Музее науки в Лондоне. С сайта cropman.ru.
Командный модуль миссии "Аполлон-10" на выставке в Музее науки в Лондоне. С сайта cropman.ru.

Заключение.

Полет космического корабля "Аполлон-10" руководители НАСА признали полностью успешным. Астронавты выполнили главные задачи полета (проведение маневров на селеноцентрической орбите и осмотр выбранного места посадки), а также почти все второстепенные задачи.

По мнению американских специалистов, к числу самых значительных достижений полета корабля "Аполлон-10" следует отнести:

  • получение информации, продемонстрировавшей пригодность выбранного участка для высадки астронавтов;
  • приобретение персоналом ЦУПа и персоналом командно-измерительного комплекса опыта и информации, необходимых для обеспечения полета с высадкой на Луну;
  • приобретение астронавтами опыта управления модулями корабля при операциях на селеноцентрической орбите;
  • получение необходимой информации о возмущениях селеноцентрической орбиты под воздействием аномалий гравитационного поля Луны. По заявлению специалистов НАСА, после полета корабля "Аполлон-10" возмущения селеноцентрической орбиты под влиянием гравитационных аномалий перестали быть проблемой и стали рассчитываться с хорошей точностью, тем более что полет ещё показал способность астронавтов путем наблюдения ориентиров на поверхности Луны определять с высокой точностью положение корабля на селеноцентрической орбите по широте, долготе и высоте.

Также было отмечено отличное состояние экипажа в течение всего полета, впервые за всю историю пилотируемых полетов кораблей "Аполлон". Никто из астронавтов не испытывал симптомов укачивания (за несколько дней перед стартом астронавты, по совету врачей, совершали полеты на самолетах с выполнением фигур высшего пилотажа, что должно было сделать их менее уязвимыми к укачиванию в космическом полете).

Во время перелета по трассе "Луна - Земля" 24 мая 1969 года наблюдалось некоторое повышение уровня радиации. Однако оно не было опасным и, по оценке специалистов, доза радиации была не больше, чем получают пациенты в результате рентгеноскопии полости рта.

За время полета корабля "Аполлон-10" было зафиксировано 30 неисправностей и отклонений от расчетного режима.. Однако ни одно из них не вызвало необходимости аварийного прекращения полета.

За полетом "Аполлона-10" внимательно следили и в Советском Союзе. В журнале "Авиация и космонавтика" №7 за 1969 год, была напечатана статья посвященная полету этого корабля:

Статья в журнале "Авиация и космонавтика" №7 за 1969 год. С сайта publ.lib.ru.
Статья в журнале "Авиация и космонавтика" №7 за 1969 год. С сайта publ.lib.ru.

А теперь ставшая уже традиционной информация о дальнейшей судьбе героев данной статьи.

Экипаж "Аполлона-10" в начале второго десятилетия 21-го века. Фото с сайта cropman.ru.
Экипаж "Аполлона-10" в начале второго десятилетия 21-го века. Фото с сайта cropman.ru.

Томас Стаффорд после полета на корабле "Аполлон-10" совершил ещё один (четвертый) полет в космос. Он был командиром корабля "Аполлон" в полете по программе "Союз-Аполлон". После полётов в космос работал в центре лётных испытаний ВВС до выхода в отставку в 1979 году. После совместного полета по программе "Союз-Аполлон" Стаффорд сохранил дружеские отношения с космонавтом Алексеем Леоновым. Умер 18 марта 2024 года в доме престарелых в Сателит-Бич, штат Флорида в возрасте 93 лет.

Юджин Сернан после полета на корабле "Аполлон-10" был дублером командира миссии "Аполлон-14" Алана Шепарда, что открыло ему возможность стать командиром корабля "Аполлон-17", второй раз полететь к Луне и все-таки пройтись по её поверхности. Он стал последним, на данный момент, человеком Земли, кто стоял на поверхности Луны. Ушел из жизни 16 января 2017 года в возрасте 82 лет.

Джон Янг в свой четвертый космический полет отправился командиром корабля "Аполлон-16" и тоже ступил на поверхность Луны. Следующий космический полет Джона Янга стал историческим: он стал командиром экипажа в первом полете нового космического корабля "Колумбия", стартовавшего 12 апреля 1981 года. На том же корабле, но в ноябре 1983 года он вывел в космос первую научную лабораторию "Спейслэб". Он собирался ещё летать в космос, но из-за аварии шаттла "Челленджер" в американских космических полетах образовался длительный перерыв. С мая 1987 по февраль 1996 года - Джон Янг служил помощником директора Космического центра им. Джонсона НАСА. В феврале 1996 года Джон Янг становится техническим директором этого центра. В декабре 2004 года, после 42-летней службы в НАСА, Джон Янг вышел на пенсию. Он скончался 5 января 2018 года в возрасте 87 лет.

На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите
в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с
доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил
вежливости.

Наука
7 млн интересуются