Найти в Дзене
Виктор Павлов

"Аполлон-9" - репетиция лунной миссии на околоземной орбите.

Не так давно, в прошлом 2024 году, человечество (конечно без "немогликов") отмечало 55-летие первой и второй высадки людей на Луну. Автор этого канала тогда тоже не остался в стороне от этого события и посвятил этой теме несколько своих статей. Статьи эти вызвали достаточно большой читательский интерес (комментарии к ним появляются на канале по настоящее время). Стоит правда отметить, что большинство комментариев пришло от людей, очень скептически настроенных к этим событиям, которые в своих комментариях пытались различными способами (от предоставления многочисленных аргументов против, до просто откровенных хамских высказываний) опровергнуть реальность этих событий и доказать их полную невозможность. Одним из любимых аргументов таких "искателей истины" было утверждение о том, что "вот, американцы сразу запустили человека на Луну, и все у них с первого раза получилось". В этой статье автор постарается немного приоткрыть "завесу тайны", скрывающую от большинства людей некоторые этапы под
Оглавление
Коллаж автора из обложек журналов "LIFE" и "Америка".
Коллаж автора из обложек журналов "LIFE" и "Америка".

Не так давно, в прошлом 2024 году, человечество (конечно без "немогликов") отмечало 55-летие первой и второй высадки людей на Луну. Автор этого канала тогда тоже не остался в стороне от этого события и посвятил этой теме несколько своих статей.

Статьи эти вызвали достаточно большой читательский интерес (комментарии к ним появляются на канале по настоящее время). Стоит правда отметить, что большинство комментариев пришло от людей, очень скептически настроенных к этим событиям, которые в своих комментариях пытались различными способами (от предоставления многочисленных аргументов против, до просто откровенных хамских высказываний) опровергнуть реальность этих событий и доказать их полную невозможность. Одним из любимых аргументов таких "искателей истины" было утверждение о том, что "вот, американцы сразу запустили человека на Луну, и все у них с первого раза получилось".

Типичный комментарий с подобной точкой зрения.
Типичный комментарий с подобной точкой зрения.

В этой статье автор постарается немного приоткрыть "завесу тайны", скрывающую от большинства людей некоторые этапы подготовки к высадке людей на Луну. Речь в ней пойдет о миссии "Аполлон-9", проходившей с 3 по 13 марта 1969 года.

Из журнала "Америка" №162 за апрель 1970 года. Из архива автора.
Из журнала "Америка" №162 за апрель 1970 года. Из архива автора.

Схема лунной экспедиции. Лунный модуль. Экипаж.

Как достаточно широко известно (и это знание наполняет сердца россиян законной гордостью) схему лунной экспедиции, когда для высадки на поверхность Луны используется отдельный от основного корабля аппарат, предложил наш соотечественник Александр Шаргей (более известный у нас, как Юрий Кондратюк - вполне естественное желание скрыть в Советской России своё белогвардейское прошлое). Им в 1919 году был написан труд под названием "Тем, кто будет читать, чтобы строить" (существовавший до 1938 года только в виде рукописи) в котором было предложено при полётах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника планеты, а для посадки на поверхность планеты человека и возвращения его обратно на корабль применить небольшой взлётно-посадочный корабль. Впоследствии такая схема полета получила название "трасса Кондратюка". Также он проработал вариант конструкции многоступенчатой ракеты с жидкостным двигателем на топливной паре "водород-кислород". Была предложена камера сгорания двигателя с оптимальной системой подачи топлива и высокоэффективным соплом, позволяющим повысить тягу.

Труды Кондратюка в 1964 году были включены в книгу "Пионеры ракетной техники" под редакцией Мелькумова, которая в свою очередь в 1965 году была переведена на английский язык НАСА. Однако и до этого некоторые более ранние книги Кондратюка оказались в библиотеке Конгресса США, где на них обратил внимание инженер Исследовательского центра Лэнгли НАСА Джон Хуболт, который стал горячим энтузиастом именно такой концепции лунной миссии.

Джон Хуболт. Фото из журнала "LIFE" от 14 марта 1969 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Джон Хуболт. Фото из журнала "LIFE" от 14 марта 1969 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

В результате его настойчивости в этом вопросе 11 июля 1962 года в НАСА было принято решение лететь на Луну с расстыковкой и стыковкой на окололунной орбите. С этого момента в составе комплекса "Аполлон" появилось два отдельных корабля: командно-служебный модуль для выхода на окололунную орбиту и возвращения на Землю и лунный модуль для посадки на Луну и старта с неё.

Тогда же компания "Грумман" по заданию НАСА стала разрабатывать лунный модуль для посадки на поверхность Луны двух астронавтов. Лунный модуль прошел эволюцию от изначальной деревянной модели до летающего образца, первый полет которого (образец LM-1) в автоматическом режиме был совершен в январе 1968 года в миссии "Аполлон-5", а первый пилотируемый полет на околоземной орбите лунный модуль (образец LM-3) совершил именно в миссии "Аполлон-9", о которой и пойдет речь в настоящей статье.

Первоначально полет планировался во время миссии D программы "Аполлон" (испытание лунного модуля на околоземной орбите). В 1966 году планировалось осуществить миссию D по двухпусковой схеме на ракете-носителе "Сатурн-1В", однако успех в испытаниях "Сатурна-5" позволил перенести её на новый носитель. Для этой цели начал подготовку экипаж астронавтов в составе:

Джеймс МакДивитт - командир;

Дэвид Скотт - пилот командного модуля;

Рассел Швейкарт - пилот лунного модуля.

Следует ещё сказать, что астронавты этого экипажа в 1966-1967 годах были дублерами основного экипажа корабля первой пилотируемой миссии AS-204 ("Аполлон-1"), трагически погибшего 27 января 1967 года.

Основной и дублирующий экипажи корабля "Аполлон-1". Фото из Википедии.
Основной и дублирующий экипажи корабля "Аполлон-1". Фото из Википедии.

А в дублирующий экипаж корабля "Аполлон-9" были назначены астронавты, составившие позднее основной экипаж корабля "Аполлон-12": Конрад, Гордон и Бин.

Следующая миссия программы "Аполлон" (миссия Е) предполагала выведение всего комплекса на вытянутую орбиту с апогеем порядка 6 400 км - тем самым имитировался старт всего комплекса с околоземной орбиты к Луне и возвращение с высокой скоростью на Землю. Для этой цели был сформирован экипаж в составе:

Френк Борман - командир;

Джеймс Ловелл - пилот командного модуля;

Уильям Андерс - пилот лунного модуля.

Дублерами у них выступали Армстронг, Олдрин и Хейз (у Коллинза в то время начались проблемы со здоровьем).

Однако в начале августа 1968 года менеджер отдела корабля "Аполлон" в Хьюстоне Джордж Лоу предложил отказаться от миссии E и вместо этого вывести командно-служебный модуль корабля "Аполлон" без лунного модуля на орбиту вокруг Луны. Дело было в том, что подготовка лунного модуля LM-3 для миссии D сильно отставала от графика, и вместо октября 1968 года его запуск мог состояться не раньше января 1969 года. А это означало, что откладываются и все остальные полеты, включая первую лунную экспедицию. Однако определенные успехи советских лунных кораблей "Зонд-5" и "Зонд-6" в сентябре- октябре 1968 года именно заставили американцев в срочном порядке организовать пилотируемый полет к Луне в декабре 1968 года. Первоначально это было предложено экипажу МакДивитта, однако астронавты посчитали, что они лучше подготовлены для полета на околоземной орбите для испытания лунного модуля, и отказались в пользу экипажа Бормана от действительно исторического полета (в этом, по мнению автора, проявился высочайший профессионализм этого экипажа). Таким образом миссия Е перешла на "Аполлон-8", а миссия D - на "Аполлон-9".

В экипаже Макдивитта два человека из трех уже имели опыт космических полетов по программе "Джемини". Джеймс МакДивитт был командиром корабля "Джемини-4" в 1965 году, когда его второй пилот Эд Уайт стал первым американцем, вышедшим в открытый космос. Дэвид Скотт был вторым пилотом в миссии "Джемини-8", когда в марте 1966 года была произведена первая в мире стыковка космических аппаратов. Рассел Швейкарт опыта космических полетов не имел.

Задачи полета. Предстартовая подготовка и старт.

В полете корабля "Аполлон-9" впервые должны были проводиться летные испытания всего комплекса "Аполлон", включающего в себя командно-служебный (образец 104) и лунный модули (образец LM-3). Начиная с этого полета астронавты стали присваивать командно-служебному и лунному модулю названия, которые служили позывными. Для командно-служебного модуля корабля "Аполлон-9" было выбрано название "Гамдроп" ("Капля"), для лунного модуля - "Спайдер" ("Паук"). Вес корабля составлял 36,5 т (командный модуль 5,6 т, служебный модуль с неполным запасом топлива 16,4 т, лунный модуль 14.5 т). Для запуска использовалась ракета-носитель "Сатурн-5" AS-504.

Задачами полета корабля "Аполлон-9" являлись:

1. Комплексные летные испытания пилотируемого лунного модуля на геоцентрической орбите с максимально возможной имитацией режимов работы и условий полета, предусмотренных типовой программой (в некоторых случаях эти режимы и условия намеренно делались даже более жесткими). Главными операциями были:

  • перестроение отсеков корабля и отделение его от последней ступени ракеты-носителя;
  • расстыковка лунного и командно-служебного модулей;
  • автономный полет лунного модуля с удалением от командно-служебного на 175 км, отделение взлетной ступени лунного модуля от посадочной, встреча и стыковка взлетно ступени лунного модуля с командно-служебным;
  • отделение взлетной ступени без астронавтов от командно-служебного модуля и включение двигателя этой ступени по команде из командного модуля.

Особое внимание при полете "Аполлона-9" уделялось испытаниям стыковочного узла, систем навигации и наведения, жизнеобеспечения и электропитания лунного модуля, а также его двигателей при работе в режимах автоматического и ручного управления. Так при полете "Аполлона-9" испытания двигателей посадочной ступени на длительную работу были последними, перед использованием этого двигателя для посадки на Луну, так как при полете следующего корабля "Аполлон-10" включение этого двигателя на длительное время не предусматривалось.

2. Проведение эксперимента по переходу астронавта Швейкарта через открытый космос из лунного модуля в пристыкованный к нему командный и обратно с целью имитации аварийного возвращения астронавтов из лунного модуля в командный из-за неудачной стыковки или невозможности перехода через внутренние туннели-лазы. Помимо имитации аварийного перехода, эксперимент имел целью испытание системы разгерметизации кабин астронавтов, испытания в условиях вакуума скафандров типа A7L* и автономной ранцевой системы жизнеобеспечения PLSS. Во время выхода Швейкарт должен был провести съем образцов с корпуса корабля, а также 10-минутные испытания телевизионной камеры (предназначавшейся для съемок в будущем на поверхности Луны).

* астронавты имели две версии скафандров типа A7L: "внутреннюю", который имел пилот командного модуля Скотт и "внешнюю" (с дополнительной многослойной защитой, дополнительным защитным щитком гермошлема и автономной системой жизнеобеспечения), которую имели МакДивитт и Швейкарт.
Изображение из книги "Программа Аполлон" часть 2. 1971 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Изображение из книги "Программа Аполлон" часть 2. 1971 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

3. Испытания модифицированной ракеты-носителя "Сатурн-5", имевшей меньший вес конструкции и больший запас топлива, чем ранее запускавшиеся ракеты. Поскольку после запуска корабля "Аполлон-8" ракета "Сатурн-5" считалась отработанной, то ракета-носитель корабля "Аполлон-9" не несла телевизионных и кинокамер, кроме того, было существенно уменьшено число измеряемых параметров.

4. Осуществление второго и третьего включения двигателя последней ступени ракеты-носителя после отделения от неё корабля. Второе включение двигателя в данном полете производилось для проверки его работоспособности после 4,5-часового интервала, прошедшего после первого включения (имитация включения для вывода на трассу к Луне). Третье включение - испытания на перспективу возможности включения двигателя третий раз через 80 мин после второго включения. После этого был запланирован слив остатков топлива через двигатель для образования облака паров, которые предполагалось наблюдать с Земли.

5. Проведение двух сеансов телевизионной передачи с борта при помощи переносной телевизионной камеры фирмы Westinghouse Electric. Один сеанс длительностью 7 минут предполагалось проводить из лунного модуля до его отделения, второй сеанс длительностью 10 мин - во время выхода в открытый космос.

6. Проведение экспериментов по съемке определенных районов суши и океана в различных частях спектра для определения возможности исследования природных ресурсов Земли с геоцентрической орбиты.

7. Съемка с помощью двух фотокамер Hasselblad с широкоугольном объективом и двух кинокамер Maurer.

Фото с сайта cropman.ru.
Фото с сайта cropman.ru.

Запуск космического корабля "Аполлон-9" был назначен на 28 февраля 1969 года, однако в связи с болезнью всех трех астронавтов был отложен на 3 марта. Решение об отсрочке было принято 26 февраля, когда у всех трех астронавтов основного экипажа, наблюдавшиеся уже в течение нескольких дней простудные явления (воспаление верхних дыхательных путей и насморк) приняли серьезный характер. С подобным заболеванием астронавты могли особенно плохо почувствовать себя в кислородной атмосфере корабля, которая сушит слизистую оболочку. К 28 февраля астронавты почувствовали себя лучше и возобновили тренировки.

Фото с сайта cropman.ru.
Фото с сайта cropman.ru.

Когда было принято решение об отсрочке запуска, ракета носитель с кораблем находились в состоянии 16-часовой готовности. Был произведен сброс схемы до состояния 28-часовой готовности (для ракеты-носителя) и 42-часовой готовности (для корабля). К 01:00 3 марта ракета-носитель и корабль были приведены к состоянию 9-часовой готовности, после чего был сделан перерыв до 07:00.

Фото с сайта cropman.ru.
Фото с сайта cropman.ru.

После возобновления отсчета подготовка проходила нормально, и в расчетное время 16:00 3 марта 1969 года ракета с кораблем "Аполлон-9" стартовала. Старт прошел успешно, несмотря на присутствие высоких гостей (на старт приехал вице-президент США Спиро Агню) и через 11 мин 15 сек после старта ступень ракеты S-IVB с кораблем общей массой 134 720 кг вышли на орбиту высотой 185 х 187 км.

Старт ракеты-носителя "Сатурн-5" с кораблем "Аполлон-9". Из Википедии.
Старт ракеты-носителя "Сатурн-5" с кораблем "Аполлон-9". Из Википедии.

Первые трое суток полета.

После выхода последней ступени с кораблем на орбиту астронавты в течение двух часов проводили проверку бортовых систем и имитировали переход на траекторию полета к Луне, после чего начали готовиться к перестроению отсеков. В Т+2 часа 30 мин (Т - время старта, 16:00 3 марта 1969 года) ступень с кораблем приняла расчетную ориентацию для перестроения, было произведено стравливание паров топлива из баков ступени, в результате чего ступень с кораблем перешла на несколько более высокую орбиту. Ещё через 13 минут командно-служебный модуль (его ещё в нашей печати называют основной блок) отделился от последней ступени, отошел на 15 метров и развернулся на 180 градусов (это удалось не сразу). В течении 15 минут астронавты совершали групповой полет со ступенью, фотографируя установленный на ней лунный модуль.

В Т+3 час 2 мин 8 сек Скотт обеспечил стыковку основного блока с лунным модулем. Стыковка прошла гладко, видимо помог опыт, полученный Скоттом на тренировках. Туннели-лазы были наполнены кислородом. Скотт открыл люк, пролез в туннель-лаз и убедился в правильности срабатывания захватов стыковочного узла. После этого он соединил электрические цепи обоих модулей.

Затем были подорваны пироболты, соединявшие лунный модуль с последней ступенью, сработал пружинный толкатель, обеспечивший отделение корабля от ступени. Астронавты включили вспомогательные двигатели основного блока, чтобы увести корабль на безопасное расстояние от ступени перед вторым включением её двигателя.

После второго и третьего включений двигателя ступень перешла на гелиоцентрическую орбиту. Запланированный слив топлива через двигатель ступени для образования облака паров произвести не удалось.

Фото с сайта cropman.ru.
Фото с сайта cropman.ru.

После нескольких дополнительных маневров на орбите астронавты положили корабль в "дрейф" и перевели бортовые системы в режим экономии электроэнергии. Через 9 часов после старта начался период отдыха, первые сутки полета закончились.

В течение вторых суток полета астронавты отрабатывали развороты комплекса по трем осям и сделали три включения маршевого двигателя – на 110, 280 и 28 сек. При этом проверялись способность системы стабилизации гасить возникающие возмущения и работа цифрового автопилота. Представление о величине этих маневров дает 280-секундный боковой импульс: расчетное приращение скорости 783 м/с, расход топлива 8462 кг , смещение трассы полета – на 10 град. Последние 45 сек работы двигателя МакДивитт управлял вектором тяги вручную (по докладу МакДивитта, при использовании ручной системы были заметные отклонения по крену, а также незначительные отклонения по двум другим осям, но ему удалось ликвидировать эти отклонения, используя опыт, полученный на тренажере). После маневра "Аполлон-9" остался на орбите высотой 209 x 509 км.

Задачей третьих суток было испытание систем лунного модуля. В Т+40 час Швейкарт должен был начать демонтаж стыковочного узла и перейти в лунный модуль, где к нему должен был присоединиться МакДивитт. Эти операции были начаты на час позже в связи с тем, что Швейкарт почувствовал сильное недомогание. Во время надевания скафандра у него случился приступ рвоты. МакДивитт по закрытому каналу связи доложил в ЦУП о приступе рвоты у Швейкарта и о вызванной этим задержке в проведении запланированных операций, а Скотт, вместо Швейкарта, демонтировал стыковочный узел и обеспечил наполнение кислородом кабины лунного модуля. Швейкарт, почувствовав себя лучше, перешел (очень медленно, за 90 мин вместо 10 мин на тренировках) в лунный модуль, но тут у него случился второй приступ рвоты (в обоих случаях астронавт был без шлема). Причина недомогания Швейкарта так точно установлена и не была. Он (единственный из экипажа) принял перед стартом таблетку против укачивания и снова принял такую же таблетку по окончанию участка выведения после снятия шлема.

Спустя примерно час к Швейкарту, находящемуся в лунном модуле, присоединился МакДивитт. Астронавты включили бортовые источники питания лунного модуля, проверили основные переключатели и индикаторы, шланги подачи кислорода из бортовых запасов лунного модуля, установили шторки на окнах кабины и подали команду на развертывание ног посадочного шасси (которое наблюдали визуально). В Т+46 час 29 мин астронавты осуществили сеанс телевизионной передачи, длительностью 6 мин 45 сек. Они показали кабину и друг друга. Качество изображения было удовлетворительным, однако наблюдался "смаз" при быстром движении астронавтов, поскольку камера обеспечивала передачу со скоростью только 10 кадр/сек. Из-за неполадок в наземной приемной станции речь МакДивитта во время сеанса принималась с искажением, а Швейкарт в течение всего сеанса молчал.

Кадр из телевизионной передачи. С сайта humus.livejournal.com.
Кадр из телевизионной передачи. С сайта humus.livejournal.com.

В Т+49 час 41 мин астронавты, находясь в пристыкованном лунном модуле, включили двигатель посадочной ступени, который отработал в соответствии с программой, причем астронавты дросселировали тягу вручную. Вибрация при работе двигателя вызвала в некоторых местах отслоение алюминиевой фольги - внутреннего теплозащитного покрытия. После проверки двигателя астронавты возвратились в командный модуль. Из-за недостатка времени не проводилась проверка освещения и некоторого радиотехнического оборудования. После этого было произведено пятое включение маршевого двигателя и корабль снова изменил параметры орбиты.

Четвертые и пятые сутки полета.

На четвертые сутки полета был запланирован выход Швейкарта в открытый космос, но накануне, после двух приступов рвоты у Швейкарта, МакДивитт принял решение отказаться от эксперимента по выходу и ограничиться разгерметизацией лунного модуля и открытием люка. Однако после сна к началу четвертых суток состояние Швейкарта улучшилось настолько, что командир запросил у Земли разрешение на выход Швейкарта в открытый космос на площадку перед люком, но без перехода в командный модуль и обратно. Скотт должен был провести операции по разгерметизации кабины командного модуля и открыванию люка в соответствии с первоначальной программой.

К Т+70 час Швейкарт и МакДивитт в скафандрах перешли в лунный модуль. Швейкарт одел ранцевую систему жизнеобеспечения PLSS и перевел скафандр на питание от этой системы. В Т+72 час 50 мин были разгерметизированы кабины лунного и командного модулей и открыты люки. Швейкарт одел на шлем рамку с защитным козырьком, прикрепил к скафандру 7,6 метровый фал и начал выбираться из люка ногами вперед. Вскоре он уже стоял на площадке перед люком, укрепив ноги в фиксаторах. Скотт через открытый люк командного отсека фотографировал Швейкарта во время выхода, а Швейкарт в свою очередь фотографировал Скотта, высунувшегося из люка.

От телевизионной съемки в открытом космосе, как предусматривалось первоначальной программой, Швейкарт отказался, поскольку из-за некоторой задержки у него не было времени на подготовку камеры к работе. В Т+73 час 21 мин МакДивитт передал Швейкарту кинокамеру, а фотоаппарат втянул в кабину (вся съемочная аппаратура была привязана тросами).

Во время выхода Швейкарт снял с поверхности модуля помещенные туда образцы кварцевых пластинок (до которых смог дотянуться не вынимая ног из фиксаторов). В Т+73 час 46 мин Швейкарт по приказанию командира начал возвращение в лунный модуль, люк которого был закрыт в Т+73 час 49 мин 58 сек. Скотт через открытый люк командного модуля также снял несколько кварцевых пластинок и, кроме того, он вел фото и киносъемку. Люк командного модуля был закрыт в Т+73 час 49 мин 25 сек. Испытания скафандра А7L и ранцевой системы PLSS прошли успешно, хотя следует учесть, что Швейкарт не производил операций, требующих больших затрат энергии (поэтому система водяного охлаждения работала только на 20-25% своей максимальной мощности. Кстати, это было единственное испытание лунного скафандра в космическом вакууме до выхода на Луну.

После завершения выхода в открытый космос кабина лунного модуля была наполнена кислородом, астронавты провели телевизионный сеанс из лунной кабины (взамен намеченного в открытом космосе) и перешли в командный модуль.

Фото с сайта cropman.ru.
Фото с сайта cropman.ru.

На пятые сутки полета космического корабля "Аполлон-9" был проведен главный и самый ответственный эксперимент - автономный полет лунного модуля. В этот день период работы астронавтов начался несколько раньше, чем предусматривалось программой (они спали менее пяти часов), чтобы успеть надеть скафандры и к расчетному времени завершить переход в лунный модуль (как показал опыт предыдущих суток, надевание скафандров и переход занимали гораздо большее время, чем на тренировках).

К Т+89 час Швейкарт и МакДивитт перешли в лунный модуль, а Скотт, оставшийся в командном отсеке, установил приемный конус и стыковочный штырь. При расстыковке наблюдались некоторые трудности из-за того (как выяснилось позднее), что Скотт недостаточно резко перекинул тумблер в положение "разделение". Разделение произошло в Т+92 час 39 мин над станцией слежения на острове Антигуа. Основной блок отошел от лунного модуля примерно на 15 метров, после чего МакДивитт начал медленно поворачивать лунный модуль по тангажу и рысканью, чтобы Скотт мог произвести его визуальный осмотр с разных сторон.

Позже с этой же целью Скотт поворачивал основной блок корабля. Одновременно с визуальным осмотром Скотт и Швейкарт вели фотографирование.

Астронавты видели друг друга через окна модулей. Вскоре основной блок перешел на другую орбиту, обращаясь по которой удалился от лунного модуля на 5,2 км. МакДивитт ориентировал лунный модуль таким образом, чтобы основной блок постоянно находился в поле зрения, а Швейкарт с помощью бортового радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите, определял дальность до основного блока и относительную радиальную скорость. Швейкарт также выставил гиростабилизированную платформу основной системы наведения и ввел уточненные данные в аварийную систему наведения, которую предстояло испытать при первом включении двигателя посадочной ступени.

В Т+93 час 47 мин 34 сек на 59-м витке двигатель посадочной ступени был включен. Тяга его дросселировалась астронавтами в пределах 10-40% от полной тяги (4,5 т), причем при работе двигателя на 20 % полной тяги Швейкарт отмечал сильную вибрацию. Двигатель обеспечил приращение скорости 27,5 м/сек, при этом лунный модуль перешел на "ко-эллиптическую" орбиту с высотой апогея 253 км. Когда, обращаясь по этой орбите, лунный модуль удалился от основного блока на максимальное расстояние 89 км (при этом астронавты продолжали на этом расстоянии визуально наблюдать основной блок), были проведены испытания радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите. Данные радиолокатора и результаты определений Скотта с помощью секстанта отличались от данных измерений наземных средств не более, чем на 185 м.

Изображение из книги "Программа Аполлон" часть 2. 1971 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Изображение из книги "Программа Аполлон" часть 2. 1971 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Поскольку испытания всех бортовых систем лунного модуля прошли успешно, руководители полета выдали разрешение на проведение дальнейших маневров, предусмотренных программой. В противном случае лунный модуль должен был бы сразу пойти на сближение с основным блоком.

В Т+95 час 39 мин 07 сек в зоне видимости станции слежения в Гуаймасе МакДивитт включил во второй раз двигатель посадочной ступени. Тяга двигателя была постоянной (10% от полной), он работал по командам основной системы наведения. Работа двигателя обеспечила приращение скорости 13,1 м/сек, что привело лунный модуль на орбиту, близкую к круговой, пролегающую на 20 км выше орбиты основного блока.

Изображение из книги "Программа Аполлон" часть 2. 1971 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Изображение из книги "Программа Аполлон" часть 2. 1971 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

В Т+96 час 16 мин было произведено отделения взлетной ступени от посадочной, и затем включены двигатели ориентации, которые проработав 31 сек, обеспечили приращение скорости 12,2 м/сек и перевели взлетную ступень на орбиту с высотой перигея около 20 км выше основного блока и на 134 км позади него. При этом уставки (значения некоторой величины или параметра, по достижению которых происходит изменение состояния системы) для этого маневра были рассчитаны как на борту, так и на Земле, однако, астронавты пользовались уставками, рассчитанными на борту. В Т+96 час 58 мин 14 сек был включен основной двигатель взлетной ступени с таким расчетом, чтобы она перешла на орбиту, пролегающую ниже орбиты основного блока. В Т+97 час 58 мин 45 сек с помощью двигателей системы ориентации был произведен первый маневр на завершающем этапе сближения. При этом командир включил на взлетной ступени проблесковый источник света. После этого было произведено выравнивание скоростей и перевод взлетной ступени в режим группового полета на расстоянии около 30 метров от основного блока.

Затем Макдивитт начал операции по причаливанию, которым сильно мешал солнечный свет, падающий в окно лунного модуля. Скотт даже предложил самому совершить стыковку, однако МакДивитт отказался, но попросил Скотта корректировать его маневры (между астронавтами в обоих аппаратах была устойчивая связь). Стыковка была завешена в Т+98 час 59 мин 38 сек.

Изображение с сайта cropman.ru.
Изображение с сайта cropman.ru.

Отмечается, что астронавты лунного модуля за период маневров израсходовали всего 26% запаса топлива из одной пары баков для двигателей системы ориентации и 34% запаса топлива из второй пары баков.

После завершения стыковки астронавты перешли в командный модуль. В период разборки стыковочного узла и перехода, заданную ориентацию корабля обеспечивали двигатели системы ориентации взлетной ступени лунного модуля, а не вспомогательные двигатели основного блока, поскольку Скотт перерасходовал запас топлива для вспомогательных двигателей. Перед тем, как покинуть взлетную ступень лунного модуля, астронавты перевели оборудование модуля в режим дистанционного управления, а также перенесли в него из командного модуля накопившийся мусор и предметы, надобность в которых отпала.

После этого астронавты отделили основной блок корабля от взлетной ступени и с помощью вспомогательных двигателей увели его на безопасное расстояние (около 1 км) от лунного модуля. Затем был включен основной двигатель взлетной ступени, который проработав 342 сек перевел её на орбиту с высотой апогея около 7000 км (лишь 23 октября 1981 года она сгорела в атмосфере).

Фото с сайта cropman.ru.
Фото с сайта cropman.ru.

По завершении перечисленных экспериментов было объявлено, что астронавты выполнили 97% задач, запланированных на этот полет.

Шестые - десятые сутки полета. Возвращение на Землю.

В течение последних пяти суток полета астронавты корабля "Аполлон-9" продолжали испытание бортовых систем, осуществляли фотографирование (в среднем 200 кадров в сутки), вели наблюдения наземных ориентиров, а также проводили эксперименты по связи, которые были намечены на начальный период полета, но из-за недостатка времени проведены не были.

Фотографирование проводилось в основном с целью изучения возможности исследования природных ресурсов с орбиты. Астронавты выборочно снимали некоторые районы территории США (в штатах Калифорния, Нью-Мексико, Техас), а также территории других стран (Коста-Рика, Бразилия, Колумбия, Гвинея).

Фото с сайта cropman.ru.
Фото с сайта cropman.ru.

Наблюдения наземных ориентиров велись с помощью телескопа, причем нацеливание телескопа производилось разворотом корабля не по тангажу, а по рысканью и затем по крену. Этот новый способ позволил сэкономить в общей сложности 7-9 кг топлива для вспомогательных двигателей.

Астронавты использовали бортовые оптические приборы не только для наблюдения земных ориентиров, но и для наблюдения небесных тел. С помощью секстанта Скотт наблюдал Юпитер и четыре его спутника (Ио, Европа, Ганимед и Каллисто). А с помощью телескопа астронавты наблюдали один из спутников "Пегас", который находился на расстоянии около 1600 км от корабля, а также обращающуюся по орбите с высоким апогеем взлетную ступень лунного модуля, за которой они следили с расстояния 1000 - 1500 км.

Джеймс Макдивитт в командном модуле. С сайта humus.livejournal.com.
Джеймс Макдивитт в командном модуле. С сайта humus.livejournal.com.

Эксперименты по связи предусматривали, в частности, изучение способности остронаправленной антенны основного блока уверенно принимать сигналы без предварительного наведения. Эксперименты показали, что антенна в этих условиях обеспечивает эффективную связь.

Изображение из книги "Программа Аполлон" часть 1. 1968 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Изображение из книги "Программа Аполлон" часть 1. 1968 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Также в последние пять суток полета астронавты произвели шестое и седьмое включение маршевого двигателя корабля.

За это время наблюдалось несколько несущественных неисправностей в бортовых системах, в частности перегрев в одной из батарей топливных элементов и отказ одного из вентиляторов, которые астронавты сумели устранить.

В связи с неблагоприятными метеорологическими условиями в расчетном районе посадки (большая скорость ветра и высота волн) было принято решение посадить корабль "Аполлон-9" в другой район Атлантического океана. Вертолетоносец "Гвадалканал" успел перейти в новый район. А посадку теперь планировали произвести не на 151-м, а на 152-м витке.

Восьмое включение маршевого двигателя для обеспечения схода корабля с орбиты было произведено в Т+240 час 31 мин (13 марта 1969 года) над районом к северу от Гавайских островов, при этом астронавты на период возвращения на Землю скафандров не надевали. Двигатель проработал 19 сек, затем корабль развернули на 45 град. по рысканью, и модуль обслуживания отделился от командного модуля, который вошел в атмосферу на Техасом. Модуль приводнился в Т+241 час 00 мин 53 сек в 4,8 км от вертолетоносца и в 1,5 км от расчетной точки. Спуск командного модуля на парашюте демонстрировался по цветному телевидению с помощью камер, установленных на вертолетоносце.

Фото с сайта cropman.ru.
Фото с сайта cropman.ru.

Наплаву модуль сразу же установился в расчетном положении (днищем вниз), а к совершившему посадку кораблю почти сразу были доставлены легкие водолазы. В Т+241 час 27 мин астронавты открыли люк и вышли на надувную лодку, после чего были подняты на борт вертолета и доставлены на вертолетоносец через 49 мин после посадки.

Отмечалось, что при выходе из вертолета на палубу корабля походка МакДивитта в первые моменты была не очень твердой. С вертолетоносца астронавтов доставили в Хьюстон, где они в течение 12 дней отчитывались о полете.

Командный модуль был поднят на борт вертолетоносца и доставлен в Норфолк, где в течение трех суток производилось обесточивание бортовых систем, извлечение пиротехнических устройств, слив остатков топлива и пр.

Фото с сайта cropman.ru.
Фото с сайта cropman.ru.

Затем модуль был доставлен военно-транспортным самолетом С-133 на завод-изготовитель в городе Дауни (штат Калифорния).

Заключение.

Согласно заявлению генерал-лейтенанта Филлипса (руководителя программы "Аполлон"), полет космического корабля "Аполлон-9" во всех отношениях превзошел самые оптимистические ожидания, хотя он был более сложным, чем все предыдущие пилотируемые полеты.

Этот полет открыл дорогу к Луне для всех остальных кораблей программы "Аполлон" и благодаря ему человек в том же 1969 году впервые ступил на поверхность Луны. И в этом большой вклад астронавтов "Аполлона-9" - скромных людей, но больших профессионалов.

И немного о том, как сложилась их дальнейшая судьба:

Джеймс МакДивитт в ЦУПе во время полета корабля "Аполлон-13". Фото из Википедии.
Джеймс МакДивитт в ЦУПе во время полета корабля "Аполлон-13". Фото из Википедии.

Джеймс МакДивитт в мае 1969 года стал руководителем операций по пилотируемой посадке на Луну, а с августа того же года по июнь 1972-го был руководителем программы пилотируемых кораблей "Аполлон" (под его руководством прошли полёты с "Аполлона-12" по "Аполлон-16"). Уволился из НАСА в июне 1972 года. После ухода из НАСА работал в нескольких компаниях на руководящих должностях. С 1995 года на пенсии. Скончался 13 октября 2022 года в возрасте 93 лет.

Дэвид Скотт с экипажем корабля "Аполлон-15". Фото из открытых источников.
Дэвид Скотт с экипажем корабля "Аполлон-15". Фото из открытых источников.

Дэвид Скотт в июле-августе 1971 года совершил полет на корабле "Аполлон-15" в качестве командира корабля. Он не только ступил на поверхность Луны, но и проехал по ней на специальном лунном ровере. К сожалению, после полета все его участники оказались замешаны в скандале с филателистическими конвертами, из-за чего Скотт был отстранён от космических полётов и в дальнейшем работал в наземных службах НАСА, в частности, над системой стыковки для будущей программы "Союз-Аполлон". 18 апреля 1975 года, в возрасте 42 лет, он был назначен директором Лётно-исследовательского центра имени Драйдена НАСА. На этой должности он оставался до 30 октября 1977 года. Сейчас 92-летний Дэвид Скотт один из немногих оставшихся в живых астронавтов программы "Аполлон".

Рассел Швейкарт с советскими космонавтами Севастьяновым и Николаевым. Из журнала "Техника-молодежи" №4 за 1972 год. Из архива автора.
Рассел Швейкарт с советскими космонавтами Севастьяновым и Николаевым. Из журнала "Техника-молодежи" №4 за 1972 год. Из архива автора.

Рассел Швейкарт после полета на "Аполлоне-9" проходил подготовку по программе орбитальной станции "Скайлэб". Его умелые действия на Земле во многом повлияли на успех миссии "Скайлэб-2". Но в космос он больше так и не полетел. Швейкарт ушёл из отряда астронавтов в мае 1974 года. С мая 1974 по июль 1979 года работал в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне директором в Отделе применения результатов космических исследований и разработок. С 1977 года работал помощником губернатора Калифорнии по вопросам науки и техники. А в 1984 - 1985 годах участвовал в создании Ассоциации исследователей космоса (ASE), вместе с Алексеем Леоновым, Виталием Севастьяновым и Георгием Гречко. Уделял много внимания вопросам планетарной защиты от астероидов. Сейчас Швейкарту 89 лет.

На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил вежливости.

Наука
7 млн интересуются