Вновь возвращаюсь к героической эпохе первого десятилетия, которое начинает свой отсчет с полета Юрия Гагарина. Как же много событий вместили эти десять лет. Но даже среди них выделяются два космических полета большой длительности. Вроде бы ничего особенного, если смотреть с позиций сегодняшнего дня. Сейчас уже летают и год и более. Но это на орбитальных станциях, где довольно много места для работы, отдыха и занятий физкультурой, что для космонавта очень важно. А те полеты были совершены в тесных космических кораблях, что поверьте - совсем не то же самое. Два полета: сначала американский, потом наш с интервалом почти в пять лет и абсолютно разными состояниями космонавтов после полета. Попробую рассказать об этом.
Полет корабля "Джемини-7".
Начну с того, что запуск корабля "Джемини-7" произошел раньше, чем запуск "Джемини-6". Все дело в том, что запуск "Джемини-6", который планировался на 25 октября 1965 года пришлось отменить, поскольку не удалось вывести на орбиту ракету "Аджена D", с которой корабль должен был совершить сближение и стыковку.
Поскольку следующая ракета "Аджена D" могла быть готова только в начале 1966 года, руководство НАСА решило не откладывать запуск корабля "Джемини-6" на 1966 год, а провести его в середине декабря 1965 года, используя в эксперименте по встрече на орбите другой космический корабль - "Джемини-7". Стыковка при этом не предполагалась, так как корабль "Джемини-7" не имел такого стыковочного узла, как ракета "Аджена D".
Основной задачей полета корабля "Джемини-7" было изучение влияния на организм астронавтов длительного космического полета, испытание бортовых систем корабля в условиях длительного полета, а также проведение медико-биологических, физико-технических и военно-прикладных экспериментов.
Экипаж корабля "Джемини-7" состоял из Фрэнка Бормана (командир корабля) и Джеймса Ловелла (второй пилот), экипаж "Джемини-6" - из Уолтера Ширра (командир корабля) и Томаса Стаффорда (второй пилот).
Поскольку после полета корабля "Джемини-5", продолжавшегося восемь суток, астронавты отметили, что столь длительное нахождение в скафандрах очень неудобно (хотя они большую часть времени находились без шлемов и перчаток) для астронавтов "Джемини-7" были разработаны специальные облегченные быстросъемные скафандры типа IV (модель G-5C). Скафандр включал в себя капюшон с прозрачным козырьком из поликарбоната под который надевался стандартный авиационный противоударный шлем. По сравнению с предыдущими скафандрами этот скафандр имел меньший вес, быстрее надевался и снимался и занимал меньше места в свернутом положении.
Конструкция скафандров позволяла астронавтам снимать их в полете в тесной кабине космического корабля (сначала поочередно, а потом и вместе). Больше эти скафандры ни в одном космическом полете не использовались.
Запуск корабля "Джемини-7" с астронавтами Борманом и Ловеллом на борту состоялся 4 декабря 1965 года.
После отделения корабля от второй ступени ракеты-носителя Борман развернул его на 180 градусов и в течении 15 минут совершал групповой полет со второй ступенью на расстоянии 15-18 метров. Групповой полет, во время которого регистрировалось излучение второй ступени, был прекращен немного раньше запланированного из-за перерасхода топлива. После этого корабль перешел на более высокую орбиту. На вторые сутки полета Ловелл снял скафандр, на что ему понадобилось 40 минут. В конце вторых суток астронавты провели успешный эксперимент по слежению за ракетой "Поларис А-3", запущенной с подводной лодки. астронавты регистрировали излучение факела и фотографировали ракету.
Также на вторые сутки полета корабля были зарегистрированы различные неисправности. Давление в бачке с жидким кислородом для топливных элементов упало до 8.4 кг/кв.см, однако нормальное давление (около 60 кг/кв.см) удалось быстро восстановить путем перезапуска кислорода из бачка системы жизнеобеспечения. Не удалось провести калибровку фотометра, из-за чего были отложены некоторые эксперименты. Вдобавок, прикрепленные к голове Бормана электроды (для получения электрокардиограмм) отвалились. Кроме неисправностей на самом корабле, забарахлило оборудование на наземных станциях слежения.
На 44 и 75 витках полета включались двигатели, в результате чего корабль перешел на круговую орбиту. После этих маневров на корабле осталось 33 процента от первоначальных запасов топлива.
Некоторое время астронавты совершали полет без скафандров, однако перед экспериментом по встрече с кораблем "Джемини-6" скафандры были одеты снова.
12 декабря 1965 года была предпринята вторая попытка запуска корабля "Джемини-6". Уже в расчетное время были включены двигатели первой ступени ракеты, когда через 1.13 сек они были отключены по команде системы обнаружения неисправностей. Однако индикаторы в корабле продолжали показывать, что ракета оторвалась от стартового стола, а двигатели работают не на полную мощность. При такой ситуации командир корабля должен был активизировать систему катапультирования, однако Уолтер Ширра этого не сделал. Совершающий свой второй полет командир понял, что по его ощущениям ракета не оторвалась от стартового стола. Это решение спасло всю будущую программу полета, поскольку катапультирование сильно бы повредило корабль, а так неисправность была быстро устранена, а запуск состоялся на несколько дней позже - 15 декабря 1965 года.
Астронавты "Джемини-7" наблюдали старт корабля "Джемини-6" на участке выведения. В момент выхода на орбиту корабль "Джемини-6" находился примерно в 2000 км от корабля "Джемини-7". Именно вновь выведенный на орбиту корабль с большим запасом топлива стал совершать маневры по сближению. Корабль "Джемини-7" выполнял при этом пассивную роль.
В итоге, на шестом витке полета корабль "Джемини-6" вышел на орбиту, по которой обращался "Джемини-7". В конце этого маневра корабли находились на расстоянии 36 метров друг от друга. Групповой полет двух кораблей продолжался 5.5 часов, при этом расстояние между ними составляло от одного до тридцати метров. Экипажи могли видеть и фотографировать друг друга.
Как и в случае сближения кораблей, активным в групповом полете (в основном) был корабль "Джемини-6" у которого был значительный запас топлива к моменту группового полета. Он, в частности, облетал корабль "Джемини-7". Астронавты "Джемини-7", в соответствии с указаниями руководителей полета, могли израсходовать не более 11 процентов первоначального запаса топлива. На период группового полета оба корабля убрали выдвижные антенны, чтобы не повредить их при пролете на близком расстоянии друг от друга.
По завершению группового полета астронавты корабля "Джемини-6" включили на 15 сек бортовые двигатели и перевели корабль на другую орбиту. "Джемини-7" остался на прежней орбите. В результате маневра расстояние между кораблями составило 68 км. 16 декабря 1965 года на 17 витке полета Ширра включил тормозную двигательную установку и через 36 минут корабль "Джемини-6" приводнился в 13 км от расчетной точки.
Астронавты корабля "Джемини-7" должны были сфотографировать корабль "Джемини-6" во время входа в атмосферу, но не смогли этого сделать вследствие выхода из строя двух бортовых двигателей ориентации, расположенных на правом борту корабля. В последние дни полета на корабле наблюдались также и неполадки в топливных элементах. Руководители полета даже рассматривали вопрос о целесообразности досрочного возвращения корабля на Землю, но, в итоге, решили продолжать полет.
Корабль "Джемини-7" сошел с орбиты 18 декабря 1965 года на 206 витке и приводнился в 910 км, к юго-западу от Бермудских островов.
Астронавты после длительного полета чувствовали себя хорошо и без посторонней помощи прошли в отведенные им каюты на вертолетоносце "Уосп".
В результате полетов кораблей "Джемини-6" и "Джемини-7" было установлено:
1. Астронавты могут осуществлять космические полеты длительностью до двух недель без существенного нарушения функций организма и снижения работоспособности.
2. Астронавты могут обеспечить встречу и последующую стыковку на орбите.
3. Бортовые системы корабля "Джемини" в целом надежны и эффективны.
4. С медицинской точки зрения полет астронавтов на Луну на корабле "Аполлон" не представляет проблем.
Оба астронавта совершили ещё полеты в космос. Через год после полета на "Джемини-7" Джеймс Ловелл в качестве командира корабля совершил полет на корабле "Джемини-12". Вторым пилотом этого корабля был Эдвин Олдрин.
В декабре 1968 года Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс на корабле "Аполлон-8" совершили первый в истории пилотируемый полет к Луне с выходом на селеноцентрическую орбиту. Борман был командиром корабля, а Ловелл - пилотом командного модуля.
В апреле 1970 года Ловелл, в качестве командира корабля, совершил полет на печально знаменитом корабле "Аполлон-13" и ещё раз побывал на орбите Луны.
В июле 1969 года Фрэнк Борман приезжал в составе делегации в СССР, посетил Звездный городок и преподнёс в подарок музею Звездного городка свои часы, бывшие с ним в полёте к Луне.
В 1995 году на экраны вышел фильм "Аполлон-13", в эпизоде которого снялся Джеймс Ловелл. В сцене момента встречи экипажа после приводнения он жмет руку своему экранному двойнику, роль которого исполнил актер Том Хэнкс.
К большому сожалению, Фрэнк Борман совсем недавно, 7 ноября 2023 года, ушел из жизни в возрасте 95 лет.
Теперь давайте обратим внимание на участника другого космического марафона, происходившего почти через пять лет после первого.
Полет корабля "Союз-9".
Этот полет, происходивший в июне 1970 года, установил абсолютный рекорд продолжительности полета в космосе на космическом корабле без стыковки с орбитальной станцией (17 сут. 16 час. 58 мин.). Что интересно, в 1996 году американцы вплотную приблизились к этому рекорду. Космический челнок "Колумбия" пробыл в космосе 17 сут. 15 час. 53 мин., всего один час и пять минут не дотянув до уравнения результатов с "Союзом-9".
А начиналось все очень буднично, с речи министра общего машиностроения СССР Сергея Александровича Афанасьева на одном из заседаний. Далее цитата из книги Бориса Чертока "Ракеты и люди":
– Как нам поправить дело, чтобы достойно встретить 100-летие со
дня рождения Ленина и XXIV съезд КПСС? – такой вопрос поставил
Афанасьев, начиная свою длинную речь. – Есть предложения
усовершенствовать пилотируемые корабли 7К-ОК и к 100-летию
совершить рекордный по длительности полет.
Это предложение не вызвало возражений, тем более, что в Советском Союзе разворачивались работы по созданию орбитальной станции.
Космический корабль "Союз-9" был специально подготовлен для длительного космического полета. Орбитальный отсек корабля был оснащен контейнерами с водой и соками емкостью 55 литров, рационами пищи в банках, пакетах и тубах, системой сбора продуктов жизнедеятельности экипажа, комплектом бытового оборудования, включающего средства личной гигиены, гамаки, спальные мешки, подогреватель пищи, электробритву, насадки для отсоса пыли, специальными жилетами с амортизаторами и площадкой для выполнения комплекса физических упражнений и дополнительными креплениями для фиксации космонавтов в различных положениях при выполнении научных экспериментов. Из корабля "Союз-9" были изъяты все системы, обеспечивающие сближение, стыковку и выход в космос. Это позволило увеличить количество научно-технической и медико-биологической аппаратуры, необходимой для запланированных исследований.
Перед экипажем корабля "Союз-9" были поставлены обширные задачи. В условиях одиночного орбитального полета они должны были выполнить ряд медико-биологических исследований по изучению влияния факторов космического полета на организм человека; вести научные наблюдения и фотографировать геолого-географические объекты, материковую и водную поверхность в различных районах земного шара с целью отработки методики использования получаемых данных в народном хозяйстве; наблюдать, исследовать и фотографировать атмосферные образования, снежный и ледовый покров Земли, чтобы использовать данные наблюдений в оперативном и долгосрочном метеорологическом прогнозировании. Кроме этого, космонавты должны были выполнять задачи военного назначения.
Запуск корабля "Союз-9" состоялся 1 июня 1970 года с площадки 31 на космодроме Байконур.
На следующий день советские газеты вышли с сообщением о старте космического корабля "Союз-9".
Конечно полет корабля "Союз-9" не мог похвастаться такими яркими эпизодами, как сближение двух космических кораблей. Проходила будничная, ежедневная работа, по-моему, не омраченная какими-то серьезными неисправностями техники (во всяком случае автор не нашел материалов, подтверждающих это). Правда, в этот полет был взят набор инструментов, очень легкий, массой не более одного килограмма.
По сравнению со своими американскими коллегами из программы "Джемини" (в то время уже законченной) наши космонавты имели гораздо большее рабочее пространство. Два отсека корабля "Союз" по внутреннему объему превосходили даже командный отсек корабля "Аполлон". К тому же не связанные наличием скафандров, космонавты могли свободно перемещаться по внутреннему пространству корабля в специальных тренировочно-нагрузочных костюмах. Экипаж выполнял также и военные задачи. Николаев позднее отмечал высокую разрешающую способность приборов, установленных на корабле "Союз-9", с помощью которых легко было рассмотреть даже буквы на самолётах, базировавшихся на аэродромах вероятного противника. В часы отдыха экипаж общался с родными по двусторонней телевизионной связи, смотрел матчи чемпионата мира по футболу, слушал музыку.
Ярким событием этого полета была шахматная партия "Космос-Земля" - первая в истории шахматная партия, сыгранная между космонавтами в полёте и "представителями Земли" 9 июня 1970 года. За Космос тогда сыграл экипаж советского космического корабля "Союз-9" - лётчики-космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов; за Землю - руководитель подготовки советских космонавтов, генерал-полковник авиации Николай Каманин и лётчик-космонавт Виктор Горбатко. Вёл трансляцию лётчик-космонавт Валерий Быковский.
Партия игралась в день отдыха экипажа и продолжалась около 6 часов (за это время корабль совершил 4 витка вокруг Земли, с 141-го по 144-й). Связь осуществлялась по радио. Обмен ходами происходил при прохождении корабля над территорией СССР. Космос играл белыми фигурами и предпринял агрессивный ферзевый гамбит, но на 35-м ходу партия завершилась вничью.
Космонавты для игры применяли шахматы специальной конструкции, приспособленные к условиям невесомости. Конструктором космических шахмат стал молодой инженер, кандидат биологических наук, сотрудник Института авиационной и космической медицины Михаил Клевцов. Нужны были шахматы, фигуры которых ни в коем случае нельзя было отделять от доски ("чтобы, - как шутил Севастьянов, — случайно не залетели в рот спящему космонавту"). Решения с магнитами исключались из-за чувствительных приборов, но Клевцов придумал простую и оригинальную систему. Его доска была снабжена разветвлённой системой пазов, а каждая фигура - узлом зацепления и фиксации. Таким образом одновременно решались две, на первый взгляд несовместимые, задачи - постоянная связь фигур с доской и возможность их передвижения в процессе игры. Для выбывших из игры фигур предусматривались собирательные пазы на торцах доски.
19 июня 1970 г. в 13 часов 52 минуты космический корабль "Союз-9" на высоте 189,9 километра был сориентирован с помощью двигателей малой тяги и только после этого в 14 часов 17 минут 30 секунд, т. е. через 26 минут 30 секунд, по автоматическому циклу включилась тормозная двигательная установка. Перед входом в плотные слои атмосферы произошло разделение отсеков корабля (орбитального, приборно-агрегатного и спускаемого аппарата). Начался управляемый спуск в атмосфере спускаемого аппарата. В 14 часов 44 минуты 14 секунд, т. е. через 27 минут 16 секунд, была введена в действие парашютная система приземления. Произошел отстрел крышки люка, ввод и раскрытие тормозного, а затем и основного парашюта. В нескольких метрах от земли сработали ракетные пороховые двигатели мягкой посадки. Корабль медленно опустился на вспаханное поле. Время приземления корабля "Союз-9" - 14 часов 58 минут 55 секунд. Таким образом, с момента включения тормозной двигательной установки и до приземления прошло 41 минута 25 секунд. Спускаемый аппарат с экипажем приземлился в 75 км западнее Караганды.
После приземления экипаж не смог самостоятельно выбраться из капсулы. У космонавтов резко ухудшилось состояние здоровья, по дороге в Байконур космонавт Николаев даже терял сознание.
Вскоре врачи доложили, что вечером у Николаева и Севастьянова наблюдались мышечные боли, участился пульс до 100 ударов в минуту (при норме в 70), температура повысилась до 37,8 градусов. По воспоминаниям Николаева, кровь то и дело отливала в низ туловища из-за чего невозможно было находиться стоя, получалось только быть лёжа или сидя. После двух недель лечения космонавты понемногу пошли на поправку. Смогли работать пару часов день над материалами полета, но всё ещё очень быстро уставали. Их пульс, температура и давление даже при незначительных нагрузках колебались в более широких диапазонах, чем у здорового человека.
Только месяц спустя после полёта состояние космонавтов относительно стабилизировалось и вместе с семьями они уехали отдыхать. Но если более молодой Севастьянов успешно восстановился, то сорокалетнему Николаеву было намного сложнее, после полета он перенес два инфаркта. Появился даже медицинский термин "эффект Николаева", характеризующий последствия длительной невесомости на организм человека.
В октябре 1970 года космонавты Николаев и Севастьянов посетили США по приглашению американской стороны. Николаев и Севастьянов в сопровождении Эдвина Олдрина посетили Центр космических полетов НАСА им. Маршалла и Ракетно-космический центр Алабамы (следует отметить, что Эдвин Олдрин не только член экипажа корабля "Аполлон-11" и второй человек, ступивший на поверхность Луны, но до этого и второй пилот корабля "Джемини-12", командиром которого был Джеймс Ловелл - герой первой части нашего рассказа).
Одним из самых ярких моментов посещения стало то, что Севастьянов протестировал скафандр Apollo A7L и вместе с астронавтом НАСА Расселом Швейкартом совершил тренировку выхода в открытый космос в симуляторе нейтральной плавучести.
В то время советские космонавты ещё не использовали бассейн для имитации выходов в открытый космос. Севастьянов отлично показал себя с первой попытки, проведя около 30 минут в воде, моделируя смену канистр с пленкой в макете крепления телескопа Apollo космической станции "Скайлэб". Уже после их визита в США подобный комплекс построили и в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина.
Из полёта Андрияна Николаева и Виталия Севастьянова космическая медицина извлекла для себя важные уроки. Менее чем за год был разработан уникальный костюм "Пингвин", который создавал нагрузку на костно-опорный аппарат и мышечную ткань тела космонавта. Также была разработаны специальные тренажеры для выполнения физических упражнений в невесомости.
Виталий Севастьянов после полета много выступал, как популяризатор космонавтики. В 1972 году в журнале "Техника-молодежи" была напечатана его статья "Там, где ничто ничего не весит...", в которой он рассказал о полете и о "тяжелой" встрече с Землей (естественно умолчав о самых неприятных эпизодах после приземления).
В 1973 году на советском телевидении появилась телепередача "Человек. Земля. Вселенная.", ведущим которой стал Виталий Севастьянов.
В детстве автор данной статьи был постоянным зрителем этой телепередачи и хорошо помнит, что в одном из выпусков Севастьянов вернулся к тому факту, что состояние американских астронавтов после сравнимого по длительности полета было намного лучше, чем у экипажа корабля "Союз-9". Он высказал тогда свою точку зрения, что эти отличия можно объяснить тем, что астронавты "Джемини-7" весь полет провели в сидячем положении из-за тесноты их космического корабля, а экипаж "Союза-9", наоборот, вел себя активно в более просторном "Союзе". Поэтому изменения в организме наших космонавтов произошли в большем объеме, чем у американцев.
В мае-июле 1975 года Виталий Севастьянов совершил свой второй космический полет на корабле "Союз-18" и орбитальной станции "Салют-4" вместе с Петром Климуком. Продолжительность полёта составила 62 суток 23 часа 20 минут. За два полёта в космос Виталий Севастьянов налетал 80 суток 16 часов 19 минут 3 секунды. И, кстати, после второго полета Севастьянов чувствовал себя намного лучше, чем после первого. Это означает, что космическая медицина сделала большую работу над ошибками.
Ещё одна небольшая деталь: во время второго полета Севастьянова проходил также полет по программе "Союз-Аполлон". Как известно, командиром экипажа корабля "Аполлон" в том полете был Томас Стаффорд - один из героев первой части нашего рассказа.
Больше в космос ни Николаев, ни Севастьянов не летали. Оба совершили по два полета, и оба полета каждого космонавта для своего времени были рекордными по длительности.
На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.