Найти в Дзене
Виктор Павлов

Два пилотируемых космических полета в марте 1965 года. Часть вторая - полет корабля "Джемини-3".

Продолжение рассказа, начатого в части первой настоящей статьи. Вечером 4 января 1965 г. на аэродроме мыса Кеннеди из "брюха" прибывшего из Сент-Луиса транспортного самолета C-124 выгрузили контейнер с кораблем "Джемини-3". Испытания его прошли на редкость быстро, и уже 17 февраля 1965 года корабль стоял на ракете, а ракета на старте. Это означало, что полуторагодовой перерыв в американской пилотируемой программе подходит к концу. Экипажи на этот полет были назначены ещё в апреле 1964 года. Командирами основного и дублирующего экипажей стали "ветераны" из программы "Меркурий": Вирджил (Гас) Гриссом (после отстранения от полетов Алана Шепарда) и Уолтер Ширра, а вторыми пилотами стали новички из второго набора астронавтов США: Джон Янг и Томас Стаффорд. Первоначально вторым пилотом основного экипажа планировался Френк Борман, как самый опытный в своем наборе, но Гриссом на Бормана не согласился - характеры двух лидеров не стыковались. На выбор ему были предложены Янг, Конрад и Ловелл.
Оглавление
Обложка журнала "LIFE" от 2 апреля 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Обложка журнала "LIFE" от 2 апреля 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Продолжение рассказа, начатого в части первой настоящей статьи.

"Джемини-3".

Основной и дублирующий экипажи корабля "Джемини-3". С сайта nasa.gov.
Основной и дублирующий экипажи корабля "Джемини-3". С сайта nasa.gov.

Вечером 4 января 1965 г. на аэродроме мыса Кеннеди из "брюха" прибывшего из Сент-Луиса транспортного самолета C-124 выгрузили контейнер с кораблем "Джемини-3". Испытания его прошли на редкость быстро, и уже 17 февраля 1965 года корабль стоял на ракете, а ракета на старте. Это означало, что полуторагодовой перерыв в американской пилотируемой программе подходит к концу.

Экипажи на этот полет были назначены ещё в апреле 1964 года. Командирами основного и дублирующего экипажей стали "ветераны" из программы "Меркурий": Вирджил (Гас) Гриссом (после отстранения от полетов Алана Шепарда) и Уолтер Ширра, а вторыми пилотами стали новички из второго набора астронавтов США: Джон Янг и Томас Стаффорд. Первоначально вторым пилотом основного экипажа планировался Френк Борман, как самый опытный в своем наборе, но Гриссом на Бормана не согласился - характеры двух лидеров не стыковались. На выбор ему были предложены Янг, Конрад и Ловелл. Гриссом согласился на Янга. "Джемини-3" был слегка тесноват даже относительно следующих кораблей этой серии, а Янг со своим небольшим ростом лучше других вписывался в эти тесные габариты. Дело в том, что с января 1963 года Гриссом курировал в отряде астронавтов корабль "Джемини", постоянно общался с проектировщиками корабля, и именно под него скомпоновали кабину корабля, не обратив внимания на его маленький рост. Поэтому для более высокого Янга пришлось изменить полетное кресло, а следующие корабли (обнаружилось, что 14 из 16 астронавтов программы "Джемини" не могут нормально разместиться в кабине) перекомпоновывать.

Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Несмотря на все эти сложности, в феврале 1965 года Гриссом и Янг закончили подготовку к испытательному полету на "Джемини-3".

Янг и Гриссом во время предполетной подготовки. С сайта nasa.gov.
Янг и Гриссом во время предполетной подготовки. С сайта nasa.gov.

В ходе подготовки эта миссия прошла долгий путь упрощения: сначала (в июне 1963 года) её сократили с 18 витков до трех, потом перевели на электропитание от аккумуляторов (на следующих кораблях стояли топливные элементы), потом (в январе 1964 года) сняли радар и исключили сближение с мишенью. Корабль немного отличался от "Джемини-2" : теплозащита была уже стандартной толщины (25 мм), в парашютную систему был введен третий (вытяжной) парашют, были установлены штатные катапультируемые кресла. Их испытания, кстати, закончились лишь 13 марта 1965 года, так что третий "Джемини" вряд ли мог бы улететь раньше, даже если его предшественники не задержались бы так сильно.

4 марта 1965 г. план полета "Джемини-3" был утвержден окончательно. Задачами запуска являлись:

1. Комплексные испытания и отработка ракеты-носителя и корабля перед дальнейшими полетами.

2. Испытания командно-измерительного комплекса.

3. Оценка пульта управления, системы жизнеобеспечения, скафандров, систем наведения и управления полетом, бортовых двигателей, систем связи и слежения, пиротехнических устройств, системы возвращения и спасения, а также пищи и приспособлений для питья.

4. Проверка способности корабля маневрировать.

5. Проверка способности астронавтов обеспечить сход корабля с орбиты с приводнением в заданном районе.

6. Научные эксперименты на орбите.

7. Оценка астронавтами биомедицинской аппаратуры и средств личной гигиены.

8. Наблюдение и фотографирование истекающей струи бортовых двигателей. Цель эксперимента - определить, насколько эта струя мешает видеть горизонт.

9. Испытания датчика горизонта.

10. Проверка системы телеметрии (переданные астронавтами данные о показаниях различных приборов должны были сопоставляться с данными, переданными по телеметрическим каналам).

11. Ориентация корабля по наземному ориентиру и удержание его в таком положении на время, необходимое для фотографирования ориентира.

12. Наблюдение за обращающейся по орбите второй ступенью ракеты-носителя.

Первые пять задач считались основными, остальные - второстепенными. Проводить эксперименты должны были оба астронавта, причем командир корабля должен был совершить 145 отдельных операций, а второй пилот -226.

Экипаж решил дать кораблю имя "Молли Браун", по имени актрисы, выжившей в катастрофе "Титаника" (а также героини шедшего тогда на Бродвее мюзикла "Непотопляемая Молли Браун"). Это был намек на судьбу первого корабля Гриссома "Либерти-Белл-7", лежащего на дне Атлантики (был поднят со дна 20 июля 1999 года). В Хьюстоне сочли это название фривольным, в ответ Гриссом предложил назвать корабль "Титаник". В итоге название "Молли Браун" использовалось в радиообмене полуофициально, а следующие корабли серии "Джемини" собственных имен не получили вовсе.

Думаю, что запуск 18 марта в Советском Союзе космического корабля "Восход-2" также не добавил радости ни сотрудникам НАСА, ни астронавтам.

Статья из журнала "LIFE" от 2 апреля 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Статья из журнала "LIFE" от 2 апреля 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Корабль "Джемини-3" был запущен со стартового комплекса №19 на мысе Кеннеди ракетой-носителем "Титан-2". Предстартовый отсчет времени начался 23 марта 1965 года в два часа по местному времени, за семь часов до расчетного момента запуска. Астронавтов, которые провели ночь в специальном домике недалеко от стартовых площадок, разбудили в 4 час 40 мин и после плотного завтрака с бифштексами в 6 час 02 мин облачили в скафандры. В 6 час 45 мин астронавтов повезли к стартовому комплексу и в 7 час 12 мин они заняли свои места в корабле и начали предполетную проверку.

В 8 час 20 мин при проверке ракеты-носителя была обнаружена течь в одном из клапанов на магистрали окислителя. На устранение течи потребовалось около 24 мин, и на это время предстартовая подготовка была приостановлена.

В связи с упомянутой задержкой ракета с кораблем стартовала не в 9 час по местному времени, как было назначено, а в 9 час 24 мин 23 марта 1965 года.

Статья из журнала "LIFE" от 2 апреля 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Статья из журнала "LIFE" от 2 апреля 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Двигательная установка первой ступени ракеты-носителя проработала 155 сек (на 0.5 сек больше предусмотренного программой); двигательная установка второй ступени - 180 сек (на 3 сек меньше, чем было предусмотрено программой). Скорость в момент выключения двигателей второй ступени составила 7830,7 м/сек, что было немного меньше расчетной. Примерно через 20 сек после выключения двигателей второй ступени Гриссом подал сигнал на подрыв профилированного заряда для отделения корабля от второй ступени. С помощью двигателей, расположенных во вспомогательном отсеке корабля, ему было сообщено приращение скорости 3,8 м/сек, и он вышел на орбиту с высотой перигея 161 км и высотой апогея 224,5 км. Начальный период обращения корабля составил 88.2 мин.

Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

На первом витке Гриссом в течение 16 мин испытывал двигатели ориентации. Выяснилось, что из-за неисправности клапана в один из двигателей все время натекала четырехокись азота. Вследствие этого истечения из сопла двигателя создавался небольшой вращающий момент относительно оси рыскания, который в течение всего полета пришлось компенсировать. Неисправность также была обнаружена в преобразователе мощности (из-за чего приборы стали давать неверные показания), поэтому во время полета пришлось использовать резервный преобразователь.

Через 20 мин после старта Гриссом приступил к биологическому эксперименту: залил сперму морского ежа, хранящуюся в специальном сосуде, в два из восьми контейнеров с яйцами этого животного. Через определенные интервалы, предусмотренные программой эксперимента, сперма была залита и в остальные контейнеры. Но, к сожалению, он приложил к ручке для перемешивания такое усилие, что она сломалась, и эксперимент, известный как "групповой секс в космосе", провести не удалось.

Во время пролета корабля над станцией слежения в Карнарвоне (Австралия) на борт корабля были переданы результаты расчета потребного уменьшения скорости (14,9 м/сек) для первого маневра с целью снижения апогея орбиты на 55 км. Для снижения апогея Гриссом включил двигатели на 79 сек, и корабль перешел на орбиту с высотой перигея 158 км и высотой апогея 169 км (период обращения 87,7 мин).

Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Во время проведения Гриссомом маневра Янг провел эксперимент по облучению белых кровяных телец, а также развел водой обезвоженные пищевые продукты. При этом он использовал специальный "пистолет", подающий воду под давлением. Во время маневров Янг также фотографировал струю, истекающую из бортовых двигателей. На этом же витке Янг должен был наблюдать обращающуюся по орбите вторую ступень ракеты-носителя, однако провести эти наблюдения не удалось.

На втором витке был проведен маневр с целью изменения наклонения орбиты корабля, в результате чего она изменилась на 0,02 градуса.

Из книги "Сатурн-5" 2017 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из книги "Сатурн-5" 2017 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

На третьем витке был проведен маневр по снижению перигея орбиты, для чего двигатели были вновь включены на 79 сек. Скорость корабля была снижена на 29,3 м/сек, и он перешел на новую орбиту (высота перигея 83 км, высота апогея 155 км) по которой двигался около 10 мин. После этого от корабля была отделена секция вспомогательного отсека и включена тормозная двигательная установка (ТДУ). Четыре твердотопливных ракетных двигателя, составляющие ТДУ, включались астронавтами последовательно с интервалами 5.5 сек. Заданную ориентацию корабля во время работы ТДУ и во время входа в атмосферу Гриссом обеспечивал вручную. Янг во время входа корабля в атмосферу проводил эксперимент по впрыскиванию воды в ионизированную оболочку, при этом он комментировал на Землю ход эксперимента. Это позволило проверить возможность во время входа в атмосферу передавать телеметрическую информацию, а также слышать (хотя и нечетко) передачу голосом.

Рывок в момент перецепки капсулы на двухточечную подвеску был такой силы, что Гриссом ударился гермошлемом о приборную доску и разбил стекло, а Янг стекло хотя и не разбил, но поцарапал. Вдобавок астронавтов укачало, пока они ждали в капсуле спасателей. Они попросили эвакуировать их вертолетом и в 15:28 прибыли на авианосец "Интрепид".

Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Полет корабля "Джемини-3" продолжался 4 час 53 мин. Он пролетел около 130 тыс. км.

Корабль "Джемини-3" опустился в воды Атлантического океана с недолетом примерно в 100 км от расчетной точки. Первоначально предполагалось, что причиной этого была неправильная ориентация, обеспечиваемая Гриссомом. Дальнейший анализ показал, что при испытаниях в аэродинамической трубе была неправильно определена подъемная сила корпуса корабля и, соответственно, неправильно рассчитано место посадки. При последующих запусках кораблей "Джемини" это обстоятельство было учтено.

Советская пресса также отреагировала на этот полет. В газете "Правда" от 25 марта была помещена небольшая заметка с фотографией астронавтов, направляющихся к кораблю на стартовой площадке.

Заметка из газеты "Правда" от 25 марта 1965 года. Из открытых источников.
Заметка из газеты "Правда" от 25 марта 1965 года. Из открытых источников.

Капсула "Молли Браун" сейчас находится в экспозиции Мемориального музея Вирджила Гриссома в городе Спринг Милл штат Индиана.

Теперь немного о дальнейшей судьбе астронавтов из экипажа корабля "Джемини-3".

Мемориал Вирджила Гриссома в городе Спринг Милл штат Индиана. Из открытых источников.
Мемориал Вирджила Гриссома в городе Спринг Милл штат Индиана. Из открытых источников.

Вирджил Гриссом не был удостоен после полета на "Джемини-3" звания первого человека, совершившего второй космический полет, потому что Международная авиационная федерация не посчитала его первый суборбитальный полет полноценным космическим полетом. В том же 1965 году, когда Гриссом был командиром дублирующего экипажа корабля "Джемини-6" (на этот раз он был дублером Уолтера Ширра, а не наоборот), его перевели в программу "Аполлон" и назначили 21 марта 1966 года командиром первой пилотируемой миссии AS-204 ("Аполлон-1"). Гриссом так откровенно и часто критиковал недостатки нового корабля, что даже получил прозвище "Грубый Гас". К его мнению всегда старались прислушиваться, несмотря на то, что "ветеран космоса" (как его называли) провел в космосе в общей сложности чуть более пяти часов. Запуск "Аполлона" планировался на 21 февраля 1967 года, и в случае благополучного завершения этого полета у Гриссома были все шансы стать первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Но... 27 января 1967 года в ходе репетиции запуска на стартовом комплексе №34 космического центра имени Кеннеди произошел пожар, в огне которого погиб весь экипаж корабля: астронавты Гриссом, Уайт и Чаффи. На момент гибели Гриссому было 40 лет. Кстати, 3 апреля следующего 2026 года исполняется 100 лет со дня его рождения.

Джон Янг в составе экипажей всех своих космических полетов. Коллаж автора.
Джон Янг в составе экипажей всех своих космических полетов. Коллаж автора.

Судьба Джона Янга сложилась гораздо удачнее судьбы его командира в первом полете (а у читателей не прослеживается ли аналогия с судьбой экипажа корабля "Восход-2"). Через полтора года после первого полета он опять побывал в космосе уже в качестве командира корабля "Джемини-10". Вместе с ним тогда летал вторым пилотом Майкл Коллинз, в дальнейшем - пилот командного модуля легендарного полета "Аполлона-11". А сам Янг исполнял эту же должность в предшествующем полете - миссии "Аполлон-10" (май 1969 года). Затем, уже в апреле 1972 года Янг - командир корабля "Аполлон-16", второй раз совершил полет к Луне и даже ступил на её поверхность. Следующий космический полет Джона Янга тоже вошел в историю: он стал командиром экипажа в первом полете нового космического корабля "Колумбия", стартовавшего 12 апреля 1981 года. На том же корабле, но в ноябре 1983 года он вывел в космос первую научную лабораторию "Спейслэб". Он собирался ещё летать в космос, но из-за аварии шаттла "Челленджер" в американских космических полетах образовался длительный перерыв. С мая 1987 по февраль 1996 года - Джон Янг служил помощником директора Космического центра им. Джонсона НАСА. В феврале 1996 года Джон Янг становится техническим директором этого центра. В декабре 2004 года, после 42-летней службы в НАСА, Джон Янг вышел на пенсию. Он скончался 5 января 2018 года в возрасте 87 лет.

Заключение.

Позади две части статьи, позади рассказ о двух космических полетах, произошедших с интервалом всего в пять дней в марте 1965 года, шестьдесят лет назад. Все дальше отодвигается от нас самая героическая эпоха освоения космоса, когда "все было впервые и вновь...". Что можно ещё сказать по этому поводу?

Так получилось, что полет "Восхода-2" завершил пилотируемые полеты кораблей этой серии, а полет "Джемини-3" - наоборот, открыл дорогу пилотируемым полетам этой серии кораблей. Хотя надо признать, что планы по использованию кораблей "Восход" были в начале 1965 года достаточно грандиозными.

Из дневника генерала Каманина за 5 марта 1965 года:

С.П.Королев еще в феврале прислал мне "Исходные данные по кораблям "Восход" (3КВ и 3КД) серии 1965 г.". Только сегодня я сумел ознакомиться с этим документом, содержащим план изготовления и пусков космических кораблей в 1965 году, и изучил заключение по нему организаций ВВС.
1. Корабль 3КВ № 5 - изготавливается в июне, выводится на орбиту в июле-августе в беспилотном варианте на срок от 15 до 30 суток; корабль оборудован кабиной для размещения животных и системой АПО.
2. Корабль 3КВ № 6 - изготавливается в августе, полет с экипажем (командир корабля и научный сотрудник) длительностью до 15 суток осуществляется в сентябре-октябре; в полете проводится эксперимент по созданию искусственной гравитации.
3. Корабль 3КВ № 7 - изготавливается в декабре, пилотируемый полет длительностью 15-18 суток выполняется в марте-апреле 1966 года; экипаж (командир корабля и научный сотрудник - специалист в медико-биологической области) в течение 3-4 суток находится в условиях искусственной гравитации.
4. Корабли 3КД № 8 и № 9 - изготавливаются в сентябре, дата пуска устанавливается дополнительно, продолжительность полета до 3-5 суток; экипаж (командир корабля и второй пилот) осуществляет 2-3 выхода в открытый космос с удалением на 50-100 метров от корабля и производит посадку в режиме ручного управления.

Но в 1965 году никаких пусков кораблей "Восход" не произошло (скорее всего промышленность не справилась с заявленными сроками), в начале 1966 года умер Сергей Королев, а новое руководство ОКБ-1 сосредоточилось на работах по созданию корабля "Союз", и в итоге из всего этого плана был выполнен только первый пункт. 22 февраля 1966 года был запущен корабль 3КВ №5 получивший название "Космос-110". Корабль с двумя собаками на борту совершил почти 22-дневный космический полет с постоянными пролетами через радиационные пояса. Миссия стала на тот период рекордом продолжительности пребывания живых существ в космосе. Вернувшихся на Землю Уголька и Ветерка (так звали собак) исследовали в лаборатории Института медико-биологических проблем (ИМБП). Космическое путешествие сильно ослабило собак: они выглядели худыми и вялыми, быстро уставали, предпочитали лежать и испытывали постоянную жажду. В результате воздействия космической радиации их шерсть поредела и вылезала клочьями. Однако уже через три дня они пришли в себя, а спустя несколько недель полностью восстановились. Дворняги прожили полноценную жизнь обитателей вивария ИМБП и оставили после себя здоровое потомство.

Собаки Уголек и Ветерок на вторые сутки после приземления. С сайта roscosmos.ru.
Собаки Уголек и Ветерок на вторые сутки после приземления. С сайта roscosmos.ru.

Что касается кораблей "Джемини", то они остались в истории как полузабытый промежуточный этап между "Меркурием" и "Аполлоном". А тем не менее, это были первые пилотируемые корабли, целенаправленно маневрировавшие на орбите, первые корабли, осуществившие сближение и стыковку с другим космическим объектом. Корабли, на которых астронавты стали летать долго и научились выполнять сложные работы в открытом космосе. И все это началось с трехвиткового полета корабля "Джемини-3".

Корабль "Джемини-7" сфотографированный из "Джемини-6". С сайта megavolt-lab.livejournal.com.
Корабль "Джемини-7" сфотографированный из "Джемини-6". С сайта megavolt-lab.livejournal.com.

И последнее. Автору кажется, что именно эти два полета послужили как-бы "водоразделом" того процесса, когда Советский Союз стал утрачивать лидерство в космической гонке, а США, наоборот, стали это лидерство приобретать. Новое в космонавтике решительно одерживало победу над старым.

На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил вежливости.