Из цикла "Американская Мечта и Великая Депрессия в кино" (второе, историческое, введение в тему)
Первое (сказочное) введение находится здесь:
Как известно, колонизация Северной Америки всерьёз началась в семнадцатом веке. Первыми поселенцами были по преимуществу англичане, в некоторых местах обосновались французы и испанцы. Особое значение придают прибытию на побережье Массачусетса в декабре 1620 года сотни английских диссентеров-пуритан на корабле «Мэйфлауэр». Вообще, стоит обратить внимание на социо-психотип первых европейских поселенцев в Америке. Это были люди, во-первых, энергичные, упорные и настойчивые в достижении своих целей, во-вторых, по тем или иным причинам испытывавшие дискомфорт в родных местах, трудности с социализацией или даже просто гонимые (как те же диссентеры). Цивилизация, как и индустрия, неизбежно производит отходы – в данном случае человеческие; и это не только бродяги, пьяницы и проститутки, но и люди, лишённые в социальной системе достойного их места. Чем интенсивнее развивается система, тем в большем количестве она порождает таких людей, и тем сильнее их давление на систему изнутри. В семнадцатом веке в Англии произошли две революции, и если бы не было предохранительного клапана в виде активно заселяемого Нового Света, куда происходил сброс избыточной социальной энергии, последствия английских революций могли быть куда разрушительнее.
Таким образом, новые земли на заокеанском континенте осваивали в основном люди, отвязанные от породившей их социальной системы и даже имевшие некоторый опыт противостояния ей, при этом целеустремлённые, упорные и трудолюбивые. Людям с иным характером просто нечего было делать в колониях, освоение которых требовало каждодневного интенсивного труда, отсутствия страха и постоянной готовности к нападениям воинственных индейцев. В некотором смысле первые поселенцы в Америке вернулись в первобытные времена, когда человек жил на маленьком островке освоенной им территории и со всех сторон был окружён огромным, чуждым, враждебным и опасным Иным. Эта новая первобытность была осмыслена в конце девятнадцатого века историком Фр. Тёрнером как идеология фронтира – жизни у границы, которая (граница) существовала постоянно, но столь же постоянно и неуклонно двигалась на запад. Такой способ существования, практикуемый длительное время, породил особый тип людей, имевших ясную цель, готовых к преодолению любых препятствий и полагавшихся исключительно на собственные силы. От европейских переселенцев люди этого типа отличались некоей заматерелостью характера, упрямством, возведённым в принцип, и бесстрашием, сделавшимся привычкой.
Вообще говоря, отталкивание от несносно сложных правил перенаселённого Старого Света, стремление жить по собственным правилам и плодами трудов своих, желание самостоятельно, без всяких помех обеспечить своё благосостояние и благополучие своей семьи и были тем субстратом, из которого родилась Американская Мечта. Это была именно мечта – мечта многих людей, неудовлетворённых жизнью в Старом Свете и не имевших перспектив её улучшения. И это мечта именно американская – об Америке как далёкой благословенной земле, новом Ханаане, или просто Новом Свете – месте, где можно зажить так, как хочется, и никто не сможет этому помешать. Эта мечта воодушевляла первых переселенцев и колонистов, наделяла силами для противостояния трудностям и опасностям, коих было немало, и придавала смысл их каждодневному труду длиною в жизнь. Многие из колонистов 17 века – жителей Новой Англии, Ньюфаундленда, островов Карибского бассейна – были поклонниками Американской Мечты, а некоторые из них, наиболее успешные, сумели стать и первыми её любовниками.
Проект оказался успешным: мечта начала воплощаться в реальность, общество практических мечтателей укрепилось, разрослось, осознало свою силу и задумалось о будущем. Новому народу было суждено выйти из колониальной зависимости: люди, покинувшие Старый Свет, чтобы разорвать с ним связь, не могли сохранять её слишком долго даже формально. Декларация 1776 года и последующая Война за независимость стали проверкой новой общности на прочность, её билетом в историю. Собственная государственность стала для свободолюбивых колонистов одновременно величайшим подарком судьбы, заслуженной наградой и испытанием, в котором первые граждане США продемонстрировали достойнейшие личные качества. С самого начала своей истории новое государство проявило склонность к широкой экспансии, но в ранний период эта экспансия носила характер той же колонизации (освоение Северо-Западных территорий, Великих равнин, Калифорнии и т. д.). Молодая Америка выигрывала все свои войны и успешно и интенсивно развивалась – политически, экономически и демографически. Это означало, что Американская Мечта оказалась вовсе не тем, чем обычно бывает большинство мечтаний – не утопией, не благими пожеланиями и не воображаемым счастьем, а реальным стимулом конкретных людей, населяющих самую настоящую землю.
И, конечно, это была мечта о свободе, политическим подтверждением чему стала Гражданская война в США, выигранная экономически и культурно более продвинутым Севером и освободившая чернокожих рабов. Ставка на индивидуальную свободу начала приносить роскошные дивиденды: стремление к независимости, трудолюбие, предпринимательская инициатива и другие личные качества американцев получили невиданный ранее простор для развития, благодаря чему богатство Нового Света росло как на дрожжах. Вместе с тем, во второй половине девятнадцатого века в дело вмешался новый мощный фактор – рост капитализма, в своём стремлении к концентрации капитала катком сминавшего все препятствия и совершенно безразличного к ценности отдельных личностей. Деятельность банков, фирм и корпораций развивалась совсем по другим законам, чем те, что руководили свободолюбивыми и независимыми людьми Америки, мироощущение которых воспел Уолт Уитмен. Появился новый тип американца – сосредоточенного на обогащении, предельно деловитого и проявлявшего недюжинную хватку во всём, что касалось возможного барыша. Эти люди тоже были неравнодушны к Американской Мечте, но воспринимали её уже не как объект для восхищения и поклонения, а скорее как собственность (настоящую или будущую) и составляющую часть своего престижа. Разумеется, таких практичных индивидуумов уже не могла устроить роль любовников Американской Мечты: если продолжить наше сравнение, они стремились взять её в жёны или попросту насильничали.
Капитализм в США развивался относительно свободно до 1929 года, когда произошёл памятный многим обвал на фондовой бирже в Нью-Йорке, за которым последовал экономический крах и наступило мрачное десятилетие Великой Депрессии. Бесспорно, это был поворотный пункт американской истории, после которого ничто не могло оставаться прежним и всё должно было стать другим. Была поставлена под сомнение сама возможность неограниченной экспансии, лежащей в основе американской идеологии, политики и экономики. Вряд ли можно сказать, что американцы извлекли все уроки из этого знаменательного события, но наступившие 1930-е, с их колоссальной безработицей, Новым курсом президента Рузвельта и резким увеличением значения государства, безусловно, изменили отношение людей к себе, другим и окружающей реальности. Вероятно, именно тогда американцы по-настоящему осознали, что они не просто свободные люди на свободной земле, а граждане США, крупнейшего мирового государства, обладающего огромными ресурсами, позиция и действия которого очень значимы в мире. Статус такого гражданина был почётным и престижным, но также был связан и с большими обязанностями перед государством. Этот поворот в сознании породил, с одной стороны, американского обывателя, с его вечными заботами о своём примерном поведении, уплате налогов и стрижке газонов, а с другой – безбашенного гангстера, не признающего обязанностей, пользующегося слабостью неповоротливой государственной машины и силой оружия берущего всё, что ему нужно. Оба они были верны Американской Мечте, но один превратился в безликого поклонника, безропотно следующего за объектом обожания, а другой ограничивался периодическими набегами на спальню царственной красавицы, попутно укладывая её охрану и не забывая прихватить ценные вещи. Ни тот, ни другой, однако, не мог рассчитывать на длительную благосклонность королевы и тем более взять её в жёны.
В следующей статье цикла предлагаю свою версию того, как образ Американской Мечты преломился в голливудской продукции:
Ну и, конечно, самое главное - разборы отдельных фильмов:
Не забудем и об окончании славной истории, начатой как занимательная сказка:
А мне осталось последнее обращение к читателю.
Ценимый мною читатель! Если ты хоть что-то почерпнул из моего не слишком простого и, может быть, даже странного текста, если проделанная мной работа хоть в чём-то оказалась тебе полезной, то я на всякий случай напоминаю, что продемонстрировать это лучше всего лайком. Если же, наоборот, мои взгляды и мысли вызвали у тебя резкое отторжение, раздражение и, может быть, даже ненависть, то дизлайк также приветствуется. Поверь, читатель, я сильно тоскую по обратной связи с тобой…