Найти в Дзене

Император бродяг как первый среди равных. "Император Севера" (1973)

Из цикла "Американская Мечта и Великая Депрессия в кино" К концептуально-тематическому циклу статей о кино имеются целых три введения (и каждое по своему интересно): Режиссёр: Роберт Олдрич. Сценарий: Джек Лондон (рассказ), Кристофер Нопф. В ролях: Ли Марвин, Кит Кэррадайн, Эрнест Боргнайн и др. "Счастливые люди успеха не добиваются: они настолько в ладу с самими собой, что их просто ничто другое не интересует". Агата Кристи Император Севера – титул столь же непонятный, как король мира или царь горы. Части света, континенты и прочие географические понятия абсолютно нейтральны в политическом и административном отношениях, и попытка сочетать их по меньшей мере странна. И всё-таки выражение это не бессмысленно, слышится в нём какая-то нестандартная, оригинальная мысль, пренебрегающая общепринятым узко очерченным содержанием понятий и протаптывающая новые тропинки в огромном поле непознанного. Пожалуй, так: если Север – это место обитания и не может быть ни им

Из цикла "Американская Мечта и Великая Депрессия в кино"

К концептуально-тематическому циклу статей о кино имеются целых три введения (и каждое по своему интересно):

Режиссёр: Роберт Олдрич. Сценарий: Джек Лондон (рассказ), Кристофер Нопф. В ролях: Ли Марвин, Кит Кэррадайн, Эрнест Боргнайн и др.

"Счастливые люди успеха не добиваются: они настолько в ладу с самими собой, что их просто ничто другое не интересует". Агата Кристи

Кадр из мультипликационного фильма Гарри Бардина "Адажио" (2000)
Кадр из мультипликационного фильма Гарри Бардина "Адажио" (2000)

Император Севера – титул столь же непонятный, как король мира или царь горы. Части света, континенты и прочие географические понятия абсолютно нейтральны в политическом и административном отношениях, и попытка сочетать их по меньшей мере странна. И всё-таки выражение это не бессмысленно, слышится в нём какая-то нестандартная, оригинальная мысль, пренебрегающая общепринятым узко очерченным содержанием понятий и протаптывающая новые тропинки в огромном поле непознанного. Пожалуй, так: если Север – это место обитания и не может быть ни империей, ни государством, то титул Императора Севера присваивается исключительно неформальным образом и только тому, кто этого действительно заслуживает. Если формальная, государственная иерархия всегда предполагает элемент случайности и ещё больше уязвима для интриг, что не позволяет занятие мест в ней считать отбором лучших, то в неформальной системе почести достаются подлинно лучшему, добившемуся объективного признания своих преимуществ.

Примерно так выглядело сообщество американских бродяг
Примерно так выглядело сообщество американских бродяг

Создатели фильма «Император Севера» не раскрывают тайны этого титула, но из разговора героев в конце можно заключить, что он является наивысшим для сообщества бродяг, кочевавших по всей Америке в тяжёлые времена Великой Депрессии, и достаётся тому, кто преодолел все многочисленные испытания, с достоинством вышел из всех передряг и оказался впереди всех. Это действительно невероятно трудно и по плечу не предводителю – или даже королю – бродяг, чьё королевство локализуется в сравнительно небольшой местности и ограничивается немногочисленным контингентом – но лишь подлинному императору, королю королей, на порядок превосходящему самых смелых, ловких и умных. Император Севера – это человек, живущий не в квартире и не в доме, а в целой стране, исходивший-исколесивший все североамериканские штаты, соединивший их не официальными бумагами и формальными законами, а зоркими глазами и чувствительным сердцем. Ведь в некотором смысле американские бродяги – это наследники аборигенов, храбрых и мудрых индейцев, любивших свою землю и знавших её не так, как знают фермеры и бизнесмены – частные собственники, зацикленные на прибыли, – а как дети знают свою мать. Но, конечно, бродяги – не туземцы, а всё-таки американцы, дети цивилизации, и титул Императора Севера для них – это своеобразный идеал и специфический образ Американской Мечты.

Противостояние двух равных, но не одинаковых
Противостояние двух равных, но не одинаковых

В этом отношении зрителю интересно наблюдать за схваткой двух главных персонажей, двух американских мечтателей – колоритных бродяг, которых мы узнаём не по именам, а кличкам: «Номер Первый» и «Сигарета». Надо признать, что клички эти лучше имён: как и у индейцев, это не просто сочетание звуков, а некое указание на сущность человека. Номер Первый – действительно первый во всём, мужчина, умудрённый пятидесятилетним опытом, но не потерявший физической силы, быстроты и ловкости, постигший все премудрости бродяжьей жизни и снискавший уважение коллег по ремеслу. Он ещё не Император Севера, но первый кандидат на это звание. Сигарета так же ярок, бодрящ и скоротечен, как его никотиновый тёзка. Он с помпой представляется, обладает раздутым самомнением, которое пытается навязать всем, кто видит и слышит его, сильно переоценивает свои возможности и уверен в своём праве быть первым. В сущности, у него нет настоящей цели и нет любви – ни к земле, ни к людям, и в конце концов он оказывается столь же пуст, незначителен и забыт, как выкуренная сигарета. Такому человеку состязаться с Номером Первым – всё равно что школьнику драться с отборной шпаной, и на протяжении фильма спасает его только необычайное самомнение и неуёмная энергия – ну и, пожалуй, ещё стойкая уверенность, что Номер Первый ничуть не лучше его.

Номер Первый
Номер Первый

Объёмность этому соревнованию двух бродяг придают, однако, не разница их характеров, и не испытания, которые один из них проходит, а другой – нет. Главное здесь – разница потенциалов их жизненных установок, убеждённость первого в том, что главное – в любой ситуации оставаться человеком, держать достигнутый уровень, не терять лица и поддержки людей, и вера второго в то, что все люди одинаковы, все достойны одного и того же и никто не имеет права претендовать на большее, чем есть у другого. Нет, Сигарета, конечно, знает, что можно получить выигрыш, некий профит, благодаря которому легко выделиться среди себе подобных, приобрести преимущество перед ними. Но это – дело случая, личной активности и удачи, а не каких-то там особых качеств характера, воли и уж тем более идеалов. Вообще, для Сигареты не существует человеческого достоинства и личной ценности, эти понятия для него – пустой звук, фикция. Он полагается исключительно на свои молодость, силу и ловкость и уверен, что этого вполне достаточно для победы. Номер Первый достаточно мудр, чтобы видеть печальные недостатки своего спутника, но также благороден и даёт ему необходимый последний шанс. В сущности, Номер Первый предлагает Сигарете ученичество и не в ответе, что у того не хватило ума начать учиться. Сигарета проиграл, ещё и не начав борьбы, а Номер Первый выиграл, вовсе не стремясь к этому.

Сигарета
Сигарета

Героев объединяет не только соревнование, но и общий враг – Шэк, кондуктор товарного поезда № 19, безжалостный садист, готовый убить любого бродягу, забравшегося в его поезд. Для Шэка это больше, чем служебный долг, и больше, чем развлечение. Это настоящая война – его, Шэка, личная война с грязными оборванцами, которые, по его мнению, всё портят и мешают нормальной жизни. Для него эти нищие бродяги олицетворяют, пожалуй, саму Великую Депрессию, и он полагал бы (если бы был способен к подобным обобщениям), что их уничтожение очистит общество и обеспечит всеобщее процветание. Отношение к бедолагам как к личностям совершенно чуждо сознанию Шэка, и в этой связи он сближается с Сигаретой, который также воспринимает людей исключительно как конкурентов. Но здесь, как и в отношениях двух главных героев, дело не только в личном противостоянии. Шэк представляет государство, или, шире, любую формализованную социальную структуру, которая стремится подавить все проникающие в неё чужерожные (неформальные) элементы – либо подчинив их и включив в структуру, либо уничтожив. Вообще, это интересная метафора – представление государства, структурированного общества, существующего упорядоченно, по установленным правилам, в виде поезда, следующего по расписанию и постоянно осаждаемого многочисленными нищебродами, желающими прокатиться на халяву. Не действуют ли институты, защищающие государство, подобно упрямо-прямолинейному кондуктору Шэку, и не терпят ли они в конце концов, подобно последнему, поражение?

Шэк, злобный упрямый кондуктор
Шэк, злобный упрямый кондуктор

Впрочем, Шэк, хотя и вкладывает в борьбу всё зло своей души, всё же следует служебному долгу, и ему не до мечтаний, не исключая и Американской Мечты. Не то с героями-бродягами: оба они, и Номер Первый, и Сигарета, поклоняются Американской Мечте и стремятся к ней, каждый по-своему. В случае Сигареты всё просто и обыденно: не вкладывая в своё стремление подлинно человеческие силы, он, как многие и многие до и после него, неизбежно проигрывает. Американская Мечта, как женщина, требует от своих поклонников любви и всех способностей души и отвергает тех, кто не готов к таким вложениям. С Номером Первым гораздо интереснее: не ставя перед собой глобальных целей, а просто следуя своей цельной натуре, последовательно решая частные задачи и не переходя никому дорогу, он естественно и незаметно достигает всего, о чём может мечтать поклонник Американской Мечты, и становится уже не поклонником, но мужем – осуществляет свою личную мечту, приобретает счастье. Возможно, он сам не догадывается об этом, а просто живёт так, как для него нормально и понятно. Но он действительно делает то, что хочет, реализует все цели и ни от кого не зависит – а значит, достиг предела желаемого. И в этом, главном, отношении Номер Первый, будучи всего лишь бездомным бродягой без гроша за душой, ничуть не уступает воротилам с Уолл-стрит или мировым знаменитостям, забравшимся на вершину успеха. Именно это делает картину Роберта Олдрича 1973 года не только человечной, но и поучительной.

Вечная даль дороги
Вечная даль дороги

Это третий фильм из тематического списка. Вас могут заинтересовать другие:

Если была заявлена тематическая история, она должна иметь завершение:

И пара слов напоследок:

Ценимый мною читатель! Если ты хоть что-то почерпнул из моего не слишком простого и, может быть, даже странного текста, если проделанная мной работа хоть в чём-то оказалась тебе полезной, то я на всякий случай напоминаю, что продемонстрировать это лучше всего лайком. Если же, наоборот, мои взгляды и мысли вызвали у тебя резкое отторжение, раздражение и, может быть, даже ненависть, то дизлайк также приветствуется. Поверь, читатель, я сильно тоскую по обратной связи с тобой…