Найти Π² Π”Π·Π΅Π½Π΅
Π—Π°Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΌΡ‹ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅?

πŸ§ ΠŸΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π³ΠΎΠ΄ ΡƒΡ‡Π΅Π±Ρ‹ Π½Π΅ оставил слСда Π² ΠΌΠΎΠ·Π³Π΅ β€” ΠΈ Ρ‡Ρ‚ΠΎ это Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚ для Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ½Π°ΡƒΠΊΠΈ?

ОглавлСниС

Автор β€” Алиса Π“ΠΎΠ΄ΠΎΠ²Π°Π½Π΅Ρ†

ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ принято ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠΎΡ‰Π½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π΅ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° ΠΎΡ‚ возрастных ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ. Π’ Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ½Π°ΡƒΠΊΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎ ΡƒΠΊΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ идСя, Ρ‡Ρ‚ΠΎ большС Π»Π΅Ρ‚ обучСния ассоциировано с Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΠΌΠΈ структурными характСристиками ΠΌΠΎΠ·Π³Π° β€” Ρ‚ΠΎΠ»Ρ‰Π΅ ΠΊΠΎΡ€Π°, большС сСрого вСщСства, Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π². Однако остаётся ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Ρ‹ΠΌ вопрос: Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π»ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ эти измСнСния? Или ΠΌΡ‹ ΠΈΠΌΠ΅Π΅ΠΌ Π΄Π΅Π»ΠΎ с коррСляциСй, обусловлСнной ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ, гСнСтичСскими ΠΈ повСдСнчСскими Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ?

На этот вопрос ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ‚ Judd & Kievit (2024) β€” ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… ΠΌΠ°ΡΡˆΡ‚Π°Π±Π½Ρ‹Ρ… нСйроисслСдований, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½Ρ‹ΠΉ рСгрСссионный Π΄ΠΈΠ·Π°ΠΉΠ½ (regression discontinuity design, RDD) для выявлСния ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ влияния школьного образования Π½Π° структуру ΠΌΠΎΠ·Π³Π°.

ЕстСствСнный экспСримСнт: Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° ROSLA ΠΈ Π΄Π°Ρ‚Π° роТдСния ΠΊΠ°ΠΊ Β«Ρ€Π°Π½Π΄ΠΎΠΌΠ°ΠΉΠ·Π΅Ρ€Β»

Π’ 1972 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ Π² Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠ±Ρ€ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π° Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° Raising of the School Leaving Age (ROSLA), которая повысила ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ окончания ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ с 15 Π΄ΠΎ 16 Π»Π΅Ρ‚. ΠšΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚: ΠΎΠ½Π° касалась Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ подростков, Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ послС 1 сСнтября 1957 Π³ΠΎΠ΄Π°. Π’Π΅, ΠΊΡ‚ΠΎ родился Π΄ΠΎ этой Π΄Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠΈΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ Π² 15 Π»Π΅Ρ‚, Π° Ρ‚Π΅, ΠΊΡ‚ΠΎ родился Π½Π° дСнь ΠΏΠΎΠ·ΠΆΠ΅, обязаны Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π΄ΠΎ 16. Π­Ρ‚ΠΎ создало ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ β€” Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎ Π΄Π°Ρ‚Π΅ роТдСния, ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π»ΠΈΠΆΡ‘Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΊ случайному Ρ€Π°ΡΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΎ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ эффСкт Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° школьного образования Π² условиях СстСствСнного экспСримСнта. ИсслСдованиС опираСтся Π½Π° Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ 30 000 участников ΠΈΠ· биомСдицинского ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π° UK Biobank, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ, Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡŽ ΠΈ самоотчёты ΠΎΠ± ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ.

Как ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈ влияниС образования Π½Π° ΠΌΠΎΠ·Π³

Π˜ΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ использовали Π΄Π²Π° нСзависимых ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°:

  1. Π Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½Ρ‹ΠΉ рСгрСссионный Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· (RDD) с локально-Π»ΠΈΠ½Π΅ΠΉΠ½ΠΎΠΉ аппроксимациСй Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ Π΄Π°Ρ‚Ρ‹ отсСчСния (1 сСнтября 1957).
  2. БайСсовский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· локальной Ρ€Π°Π½Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ участников, Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ Π·Π° мСсяц Π΄ΠΎ ΠΈ послС этой Π΄Π°Ρ‚Ρ‹.

Оба ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚, ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π»ΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎ ΠΈ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π² Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ΅ Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎ Π±Ρ‹ ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎΠΌ влиянии Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° обучСния.

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ характСристики ΠΌΠΎΠ·Π³Π° β€” общая ΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π°Π΄ΡŒ повСрхности, срСдняя Ρ‚ΠΎΠ»Ρ‰ΠΈΠ½Π° ΠΊΠΎΡ€Ρ‹, ΠΎΠ±ΡŠΡ‘ΠΌ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° ΠΈ Π΄Ρ€., Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π»ΠΎΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Ρ‹: 66 ΠΊΠΎΡ€ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½ΠΎΠ², 27 Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π±Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ вСщСства ΠΈ 18 ΡΡƒΠ±ΠΊΠΎΡ€Ρ‚ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… структур.

Π§Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅: Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ измСняСт ΠΌΠΎΠ·Π³

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ оказались ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ: Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ влияния Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° образования Π½Π° структуру ΠΌΠΎΠ·Π³Π° спустя 46 Π»Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΎ Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ. Ни ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² (Ρ‚ΠΎΠ»Ρ‰ΠΈΠ½Π° ΠΊΠΎΡ€Ρ‹, ΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π°Π΄ΡŒ повСрхности, ΠΎΠ±ΡŠΡ‘ΠΌ сСрого вСщСства ΠΈ Π΄Ρ€.) Π½Π΅ продСмонстрировал Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ скачка Π² Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ΅ Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π°.

Π“Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΊΠΈ Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ значСния Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Ρ‘Ρ… Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… нСйроанатомичСских ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π² зависимости ΠΎΡ‚ Π΄Π°Ρ‚Ρ‹ роТдСния участников. Π’Π΅Ρ€Ρ‚ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ пунктирная линия ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π΄Π°Ρ‚Ρƒ отсСчСния β€” 1 сСнтября 1957 Π³ΠΎΠ΄Π°, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ вступила Π² силу Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ возраста ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ окончания ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ (ROSLA). НСсмотря Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ красныС Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ (локально-Π»ΠΈΠ½Π΅ΠΉΠ½Ρ‹Π΅ аппроксимации Π΄ΠΎ ΠΈ послС отсСчки) Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π΅ ΡΠΎΠ²ΠΏΠ°Π΄Π°ΡŽΡ‚, статистичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π½Π΅ выявил Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… дискрСтных ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π½ΠΈ Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ ΠΈΠ· ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ². Π­Ρ‚ΠΎ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° отсутствиС ΠΊΠ°ΡƒΠ·Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ влияния Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° школьного образования Π½Π°: (a) ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ ΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π°Π΄ΡŒ повСрхности ΠΊΠΎΡ€Ρ‹ (Total Surface Area), (b) ΡΡ€Π΅Π΄Π½ΡŽΡŽ Ρ‚ΠΎΠ»Ρ‰ΠΈΠ½Ρƒ ΠΊΠΎΡ€Ρ‹ (Average Cortical Thickness), (c) ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ ΠΎΠ±ΡŠΡ‘ΠΌ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° (Total Brain Volume), (d) Π²Π·Π²Π΅ΡˆΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ„Ρ€Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΡ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΈΡŽ (Weighted Fractional Anisotropy).
Π“Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΊΠΈ Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ значСния Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Ρ‘Ρ… Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… нСйроанатомичСских ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π² зависимости ΠΎΡ‚ Π΄Π°Ρ‚Ρ‹ роТдСния участников. Π’Π΅Ρ€Ρ‚ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ пунктирная линия ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π΄Π°Ρ‚Ρƒ отсСчСния β€” 1 сСнтября 1957 Π³ΠΎΠ΄Π°, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ вступила Π² силу Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ возраста ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ окончания ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ (ROSLA). НСсмотря Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ красныС Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ (локально-Π»ΠΈΠ½Π΅ΠΉΠ½Ρ‹Π΅ аппроксимации Π΄ΠΎ ΠΈ послС отсСчки) Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π΅ ΡΠΎΠ²ΠΏΠ°Π΄Π°ΡŽΡ‚, статистичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π½Π΅ выявил Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… дискрСтных ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π½ΠΈ Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ ΠΈΠ· ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ². Π­Ρ‚ΠΎ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° отсутствиС ΠΊΠ°ΡƒΠ·Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ влияния Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° школьного образования Π½Π°: (a) ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ ΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π°Π΄ΡŒ повСрхности ΠΊΠΎΡ€Ρ‹ (Total Surface Area), (b) ΡΡ€Π΅Π΄Π½ΡŽΡŽ Ρ‚ΠΎΠ»Ρ‰ΠΈΠ½Ρƒ ΠΊΠΎΡ€Ρ‹ (Average Cortical Thickness), (c) ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ ΠΎΠ±ΡŠΡ‘ΠΌ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° (Total Brain Volume), (d) Π²Π·Π²Π΅ΡˆΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ„Ρ€Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΡ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΈΡŽ (Weighted Fractional Anisotropy).

Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ β€” Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС Π² стриатумС, Π³ΠΈΠΏΠΏΠΎΠΊΠ°ΠΌΠΏΠ΅, таламусС β€” Π½Π΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΊΠΎΠ³ΠΎΡ€Ρ‚Π°ΠΌΠΈ Π΄ΠΎ ΠΈ послС Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹. Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ оказались устойчивыми Π²ΠΎ всСх модСлях ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ…, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· с Тёстким ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΌ ΠΊΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π³ΠΎΠ΄ школьного образования Π½Π΅ оставил макроскопичСского слСда Π² структурС ΠΌΠΎΠ·Π³Π° Π½Π° ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ сканирования Π²ΠΎ взрослом возрастС.

ΠšΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ: ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ чувствитСлСн, просто эффСкта Π½Π΅Ρ‚

Π’Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅, нСсмотря Π½Π° отсутствиС ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ эффСкта Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π΄ΠΈΠ·Π°ΠΉΠ½Π°, Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ прСдприняли Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ шаг ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π»ΠΈ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·, Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΠΈΠ² Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΡƒ Π΄ΠΎ пяти мСсяцСв Π΄ΠΎ ΠΈ послС Π΄Π°Ρ‚Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹. Π’ этом Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ подмноТСствС ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ простых ассоциаций ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ числом Π»Π΅Ρ‚ образования ΠΈ характСристиками ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, Π½Π΅ прСтСндуя ΠΏΡ€ΠΈ этом Π½Π° ΠΊΠ°ΡƒΠ·Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡ‘ΠΌΠ° Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ появились статистичСски ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, хотя ΠΈ коррСляционныС, связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ числом Π»Π΅Ρ‚ обучСния ΠΈ двумя Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Π°ΠΌΠΈ: ΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π°Π΄ΡŒΡŽ повСрхности ΠΌΠΎΠ·Π³Π° ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡ‘ΠΌΠΎΠΌ Ρ†Π΅Ρ€Π΅Π±Ρ€ΠΎΡΠΏΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Тидкости (Π¦Π‘Π–).

Богласно расчётам, общая ΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π°Π΄ΡŒ повСрхности ΠΌΠΎΠ·Π³Π° дСмонстрировала ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π°ΡΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΡŽ с ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ с довольно высоким ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (Bayes factor BF₁₀ = 41.7 ΠΏΡ€ΠΈ N = 1185), Π° ΠΎΠ±ΡŠΡ‘ΠΌ Π¦Π‘Π– ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π» Π΅Ρ‰Ρ‘ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ связь (BF₁₀ = 80.7 ΠΏΡ€ΠΈ N = 1193). Π­Ρ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ статистичСскиС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠ° ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ достаточной Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ для дСтСктирования Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… эффСктов, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚. Однако Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ эффСкты Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² коррСляционных модСлях, Π³Π΄Π΅ влияниС образования Π½Π΅ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΎ ΠΎΡ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… скрытых Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-экономичСский статус, ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ способности ΠΈΠ»ΠΈ Π³Π΅Π½Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠ°.

Как ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Ρ‘Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹, эти ассоциации нСльзя ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½Ρ‹Π΅, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Π±Π΅Π· ΠΊΠ²Π°Π·ΠΈΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ контроля ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΅Π½Ρ‹ систСматичСским искаТСниям. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ коррСляции Π½Π΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ основного Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Π° исслСдования: Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π³ΠΎΠ΄ образования, Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ ROSLA, Π½Π΅ оставил Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ макроскопичСского слСда Π² Π°Π½Π°Ρ‚ΠΎΠΌΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, измСряСмого с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ стандартных ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² МРВ.

ΠšΠ°Ρ€Ρ‚Π° ΠΌΠΎΠ·Π³Π° ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ БайСсовскиС Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ (BF₁₀) ΠΏΠΎ 66 ΠΊΠΎΡ€ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π°ΠΌ, рассчитанныС Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° локальной Ρ€Π°Π½Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² 5-мСсячном ΠΎΠΊΠ½Π΅ ΠΏΠΎ ΠΎΠ±Π΅ стороны ΠΎΡ‚ Π΄Π°Ρ‚Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ROSLA (1 сСнтября 1957 Π³ΠΎΠ΄Π°). ΠžΡ‚Ρ‚Π΅Π½ΠΊΠΈ синСго Ρ†Π²Π΅Ρ‚Π° ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π° ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΡƒ Π½ΡƒΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ (Hβ‚€), Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ отсутствиС эффСкта Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° школьного образования Π½Π° ΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π°Π΄ΡŒ повСрхности Π² ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ области. Π›ΠΎΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ участки со слабой ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ (H₁) Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ красным, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ вся ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚Π° ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ ΠΎΠ± отсутствии эффСкта.
ΠšΠ°Ρ€Ρ‚Π° ΠΌΠΎΠ·Π³Π° ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ БайСсовскиС Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ (BF₁₀) ΠΏΠΎ 66 ΠΊΠΎΡ€ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π°ΠΌ, рассчитанныС Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° локальной Ρ€Π°Π½Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² 5-мСсячном ΠΎΠΊΠ½Π΅ ΠΏΠΎ ΠΎΠ±Π΅ стороны ΠΎΡ‚ Π΄Π°Ρ‚Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ROSLA (1 сСнтября 1957 Π³ΠΎΠ΄Π°). ΠžΡ‚Ρ‚Π΅Π½ΠΊΠΈ синСго Ρ†Π²Π΅Ρ‚Π° ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π° ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΡƒ Π½ΡƒΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ (Hβ‚€), Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ отсутствиС эффСкта Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° школьного образования Π½Π° ΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π°Π΄ΡŒ повСрхности Π² ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ области. Π›ΠΎΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ участки со слабой ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ (H₁) Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ красным, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ вся ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚Π° ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ ΠΎΠ± отсутствии эффСкта.

ΠŸΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ эффСкта Π½Π΅Ρ‚? НСсколько Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·

ΠŸΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ ΠΆΠ΅ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π³ΠΎΠ΄ школьного обучСния Π½Π΅ оставил анатомичСских слСдов, нСсмотря Π½Π° сущСствованиС коррСляций ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ структурой ΠΌΠΎΠ·Π³Π° Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… исслСдованиях? Авторы ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ нСсколько Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… объяснСний этого Π½ΡƒΠ»Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ эффСкта.

Π’ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, ΠΎΠ½ΠΈ ΡΡΡ‹Π»Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρƒ экспансии ΠΈ Ρ€Π΅Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ (expansion–renormalisation hypothesis), согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ структурныС измСнСния ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ Π² краткосрочной пСрспСктивС, Π½ΠΎ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Π²ΠΎΠ·Π²Ρ€Π°Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊ исходному ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… сСтСй ΠΈ пСрСраспрСдСлСния рСсурсов. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π³ΠΎΠ΄ школьного обучСния Π² ΡŽΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΎΠ±ΡŠΡ‘ΠΌΠ° сСрого вСщСства, Π½ΠΎ спустя дСсятилСтия, Π½Π° ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ провСдСния МРВ Π² возрастС 60+, эти измСнСния ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° макроскопичСском ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅.

Π’ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Ρ‘Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ измСнСния ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ микроструктурными, Π° Π½Π΅ макроскопичСскими. ΠœΠ°Π³Π½ΠΈΡ‚Π½ΠΎ-рСзонансная томография, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΠ°Ρ Π² UK Biobank, фиксируСт Π°Π½Π°Ρ‚ΠΎΠΌΠΈΡŽ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ ΠΌΠΈΠ»Π»ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ², Π½ΠΎ ΠΎΠ½Π° Π½Π΅ способна Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ»Π΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ субклСточныС измСнСния β€” Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ числа синапсов, миСлинизация аксонов ΠΈΠ»ΠΈ Π»ΠΎΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π² глиальной плотности. Π’ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ‚Π΅ подчёркиваСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ послСдствия образования ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ…, Π½Π΅Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… для стандартных МРВ-ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ², ΠΈ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Π±Ρ‹ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… сканСров, ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΌΠΎΡ€Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ гистологии ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… спСциализированных ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² для ΠΈΡ… выявлСния.

НаконСц, учитывая, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ ΠΈ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ сканирования ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ 45 Π»Π΅Ρ‚, нСльзя ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π»ΡŽΠ±Ρ‹Π΅ эффСкты ΠΎΡ‚ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния просто исчСзли со Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π΅ΠΌ. Π”Π°ΠΆΠ΅ Ссли измСнСния Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π»ΠΈ мСсто Π² ΡŽΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠ½ΠΈ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½ΠΈΠ²Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠΏΠ»Π°ΡΡ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ взрослого ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, эффСктами старСния, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, отсутствиС ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ эффСкта Π½Π΅ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΠ± отсутствии нСйропластичности ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ. Π‘ΠΊΠΎΡ€Π΅Π΅, это Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ структурныС послСдствия образования, Ссли ΠΎΠ½ΠΈ ΠΈ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚, Π³ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚ΠΎΠ½ΠΊΠΈΠ΅, ΠΌΠΈΠΌΠΎΠ»Ρ‘Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΠΊΡΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ‡Π΅ΠΌ позволяСт Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ МРВ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· нСсколько дСсятилСтий послС Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ школьного обучСния.

Π—Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅: Π²Ρ‹Π·ΠΎΠ² для Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π°

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования Judd & Kievit (2024) ставят ΠΏΠΎΠ΄ сомнСниС ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ распространённыС прСдставлСния ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Β«Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Β» β€” Π°Π½Π°Ρ‚ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ основу, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΡƒΡŽ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‰Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠ·Π³ ΠΎΡ‚ возрастных ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ΄Π΅Π³Π΅Π½Π΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ. НСсмотря Π½Π° Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ школьного обучСния Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… структурных ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ Π² ΠΌΠΎΠ·Π³Π΅ спустя дСсятилСтия выявлСно Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Ссли ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ способствуСт ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… способностСй, ΠΎΠ½ΠΎ, ΠΏΠΎ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ контСкстС, Π½Π΅ оставляСт устойчивых ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ, измСряСмых с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ макроскопичСской МРВ.

Авторы ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Ρ‘Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚: идСя ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ анатомичСскоС воздСйствиС Π½Π° ΠΌΠΎΠ·Π³, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ пСрСсмотра. Π˜Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ популярныС коррСляции ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ образования ΠΈ ΠΌΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° Π½Π΅ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΡƒΡŽ связь. Π‘Π»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ прСимущСства образования ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π·Π° счёт Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, повСдСнчСских ΠΈΠ»ΠΈ микроструктурных ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ для ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‘Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ².

ΠŸΡ€Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ‚ Π² ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠΌ доступС