В 1963 году на космическом корабле «Восток-6» со словами «Эй! Небо! Сними шляпу!» на орбиту отправилась первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. Совершив 48 оборотов вокруг Земли и проведя в космосе почти трое суток, она приземлилась в Алтайском крае настоящим героем планетарного масштаба. В том же году она встала за штурвал волжского судна.
Продолжаем рассказывать об известных речных судах на канале «История Волжского пароходства». Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные публикации!
За штурвалом космического корабля и волжского теплохода
Успехи отечественной космонавтики конца 1950-х и начала 1960-х гг. активно поддерживали речники страны. В 1963 году первый космонавт планеты Юрий Гагарин встал за штурвал теплохода ВОРП «Космонавт Гагарин». Он был искренне удивлен современным оснащением судна и простотой управления.
Попробовала себя в роли судоводителя и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. В 1963 году, после своего легендарного полета, она была гостем на борту теплохода «Волга». В архиве Волжского пароходства сохранилась раритетная фотография — Валентина Владимировна в рубке стоит за штурвалом.
В честь первых космонавтов Ю.А. Гагарина и В.В. Терешковой были переименованы новейшие для того времени проекты 588 «Кавказ» и «Эльбрус».
Аэродинамика круизного лайнера
Пассажирский теплоход «Валентина Терешкова» был построен в 1958 году по проекту 588 (тип «Родина») на судоверфи в Висмаре (ГДР) по заказу Министерства речного флота РСФСР. Он предназначался для работы на внутренних речных пассажирских линиях, а также для туристических круизов. Специалисты называют проект 588 самой многочисленной и успешной массовой серией речных пассажирских судов в СССР. Многие из этих теплоходов эксплуатируются и сейчас.
Лайнеры были спроектированы в начале 1950-х годов Центральным технико-конструкторским бюро Минречфлота. Разработчиком 588-й серии стал инженер Лев Добин, главный архитектор министерства, академик. Впервые в судостроении внедрили новое архитектурное решение трехпалубного судна. В дизайне теплоходов также впервые применили динамичные формы надводной части судов, мода на которые пришла благодаря стремительному развитию космического, авиа- и автостроения.
При создании судна кораблестроитель Добин использовал плавную аэродинамическую кривую, вписывая в ее контур все надпалубные конструкции. Плавная аэродинамическая кривая в аэродинамике представляет собой форму, которая обеспечивает гладкое обтекание потока, минимизируя сопротивление и максимизируя подъемную силу. Такие кривые используются в проектировании крыльев самолетов и других аэродинамических конструкций.
Технические характеристики судов проекта 588:
☑️Габариты: длина — 95,8 м, ширина — 14,3 м, высота борта — 4,3 м.
☑️Водоизмещение — 1228 т.
☑️Пассажировместимость — 364 чел., при массовых перевозках на короткие расстояния — до 1000 человек.
☑️Главный двигатель 6NVD48 (Германия) — 3 шт.
☑️Мощность главных двигателей — 400 э.л.с.
☑️Скорость судна при полной загрузке — 23,7 км/ч.
По проекту 588 построили 49 теплоходов. 34 из них были предназначены для эксплуатации на Волге и в начале 1960-х гг. составили основу волжского пассажирского флота. Также они работали на Каме, Дону, Неве, Енисее, на реках и озерах Волго-Балта.
На их приемку в ГДР пароходство направляло лучших капитанов — А.И. Торсукова, В.И. Белоглазова, А.И. Белодворцева, В.А. Кириллова, К.И. Бабушкина, Л.Н. Токарева и др. Интересным, но рискованным и трудоемким мероприятием оказывался перегон судов из ГДР в различные регионы СССР.
Интересный факт: новый пассажирский трехпалубник проекта 588 «Эльбрус» на судоверфи в Висмаре принимал опытный капитан Виталий Сычев, представитель знаменитой волжской династии речников, общий стаж которых насчитывает 300 навигаций. Подробнее об этом читайте в нашей статье 💡
По словам историков судостроения, теплоходы проекта 588 разделялись на две серии:
· I серия, тип «В. Чкалов» — 11 судов выпускались с 1954 по 1956 гг.;
· II серия, тип «Космонавт Гагарин» — 38 судов выпускались с 1957 по 1961 гг.
Теплоходы разных серий отличались формой кормы, элементами надстройки, расположением некоторых трапов и планировкой помещений. Также первая серия выглядела несколько роскошнее за счет красивой деревянной отделки. Первоначально суда использовали для перевозки грузов и пассажиров. Но через некоторое время полностью перевели на обслуживание туристических линий.
Теплоход «Валентина Терешкова» (изначально «Эльбрус») — судно второй серии, с более лаконичным внутренним убранством и меньшим водоизмещением. Судостроители чуть уменьшили пассажировместимость, но повысили комфортабельность кают.
В 1959 году, в свою первую навигацию, «Эльбрус» попал в кино: на борту новенького судна проходили съемки музыкальной комедии «Девичья весна». По сюжету хореографический ансамбль, вернувшись из зарубежных гастролей, продолжил выступать на теплоходе, плывущем по Волге. На фоне волжских пейзажей, строящейся Куйбышевской ГЭС и судостроительного завода в Горьком танцуют артисты и разворачивается трогательная лирическая история.
На кадрах старого фильма хорошо видны интерьеры, устройство палуб, ресторан, камбуз и другие помещения.
В 1963 году теплоход был назван в честь первой женщины в космосе Валентины Терешковой и продолжил работать на Волге.
В 1978 году из-за несчастного случая судно сгорело. Его отбуксировали из Астрахани под Горький для восстановления. Кстати, сама Валентина Владимировна ходатайствовала за то, чтобы лайнер вернулся к работе.
Правда, после скрупулезных подсчетов и аналитики специалисты решили, что стоимость ремонта неоправданно высока, так как повреждения оказались значительными. В связи с этим в 1983 году теплоход был списан, а в 1993-м утилизирован.
Читайте также:
⚓ Алексеевна. История Эльзы Меркуловой, женщины-капитана грузовых судов на Волге.
Читайте также:
⚓ Первая на мостике: невероятная история легендарного капитана Анны Щетининой.
⚓«Речники – народ особый»: история храброго штурмана Валентины Князевой.
⚓ Железная Мария. Судьба судовладелицы Кашиной, прототипа горьковской Вассы Железновой.