«Река жизни моей» — так называют Волгу семьи, из поколения в поколение связанные с флотом.
Андрей Белодворцев — потомственный волгарь, представитель волжской династии Белодворцевых, посвятивших судоходству всю свою жизнь и передававших друг другу не только любовь к реке, но и штурвал теплохода.
Имя Андрея Ивановича навсегда увековечено на борту сухогруза Волжского пароходства.
В этом году дизель-электроход «Советский Союз», которым почти 20 лет командовал Андрей Иванович, отмечает 65-летний юбилей. А мы продолжаем цикл статей о речных династиях и легендарных капитанах на канале «История Волжского пароходства».
В тему:
«Речники — народ счастливый». Большой путь Константина Бабушкина, капитана и художника.
«Я прочно связал свою жизнь с флотом»
Основатель флотской династии Белодворцевых из деревни Криуши Ульяновской области — Иван Абрамович (1861–1937). Более полувека он трудился на флоте, из них 36 лет — штурвальным и лоцманом на пароходах «Ломоносов» и «Графиня». В 1928-м вышел на заслуженный отдых.
Семья Белодворцевых состояла из 10 человек и «жила трудом на речном транспорте». Самым известным представителем речной династии стал Андрей Белодворцев. Он родился в 1906 году в Криушах и с малых лет был на реке. Андрей Иванович вспоминал в своей книге «Течет моя Волга» первую навигацию новой страны 1918 года, как волгари готовили суда и как он, мальчишка, участвовал в этом — в 12 лет работал в судоремонтных мастерских:
«Не могли оставаться в стороне и мы, подростки, дети лоцманов, машинистов, кочегаров. В первую же советскую навигацию я стал по мере сил трудиться в затоне, но только на плотницких и подсобных работах».
А через два года, когда ему едва исполнилось 14 лет, Андрей пришел матросом на буксир «Случайный». «С того времени я прочно связал свою жизнь с флотом», — писал в автобиографии наш герой. Его первым наставником стал потомственный волгарь, капитан Иван Павлович Шумилов. Принял его по-отечески, познакомил с командой и пароходом.
А дальше карьера Андрея Белодворцева шла только в гору. В 1923-1934 гг. работал штурвальным на пароходе «Владимир», теплоходе «Абхазия», пароходе «Рахманинов». Чтобы подготовиться к поступлению в речной техникум, закончил вечерние курсы при Криушинском затоне. Зимой учился, летом работал на судах. И в апреле 1937 года получил диплом техника-судоводителя Горьковского речного техникума. Кстати, Андрей Иванович на протяжении всей карьеры не раз повышал квалификацию и получал новые компетенции.
Капитан каждый раз спасал судно
После техникума Андрей Белодворцев пошел вторым штурманом на теплоход «А.С. Пушкин», в 1939 году перешел первым штурманом на пароход «Коммунист», а в 1940-м — на пароход «Память Шмелева».
Великая Отечественная застала нашего героя в должности первого штурмана на пароходе «Лермонтов». Летом 1942 года его назначили капитаном судна «Гончаров», которое было переоборудовано в плавучий госпиталь и относилось к действующей армии. Пароход принимал эвакуированных и раненых, прибывавших с Калининского фронта на железнодорожные вокзалы Казани, Горького, Углича. С июля 1942-го «Гончаров» работал на Сталинградском фронте.
«Из осажденного города вывозили раненых бойцов и командиров, на передовую доставляли подкрепление и боеприпасы… Работать приходилось в тяжелейших условиях, ходили по заминированному фарватеру, под налетами вражеской авиации. Как правило, под бортом водили груженые баржи с хлебом, солью, боеприпасами», — писал в своей автобиографии Андрей Иванович.
Всего за навигацию 1942 года «Гончаров» вывез около 14 тысяч раненых бойцов, совершив более 20 рейсов. Благодаря мастерству и знаниям каждого изгиба Волги капитан Белодворцев не раз уберегал свое судно от беды. Василий Белоглазов, который работал на «Гончарове» третьим штурманом и был правой рукой Андрея Ивановича, вспоминал:
«Во многих рейсах к осажденному городу, в условиях заминированного фарватера и воздушных налетов вражеской авиации, пароход попадал в такие переделки, что, казалось, из них не было выхода. Но Андрей Иванович, к нашему удивлению, все-таки находил лазейку и спасал судно».
У капитана А.И. Белодворцева учились искусству уходить из-под бомбежек многие экипажи.
➡️Кстати, читайте историю Василия Белоглазова, капитана, новатора, наставника, в нашей статье.
Новые страницы истории флота
На пароходе «Гончаров» Андрей Иванович прошел всю войну и проработал до 1952 года, затем перевелся капитаном на пассажирский теплоход «Сергей Киров». На этом судне Андрей Белодворцев участвовал в историческом для флота событии.
В 1952 году завершили работы на одной из советских «великих строек» — Волго-Донском судоходном канале, который впервые в истории соединил воды двух рек. Пробный рейс по каналу совершил именно «Сергей Киров» под командованием капитана Белодворцева. Так была открыта новая пассажирская линия Сталинград – Ростов, которую обслуживало Волжское грузопассажирское речное пароходство.
Знаменательно, что Андрею Ивановичу в 1955 году на пароходе «Волга» доверят открыть регулярное движение судов через шлюзы нового Городецкого гидроузла, а в 1958 году — на теплоходе «Добрыня Никитич» первым пройти через шлюзы Куйбышевской ГЭС. Это была честь для капитана и всего экипажа, считал Андрей Белодворцев.
Задания для лучших из лучших
Яркая страница биографии Андрея Белодворцева открылась в конце 1950-х. Опытному капитану доверили важное и сложное задание: Минречфлот отправило его в командировку в ГДР для перегона построенных на судоверфи в г. Висмар пассажирских теплоходов проекта 588. Их приемку руководство доверяло только лучшим из лучших.
В тяжелых условиях суда прошли через Балтийское море на Волгу. Путешествие долгое и трудоемкое — с Балтики в Неву, затем через Беломорско-Балтийский канал пробирались к Белому морю, далее, двигаясь вдоль его побережья, доходили до устья Северной Двины, поднимались по ее течению, потом по Сухоне и Северо-Двинскому каналу попадали в волжский приток Шексну. Миссия, в которой участвовал Андрей Иванович, закончилась благополучно.
В 1959-м его назначили на ответственную должность — капитаном дизель-электрохода «Советский Союз», на котором Андрей Белодворцев прослужил почти 20 лет, до 1977-го. Белоснежный двухпалубный красавец был спущен на воду в Горьком. Судно было предназначено для транзитных пассажирских перевозок и туристических рейсов на дальность до 3500 км. На борту могли разместиться 440 пассажиров, а экипаж судна составлял 97 человек. Всего в серии было построено два однотипных судна. Первым в Волжское пароходство поступил «Ленин».
➡️Подробнее о дизель-электроходе «Ленин» и его капитане Сергее Напитухине читайте в нашей статье.
Первый рейс судно выполнило 25 апреля 1960 года по маршруту Горький — Астрахань — Горький. Затем теплоход работал на туристическом маршруте Горький — Москва — Астрахань — Горький, а также Горький — Ростов-на-Дону — Астрахань — Горький.
В 1977 году Андрей Иванович передал штурвал теплохода своему сыну, Борису Белодворцеву.
Однажды капитана Белодворцева спросили, чем ему дорога река. «Ну что вы, Волга ведь, как жизнь, одна», — ответил Андрей Иванович.
А.И. Белодворцев награжден двумя орденами Ленина, медалями «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», ему присвоено звание «Лучший капитан МРФ».
В 2020 году один из переоборудованных сухогрузов Волжского пароходства был назван в честь легендарного капитана.
Читайте также: