Найти тему

«Волга, как жизнь, одна». Легендарный капитан Андрей Белодворцев — 60 лет на флоте

Оглавление
Капитан Белодворцев. Фото из архива музея Волжского пароходства
Капитан Белодворцев. Фото из архива музея Волжского пароходства

«Река жизни моей» — так называют Волгу семьи, из поколения в поколение связанные с флотом.

Андрей Белодворцев — потомственный волгарь, представитель волжской династии Белодворцевых, посвятивших судоходству всю свою жизнь и передававших друг другу не только любовь к реке, но и штурвал теплохода.

Имя Андрея Ивановича навсегда увековечено на борту сухогруза Волжского пароходства.

В этом году дизель-электроход «Советский Союз», которым почти 20 лет командовал Андрей Иванович, отмечает 65-летний юбилей. А мы продолжаем цикл статей о речных династиях и легендарных капитанах на канале «История Волжского пароходства».

В тему:

«Речники — народ счастливый». Большой путь Константина Бабушкина, капитана и художника.

-2

«Я прочно связал свою жизнь с флотом»

Основатель флотской династии Белодворцевых из деревни Криуши Ульяновской области — Иван Абрамович (1861–1937). Более полувека он трудился на флоте, из них 36 лет — штурвальным и лоцманом на пароходах «Ломоносов» и «Графиня». В 1928-м вышел на заслуженный отдых.

Семья Белодворцевых состояла из 10 человек и «жила трудом на речном транспорте». Самым известным представителем речной династии стал Андрей Белодворцев. Он родился в 1906 году в Криушах и с малых лет был на реке. Андрей Иванович вспоминал в своей книге «Течет моя Волга» первую навигацию новой страны 1918 года, как волгари готовили суда и как он, мальчишка, участвовал в этом — в 12 лет работал в судоремонтных мастерских:

«Не могли оставаться в стороне и мы, подростки, дети лоцманов, машинистов, кочегаров. В первую же советскую навигацию я стал по мере сил трудиться в затоне, но только на плотницких и подсобных работах».

А через два года, когда ему едва исполнилось 14 лет, Андрей пришел матросом на буксир «Случайный». «С того времени я прочно связал свою жизнь с флотом», — писал в автобиографии наш герой. Его первым наставником стал потомственный волгарь, капитан Иван Павлович Шумилов. Принял его по-отечески, познакомил с командой и пароходом.

А дальше карьера Андрея Белодворцева шла только в гору. В 1923-1934 гг. работал штурвальным на пароходе «Владимир», теплоходе «Абхазия», пароходе «Рахманинов». Чтобы подготовиться к поступлению в речной техникум, закончил вечерние курсы при Криушинском затоне. Зимой учился, летом работал на судах. И в апреле 1937 года получил диплом техника-судоводителя Горьковского речного техникума. Кстати, Андрей Иванович на протяжении всей карьеры не раз повышал квалификацию и получал новые компетенции.

В архиве Волжского пароходства сохранился диплом судоводителя Андрея Белодворцева, позволявший ему занимать все командные должности на судах.
В архиве Волжского пароходства сохранился диплом судоводителя Андрея Белодворцева, позволявший ему занимать все командные должности на судах.

Капитан каждый раз спасал судно

После техникума Андрей Белодворцев пошел вторым штурманом на теплоход «А.С. Пушкин», в 1939 году перешел первым штурманом на пароход «Коммунист», а в 1940-м — на пароход «Память Шмелева».

Великая Отечественная застала нашего героя в должности первого штурмана на пароходе «Лермонтов». Летом 1942 года его назначили капитаном судна «Гончаров», которое было переоборудовано в плавучий госпиталь и относилось к действующей армии. Пароход принимал эвакуированных и раненых, прибывавших с Калининского фронта на железнодорожные вокзалы Казани, Горького, Углича. С июля 1942-го «Гончаров» работал на Сталинградском фронте.

«Из осажденного города вывозили раненых бойцов и командиров, на передовую доставляли подкрепление и боеприпасы… Работать приходилось в тяжелейших условиях, ходили по заминированному фарватеру, под налетами вражеской авиации. Как правило, под бортом водили груженые баржи с хлебом, солью, боеприпасами», — писал в своей автобиографии Андрей Иванович.

Всего за навигацию 1942 года «Гончаров» вывез около 14 тысяч раненых бойцов, совершив более 20 рейсов. Благодаря мастерству и знаниям каждого изгиба Волги капитан Белодворцев не раз уберегал свое судно от беды. Василий Белоглазов, который работал на «Гончарове» третьим штурманом и был правой рукой Андрея Ивановича, вспоминал:

«Во многих рейсах к осажденному городу, в условиях заминированного фарватера и воздушных налетов вражеской авиации, пароход попадал в такие переделки, что, казалось, из них не было выхода. Но Андрей Иванович, к нашему удивлению, все-таки находил лазейку и спасал судно».

У капитана А.И. Белодворцева учились искусству уходить из-под бомбежек многие экипажи.

➡️Кстати, читайте историю Василия Белоглазова, капитана, новатора, наставника, в нашей статье.

Пароход «Гончаров», которым во время войны командовал Андрей Белодворцев. Фото из архива Музея Волжского пароходства.
Пароход «Гончаров», которым во время войны командовал Андрей Белодворцев. Фото из архива Музея Волжского пароходства.

Новые страницы истории флота

На пароходе «Гончаров» Андрей Иванович прошел всю войну и проработал до 1952 года, затем перевелся капитаном на пассажирский теплоход «Сергей Киров». На этом судне Андрей Белодворцев участвовал в историческом для флота событии.

В 1952 году завершили работы на одной из советских «великих строек» — Волго-Донском судоходном канале, который впервые в истории соединил воды двух рек. Пробный рейс по каналу совершил именно «Сергей Киров» под командованием капитана Белодворцева. Так была открыта новая пассажирская линия Сталинград – Ростов, которую обслуживало Волжское грузопассажирское речное пароходство.

Знаменательно, что Андрею Ивановичу в 1955 году на пароходе «Волга» доверят открыть регулярное движение судов через шлюзы нового Городецкого гидроузла, а в 1958 году — на теплоходе «Добрыня Никитич» первым пройти через шлюзы Куйбышевской ГЭС. Это была честь для капитана и всего экипажа, считал Андрей Белодворцев.

Пассажирский теплоход «Сергей Киров» под командованием капитана Белодворцева первым прошел по Волго-Донскому судоходному каналу. Фото fleetphoto.ru
Пассажирский теплоход «Сергей Киров» под командованием капитана Белодворцева первым прошел по Волго-Донскому судоходному каналу. Фото fleetphoto.ru

Задания для лучших из лучших

Яркая страница биографии Андрея Белодворцева открылась в конце 1950-х. Опытному капитану доверили важное и сложное задание: Минречфлот отправило его в командировку в ГДР для перегона построенных на судоверфи в г. Висмар пассажирских теплоходов проекта 588. Их приемку руководство доверяло только лучшим из лучших.

В тяжелых условиях суда прошли через Балтийское море на Волгу. Путешествие долгое и трудоемкое — с Балтики в Неву, затем через Беломорско-Балтийский канал пробирались к Белому морю, далее, двигаясь вдоль его побережья, доходили до устья Северной Двины, поднимались по ее течению, потом по Сухоне и Северо-Двинскому каналу попадали в волжский приток Шексну. Миссия, в которой участвовал Андрей Иванович, закончилась благополучно.

В 1959-м его назначили на ответственную должность — капитаном дизель-электрохода «Советский Союз», на котором Андрей Белодворцев прослужил почти 20 лет, до 1977-го. Белоснежный двухпалубный красавец был спущен на воду в Горьком. Судно было предназначено для транзитных пассажирских перевозок и туристических рейсов на дальность до 3500 км. На борту могли разместиться 440 пассажиров, а экипаж судна составлял 97 человек. Всего в серии было построено два однотипных судна. Первым в Волжское пароходство поступил «Ленин».

➡️Подробнее о дизель-электроходе «Ленин» и его капитане Сергее Напитухине читайте в нашей статье.

Дизель-электроход «Советский Союз». Начало 1960-х гг. Фото из архива Музея Волжского пароходства.
Дизель-электроход «Советский Союз». Начало 1960-х гг. Фото из архива Музея Волжского пароходства.

Первый рейс судно выполнило 25 апреля 1960 года по маршруту Горький — Астрахань — Горький. Затем теплоход работал на туристическом маршруте Горький — Москва — Астрахань — Горький, а также Горький — Ростов-на-Дону — Астрахань — Горький.

В 1977 году Андрей Иванович передал штурвал теплохода своему сыну, Борису Белодворцеву.

Однажды капитана Белодворцева спросили, чем ему дорога река. «Ну что вы, Волга ведь, как жизнь, одна», — ответил Андрей Иванович.

А.И. Белодворцев награжден двумя орденами Ленина, медалями «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», ему присвоено звание «Лучший капитан МРФ».

В 2020 году один из переоборудованных сухогрузов Волжского пароходства был назван в честь легендарного капитана.

Источник: https://fleetphoto.ru. Автор - E-Mike52
Источник: https://fleetphoto.ru. Автор - E-Mike52

Читайте также:

Капитан Алексей Сергеев — вся жизнь на Волге.