Василий Белоглазов — известный волжский капитан, отличающийся своей многогранностью: на санитарном судне «Гончаров» он вместе с командой вывез 14 тысяч человек из Сталинграда, в мирное время 20 лет работал на флоте, принимал самые передовые суда, несколько десятилетий посвятил преподавательской деятельности, защитил кандидатскую, писал учебники.
Доцент, талантливый наставник, автор научных трудов и книг по судовождению воспитал многих известных штурманов и капитанов.
Подробности – в нашей статье на канале «История Волжского пароходства».
Спасительные «огневые» рейсы плавучего госпиталя
Василий Иванович родился в 1921 году в селе Крутец Саратовской губернии. Он окончил Астраханское речное училище в 1941-м и сразу поступил третьим штурманом на пароход «Гончаров». Двухпалубное пассажирское судно было построено в 1896 году по заказу общества «Самолет». Машины и паровые котлы для него изготовили в Бельгии. Кстати, мы уже писали о первом капитане парохода «Гончаров» Андрее Яковлеве — читайте в нашей статье.
В первый военный год судно занималось эвакуацией мирных жителей из Москвы. Самой трудной за весь период Великой Отечественной на Волге историки называют навигацию 1942 года. Трудно переоценить подвиг речников на Сталинградских переправах. В мае 1942-го «Гончаров», на котором служил 21-летний Василий Белоглазов, был переоборудован из пассажирского в санитарный пароход и переброшен под Сталинград. Название судна заменили на военное СТ-54.
Храбрая команда плавучего госпиталя совершала «огненные» рейсы в район осажденного города в условиях заминированного фарватера и воздушных налетов противника. Василий Иванович вспоминал, как рисовали на палубе большие красные кресты — по всем конвенциям нельзя было обстреливать санитарные суда:
«Наивные мы люди были! Немецкие летчики эти суда преследовали! Приходим мы на переправу. Там нас ждут 10-12 тысяч раненых бойцов. А у нас всего триста коек. Так мы вместо трехсот человек брали по 1850».
В ноябре 1942 года Василий Белоглазов со своими коллегами должны были забрать эшелон с ранеными со Сталинградского фронта, чтобы доставить их в Куйбышев. Эшелон был разбит, и солдат пришлось разыскивать на берегу. Происходило это всего в 15-20 км от передовой. Если бы бойцов не удалось вывезти, почти тысяча раненых могла бы замерзнуть, ведь навигация завершалась и СТ-54 был последним судном, которое было способно спасти солдат. Санитарный пароход справился с задачей.
Экипажу СТ-54 удалось вывезти в тыловые госпитали более 14 тысяч раненых. По меркам военного времени — это три дивизии! Василий Иванович Белоглазов награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Сталинграда».
Передовое судно в надежных руках
В мирное время Василий Белоглазов служил штурманом на теплоходе «Семнадцатый год», построенном в 1912 году в Коломне (тип «Бородино»). Кстати, на этом же судне с 1932 по 1935 год трудился штурманом Александр Торсуков, который впоследствии стал известным волжским капитаном. Подробнее о нем читайте в нашей статье:
💡 «Горжусь званием торсуковца» — большой путь легенды Волги, капитана Александра Торсукова
За 5 навигаций «Семнадцатый год» и его команда стали домом и семьей для Белоглазова. Но когда ему предложили перейти капитаном на пассажирский дизель-электроход «Грузия», Василий Иванович согласился. За год строительства судна Белоглазов изучил расположение и назначение каждого механизма и устройства, основных коммуникаций. Судно было буквально наполнено автоматикой. Разобраться с механизмами капитану Белоглазову и экипажу помог электромеханик Михаил Грачев, выпускник железнодорожного института. И команда убедилась, что в технике дизель-электрохода нет ничего загадочного. На «Грузии» даже открыли курсы для речников с других дизель-электроходов, один за другим выходивших в рейсы на Волге.
Новое судно под командованием Василия Белоглазова победило в соревновании речников Волжского пароходства. «Грузии» присвоили звание «Передовое судно», а капитана наградили медалью «За трудовое отличие».
Белоглазов был не просто отличным командиром, но и капитаном-новатором. Так, он предложил модернизировать конструкцию швартовых кранцев. Это приспособление для амортизации ударов о причал или о другое судно. Без них нельзя — на первом же причале можно ободрать или даже проломить борт. Для этого использовались кранцы-бревна или б/у автопокрышки, которые, откровенно говоря, портили общий вид судов. Кроме того, спуск и подъем кранцев вручную связан с риском для матросов, особенно ночью, при обледенении.
Василий Иванович разработал свою конструкцию вращающихся резиновых кранцев, которые не нужно спускать и поднимать. Эта мысль заинтересовала технический совет Министерства речного флота страны. Специалисты отдела по делам изобретательства оформили технические условия. Появление резиновых кранцев внесло изменения в проекты строившихся судов. Работавшие десятки лет паротеплоходы-ветераны тоже вводили новшество Белоглазова — вместо бревен устанавливали небольшие, красивые и надежные кранцы-катки.
Мощь и красота новых судов
В 1956 году Василия Белоглазова перевели с «Грузии» на приемку нового судна. На Горьковском рейде стоял невиданный до того на Волге пассажирский теплоход «Гастелло», который поражал изяществом корпуса, гармонией трехэтажных надстроек. В ГДР Василия Ивановича ждало такое же судно — новенький пассажирский трехпалубный речной теплоход «Фридрих Энгельс», который строили в Висмаре по заказу Министерства речного флота РСФСР для эксплуатации на внутренних водных путях.
4 месяца на судоверфи капитан воочию изучал детали проекта, штудировал судовую документацию. Белоглазов был назначен старшим группы новых судов, которые перегоняли через мелководье, мосты и шлюзы Северо-Двинской системы. Волгарей выручали мощность, отличная управляемость новых теплоходов, и они справились с непростой задачей!
Но на «Фридрихе Энгельсе» капитану Белоглазову пришлось поработать всего несколько месяцев. Его перевели на «Октябрьскую революцию» — новый трехпалубный речной теплоход, первый из серии судов, строившихся на верфи в Комарно (Чехословакия) в конце 1950-х. Капитана удивили мощные двигатели, новая безотказная автоматика управления машинами. Для пассажиров сделали просторные каюты, салоны, рестораны, все помещения с роскошной отделкой.
Теплоход вышел на скорую линию Горький — Астрахань. Капитан погрузился в тонкости изучения управления судном, подруливающего устройства, скрупулезно записывал свои наблюдения и результаты. Василий Белоглазов с удовольствием делился знаниями и опытом. У него на судне проходили практику известные в дальнейшем капитаны и штурманы. Он возглавлял «Октябрьскую революцию» с 1958 по 1967 год.
Учебник по Волге
Флот серьезно пополнялся новыми судами, от волгарей требовались новые знания и компетенции. Василий Белоглазов, уже зрелый человек, получивший звание «Лучший капитан Министерства речного флота РСФСР», стал студентом Института инженеров водного транспорта.
Кстати, здесь же позднее учился знаменитый капитан грузового флота Леонид Пушкарев, с которым Василий Иванович был давно и хорошо знаком: много лет оба работали в техническом совете министерства, избирались членами Центрального комитета профсоюза водников. Подробнее о нем читаете в нашей статье:
💡 Капитан Леонид Пушкарев, человек и теплоход
Василию Белоглазову и Леониду Пушкареву поступило предложение от министерства написать учебник по лоции Волжско-Камского бассейна. В соавторах — инженер Бассейнового управления пути Николай Владимиров.
Книга получалась обстоятельная, с подробными рекомендациями. Работая над ней, Василий Белоглазов вспоминал события, встречи с судами и людьми. То заново стоял вахту рулевого рядом с капитаном Иваном Рачковым, то вместе с командиром Андреем Белодворцевым укрывался в заливе от налета бомбардировщиков, то под присмотром Леонтия Митякова первый раз вел тяжелый, непослушный теплоход по мелководью…
В конце 1960-х капитан Белоглазов ходил на теплоходе «Родина». С 1966 по 1983 годы занимался преподавательской деятельностью на кафедре судовождения и водных путей ГИИВТа. Участвовал в написании нескольких учебников и монографий по управлению судами и составами на внутренних водных путях. Защитил кандидатскую диссертацию. До сих пор студенты вспоминают его как талантливого педагога и неординарную личность.
Читайте также цикл материалов о выдающихся личностях на флоте, героях, легендарных капитанах в специальной подборке на канале «История Волжского пароходства».