Найти в Дзене

Железная Мария. Судьба судовладелицы Кашиной, прототипа горьковской Вассы Железновой

Оглавление
Судовладелица Мария Кашина. Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького.
Судовладелица Мария Кашина. Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького.

На канале «История Волжского пароходства» мы часто пишем о выдающихся женщинах-капитанах и штурманах, успешно работавших на флоте. Сегодня расскажем, как женщина может управлять не только пароходом, но и пароходством. Легендарная нижегородская купчиха и судовладелица Мария Кашина взяла в руки убыточную пароходную компанию и превратила ее в процветающее предприятие.

Почти два десятилетия Мария Капитоновна самостоятельно управляла пароходством — открывала новые линии, строила комфортабельные суда, смело конкурировала с крупными акционерными обществами.

Максим Горький вдохновился историей железной леди и сделал Марию Кашину прототипом Вассы Железновой в одноименной пьесе. В 2025 году у произведения двойной юбилей: 115 лет со дня создания и 90 лет второму варианту пьесы.

По теме:

Первая на мостике: невероятная история легендарного капитана Анны Щетининой.

«Аввакум кашинский – перевозчик нашенский»

Мария Капитоновна Кашина родилась в крестьянской семье вольного хлебопашца Ярославской губернии ориентировочно в 1855 году. Точных данных о ее детстве и родителях историки не нашли. Известно, что в 19 лет девушку сосватали за 37-летнего ярославского купца Михаила Кашина. Ее супруг Михаил Матвеевич — бывший крепостной крестьянин, который к тому времени основал свое пароходство в Нижнем Новгороде. Мария хотела заниматься семьей, подарить мужу детей. В итоге Кашиной пришлось встать во главе не только большого семейства, но и всего пароходства.

Большое семейство пароходчиков Кашиных. Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького
Большое семейство пароходчиков Кашиных. Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Судьба семьи Кашиных тесно связана с рекой и судоходством. По данным Ярославского историко-родословного общества отец Михаила Кашина, Матвей, вместе с братом держали переправу через Волгу, накопили денег, чтобы в 1851 году выкупить 13-летнего Мишу у помещика. Отцовское наследство помогло молодому Кашину приобрести в партнерстве буксир «Манифест». Поработав с компаньоном, Михаил решил основать собственную компанию и заказал в 1869 году в Перми пассажирский пароход. Судно он назвал в честь деда — «Аввакум» — и в 1870 году прибыл на нем для работы в Нижний Новгород.

Пароход ходил по Волге из Нижнего в Пучеж, лысковское село Исады, обслуживался и ремонтировался у рукастых плотников в костромском селе Унжа, на одноименной реке, притоке Волги. Кашин был очень работоспособным, смекалистым и азартным. Он сделал ставку на самую многочисленную аудиторию — людей скромного дохода. «Аввакум» возил в основном мастеровых, крестьян, странников. И билеты на пароходе Кашина были самыми дешевыми на Волге.

«Аввакум» подходил даже к маленьким причалам, собирал всех пассажиров. Пароход вместимостью почти 450 человек набивался битком. Среди простого рабочего люда на Волге ходила поговорка: «Аввакум кашинский – перевозчик нашенский».

Интересный случай:

По словам краеведов, Кашин и пароходчик Зарубин устроили соревнование, за которым неделю следила вся Волга. Их суда работали на одной линии. Купцы снижали цены на билеты до тех пор, пока не дошли до бесплатного проезда. И тогда Михаил Матвеевич пошел на хитрость: выдавал в кассе белую булку к билету. От клиентов не было отбоя. Конкурент не выдержал и сошел с дистанции. Кашин вернул цены и продолжил возить толпы пассажиров.

Большое семейство пароходчиков Кашиных. Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького
Большое семейство пароходчиков Кашиных. Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Из крестьянки в пароходчицы

Взяв молодую жену из родных ярославских мест, Кашин не прогадал: умная, энергичная Мария стала не просто супругой, а партнером в непростом бизнесе. Она работала сначала кассиром на пароходе, затем ревизором в компании мужа, занималась самообразованием, постигала все тонкости пароходного дела, решала рабочие вопросы. Мария Капитоновна успевала быть мамой — у Кашиных родилось четверо детей.

Семейное пароходное дело росло. За 20 лет Михаил Кашин из крестьянина стал купцом I гильдии. Это был серьезный статус: человек мог вести заграничную торговлю, владеть морскими судами и свободно ездить по Российской империи. В Нижнем у пароходства Кашиных были пристани, целая флотилия пароходов и буксиров. Большой двухтрубный пароход Михаил Кашин назвал в честь жены «Марией», другое судно — в честь себя. Буксирно-пассажирский пароход «Михаил Кашин» по весне работал на Нижней Волге, на время Нижегородской ярмарки перегонялся на плес Нижний — Казань. Другие суда, поменьше, названы в честь детей и близких («Анюта», «Михаил», «Матвей», «Анна» и другие).

Процветание пароходства Кашиных закончилось семейным крахом: Кашин кутил, проигрывал огромные деньги и даже угодил в тюрьму (ходила легенда, что к падению успешного судовладельца приложили руку конкуренты). Но бизнес не развалился, хотя и потерпел убытки из-за лихой жизни Кашина. По факту всеми делами занималась Мария Капитоновна. После смерти мужа в 1897 году она стала главой семейства и единоличной владелицей пароходства.

Пристань пароходства Кашиной на Оке. Фото www.ipbr.org.
Пристань пароходства Кашиной на Оке. Фото www.ipbr.org.

Последняя на Волге

Кашина была женщиной волевой, расчетливой, с железной хваткой, уверены краеведы. Мария Капитоновна умело лавировала в суровом мире крупных волжских пароходств и обществ, которые возглавляли мужчины. Как и ее мужа, конкуренты не любили Марию Кашину за успех. Ведь она не только сохранила, но и активно развивала семейный бизнес. 8 первоклассных пассажирских пароходов ежедневно курсировали по линии Рыбинск — Казань, 4 раза в неделю ходили между Казанью и Пермью. На ежедневных линиях Нижний — Кострома, Нижний — Исады — Лысково и Рыбинск — Тверь работали небольшие суда. С открытием в начале XX века московских шлюзов пароходы М.К. Кашиной пошли в Москву-реку.

1900-е годы — время расцвета пароходства Марии Капитоновны. Суда компании работали на Волге, Оке и Каме. Флот Кашиной в этот период насчитывал 9 пароходов: 2 пассажирских, 5 товаро-пассажирских, 1 буксиро-товаро-пассажирский и 1 буксиро-пассажирский. Она не только эксплуатировала старые пароходы, оставшиеся от мужа, но и строила новые. К началу 1910-годов флот пароходства пополнили 4 новых больших судна: «Матрена», «Григорий», «Харитина», «Вера», оснащенные передовыми паровыми двигателями. Пароходчица Кашина арендовала землю под новые пристани. Об этом говорит, к примеру, «Дело Нижегородской ярмарочной конторы о предоставлении пароходству М. К. Кашиной отведенного ей участка на Сибирской пристани в 1900 году».

В тему:

История «речных княжон»: необычная судьба двухпалубных пароходов-близнецов.

Реклама пароходства М.К. Кашиной. Картинка из архивов. Источник: numismat.su.
Реклама пароходства М.К. Кашиной. Картинка из архивов. Источник: numismat.su.

Не забывала Мария Кашина и про добрые дела, участвовала в жизни города, занималась благотворительностью. К примеру, она жертвовала на содержание Нижегородского речного училища — единственного в России учебного заведения, готовившего кадры для пароходного дела на Волге и ее притоках.

Удача покинула «железную Марию» в 1910-х годах. Трудные навигации оказали негативное влияние на многие судоходные предприятия, некоторые даже закрылись. Кашиной пришлось продать три парохода (в том числе «Марию», названную в ее честь, и первое судно мужа «Аввакум»). Но это не спасло ситуацию. По словам исследователей, дети Кашиной, получившие университетское образование, были далеки от пароходного дела и не смогли помочь матери, а здоровье Марии Капитоновны подводило. И в 1913 году Кашина удачно продала свое пароходство объединенной корпорации судовладельцев, в которую вошли «Кавказ и Меркурий» и «Восточное общество товарных складов».

Васса Железнова. Эскиз плаката к художественному фильму Михаила Рудакова. 1953 г. Картинка из архивов.
Васса Железнова. Эскиз плаката к художественному фильму Михаила Рудакова. 1953 г. Картинка из архивов.

В 1910 году, еще при жизни Кашиной, Максим Горький написал пьесу «Васса Железнова» о тяжелой судьбе владелицы пароходной компании, распаде большой семьи. Прототипом стала Мария Капитоновна. В 1935 году он переработал произведение, сделал образ главной героини более драматичным. По словам литературоведов, Горький дал главной героине фамилию по старой городской поговорке: «В Нижнем Новгороде дома – каменные, люди – железные». Под «железными» людьми писатель подразумевал купцов и промышленников. Пьесу о легендарной судовладелице ставили и ставят все академические театры драмы России.

Читайте:

Музей волгаря: тайны и легенды речного судоходства.