Найти тему

Рекорд Волги: как речная династия Сычевых отработала 300 навигаций

Оглавление
«Лучший капитан Речного флота РСФСР» Виталий Сычев. Фото names52.ru.
«Лучший капитан Речного флота РСФСР» Виталий Сычев. Фото names52.ru.

Трудовой стаж волжской династии Сычевых рекордный — 300 лет на флоте. 5 поколений речников, 4 капитана! И это не предел.

Капитан Волжского объединенного речного пароходства Виталий Сычев полвека работал на Волге. Принимал новые суда, спасал утопающих, тушил пожары. 30 лет стоял за штурвалом популярного круизного лайнера «Фридрих Энгельс». Заслужил много званий, в том числе «Лучший капитан Речного флота РСФСР».

На канале «История Волжского пароходства» продолжаем рассказывать о знаменитых волжских династиях.

Пошел по стопам деда и отца

История династии из волжского села Шиловка Симбирской, ныне Ульяновской области, началась еще до революции. В селе были пристани двух пароходных обществ. Местные жители работали бурлаками и крючниками (грузчиками) на судах, трудились на рыбных промыслах. Андрей Константинович Сычев был водоливом на барже купца Баукина, волжского судовладельца из соседнего села Сенгилей.

Водолив — это старший в артели бурлаков, который находился на судне, следил за сохранностью груза и заведовал деньгами команды рабочих. Водолив также мог контролировать состояние судна. О работе и судах волжских бурлаков читайте в наших статьях

Один за всех и все за одного! Что связывает бурлаков и мушкетеров?

Как на картине: рассказываем, какое судно тянут «Бурлаки на Волге».

Именно Андрей Константинович заложил в своей семье традицию работать по полвека на Волге. Его сын Виктор Андреевич Сычев также связал с рекой свою жизнь и около 50 лет трудился лоцманом на судах Верхней и Средней Волги.

В 1925 году у него родился сын Виталий. Когда мальчик учился в 4-м классе, семья перебралась из Шиловки в затон имени Молотова (поселок Октябрьский) Борского района Горьковской области.

Флотская династия Сычевых: лоцман Виктор Андреевич и его сын, капитан Виталий Викторович с семьей. Фото из семейного архива, https://rus-shipping.ru.
Флотская династия Сычевых: лоцман Виктор Андреевич и его сын, капитан Виталий Викторович с семьей. Фото из семейного архива, https://rus-shipping.ru.

Парень пришел на флот в 17 лет — в военном 1942-м устроился кочегаром на пароход «Лермонтов», где работали его родители. «Лермонтов» входил в состав Волжской военной флотилии. Во время обороны Сталинграда пароход подвозил грузы, эвакуировал жителей.

Как вспоминал в одном интервью Виталий Викторович, однажды пароход шел из Астрахани с баржой, и вдруг в небе появился немецкий самолет. Летел после атаки без бомб, поэтому летчик открыл по судну пулеметный огонь. Под обстрел попало машинное отделение, где находились три человека, в том числе молодой кочегар Сычев. Его ранило трассирующей пулей в ногу, а двое других погибли. Этот день будущий капитан считал своим вторым рождением. Пришлось долго лечиться.

Восстановившись, Виталий вернулся работать снова на пароход «Лермонтов» масленщиком. Вскоре ему предложили стать помощником механика, а он возьми и откажись.

«Мои дед и отец были «палубниками», и мне хотелось идти по их стопам. Поэтому я поступил в речное училище, выучился на третьего штурмана и стал работать на теплоходе «Гончаров», капитаном которого был Андрей Иванович Белодворцев — замечательный человек, талантливый учитель и руководитель. Мне вообще в жизни очень везло на хороших людей — каждый передавал все самое ценное, что могло пригодиться пароходчику. С благодарностью вспоминаю капитанов Глебова, Старостина, Напитухина и многих других», — рассказал Виталий Викторович в интервью газете «Волго-Невский ПроспектЪ».

Историю выдающихся капитанов вы можете прочитать на нашем канале:

«Волга, как жизнь, одна». Легендарный капитан Андрей Белодворцев — 60 лет на флоте.

«Капитан капитанов» — полвека на Волге легенды речного флота Сергея Напитухина.

Теплоход «Эльбрус» («Валентина Терешкова»), который принимал капитан Сычев. Фото из архива Волжского пароходства.
Теплоход «Эльбрус» («Валентина Терешкова»), который принимал капитан Сычев. Фото из архива Волжского пароходства.

Капитан в 29 лет

В 1945 году, еще не окончив учебу в Горьковском речном училище им. И.П. Кулибина, Виталий Сычев стал третьим штурманом, помощником капитана на пароходе «Гончаров». Кстати, мы уже писали о первом капитане «Гончарова» Андрее Яковлеве — читайте в нашей статье. Еще один наш герой — известный волжский капитан Василий Белоглазов в войну на этом судне, переделанном под санитарный пароход, начал свой путь на флоте и перевозил раненых.

После Великой Отечественной войны Виталий Сычев трудился на пароходах «Гражданин», «Чичерин», «Спартак», «Первое Мая». А в 1955 году, незадолго до своего 30-летия, стал капитаном речного круизного двухпалубного дизель-электрохода «Украина». Судно проекта 785 было построено на судоверфи в чехословацком городе Комарно по заказу СССР. Именно молодому капитану Сычеву доверили сложную задачу — перегон нового дизель-электрохода из Чехословакии в Советский Союз.

В этом же году его перевели капитаном на новый теплоход этого же проекта «Россия». Кстати, всего в Комарно построили 36 судов пр. 785, предназначенных для туристических и транспортных линий. Теплоход работал в составе Волжского объединенного речного пароходства вначале с припиской к городу Горькому, а позднее к городу Куйбышеву.

В конце 1950-х на судоверфи в Висмаре Виталий Викторович участвовал в приемке современного, для того времени, пассажирского трехпалубного теплохода проекта 588 «Эльбрус» (впоследствии «Валентина Терешкова»). Судно было построено по заказу Минречфлота РСФСР для эксплуатации на внутренних водных путях.

Капитаны — из поколения в поколение

9 мая 1959 года началась новая глава его жизни длиной в 30 лет. Виталий Сычев поднялся на капитанский мостик теплохода проекта 588 «Фридрих Энгельс» и проработал на нем до 1989 года.

Построенный в 1956 году в немецком Висмаре, «Фридрих Энгельс» поступил в Волжское пароходство, где был приписан к Горькому. В 1970-1980-х годах судно выполняло туристические рейсы по маршруту Калинин (Тверь) — Астрахань — Москва — Калинин. Это был очень популярный на Волге круизный лайнер. Теплоход был оснащен тремя дизельными двигателями по 400 лошадиных сил каждый, мог взять на борт почти восемьсот пассажиров. Для них предназначались 132 четырехместные каюты, 114 двухместных кают, 15 одноместных кают и два роскошных «люкса» на верхней палубе. Для пассажиров работали два ресторана, бары, буфет, читальный салон, кинозал.

Капитан Виталий Сычев отработал 30 навигаций на белоснежном теплоходе «Фридрих Энгельс». Фото из архива Волжского пароходства.
Капитан Виталий Сычев отработал 30 навигаций на белоснежном теплоходе «Фридрих Энгельс». Фото из архива Волжского пароходства.

Много интересных случаев было в работе капитана Сычева. Он вспоминал, как однажды лайнер шел по Ладожскому озеру в плохую погоду, с метровыми волнами. Пассажир теплохода разглядел на воде плот с двумя мужчинами. Капитан немедленно начал спасательную операцию.

Замерзших людей подняли на борт. Оказалось, двое ленинградских инспекторов решили проверить сети браконьеров. Но ветер унес мужчин на хлипком плоту за несколько километров от берега, и больше трех суток инспекторы провели на воде. Дважды проходили мимо теплоходы, но их не заметили. Если бы не «Фридрих Энгельс», история могла бы закончиться трагично.

В другой раз теплоход шел мимо Астрахани вместе с судном «Иван Сусанин». И вдруг капитан Сычев увидел, что в поселке пожар. Дома стояли близко друг к другу, и огонь легко мог охватить все селение.

«Я развернул теплоход и пошел в заводь. Чувствую, идем тяжело, дном песок задеваем. Связался с И. Н. Гусаровым, капитаном «Сусанина»: жди меня, говорю, если встану на мель, будешь вытаскивать. Спустили шлюпку, команда высадилась на берег, стала тушить пожар. И справилась», — рассказывал Виталий Викторович.

Два капитана — Виталий и Геннадий Сычевы. Фото из семейного архива, https://rus-shipping.ru.
Два капитана — Виталий и Геннадий Сычевы. Фото из семейного архива, https://rus-shipping.ru.

За свой многолетний труд капитан Сычев не раз получал награды и медали. Но ценно другое: он с радостью передавал свои знания и опыт следующим поколениям речников. 9 человек из его экипажей стали капитанами. Как отец и дед, почти полвека он отслужил на флоте и воспитал себе отличную смену.

Сын Виталия Викторовича, Геннадий Сычев, окончил Горьковское речное училище, затем Горьковский институт инженеров водного транспорта по специальности «Судовождение». На речном флоте работал с 1974 года. Тоже стал командиром судна — стоял на капитанском мостике теплохода «Фридрих Энгельс», затем возглавлял команду теплоходов «Георгий Жуков», «Николай Гастелло», «Арабелла», почти 15 лет был капитаном теплохода «Космонавт Гагарин». Полвека на флоте!

Три поколения волжской династии Сычевых: Виталий Викторович с сыном Геннадием и внуком Виталием. Фото из семейного архива, https://rus-shipping.ru.
Три поколения волжской династии Сычевых: Виталий Викторович с сыном Геннадием и внуком Виталием. Фото из семейного архива, https://rus-shipping.ru.

Продолжили славную волжскую династию и внуки Виталия Викторовича — Анатолий и Виталий, закончившие Волжскую государственную академию водного транспорта (ныне ВГУВТ). Они также работают на флоте. По данным директора музея речного флота ВГУВТ Галины Абаевой, Анатолий Сычев стал капитаном дальнего плавания, Виталий Сычев — капитаном моторной яхты.

➡️Читайте другие материалы о волжских династиях в специальном разделе на нашем канале.