Эльза Меркулова — одна из самых известных капитанов на Волге. Она командовала судами «Монголия» и «Красновидово», которые всегда были в передовиках.
Ее путь и сейчас вдохновляет девушек, которые решили связать свою жизнь с флотом.
Мечта волжанки Эльзы
Эльза Меркулова (Щелокова) родилась в деревне Титовка под городком Чапаевском в Куйбышевской, ныне Самарской области. Как писали о ней одноклассники, она не только училась на «4» и «5», но лучше всех бегала, ходила на лыжах, плавала. И с детства видела себя капитаном большого туристского лайнера или мощного теплохода на Волге. После 7-го класса Эльза поступила в Куйбышевский речной техникум.
«Там, как и позже на первом ее грузовом теплоходе "Псков", девушку встретили с недоверием. Только настоящая мечта, волевой характер, бескомпромиссность и напористость позволили Эльзе ворваться в сугубо мужской мир, добиться в нем признания. Потребовалось время, чтобы доказать, что все умеет и не боится трудностей. Эльза видела: знаний, полученных в аудиториях техникума, еще очень и очень мало, чтобы стать настоящим судоводителем. Пришлось еще многому учиться, у тех, кто теперь ее окружал, у команды теплохода. И Эльза училась. Внимательно присматривалась к труду старших товарищей, впитывала их опыт, подолгу работала над картами — лоциями», — рассказал в своих воспоминаниях Борис Михайлов, журналист и писатель, друживший с Эльзой Алексеевной, ходивший с ней в рейсы.
На второй свой теплоход «Вологда» Эльза Меркулова пришла уже вторым штурманом. В архивах сохранилась маленькая фотография судна, груженного контейнерами, идущего на пути в Горьковский порт.
Много лет спустя одноклассники увидели портрет Эльзы на первой странице журнала «Советская женщина». Односельчане очень гордились, что простая титовская девчонка стала капитаном.
План не ниже, чем на 150%
Следующими теплоходами Эльзы Меркуловой стали «Литва» и «Монголия». Спустя 16 лет работы на речном флоте она смогла исполнить свою детскую мечту — стать капитаном большого судна. Уходивший на заслуженный отдых командир передал штурвал в её изящные руки. И она справилась.
Теплоход «Монголия» работал по маршруту Москва — Ростов. На судне под командованием Эльзы Меркуловой начали осваивать перевозку большегрузных контейнеров на линии Москва — Куйбышев — Жданов (Мариуполь) — Геническ (Херсонская область). Теперь «Монголия» ходила через Азовское море.
Журналист Борис Михайлов неоднократно бывал с Эльзой Алексеевной в рейсах и видел, как капитан Меркулова работала, рассказывал о ней по ТВ, публиковал очерки в ведомственных печатных изданиях и сборниках, газете ВОРПа, в общесоюзной газете «Труд».
«Я видел Эльзу в рабочей обстановке, убедился, она очень требовательна к команде, умеет найти общий язык с портовыми такелажниками, диспетчерами в морских портах. Команда Эльзы Алексеевны за счет сокращения простоев в портах, требований к береговым службам и экипажу, регулярных профилактических ремонтов, постоянно выполняла план не ниже, чем на 150%», — писал Б. Михайлов.
В 1977 году волжанка Эльза Меркулова стала героиней очерка «Река работает» Зигмунда Хирена, знаменитого советского журналиста, корреспондента журнала «Огонек». Он взял интервью у женщины-капитана. Эльза Алексеевна вела теплоход «Монголию» из Куйбышева, чтобы взять в Москве большой груз, в том числе тракторы «Беларусь», контейнеры с оборудованием. Все это было предназначено для освоения нечерноземных районов страны.
Специально для всесоюзного журнала фотокорреспондент «Огонька» Исаак Тункель сделал запоминающийся снимок Эльзы Меркуловой.
«Алексеевна»
Получив признание коллег, став уважаемым на Волге капитаном, на которого ровнялись, Эльза Алексеевна решила покорить новую карьерную вершину. Плавать по рекам и Азовскому морю, лоцию которых знала уже на память, ей было недостаточно — она мечтала о просторе, других морях, портах Балтики. Поэтому зимой, между навигациями, вместо отдыха, училась морскому судовождению, повышала квалификацию. В 1989-м получила диплом капитана малого каботажа, а в 1993-м — стала штурманом дальнего плавания.
Когда в 1980-е на Волгу поступили первые сухогрузы и контейнеровозы типа «Бахтемир», построенные в ГДР, капитан Меркулова добилась права встать за штурвал совершенно нового для речников, современного теплохода класса река – море — «Красновидово». И 10 лет, вплоть до выхода на пенсию, Эльза Алексеевна водила этот грузовой теплоход по морским просторам Балтики.
Дома нашу героиню ждали мама и сын, она скучала и хотела поскорее вернуться в гавань. Но с таким же материнским чувством она относилась и к своим ребятам.
К примеру, задержался молодой моторист в городе, а судну пора в рейс. Капитан переживает. Сделать бы выговор, но Эльза Алексеевна понимала, что у парня проблемы на любовном фронте. И не спешила строго наказывать.
«Парень хороший — душа нараспашку, работящий. Но есть в нем какая-то надломленность, неустроенность. Вот вижу: снова замкнулся в себе. Скорее всего, с невестой разлад. В плавании-то мы с марта месяца, а любовь теперь что-то не очень терпит долгие ожидания. Попробуй, найди нужные слова, чтобы чувства и долг соединяли. Помните у Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово ваше отзовется, и нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Уверена, это тот случай, когда необходимо сочувствие!» — говорила Эльза Меркулова журналисту.
В команде ценили такое отношение капитана! Звали её по-свойски — «Алексеевна». Но не было в этом панибратства: на реке издавна принято такое уважительное обращение к капитанам — по отчеству, рассказали корреспонденту на теплоходе.
Экипаж «Красновидово» провожал молодежь в армию, а потом все вместе читали письма от ребят к Алексеевне, где они рассказывали про службу, что соскучились по судну и товарищам, и как хотят снова на теплоход по возвращении.
В очерке есть пронзительная история повара Галины Татевосян, которая очень красноречиво описывает, каким командиром была Эльзы Меркуловой:
«Дочурка у меня умерла... Не находила себе места. Просто невмоготу! А тут Эльза Алексеевна: «Пойдем ко мне!» И вот который год вместе плаваем. Мама ее старенькая две пары носков связала: первую мне («Носи, дочка!»), вторую — Алексеевне. В этом наш капитан — копия своей мамы. Она очень близка к людям, к экипажу. Сама нелегко в любимое дело входила. Шутка ли, женщина среди капитанов на всей Волге-матушке. Были же и другие желающие, мечтательницы, но удалось ей одной. Задумала — добилась, это у нее в крови. И доброта у нее такая же решительная, не на словах, а на деле. В поступках ее доброта живет», — поделилась Галина Петровна.
Эльза Меркулова не была мягким руководителем — умела спросить сурово за ошибку, но была человечной, когда ее команде нужна была помощь. Она вставала за штурвал в самых сложных ситуациях, тяжелых ночных вахтах, в шторма. Своих ребят Эльза Меркулова учила любить профессию, Волгу, на зубок знать её пороги и мели, смело выносить все тяготы и работать всем вместе, в команде. Три десятка лет плавания по Волге научили ее этому. А еще — любви к людям и умению ценить каждого в экипаже.
Читайте также по теме: «Женщины на флоте»:
⚓ Первая на мостике: невероятная история легендарного капитана Анны Щетининой.
⚓ Мария Галяткина: первая женщина-капитан на Волге.
⚓«Речники – народ особый»: история храброго штурмана Валентины Князевой