Есть семьи, для которых Волга не просто река, а жизненный путь, траектория карьеры и судьба.
На канале «История Волжского пароходства» начинаем цикл материалов о флотских династиях.
Знакомьтесь, известный волжский капитан Константин Бабушкин, фронтовик, командир четырехпалубного теплохода «Советская Россия». Потомственный речник, воспитавший сына-капитана.
У Константина Ивановича много регалий и званий. Он посвятил реке всю жизнь, черпал вдохновение во флотских буднях и писал картины, которые разлетались по всей стране на почтовых марках.
В тему:
💡Самый молодой капитан на Волге. Полвека на флоте Владимира Кириллова.
Радость — услышать первый гудок парохода
Константин Бабушкин родился в 1920 году в старинном селе Верхний Услон, расположенном на крутом берегу Волги, напротив Казани. Все будни и праздники в селе были связаны с рекой. Константин Иванович вспоминал о своем детстве:
«Дед у меня был водолив, прадед еще в бурлаках хаживал, отец шкипер. Придешь, бывало, в затон весной — на берегу костры, на них котлы со смолой кипят, готовятся смолить баржи. И вода совершенно по-другому смотрится, и солнце по-другому играет. Баржи на берегу строятся, последнюю красоту наводят. Недалеко буксирные пароходы пары поднимают, голоса пробуют. И для всех такая радость — услышать после зимы первый пароходный гудок… По свистку пытаются узнать, кто из пароходов свистит — “Галактионов” ли, “Память Серова”, “Полярник” или другой какой… И каждый механик старался первым пары поднять. И такая радость у всех!»
Кстати, о старинных речных профессиях читайте в нашей статье👇🏻
💡От бурлаков до водовозов — 4 исчезнувших профессии на Волге.
Вот в такой атмосфере Константин выбрал свою будущую профессию — с 16 лет начал работать матросом, быстро дорос до первого помощника капитана на теплоходе «Память товарища Серова», который в детстве часто видел с родного берега.
В начале войны Константина Бабушкина призвали в Амурскую военную флотилию Краснознаменного Тихоокеанского флота. В 1942-м из матросов перешел в состав мотострелковой бригады 3-й гвардейской танковой армии. В сражении получил тяжелое ранение и был комиссован по инвалидности.
Но наш герой не мог представить свою жизнь без Волги. Он прошел лечение и добился, чтобы его вернули на флот. И в 1943 году Константина Бабушкина назначили первым помощником капитана на пароходе «Полярник», где он дослужился до командира судна. Кстати, он потом каждый год доказывал врачам, что может и должен работать на речном флоте.
Обновление флота и священная флотская традиция
После войны Константин Бабушкин возглавлял экипаж парохода «Гряда», работал штурманом на пароходах «Память товарища Маркина», «Гражданин», «Академик Бах», трудился старшим штурманом на пароходе «Володарский». Кстати, «Школу Володарского» прошли многие впоследствии знаменитые волжские капитаны, в том числе Владимир Кириллов, историю которого читайте в нашей статье💡
1950-е — значимое и яркое время в жизни нашего героя, что совпало с этапом масштабного обновления отечественного флота. В 1954 года его назначили капитаном новенького пассажирского двухпалубного дизель-электрохода «Азербайджан», построенного на судоверфи в Чехословакии.
В то время флот Волжского пароходства начал пополняться новыми трехпалубными грузопассажирскими теплоходами проекта 588 (типы «В. Чкалов» / «Родина» и «Космонавт Гагарин»), который разработали в Центральном техническом конструкторском бюро Минречфлота. Строили эти суда на судоверфи в Висмаре, ГДР. На их приемку в Германию пароходство направляло лучших капитанов — А.И. Торсукова, В.И. Белоглазова, А.И. Белодворцева, В.А. Кириллова, К.И. Бабушкина и других.
В 1957 году Константин Иванович принял в ГДР трехпалубный круизный теплоход «Карл Маркс» проекта «Родина», на котором проработал потом 20 лет. Кстати, его супруга Татьяна Андреевна служила вторым штурманом на т/х «Карл Маркс» рядом с мужем.
С этим теплоходом связано рождение важной флотской традиции. В 1965 году, в честь 30-летия Победы, Центральный совет по туризму выделил два рейса теплохода «Карл Маркс» для ветеранов Великой Отечественной, в числе которых были и бойцы гвардейской мотострелковой бригады. Так произошла уникальная встреча Константина Ивановича с однополчанами.
В тот рейс капитан Бабушкин ввел священную традицию — спускать на воду венки из живых цветов на Сталинградском рейде. Участники памятной встречи вспоминали:
«Под троекратный салют с теплохода находившиеся в шлюпке участники Сталинградской битвы опустили на воду огромный цветок из живых цветов, а каждый ехавший на теплоходе бросил в воду по цветку. Более 360 алых гвоздик образовали красный ковер вокруг венка. Перед началом этого незабываемого мероприятия капитан К. И. Бабушкин объявил по селектору всем идущим туристическим и пассажирским судам о предстоящей церемонии. В момент салюта со всех теплоходов, остановившихся на рейде, раздались гудки».
Два капитана
В 1977 году началась новая глава в жизни Константина Бабушкина, которая продлилась 12 лет, — он перешел на только что прибывший из ГДР четырехпалубный речной теплоход «Советская Россия» (с 1995 года — «Нижний Новгород»), построенный по проекту 301.
В разное время судно было плавучим санаторием и домом отдыха. В этом качестве в 1980-х годах теплоход работал на линии Москва — Астрахань — Москва, с продолжительностью рейса 20 суток, а также на линии Москва — Ленинград — Горький — Москва.
В семье Бабушкиных все преданы Волге. Сын Владимир пошел по стопам известного отца. В 1989 году, когда Константин Иванович собрался на заслуженный отдых, его сменил на капитанском мостике Владимир Константинович Бабушкин.
Константин Бабушкин был награжден орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Получил звание «Почетный работник речного флота».
Он был очень талантливым человеком не только как речник, но и как художник. Картины Константина Бабушкина, посвященные Волге и флоту, хранятся в музее Волжского пароходства. В нижегородском клубе водников выставлялись его рисунки, репродукции. Почта СССР даже заключила с ним контракт на оформление почтовых конвертов его рисунками.
В его капитанской рубке лежали незаконченные картины — в свободное время Константин Иванович рисовал реку и волжские берега, писал старинные суда. Сохранились его воспоминания и зарисовки о Волге и волгарях.
«Говорят, тот человек счастлив, который по утрам с радостью из дома выходит на работу, а по вечерам с нетерпением домой бежит. Так по этой мерке все речники — народ сплошь счастливый: весной не дождемся первого рейса, а осенью не терпится в затон, домой», — писал капитан.
Читайте также:
«Капитан капитанов» — полвека на Волге легенды речного флота Сергея Напитухина