В годы Первой мировой войны русские моряки проявили себя с наилучшей стороны, однако после Февральской и Октябрьской революций ситуация кардинально изменилась. Флот столкнулся с нехваткой офицерского состава и квалифицированных специалистов, дисциплина среди матросов резко ухудшилась, что привело к почти двухлетнему периоду, когда подводный флот молодой советской республики не мог продемонстрировать значимых успехов.
Причиной отсутствия побед у Красного флота было не отсутствие противников. Врагов было более чем достаточно: и Германия, военные действия с которой завершились только в марте 1918 года, и иностранные интервенты из стран Антанты, чувствовавшие себя полноправными хозяевами в российских территориальных водах. Дисциплинарный хаос, низкий моральный дух личного состава и плохое состояние материальной базы привели к тому, что в течение всего 1918 года корабли противника практически не несли потерь от действий краснофлотцев, а чаще становились жертвами мин, установленных еще до революции. Исключения были редки: уничтожение подводной лодки L55 эсминцами «Азард» и «Гавриил» 4 июля и отражение рейда на Кронштадт 18 августа, стоившее британцам потери трех торпедных катеров. Подводникам-большевикам удалось изменить ситуацию только 1 сентября 1919 года, когда подводная лодка «Пантера» потопила эскадренный миноносец «Витториа».
Родом из мореходных «Барсов»
Подводная лодка «Пантера», принадлежавшая к серии «Барс», была одной из самых крупных серий отечественных подводных лодок дореволюционной эпохи. В период с 1914 по 1917 год было построено 22 субмарины этого типа, еще две остались недостроенными.
«Барсы» относились к крупным, "мореходным" лодкам, способным действовать в открытом море, в отличие от более старых и малых лодок, предназначенных для прибрежных операций. Они имели мощное вооружение и хорошую автономность для Балтийского и Черного морей. Изначально для «Барсов» планировалось устанавливать мощные (1320 л.с.) дизельные двигатели специального изготовления, но их хватило только на четыре лодки. Две лодки были оснащены дизелями «Нью-Лондон» мощностью 420 л.с., а остальные (включая «Пантеру») – более слабыми двигателями мощностью 250 л.с., снятыми с канонерских лодок, но в удвоенном количестве – четыре двигателя вместо двух.
Основным недостатком «Барсов» была конструкция корпуса без внутренних герметичных переборок. Это упрощало конструкцию и облегчало управление экипажем, но значительно снижало живучесть подлодки: при затоплении отсутствовала возможность изолировать поврежденный отсек и эвакуировать экипаж в другие. Потеря лодки была гарантирована, если поступление воды превышало возможности откачки.
«Пантера» вошла в строй 23 июля 1916 года и за время Первой мировой войны совершила десять боевых походов. Несмотря на отсутствие значительных военных успехов, экипаж совершил 11-суточный самостоятельный переход из Ревеля в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт в сложных ледовых условиях. Это произошло в феврале 1918 года, когда над российскими военными базами в Прибалтике нависла угроза захвата немцами. Чтобы избежать захвата, лодку пришлось перевести в безопасное место в сложных погодных условиях.
15 ноября 1918 года «Пантера», наряду с другими лодками, вошла в состав Действующего отряда Балтийского флота (ДОТ), который боролся с контрреволюционными движениями и британскими интервентами. Последние вели активные боевые действия, бомбили Кронштадт и атаковали его гавань торпедными катерами.
Командовал «Пантерой» в то время Александр Николаевич Бахтин, дворянин, герой Первой мировой войны, кавалер орденов Станислава и Святой Анны. Он был хорошо знаком с подлодками типа «Барс», так как во время войны служил на лодках «Кайман» и «Волк», последняя из которых относилась к этому типу. После революции Бахтин уволился из флота и стал капитаном торгового судна, но в 1918 году вернулся на военную службу и благодаря богатому боевому опыту был назначен командиром «Пантеры».
Январь 15-го дня 1919 года, субмарина «Пантера» вышла в морской поход с миссией сорвать планы британского флота по высадке десанта в Нарвском заливе, но операция оказалась безуспешной. 24 июля того же года «Пантера» обнаружила два британских субмарины в надводном положении и предприняла атаку, однако фортуна вновь отвернулась от капитана Бахтина – все выпущенные торпеды не достигли цели. Стоит отметить, что ответный удар британцев также не принес результатов: они выпустили как минимум одну торпеду по обнаруженной «Пантере».
«Пантера» против «Витториа»
31 августа «Пантера» вновь отправилась в плавание, на этот раз в акваторию Копорского залива, с задачей помешать действиям британских и эстонских надводных кораблей. В 14:30 в перископ был замечен эсминец с четырьмя трубами (в те времена истребителями называли эсминцы, исходя из их первоначальной функции – уничтожение миноносцев). Дистанция была слишком велика для атаки, а в подводном положении лодка не могла развить достаточную скорость, чтобы догнать цель. Оставалось лишь наблюдать, как эсминец исчезает в тумане. Прибыв в назначенный район, Бахтин отдал приказ погрузиться на большую глубину и периодически подниматься на перископную глубину для осмотра местности. В 17:00 туман рассеялся, и четырёхтрубный эсминец снова появился у южной оконечности острова Сескар, а чуть больше чем через час рядом с ним был замечен еще один, с тремя трубами. После тщательного наблюдения за кораблями в течение часа, Бахтин пришел к выводу, что они стоят на месте, вероятно, на якоре. Лучшей возможности для атаки и быть не могло, и Бахтин начал сближение.
Обстановка была крайне сложной: из-за песчаных отмелей лодка должна была держаться близко к поверхности, а сильное волнение могло вытолкнуть ее наверх, где она была бы немедленно обнаружена противником. Более четырех часов «Пантера» выходила на позицию, незаметно подбираясь к врагу со стороны заходящего солнца. В 21:19, с расстояния примерно восемьсот метров, субмарина произвела залп из двух носовых торпедных аппаратов. Чтобы компенсировать внезапное уменьшение веса, которое могло поднять лодку на поверхность, Бахтин скомандовал немедленное погружение. Лодка коснулась дна, получив повреждения. Примерно через тридцать секунд экипаж услышал взрыв – одна из торпед попала в цель, трёхтрубный эсминец был охвачен дымом и быстро затонул. «Пантере» пришлось отходить под шквальным огнем второго эсминца, а прожекторы с берега долго не давали ей всплыть. Только к рассвету лодка отошла на достаточное расстояние, пройдя около 75 миль без всплытия, полностью разрядив аккумуляторные батареи. Воздух в отсеках не обновлялся в течение 28 часов и стал настолько затхлым, что спичка не загоралась. Члены экипажа теряли сознание, но испытывали гордость за успех. В полдень 1 сентября «Пантера» триумфально вернулась на базу.
Впоследствии выяснилось, что затонувшим судном был HMS "Витториа", эсминец, который был переоборудован в минный заградитель. Он принадлежал к так называемому "адмиралтейскому классу V", разработанному в Великобритании во время Первой мировой войны и объединившему в себе множество передовых на то время достижений в области судостроения. Эти корабли заслуженно считались одними из самых мощных и совершенных эсминцев в мире. "Витториа" был введен в эксплуатацию в марте 1918 года, и на момент трагической встречи у острова Сескар ему не было и полутора лет. После его затопления британцы решили, что подъем и восстановление нецелесообразны, и "передали" его Финляндии. Однако, когда в 1925 году финны собрали деньги на подъем корабля, оказалось, что он разломлен пополам взрывом торпеды и не подлежит восстановлению. После этого координаты обломков были потеряны, и "Витториа" был вновь обнаружен только недавно, в ноябре 2013 года.
Судьба подлодки
Судьба подводной лодки "Пантера" сложилась так, что после своей знаменитой победы она прослужила еще долгое время, но почти всегда под другими названиями. 1 октября 1921 года она стала просто ПЛ-5, 31 декабря 1922 года ее переименовали в "Комиссар", а в 1931 году снова лишили имени, сделав ПЛ-13. В 1934 году ей был присвоен индекс Б-2.
В 1933 году лодка стала "испытательным полигоном" для модернизации подводных лодок типа "Барс", которых в Красном флоте оставалось еще много, но они уже не соответствовали современным требованиям. Руководство решило выяснить, можно ли довести эти лодки до современных стандартов, или все же придется их утилизировать. Б-2 оснастили более мощными дизелями, новой аккумуляторной батареей и новыми винтами, корпус был разделен на три отсека герметичными перегородками, полностью переделали мостик и ограждение рубки, установили полуавтоматическую универсальную 45-мм пушку. Боевые возможности лодки значительно возросли, но объем и стоимость работ оказались настолько большими, что от модернизации остальных "Барсов" таким образом пришлось отказаться.
После модернизации бывшую "Пантеру" передали в учебную бригаду, в которой она и встретила Великую Отечественную войну. К тому времени заслуженную "пенсионерку" в походы уже не отправляли, поэтому она всю войну простояла в Кронштадте. Большая часть ее экипажа была отправлена на фронт. На борту остался только минимальный расчет, но даже он внес вклад в победу: 23 сентября 1941 года зенитным огнем с Б-2 был сбит немецкий бомбардировщик. В 1942 году лодку переоборудовали в плавучую станцию для зарядки аккумуляторов, присвоив обозначение ПЗС-1, а в 1955 году, после почти сорока лет службы, ее списали и отправили на металлолом.
В память о лодке, открывшей боевой счет советским подводникам, атомной подводной лодке К-317 "Пантера", вошедшей в состав Северного флота 27 декабря 1990 года, было присвоено ее имя. В 1993 году лодка выиграла приз Главкома ВМФ по противолодочной подготовке. В 1999 году тогдашний командир лодки, капитан 1-го ранга Сергей Валентинович Справцев, был удостоен звания Героя России с формулировкой "за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни".
Капитан Александр Бахтин за уничтожение эсминца был удостоен Ордена Красного Знамени — высшей награды молодой советской республики. Восемнадцать членов экипажа «Пантеры» были награждены именными часами. В 2007 году были открыты мемориальная табличка на доме в Санкт-Петербурге, где Бахтин проживал в 1919–31 г.г., и памятник на Смоленском Православном кладбище, где он похоронен.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/aleksandr-grebnev-pryzhok-pantery/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉