Найти в Дзене
Альтернативная история

«Тюлень». Самая результативная субмарина Российской Империи Первой Мировой Войны

Оглавление

История Российского Императорского Флота полна славных страниц, зачастую скрытых в тени более громких событий. Одной из таких, безусловно, является история подводной лодки «Тюлень» – самой результативной субмарины, сражавшейся под Андреевским флагом в годы Первой Мировой Войны.

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен
Подводные лодки | Блог альтернативная история | Дзен

Ее боевой путь, отмеченный дерзкими атаками, умелым маневрированием и отвагой экипажа, стал ярким примером эффективности подводной войны. «Тюлень» не только наводил ужас на вражеские корабли, но и вносил ощутимый вклад в защиту российских морских рубежей.

Данная статья призвана осветить малоизвестные страницы биографии этого выдающегося корабля, раскрыть тактические особенности его применения и почтить память моряков, служивших на его борту. Это история не только о железе и стали, но и о мужестве, самоотверженности и преданности долгу.

Морские свершения

Субмарина «Тюлень» принадлежала к классу «Морж», разработанному талантливым русским инженером-кораблестроителем Иваном Бубновым. Строительство этой подлодки стартовало в июне 1911 года, а уже к 1913 году она была спущена на воду. Начало службы в составе Черноморского флота пришлось на два года позже.

Вооружение и технические характеристики «Тюленя» для своего времени были весьма прогрессивными. Подлодка имела 12 торпедных аппаратов, два артиллерийских орудия и могла пройти до 4800 километров благодаря коломенским дизельным двигателям и двум электромоторам отечественного производства.

Первое боевое столкновение «Тюленя» произошло в начале июня 1915 года в районе Босфора. В результате артиллерийской атаки судно-ловушка «Дэре» было вынуждено сесть на мель. Спустя несколько дней «Тюлень» торпедировал немецкий крейсер «Бреслау». В конце того же месяца подлодка добилась новых успехов, уничтожив трехмачтовый парусник, несколько угольных шхун и грузовое судно у острова Кефкен. Все эти операции проводились под командованием старшего лейтенанта Петра Сергеевича Бачманова. В 1916 году командиром подлодки стал старший лейтенант Михаил Александрович Китицын. За первые пять месяцев под его руководством «Тюлень» показал высокую результативность, потопив 14 кораблей, повредив торпедами ещё два и взяв на абордаж как минимум одну турецкую шхуну, а также захватив двухмачтовый барк «Дернис».

Крейсер «Бреслау»
Крейсер «Бреслау»

Главный бой

Самым выдающимся эпизодом в истории «Тюленя» считается бой с транспортным пароходом «Родосто». Уникальность этого столкновения заключалась в артиллерийской дуэли, которую подлодка вела в надводном положении.

Вечером 28 сентября 1916 года, на четвертый день патрулирования транспортного маршрута между Стамбулом и Зонгулдаком, в поле зрения «Тюленя» появился крупный корабль под турецким флагом. По приказу Китицына, подлодка перекрыла ему путь к берегу, вытеснив в открытое море и открыв огонь.

Михаил Александрович Китицын (Источник фото — https://dzen.ru/a/YCau1rSYcFqBarHg)
Михаил Александрович Китицын (Источник фото — https://dzen.ru/a/YCau1rSYcFqBarHg)

«Родосто» принял вызов, но офицеры допустили критическую ошибку, приняв силуэт подлодки за эсминец. Из-за этого их расчеты дальности оказались неверными, и ни один снаряд не достиг «Тюленя». В то же время артиллеристы подлодки произвели около 30 точных попаданий.

На турецком корабле вспыхнул пожар, который команда пыталась потушить под прикрытием дымовой завесы. Китицын воспользовался этим, сблизившись с «Родосто» и выпустив семь снарядов в очаг возгорания. Капитан и офицеры «Родосто», осознав безнадежность ситуации, покинули корабль на шлюпке и добрались до берега. «Тюлень» захватил судно и доставил его в Севастополь.

-4

Завершение карьеры

В 1917 году «Тюлень» продолжал участвовать в боевых действиях, хотя и с меньшей интенсивностью и результативностью. В 1918 году подлодка была захвачена германскими войсками и разграблена. Но даже это не стало концом. После ухода немцев из Севастополя, подлодку удалось восстановить, и она продолжила службу в составе Белого движения. В 1930 году «Тюлень» был разобран на металлолом.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Сергей Виноградов, Алексей Федечкин. Броненосный крейсер "Баян" и его потомки. От Порт-Артура до Моонзунда. Скачать - Альтернативная История

Русские подводные лодки в Порт-Артуре - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/tyulen-samaya-rezultativnaya-submarina-rossijskoj-imperii-pervoj-mirovoj-vojny/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉