Найти тему

Тайна подводного крейсера Третьей республики

19 февраля 1942 года в Лондонское адмиралтейство поступила срочная телеграмма с пометкой «Совершенно секретно» от советника британского консульства в Колоне, расположенном у входа в Панамский канал: «Французский подводный крейсер «Сюркуф» не прибыл, повторяю, не прибыл». Это стало началом одной из самых загадочных историй, скрытых в глубинах Мирового океана.

 Подводный крейсер «Сюркуф»
Подводный крейсер «Сюркуф»
Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен
Вторая Мировая Война | Блог альтернативная история | Дзен

История начинается с Вашингтонского морского соглашения, также известного как «Договор пяти держав», заключённого в феврале 1922 года между США, Великобританией, Францией, Японией и Италией. Этот договор значительно уменьшал боевую мощь флотилий указанных стран, причём особенно строгие ограничения касались Италии и Франции. Однако вся договорённость распространялась только на обычные корабли; про подводные лодки не было упомянуто ни слова. Французские военные решили использовать эту лазейку, чтобы разработать серию субмарин, способных выполнять задачи, традиционно возложенные на крейсеры, в том числе автономные действия в удалённых районах коммуникаций противника.

Всего планировалось построить три такие лодки, и первая из них, названная в честь известного французского корсара времён Наполеоновских войн Робера Сюркуфа, была спущена на воду 18 октября 1929 года. Лодка была действительно огромной — название «подводный крейсер» она получила не случайно. Её длина составляла 110 метров, экипаж включал 150 человек. Водоизмещение лодки достигало 2880 тонн в надводном положении и 4304 тонны в подводном. На момент своего создания «Сюркуф» был крупнейшей подводной лодкой в мире, удерживая это звание до своей гибели. Лишь японские подлодки серии I-400, первая из которых поступила в строй в январе 1944 года, превзошли её по размерам и водоизмещению. Технические характеристики «Сюркуфа» также были вполне на уровне крейсеров. Запаса топлива хватило бы на 10 тысяч морских миль (18500 км), а запасы провизии позволяли поддерживать жизнедеятельность экипажа на протяжении 90 суток. Это обеспечивало возможность океанских переходов и длительную автономность на коммуникациях противника. В подводном состоянии лодка могла преодолевать 130 км на полном заряде аккумуляторов с расчётной глубиной погружения 80 метров.

 Артиллерийская башня крупным планом. Можно рассмотреть крышки, герметично закрывающие дульные срезы орудий, и механический привод для их открывания изнутри лодки.
Артиллерийская башня крупным планом. Можно рассмотреть крышки, герметично закрывающие дульные срезы орудий, и механический привод для их открывания изнутри лодки.

Основным вооружением лодки стало два 203-мм орудия. Интересна история выбора такой системы. Опыт Первой мировой войны показал, что ключевая задача подводных лодок — перехват транспортных судов противника. Конечно, на счету подводников были и боевые корабли, но практика быстро доказала, что уничтожение транспортов с грузами подрывает военную мощь врага (и на море, и на суше) быстрее и эффективнее, чем охота за его крейсерами и эсминцами. Подводники обычно топили транспортные суда при помощи палубной пушки, так как торпеды были чрезвычайно дорогими и не всегда надежными, в то время как артиллерийские снаряды стоили значительно дешевле, хотя и требовали большего количества выстрелов для уничтожения цели.

 Модель, демонстрирующая внутреннее устройство «Сюркуфа»
Модель, демонстрирующая внутреннее устройство «Сюркуфа»

К завершению войны транспорты начали массово оснащать оружием для самозащиты. Были также придуманы специальные "ловушки" – суда с замаскированным вооружением. Когда вражеские подводные лодки, видя беззащитную цель, всплывали и готовились к атаке, их немедленно обстреливали из укрытых пушек. «Сюркуф» был надежно защищен от таких опасностей – благодаря мощным орудиям он мог уничтожать суда врага с большого расстояния, далеко за пределами их ответного огня, так как их пушки имели меньший калибр. В охоте на транспорты помогала особая конструкция орудийной башни – главные орудия можно было заряжать под водой, а предварительное наведение осуществлять на перископной глубине, оставляя лодку невидимой для врага. После всплытия оставалось лишь корректировать прицел, открыть заглушки на стволах и сделать залп – между всплытием и выстрелом проходило менее минуты, и враг не успевал среагировать. Даже если противник пытался выстрелить, попасть в «Сюркуф» было нелегко. Лодка могла вести артиллерийский огонь, оставив над водой только броневую рубку (достаточно защищенную от 75-мм пушек, которыми часто оснащались транспорты), в то время как весь остальной корпус был скрыт под водой, откуда снаряды, летящие по низкой траектории, рикошетировали.

 «Сюркуф» в порту
«Сюркуф» в порту

У «Сюркуфа» было не только артиллерийское вооружение, но и торпедные аппараты: восемь крупнокалиберных (550 мм) и четыре среднего калибра (400 мм) — мощный арсенал по меркам того времени для подлодок. Противовоздушную оборону обеспечивали две 37-мм пушки и два спаренных крупнокалиберных пулемета, расположенные на рубке. Подводная лодка также имела собственный авиационный элемент: специально разработанный гидросамолет Besson MB.411, который использовался для разведки и корректировки артиллерийского огня, хранился в герметичном ангаре в задней части рубки. При необходимости его выкатывали на палубу, присоединяли крылья, которые хранились отдельно ради компактности, и спускали на воду с помощью крана. Гидросамолет взлетал с воды как обычный самолет и приземлялся на воду после завершения миссии, затем его поднимали обратно на борт тем же краном. Вся процедура подготовки к запуску занимала всего четыре минуты. В критических ситуациях «Сюркуф» мог проводить абордажи и диверсии: для этого на его борту имелся запас стрелкового оружия для штурмовой группы (которую составляли некоторые из моряков), моторный катер длиной 4,5 метра и карцер, рассчитанный на сорок пленных.

 Торжественное построение экипажа на палубе
Торжественное построение экипажа на палубе

Всего через шесть месяцев после спуска на воду подводной лодки «Сюркуф», в апреле 1930 года, был заключен Лондонский морской договор, в статье № 7 которого содержались ограничения на строительство подлодок: максимальное водоизмещение на поверхности ограничивалось 2845 тоннами, а калибр артиллерийских орудий не должен был превышать 155 мм. Франция получила разрешение оставить «Сюркуф» на службе благодаря специальной оговорке в договоре, но от плана строительства двух других подлодок такого же типа пришлось отказаться.

После завершения строительства «Сюркуф» активно рекламировался французской прессой и многократно посещал зарубежные порты, демонстрируя военно-морскую мощь Франции. Это было неудивительно — крупнейшая в мире подводная лодка, вооруженная крупнокалиберными орудиями, зенитной батареей и имеющая ангар для самолета, выглядела впечатляюще и являлась настоящим шедевром кораблестроения того времени.

 Чертеж «Сюркуфа»
Чертеж «Сюркуфа»

К сожалению, для реальной эксплуатации лодка оказалась гораздо менее пригодной, чем для пропагандистских фотосессий. Сообщалось о значительных проблемах с остойчивостью: в надводном положении ее сильно раскачивало при волнении, а при погружении она едва сохраняла крен и дифферент в допустимых рамках. Время подготовки лодки к погружению было непомерно долгим – даже в идеальных условиях для этого требовалось более двух минут, что в критической ситуации могло привести к уничтожению лодки противником. Наведение орудий на цель из подводного положения, казавшееся идеальным на бумаге, оказалось невыполнимым на практике – инженеры не смогли обеспечить герметичность подвижных соединений, и любая попытка поворота артиллерийской башни приводила к поступлению воды. Отдельной проблемой для снабженцев стало использование в конструкции "Сюркуфа" огромного количества нестандартных деталей и частей – практически все, что требовалось для ремонта и обслуживания лодки, приходилось изготавливать по индивидуальному заказу, что занимало много времени и стоило дорого.

 Матрос чистит дульный срез орудия главного калибра
Матрос чистит дульный срез орудия главного калибра

Когда началась Вторая мировая война, «Сюркуф» оказался на Ямайке и сразу начал подготовку к возвращению на родину. Лодку включили в эскорт британского конвоя KJ-2, и 28 сентября 1939 года она отправилась в Европу. Новый 1940 год «Сюркуф» встретил в Шербуре, а в мае, с началом немецкого вторжения, был направлен в Брест, где встал в сухой док для ремонта. Блицкриг развивался стремительно, и к моменту подхода немецких танков к Бресту, лодка все еще не была исправна. Однако, благодаря решительности капитана и команды, «Сюркуф» смог ускользнуть прямо из-под носа у противника. Несмотря на то, что работал только один двигатель и руль оставался неисправным, лодка пересекла Ла-Манш и достигла Портсмута.

 Разведывательный самолет выгружают из ангара. Хорошо видны лежащие на палубе отстыкованные плоскости
Разведывательный самолет выгружают из ангара. Хорошо видны лежащие на палубе отстыкованные плоскости

После перемирия между Францией и Германией британцы начали операцию под названием «Катапульта», нацеленную на захват французских кораблей, чтобы не дать им попасть в руки немецкого военно-морского флота. На борту «Сюркуфа» произошла перестрелка, в которой погибли два британских офицера и матрос, один матрос был ранен, а также был убит французский мичман. Этому событию предшествовали действия в порту Мерс-эль-Кебир в Алжире, где операция «Катапульта» обернулась кровавой бойней: британские силы уничтожили четыре французских корабля и убили 1297 моряков. Из-за этого экипаж «Сюркуфа» отказался сотрудничать с британскими властями. Из 150 членов команды лишь 14 согласились остаться на борту и продолжить службу, тогда как остальные были интернированы после того, как уничтожили всю документацию на субмарине и вывели из строя часть её оборудования.

 Интерьеры «Сюркуфа»
Интерьеры «Сюркуфа»

«Сюркуф» получил новый экипаж, составленный из французских моряков, примкнувших к движению де Голля «Свободная Франция». Множество членов этого экипажа ранее служили исключительно на гражданских судах, и даже среди военных моряков большинство впервые сталкивалось с столь необычной и сложной конструкцией, как «Сюркуф». Недостаток обучения усугублялся также и сложным моральным состоянием моряков. Необходимость сражаться, возможно, против своих соотечественников, неоднозначные действия британцев и постоянная вишистская пропаганда по радио, призывавшая французов возвращаться на родину и не позволять англичанам использовать их в качестве пушечного мяса, все это не способствовало высокому боевому духу.

 Интерьеры «Сюркуфа»
Интерьеры «Сюркуфа»

Британское адмиралтейство тоже оказалось в затруднительном положении. C одной стороны, подводный крейсер обладал значительной боевой ценностью и благодаря довоенной пропаганде ассоциировался у французов с мощью их страны, поэтому его стоило применять для нанесения урона немцам и их союзникам, а также для поднятия морального духа бойцов «Свободной Франции». С другой стороны, конструктивные недостатки лодки, плохая подготовка ее нового экипажа и его ненадежность делали многие члены адмиралтейства уверенными в том, что выпускать «Сюркуф» в море было бесполезно и даже опасно. В результате с апреля 1941 по январь 1942 года лодку отправляли на боевые задания всего дважды, и оба раза безуспешно. Состояние экипажа оставляло желать лучшего: матросы часто попадали под арест или списывались на берег за неподобающее поведение и различные нарушения. Отношения между офицерами и нижними чинами были напряженными и иногда доходили до враждебности, а многие члены команды открыто сомневались в полезности вооруженных сил «Свободной Франции».

 Интерьеры «Сюркуфа»
Интерьеры «Сюркуфа»

В начале 1942 года было принято решение перебросить «Сюркуф» на Тихоокеанский театр военных действий для поддержки американского флота, понесшего значительные потери после атаки японцев на Перл-Харбор. В первых числах февраля подлодка достигла Бермудских островов. По пути она сталкивалась с сильными штормами, что привело к повреждениям рубки, орудийной башни и нескольких торпедных аппаратов, а также к отказу двигателя и нарушению герметичности некоторых люков на палубе. Самолет был оставлен на берегу еще раньше из-за неисправностей. Состояние экипажа не улучшилось, и он оставался неполным. По итогам перехода британский наблюдатель заключил, что крейсер полностью небоеспособен. Однако в Адмиралтействе склонялись к мнению, что командир лодки преувеличивает степень повреждений, расценивая это как саботаж, обусловленный нежеланием участвовать в боевых действиях.

9 февраля «Сюркуф» получил приказ следовать через Панамский канал на Таити. 12 февраля он покинул Бермуды и отправился в дальнейший путь. Маршрут был чрезвычайно рискованный, так как лодка не могла погружаться в подводное положение из-за повреждений, что делало ее легкой добычей для патрулирующих регион немецких подлодок. 19 февраля в Лондонское адмиралтейство поступила та самая телеграмма, с которой началась эта статья. Впрочем, в начале телеграмма была приведена не полностью — далее следовал следующий текст:

«Военный транспорт США «Томсон Лайкс», вышедший вчера с конвоем в северном направлении, сегодня вернулся после столкновения с неопознанным судном, которое, видимо, сразу затонуло, в 22:30 18 февраля в 010 градусах 40 минутах северной широты, 079 градусах 30 минутах западной долготы. Транспорт вел поиск в этой точке до 08:30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не обнаружил. Единственный след – нефтяное пятно. У «Томсон Лайкс» серьезно повреждена нижняя часть форштевня».

Итак, в сообщении о пропаже подводной лодки изначально содержалась версия о ее крушении, которая затем стала официальной: ночью, когда американцы не были проинформированы о нахождении и курсе лодки, она в темноте столкнулась с транспортным судном «Томсон Лайкс» и затонула вместе со всем экипажем.

Официальная версия кажется вполне достоверной и имеет право на существование, однако в ней присутствуют некоторые "темные" моменты, которые оставляют место для сомнений. Например, никому из команды «Томсон Лайкс» не удалось увидеть, с чем именно произошло столкновение, а представители «Свободной Франции» не были допущены на заседания комиссии по расследованию и не имели возможности ознакомиться с материалами дела.

Разобраться в этом происшествии помогли бы обломки самой подводной лодки, которые до сих пор не найдены. В 1965 году любитель-аквалангист Ли Приттимен заявил, что обнаружил «Сюркуф» на дне пролива Лонг-Айленд, но эта история быстро угасла и осталась лишь в нескольких газетных статьях. До сих пор существуют альтернативные теории о судьбе «Сюркуфа». Одна из самых популярных гласит, что экипаж «Сюркуфа» изменил, и что две американские подводные лодки «Макрель» и «Марлин» обнаружили его в проливе Лонг-Айленд, когда он перегружал припасы и топливо на немецкую подлодку, после чего обе — и немецкая, и французская — были потоплены. Варианты этой теории включают вместо американских подлодок дирижабль береговой обороны или британский эсминец.

 Матросы на палубе «Сюркуфа»
Матросы на палубе «Сюркуфа»

Некоторые считают, что затопление «неблагонадежного» «Сюркуфа» планировалось союзниками заранее, но огласке не предавалось, чтобы не портить отношения со «Свободной Францией». В 1983 году бывший морской пехотинец, служивший в 1942-м на крейсере «Саванна», заявил, что его корабль получил в середине февраля приказ объединиться с неким английским крейсером, после чего найти и утопить «Сюркуф», поскольку тот обстреливал союзные корабли. Правда, согласно этому рассказу, когда крейсера прибыли в назначенное место, «Сюркуф» уже затонул по иным причинам. Весьма весомой выглядит, в отличие от предыдущих, версия, которую выдвинул британский исследователь Джеймс Расбриджер. В документах американской 6-й бомбардировочной группы он обнаружил запись о том, что утром 19 февраля неподалеку от Панамы была «обнаружена и уничтожена подводная лодка больших размеров». Так как в немецких архивах не зафиксировано потерь лодок в том районе в указанное время, логично предположить, что это был «Сюркуф». Вероятнее всего, рация лодки была повреждена состоявшимся накануне столкновением с «Томсон Лайкс», и она просто не смогла дать знать летчикам, что они бомбят своих, а в районе Панамы лодка оказалась потому, что это был ближайший союзный порт, где можно было встать на ремонт.

Как бы то ни было, на сегодняшний день исчезновение «Сюркуфа» остается одной из тайн, которые море хранит в огромном количестве с начала времен, и узнать ее разгадку нам еще только предстоит.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Экспериментальный эсминец проекта 45 «Опытный» - Альтернативная История
Концепт-проект электрической подлодки SMX31E. Франция - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/aleksandr-grebnev-tajna-podvodnogo-krejsera-tretej-respubliki/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

-13