Найти тему
Перо и Пыль Истории

Как пали великие герои Древней Греции

Оглавление

Множество греческих героев погибло из-за собственной гордыни: от Ахилла, Беллерофонта и Одиссея до Арахны, Икара и Фаэтона.

Гордыня, или фатальная гордость, была причиной падения многих греческих героев в античном мифе. В классической мифологии гордыня считалась очень опасным недостатком; это был акт высокомерия, обычно когда герой пытался присвоить себе статус бога. Боги греческой мифологии не благосклонно относились к смертным, которые переступали или слишком много хвастались! Древние греки считали гордыню фатальным недостатком, который приносил трагедию героям… и обычно приводил к их смерти. Наказание за гордыню часто было шокирующим напоминанием о человеческих ограничениях и смертности. Таким образом, гордыня была главной темой греческой трагедии.

Вот некоторые мифы, в которых гордыня привела к гибели многих греческих героев.

1. Ахилл: Предупреждение греческим героям

«Ярость Ахилла» , Шарль-Антуан Куапель , 1737 г., Эрмитаж
«Ярость Ахилла» , Шарль-Антуан Куапель , 1737 г., Эрмитаж

Начнем с одного из самых известных греческих героев: Ахилла. В «Илиаде» Ахилл был самым искусным греческим бойцом; его победы и доблесть принесли ему звание «лучшего из ахейцев». Когда у него отобрали военную добычу, девушку по имени Брисеида, он в гневе поклялся не сражаться с троянцами. В греческой традиции военная добыча, дарованная ахейской армией, была показателем чести воина. Поэтому, когда отобрали Брисеиду, честь Ахилла была символически задета. Поэтому гордый Ахилл был глубоко оскорблен.

Отказ Ахилла сражаться привел к неисчислимым потерям для греков. Ахилл был лучшим бойцом, и он обучил свой отряд воинов, мирмидонян, быть такими же свирепыми. Устранение Ахилла и мирмидонян пошатнуло уверенность греческой армии. Это привело к успеху троянцев.

Ахилл клянется:

«Когда-нибудь, клянусь, тоска по Ахиллу охватит сыновей Ахеи и все ваши армии! […] когда орды твоих бойцов падут и умрут […]
Тогда — тогда ты вырвешь свое сердце, отчаянный, яростный, что ты опозорил лучшего из ахейцев!»

Из-за бесчисленных потерь правая рука Ахилла - Патрокл все больше терзался. Он неоднократно умолял Ахилла позволить ему пойти вместо него и повести мирмидонян в бой. Ахилл неохотно согласился.

Ахилл выносит тело Патрокла с поля битвы, гравюра Леона Давана, XVI век, музей MET
Ахилл выносит тело Патрокла с поля битвы, гравюра Леона Давана, XVI век, музей MET

Однако, Патрокл был убит. Ахилл был ввергнут в отчаяние его смертью.

В скорби и ярости Ахилл сеял хаос на троянских равнинах. Однако, поскольку Трое не суждено было пасть от рук Ахилла, боги сочли нужным положить конец жизни Ахилла. И вот, когда Ахилл уже приблизился к троянским стенам, когда победа была уже в руках, его сразила стрела Париса, направляемая богом Аполлоном. Чрезмерная гордость Ахилла была предупреждением для греческих героев. А может это все связано с высокомерием богов, что не могли допустить ни в малейшей степени - превосходство смертного над богами.

2. Одиссей

Улисс (Одиссей), потерпевший кораблекрушение, автор Тако Хаджо Джелгерсма, Британский музей.
Улисс (Одиссей), потерпевший кораблекрушение, автор Тако Хаджо Джелгерсма, Британский музей.

В отличие от других греческих героев, гордость Одиссея не стала причиной его смерти — просто много ненужного труда. Для других греков, возвращавшихся с Троянской войны, путешествие было коротким плаванием через Эгейское море, возможно, длившимся неделю. Для Одиссея это должно было быть похоже, но вместо этого ему потребовалось 10 лет.

Во время плавания домой Одиссей и его команда были заперты в пещере Полифемом, циклопом. Гигантский валун, слишком тяжелый, чтобы его можно было сдвинуть, запечатал вход. Поэтому Одиссей, «хитрый из людей», придумал план. Одиссей был очень известен среди греческих героев своим умом и хитрым умом. Это было источником его гордости.

Когда Полифем вернулся, Одиссей очень сильно напоил Циклопа в его собственном винном погребе. Дружелюбно и пьяно болтая, Полифем спросил Одиссея, как его зовут. Одиссей изобретательно ответил ему: «Оутис», что означает «Никто». Когда Полифем впал в опьяняющий сон, Одиссей ударил его ножом в глаз, ослепив Циклопа. В отчаянии Полифем позвал других Циклопов на острове. Когда другие Циклопы пришли на помощь, они спросили, что случилось. Полифем ответил: «Никто причиняет мне вред!»

В следующий раз, когда Полифем открыл дверь из валуна, команда выскользнула наружу. Когда Одиссей благополучно оказался на борту своего корабля, его высокомерие взяло верх; он хотел признания за свой хитрый трюк. Он крикнул Полифему: «Мое настоящее имя — Одиссей, сын Лаэрта!»

Полифем сердито возразил, что его могущественный отец — бог Посейдон — исцелит его глаз. Тогда Одиссей перешел самую грань. Он оскорбил бога. Возбужденный своим успехом, он насмехался, что морской бог не может исцелить его глаз! Большая ошибка. Полифем призвал Посейдона сделать путешествие домой для Одиссея как можно более трудным. Посейдон, разгневанный гордостью Одиссея, подчинился.

3. Беллерофонт: самый легендарный из греческих героев

«Беллерофон на Пегасе», Джованни Баттиста Тьеполо, 1743–1750 гг., Палаццо Лабиа, Венеция, Интернет-галерея искусств.
«Беллерофон на Пегасе», Джованни Баттиста Тьеполо, 1743–1750 гг., Палаццо Лабиа, Венеция, Интернет-галерея искусств.

Беллерофонт был одним из самых легендарных греческих героев, и его повествование — душераздирающая греческая трагедия. Этот герой особенно гордился собой за то, что укротил крылатого коня по имени Пегас. Это был захватывающий подвиг: подружиться с диким конем, оседлать такого духа, летать! Его новый спутник мог унести его в места, о которых другие только мечтали.

Перед встречей с Пегасом Беллерофонту было поручено смертельно опасное задание — убить огнедышащую Химеру. Этот зверь представлял собой ужасающую смесь животных: тело и голова льва, змея вместо хвоста и козья морда, торчащая из его тела.

Накануне встречи с чудовищем Беллерофонт молил богиню Афину о помощи. Она повиновалась, рассказала ему, где найти Пегаса, и оставила рядом с ним золотой пояс. С помощью Афины Беллерофонт смог найти и приручить животное. Вместе крылатый конь и герой смогли победить Химеру.

Беллерофонт нарушал границы слева, справа и в центре. Он подружился с Пегасом, он победил Химеру; что могло остановить его теперь? Он жаждал увидеть Олимп, дом греческих богов, и поэтому он побуждал Пегаса лететь все выше и выше и выше...

Боги не были довольны этим. По их мнению, Беллерофонт явно превысил свое место одного из смертных греческих героев. Они послали муху, чтобы ужалить Пегаса, и конь взбрыкнул, сбросив Беллерофонта на много миль на землю. Беллерофонт не был убит, так как боги желали, чтобы он страдал и дальше. Вместо этого он был искалечен и оставлен бродить по земле в поисках своего любимого Пегаса. Увы, Пегас так и не вернулся к нему.

4. Фаэтон

Фаэтон, из « Четырех позорящих» Хендрика Гольциуса , 1588 г., из собрания Метрополитен-музея
Фаэтон, из « Четырех позорящих» Хендрика Гольциуса , 1588 г., из собрания Метрополитен-музея

Фаэтон был сыном Гелиоса, бога Солнца. В честь его происхождения имя греческого героя означало «сияющий». Несмотря на столь знатное происхождение, люди города Фаэтона были настроены скептически. Никто не верил, что Фаэтон на самом деле был сыном почитаемого бога солнца. Образ Фаэтона, казалось, не соответствовал другим греческим героям, и поэтому Фаэтон подвергался постоянным насмешкам.

Уязвленный их неверием, Фаэтон взмолился Гелиосу, чтобы тот каким-то образом доказал, что он его отец. Из жалости к беде сына Гелиос поклялся, что исполнит одно желание Фаэтона — все, что он захочет. Теперь, в греческом мифе, это никогда не было хорошей идеей для бога, который обладает такой огромной силой, предлагать «что угодно» наивному, страдающему человеку.

Обрадованный обещанием отца, Фаэтон спросил, может ли он управлять колесницей бога Солнца по небу в течение дня. Это была не просто колесница — она отвечала за движение солнца. Согласно древнегреческому поверью, Гелиос выводил солнце на небо в течение дня, нагревая землю, а затем опускал его под землю на ночь, позволяя прохладному ночному воздуху стабилизироваться. Гелиос был связан своим обещанием — у него не было выбора, кроме как исполнить желание Фаэтона.

Фаэтон начал восхождение, но лошади не привыкли к его командам. Они оказались слишком неуправляемыми. В перевороте Фаэтон подъехал слишком близко к земле, выжигая ее. Миф гласит, что так он создал пустыню Сахара. Прежде чем он успел натворить еще что-то, Зевс поразил его молнией. И таким образом, в настоящей греческой трагедии, высокомерие Фаэтона стало причиной его окончательного падения.

5. Арахна

Паллада (Афина) и Арахна, Стефано делла Белла , Британский музей
Паллада (Афина) и Арахна, Стефано делла Белла , Британский музей

Арахна: имя очень близко к Арахнид; вполне уместно, ведь Арахна была первым пауком. Но до того, как стать пауком, она была женщиной с определенным навыком — ткачеством. Начиная с самых низов, Арахна впервые освоила искусство ткачества еще юной девушкой и вскоре стала экспертом. Она прославилась своей способностью оживлять гобелены. Благоговейный наблюдатель за работой Арахны заметил, что Арахна, должно быть, была благословлена ​​Афиной, богиней ремесла и ткачества. Арахна усмехнулась, отрицая это, и заявила, что это был ее собственный талант.

К сожалению, Арахна на этом не остановилась. Не зная, что наблюдателем на самом деле была сама богиня. И вот, Арахна пала жертвой гордыни … она даже бросила вызов самой богине на соревнование по ткачеству. Затем богиня раскрыла себя, но Арахна лишь слегка покраснела; она все еще была полна решимости доказать, что ее мастерство превосходит все остальные.

Арахна не отказалась от своего вызова, и ткачество началось. Афина соткала великолепное изображение богов в их самые торжественные моменты: Зевс на своем могучем троне, Посейдон, приносящий родниковую воду, Афина, получающая в дар город Афины, Виктория, дарующая праздничные венцы, царица Гера , поражающая обидчиков и так далее.

В ответ Арахна соткала изображение богов, совершающих свои худшие деяния . Она соткала душераздирающие сцены похоти и насилия; боги, Зевс, Посейдон и Дионисий, и это лишь некоторые из них, обманывали женщин, чтобы спать с ними, замаскировавшись под быков, пламя, золотые дожди и т. д.

Афина была опустошена сценами на гобелене Арахны, и поэтому она разорвала работу на куски. Разгневанная как превосходством мастерства Арахны, так и ее отказом отдать должное Афине за то, что она благословила ее мастерством, Афина превратила Арахну в паука.

6. Икар

Падение Икара , копия с Бернара Пикара , около 1730 г., Британский музей
Падение Икара , копия с Бернара Пикара , около 1730 г., Британский музей

Миф об Икаре начинается с отца и сына, попавших в тюрьму злого царя. Дедал, отец, был гениальным изобретателем. Однажды он помог греческому герою Тесею сбежать из лабиринта царя Миноса.

В наказание царь Минос бросил Дедала и его маленького сына Икара в лабиринт. Дедал, всегда мудрый мастер, придумал план побега. Он собрал перья и смазал их воском, чтобы создать крылья. Когда крылья были готовы — одна пара для Дедала и одна для Икара — Дедал дал Икару несколько строгих указаний:

«Позволь мне предупредить тебя, Икар, выбери средний путь, иначе влага отяжелит твои крылья, если ты полетишь слишком низко или поднимешься слишком высоко, солнце их опалит».

Взволнованный перспективой полета и побега из заточения, Икар поспешно согласился на предостережения отца. И так, Икар и Дедал начали свой полет. Сначала Икар следовал за отцом, держась подальше от волн и не подлетая слишком близко к солнцу. Однако, когда опьянение от свободы и полета охватило молодого Икара, он стал безрассудным от гордости — он начал взлетать все выше и выше.

«Его близость к пожирающему солнцу смягчила благоухающий воск, державший крылья: и воск растаял: он молотил голыми руками, но, потеряв свои веслоподобные крылья, не мог скользить по воздуху. Пока его рот выкрикивал имя отца, он исчез в темно-синем море».

Икар был потерян в море. Дедал звал его снова и снова, но вскоре заметил перья, дрейфующие по волнам. Позже он нашел тело Икара и назвал близлежащий остров в честь своего потерянного сына, Икария, душераздирающее дополнение к греческой трагедии.

Греческие герои, гордыня и греческая трагедия: в чем кроется предупреждение?

«Семь голов греческих героев» Вильгельма Тишбейна , 1801–1805 гг., Британский музей
«Семь голов греческих героев» Вильгельма Тишбейна , 1801–1805 гг., Британский музей

В жизни греческих героев и в греческой трагедии можно найти бесчисленное множество примеров высокомерия: Ниоба, женщина, которая хвасталась тем, что у нее больше детей, чем у Лето — матери Аполлона и Артемиды, — была наказана убийством своих детей; Пенфей, отказавшийся поклоняться Дионису, в ответ был разорван на части собственной матерью, доведенной до безумия; Нарцисс, оскорбивший богов, отвергнув ухаживания Эхо, был проклят и влюбился в собственное отражение, и так он и зачах, завороженный собственным образом.

Список можно продолжать. В конце концов, эти мифы и трагические судьбы всех вовлеченных демонстрируют опасность гордыни и важность смирения (особенно перед богами, это ведь Древняя Греция). Гордыня привела к нарушению естественного порядка, и в ответ породила неизбежную Немезиду, месть богов.

#мифы #размышления #скрытый смысл #истории #Древняя Греция #сюжеты #мифология